Проблемы рынка страхования лизинговых операций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы рынка страхования лизинговых операций



Основным фактором, ограничивающим возможности роста рынка, является невысокий уровень кредитоспособности потенциальных лизингополучателей, что вынуждает лизинговые компании отказываться от заключения сделок. Наиболее остро беспокоивший лизингодателей вопрос, а именно нехватка долгосрочного финансирования в требуемых объемах, сегодня сместился на второй план. Отрицательно на лизинговую деятельность влияют также высокая стоимость лизинговой услуги для потенциальных клиентов и низкий спрос на лизинг со стороны субъектов экономики в связи с неопределенностью перспектив их дальнейшего развития и опасениями осуществлять долгосрочные инвестиции. Вопросы возможных конфликтов лизингополучателей с налоговыми органами при осуществлении лизинговых сделок в настоящее время стали менее значимы по сравнению с поиском самой возможности получить лизинговое финансирование[4].

Одной из основных причин, по которым лизинговые компании неохотно прибегают к страхованию, является отсутствие необходимых им страховых продуктов. Большинство страховых компаний берутся лишь за страхование всего портфеля в целом, в то время как лизинговые компании нуждаются в страховании рисков по отдельным сделкам.

Не случайно в качестве одной из причин, препятствующих активному развитию лизинга в стране, многие специалисты указывают практически отсутствие у российских страховщиков таких инструментов, как страхование финансовых рисков. Страховать невыплату или же несвоевременную уплату лизингополучателем лизинговых платежей экономически нецелесообразно вследствие высоких тарифов. Легче лизингодателю отречься от участия в подобный сделке или повысить авансовый платеж. На худой конец, лизинговые фирмы страхуют лишь первые платежи, которые являются указателем платежеспособности покупателя. Следует помимо прочего подчеркнуть недостаточность предложения со стороны страховых фирм, осуществляющих страхование экономических рисков.В целях развития лизинга необходимо широкое применение страхования рисков и ответственности как совокупности элементов риск-менеджмента. В единичных случаях, когда страховая компания оказывает клиенту данную услугу, стоимость ее настолько велика, что это неизбежно приводит к увеличению общей суммы лизинговых платежей, то естьлизинговая компания становится неконкурентоспособной [14].

На практике практически не покрывается страховыми программами предпринимательский риск, связанный с просчетами в маркетинговой стратегии и, как следствие, с отсутствием спроса на продукцию или спросом, более низким, нежели планируемый. Уменьшить этот риск можно методом избегания (обратившись в специализированные консалтинговые агентства еще на стадии составления бизнес-плана).

С конца 2008 года при сохранении спроса на лизинговые услуги стало значительно меньше возможностей для их предоставления. Это произошло в результате возникших проблем на кредитном рынке и нарушения процессов рефинансирования. Кризисом были серьезно затронуты базовые отрасли промышленности, металлургия, строительный сектор. Ощутимо сократились железнодорожные и авиаперевозки. В меньшей степени пострадали сегменты бизнеса, связанные с оказанием ежедневных услуг и торговлей.

С сентября 2009 года ситуация стала улучшаться. По оценкам, с которыми согласны большинство участников рынка, локомотивом развития всего рынка лизинга в прошлом году и начале этого года стал автолизинг. Несмотря на рекордное падение уровня продаж в первой половине 2009 года, именно сегмент автолизинга начал быстрее всего восстанавливаться после кризиса.

Кризис существенно повлиял на характер спроса. Если в 2007 и 2008 годах лизинг приобретались автомобили премиального сегмента, организации существенно расширяли автопарки, то в прошлом году компании совершали более экономичные приобретения. Серьезные перспективы есть у рынка подержанной техники. Это связано, в том числе с тем, что многим компаниям в 2009 пришлось столкнуться с проблемой реализации техники, возвращенной должниками. Среди других направлений лизинга, - лизинг техники для коммунальных хозяйств, лизинг торгового оборудования, лизинг оборудования для кинотеатров.

Спрос на страхование лизинговых сделок напрямую зависит от объема рынка лизинга. Негативные факторы, влияющие на развитие рынка лизинговых операций, приведены в таблице 7.

 

Таблица 7. - Основные факторы, негативно влияющие на лизинговый

рынок

Место Негативный фактор
1 Ухудшение кредитного качества потенциальных клиентов, вынуждающее отказывать в осуществлении сделки
2 Нехватка у ЛК заемного финансирования в достаточном объеме (в том числе ограниченное кредитование со стороны банков)
3 Нехватка у ЛК финансирования с длительными сроками ("длинных денег")
4 Высокий уровень удорожания для потенциальных лизингополучателей (конечная стоимость лизингового финансирования с учетом процентных ставок банков и маржи лизингодателя)
5 Низкий спрос на лизинговые услуги из-за опасения клиентов планировать деятельность на длительный срок
6 Низкая обеспеченность лизинговых компаний собственным капиталом
7 Повышенное внимание к лизинговым сделкам со стороны налоговых органов

 

После резкого падения в конце 2008 - начале 2009 года спрос на услуги страховщиков начал постепенно восстанавливаться. Проанализировав ситуацию за год, видно, что наименее всего от кризиса пострадал спрос на медицинское оборудование, оборудование для пищевой промышленности. Стабильность сохранилась в проектах связанных с бюджетным финансированием [21].

Страховые компании стали играть ощутимо большую роль в сделках, принимая в них участие с начального периода, в частности в качестве консультантов по рискам. Лизингодатели совместно со страховщиками стали значительно больше внимания уделять мониторингу дебиторской задолженности клиентов. Лизингодатели ужесточили требования по страхованию сделок и теперь практически в 100% случаев страхуется весь цикл, начиная с момента приобретения (доставка, монтаж и т.д.), тогда как до кризиса были «возможны варианты».

На сегодня самая большая проблема рынка страхования лизинга - отсутствие опыта и у страховщиков, и у предприятий. Именно поэтому в международных сделках, участвует чаще всего западный страховщик. Как только лизинговые сделки в России станут повсеместными, страховщики смогут полноценно зарабатывать на страховании лизинговых платежей.

Для дальнейшего расширения лизинговых операций в России необходимо четкое понимание участниками сделки того, что страхование - не дополнительный налог, а гарантия выполнения сторонами взятых на себя обязательств. С другой стороны, увеличение лизинговых платежей, обусловленное страхованием, делает лизинговые схемы менее привлекательными для лизингополучателя и потому сужает рынок. Лизинговая компания должна сделать выбор: либо она страхует свои финансовые риски и тем самым сужает круг потенциальных клиентов, либо не страхует, имея при этом широкий круг лизингополучателей, но работает в условиях высоких финансовых и коммерческих рисков.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.169.48 (0.007 с.)