Разработка мероприятий, направленных на повышение эффективности (рентабельности) производства продукции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разработка мероприятий, направленных на повышение эффективности (рентабельности) производства продукции



Воздействие внешних факторов на повышение рентабельности производства продукции

 

Как известно, прибыль является итоговым показателем деятельности любого предприятия той или иной отрасли. Это также важнейший экономический показатель. Однако прибыль не показывает, не характеризует, какой ценой она достигнута, какими размерами средств. В прибыли не отражен размер производственного потенциала, с помощью которого она получена.

Для соизмерения размера прибыли и величины использованных средств, для ее достижения, в экономике используется показатель рентабельности.

Многообразие показателей рентабельности определяют альтернативность поиска путей повышения. Каждый из исходных показателей раскладывается в факторную систему с различной степенью детализации, что задает границы выявления и оценки производственных резервов.

При анализе путей повышения рентабельности важно разделять влияние внешних и внутренних факторов. Такие показатели, как цена продукта и ресурса, объем потребляемых ресурсов и объем производства продукции, прибыль от реализации и рентабельность продаж, находятся между собой в тесной функциональной связи.

Для монопродукта каким является продукция МУП «Водоканал» взаимосвязь этих показателей можно отразить с помощью следующей схемы:


 

 

Рентабельность производства продукции рассматривается как произведение коэффициента производительности ресурсов и коэффициента соотношения цен единицы продукта и единицы ресурса. Последнее соотношение обычно называют финансовой производительностью (дефлятором) цены, потому что оно характеризует меру возмещения дополнительных затрат в цене реализуемой продукции в результате повышения себестоимости (затрат ресурсов за счет роста цен на ресурсы).

Бели представить взаимосвязь данных показателей в индексной форме, то появиться возможность обычным методами факторного анализа дать количественную оценку влияния промышленной и финансовой производительности на доходность предприятия и прибыль.

Имеем:

 

 

или в развернутом виде

 

 

где J - индекс роста соответствующего показателя;

;0 - означают, что показатели исчислены за отчетный и базисный периоды соответственно.

Влияние изменения промышленной производительности на доходность определяется методом цепных подстановок:

 

 

Аналогично рассчитывается влияние изменения финансовой производительности:

 

 

В целом общее изменения доходности за период балансируется с факторными отклонениями:

 

 

Предприятия главное внимание обращают па проблемы контроля за изменениями промышленной производительности и стараются снижать роль внешнего фактора (финансовой производительности). Дело в том, что одним из условий процветания предприятия является расширение рынка сбыта продукции за счет снижения цены на предлагаемые товары. Поскольку этот процесс не сопровождается снижением цен на потребляемые ресурсы, то роль дефлятора цены в формирование рентабельности предприятия понижается. Это естественным образом переключает сферу усилий руководства на контроль за изменением промышленной производительности, т.е. за внутренними факторами: снижение материалоемкости и трудоемкости, повышение отдачи основных средств (машин, оборудования и т. д.)

В рынке, где цель предпринимательской деятельности - получение максимума прибыли, предприятие после анализа рентабельности должно принять соответствующее решение - избавиться от убыточных и малорентабельных изделий и, наоборот, увеличить высокорентабельные виды продукции. Если же отрасль дотационная или отдельные изделия дотируются, то следует сделать определенные корректировки.

Поэтому руководство МУП «Водоканал» взяло за правило слова Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна: «Сегодня - нерациональное использование водных ресурсов, завтра- нехватка чистой питьевой воды».

С целью стабилизации текущего положения и повышения рентабельности предприятия, основными задачами в эксплуатации водоснабжения являются:

бесперебойный забор и подача на очистку требуемого количества сырой воды;

-   сохранение качества воды в соответствии с требованиями санитарных правил и норм в процессе ее транспортировки потребителям;

    борьба с утечками и нерациональным использованием воды;

В зависимости от показателей рентабельности все направления и пути повышения рентабельности предприятия можно разделить па внутренние и внешние.

Главными внешними направлениями повышения рентабельности МУП «Водоканал» должны стать следующие:

повышение рентабельности работы за счет совершенствования организации, механизации и автоматизации производственных процессов;

-   экономия материалов и энергоресурсов;

    установка общедомовых приборов контроля учета в многоквартирных домах и вынос приборов учета на границу эксплуатационной ответственности.

Установка общедомовых узлов учета потребляемой воды позволит привлечь дополнительную прибыль при тех же объемах материальных затрат. Реализация данного направления потребует пересмотр нормативов потребления воды, увеличение тарифов при использовании нормативного метода оплаты, а также тотальное введение домовых счетчиков для населения.

Сегодняшние нормативы предполагают потребление среднестатистическим жителем 100 литров воды в сутки. Однако в результате проведенного эксперимента в течение 1-го полугодия 2009 г. было выявлено, что после установки счетчиков в 1000 квартирах и домохозяйствах среднее потребление на 1 человека составило 400 л.

Необходимо обратить внимание, что основным недостатком исследования было неправильное время проведения исследования, значительное увеличение расхода воды происходит в весенние и летние месяцы, т.е. в период огородно-садовых работ.

Следовательно, можно предположить, что с учетом летних праздников среднее потребление воды на человека может составить 600 л, то есть в 6 раз больше нормативного потребления.

По статистическим данным МУП «Водоканал» в г. Ливны узлы учета стоят в 30% домовладений и квартир, а остальные платят по нормативам.

Таким образом, обязательная установка узлов учета на потребляемую воду позволит МУП «Водоканал»:

производить точные расчеты между покупателями;

-   экономить материальные затраты в период снижения потребления;

    увеличить объем выручки и прибыли за реализованную продукцию при тех же материальных затратах;

    выявить источники и возможности утечки водных ресурсов, а также хищения продукции.

В процессе реализации данного мероприятия, а точнее в перспективе, можно будет осуществлять поверку учетного оборудования. По требованиям Федеральной службы по техническому надзору межповерочный интервал должен составлять для жидкостных счетчиков - 1 год. Следовательно, осуществление услуг поверки счетчиков для населения будет еще одним источником привлечения прибыли предприятия, а значит, повышения рентабельности продукции.

Показатель рентабельности производства имеет особенно важное значение в современных, рыночных условиях, когда руководству предприятия требуется постоянно принимать ряд неординарных решений для обеспечения прибыльности, а, следовательно, финансовой устойчивости предприятия (фирмы).

Факторы, оказывающие влияние на рентабельность производства, многочисленны и многообразны. Одни из них зависят от деятельности конкретных коллективов, другие связаны с технологией и организацией производства, эффективности использования производственных ресурсов, внедрением достижений научно-технического прогресса.

Как показали практические расчёты, показатели рентабельности имеют более или менее значительные колебания по годам, что является следствием изменения цен реализации и себестоимости продукции.

В настоящее время большинство предприятий являются нерентабельными (убыточными) или малорентабельными, что является последствиями экономического кризиса в стране.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.69.255 (0.007 с.)