Реформирование общественных фондов потребления и прогнозирование реальных доходов населения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реформирование общественных фондов потребления и прогнозирование реальных доходов населения



Общественные фонды потребления (ОФП) — это расходы на текущее содержание учреждений и организаций здравоохранения, образования, культуры; выплаты по временной нетрудоспособности, пособий семьям с детьми, оплата очередных отпусков; расходы государства на содержание общественного жилищного фонда, не покрываемые квартирной платой, являющиеся неотъемлемой частью прежней экономической системы. Доля прямых и косвенных выплат из ОФП в доходах различных слоев населения колебалась от 30 до 70 %, что давало основание рассматривать ОФП как один из основных финансовых источников удовлетворения потребностей людей. ОФП считались наиболее перспективным способом распределения общественного продукта, однако их цели и задачи в прежнем виде несовместимы с принципами рыночной экономики. В условиях рынка главным источником, обеспечивающим потребление всех материальных благ, включая и социальные услуги, становится доход граждан. И только граждане, не имеющие возможности обеспечивать свое материальное существование и социальное развитие за счет собственных средств, должны получать со стороны государства социальную поддержку, финансовым источником которой могут оставаться ОФП. Таким образом, рыночные отношения не исключают ОФП как таковые, а только меняют их целевое назначение. ОФП должны использоваться исключительно в целях социальной защиты населения.

ОФП должны распределяться между регионами по нормативам на душу населения с учетом климатических, экологических, социальных и экономических условий в каждом из них.

Переход отраслей социальной сферы к рыночным отношениям – наиболее сложная задача. Если социальные услуги становятся платными, то «бесплатными» они окажутся только для тех, за кого расплатится государство. Эффективность такого механизма адресности в использовании ОФП будет возрастать по мере повышения жизненного уровня населения, когда все больше и больше людей будут в состоянии самостоятельно расплачиваться за потребление социальных услуг. Вместе с тем введение платности невозможно без серьезной структурной перестройки.

Основное направление реформирования в системе здравоохранения связано с переходом к бюджетно-страховому принципу финансирования медицинских учреждений. При этом источником финансирования для неработающего населения и занятых в бюджетных организациях остается бюджет, а для работающего – средства предприятий. Финансирование добровольного страхования будет осуществляться за счет как прибыли предприятий, так и личных средств граждан. Ключевыми субъектами нового хозяйственного механизма системы здравоохранения становятся независимые страховые компании, деятельность которых позволит реализовать конкурентные принципы организации рынка медицинских услуг.

Реформирование ОФП в сфере образования начинается с реорганизации высшего образования. Средства предоставляются вузам в качестве полной и частичной оплаты обучения студентов и выплаты им стипендий. И то и другое является государственной социальной помощью, которая должна зависеть от материального положения студентов и родителей.

Модель финансирования образования, культуры и здравоохранения предполагает использование системы целевого сертификата, который отражает сумму всех расходов по обеспечению государственного стандарта образования (исключая капитальные вложения на развитие отрасли). Предусматривается перевести обязательства государства по образованию здравоохранению в государственные облигации, акции специализированных фондов и социальные сертификаты.

При реализации жилищной политики предполагается осуществить постепенный переход от принципа распределения жилья к принципу его зарабатывания гражданами и коллективами, полную оплату населением текущего содержания жилищного фонда, повышение возможности приобретения жилья за счет существенного увеличения доли кооперативного и индивидуального строительства.

Действующая ранее система квартирной платы оказалась неэффективной. Затраты на эксплуатацию и ремонт государственного и муниципального жилья возмещались нанимателем в объеме 2,5 – 3 % от общих затрат, коммунальные услуги – 9 – 10 %, а источники компенсации реально необходимых затрат на местном уровне в большинстве случаев вообще не были определены. Поэтому возникает необходимость заменить дотирование неэффективных предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства постепенно снижающимися компенсациями (субсидиями) непосредственно для социально защищаемых слоев населения, в том числе в виде целевых жилищных сертификатов. Повышение тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства следует проводить поэтапно с одновременным введением субсидий в зависимости от жилищных условий граждан и их доходов.

Важнейшим обобщающим показателем социального развития и уровня жизни населения являются реальные доходы.

К реальным доходам относятся все виды денежных и натуральных доходов, получаемых населением и используемых им для потребления, а также материальные затраты учреждений непроизводственной сферы, оказывающих бесплатные услуги населению.

При определении реальных доходов населения различные виды доходов объединяются в три группы: денежные доходы; натуральные доходы; потребление в сфере общественного облуживания.

Денежные доходы, составляющие основную часть доходов населения, определяются на основании баланса денежных доходов и расходов населения. Натуральные доходы включают все поступления в вещественной форме (продукция, выращиваемая на приусадебных и дачных участках, продукты рыболовства, охоты, расчеты нанимателей с работниками натуральными продуктами и др.). Их величина определяется на основе балансовых расчетов производства и реализации сельскохозяйственной продукции и данных бюджетных обследований. Потребление в сфере общественного обслуживания включает материальные затраты учреждений и организаций здравоохранения, образования, физкультуры и спорта, культуры, социального обеспечения в виде продуктов питания, материалов, топлива, электроэнергии, медикаментов и др., а также стоимости износа основных непроизводственных фондов. Они определяются в соответствии с их планами-прогнозами.

Сумма денежных, натуральных доходов и материального потребления в сфере общественного обслуживания представляет собой номинальные доходы населения. В связи с нестабильностью цен и для достижения сопоставимости результатов, оценки уровня жизни населения введено понятие реальных доходов. Реальные доходы – это величина номинальных доходов за вычетом платежей, взносов, пересчитанных на индекс изменения цен в прогнозируемом периоде. При росте цен реальные доходы снижаются, а при падении возрастают.

Реальные доходы исчисляются по населению страны в целом и на душу населения. Рассчитываются темпы роста (снижения) реальных доходов.

Индекс изменения реальных доходов на душу населения рассчитывается по формуле:

,

где  - сумма реальных доходов населения в прогнозируемом и базисном периодах соответственно;

 - численность населения в прогнозируемом и базисном периодах соответственно.

 

7. Проблемы прогнозирования и меры улучшения планирования развития социальной сферы

Применяющаяся длительное время в нашей стране система планирования и учета не позволяет в полном объеме определить результаты функционирования отраслей социальной сферы. Это связано с тем, что движение материальных и финансовых ресурсов внутри национального хозяйства традиционно рассматривается в соответствии с теорией баланса народного хозяйства. Последняя основную часть результатов деятельности социальной сферы рассматривает на макроуровне лишь как затраты. Все это затрудняет определение оценки деятельности социальной сферы, ее вклада в развитие общественного производства.

Более полно удается учесть результаты деятельности социальной сферы на базе системы национальных счетов (СНС). Однако и в этом случае существует определенный недоучет вследствие недостаточной информационной базы, высокой степени агрегированности существующих показателей.

Интенсивное развитие социальной сферы, повышение ее значимости в рыночной экономике требуют роста эффективности прогнозирования данного блока отраслей национального хозяйства. К мерам роста эффективности прогнозирования развития отраслей социальной сферы относятся:

ü наличие нормативной базы;

ü привлечение организаций социальной сферы к разработке и реализации целевых государственных программ;

ü гибкая система управления.

Заключение

Составной частью системы рыночного хозяйства является проблема прогнозирования и планирования развития социальной сферы. Однако надо отметить, что данная проблема является недостаточно разработанной. Одни исследователи считают, что по отношению к деятельности социальной сферы не применимо планирование, поскольку конечные итоги ее функционирования достаточно трудно поддаются точному количественному выражению. Другие утверждают, что, несмотря на сложность прогнозирования развития социальной  сферы, - это объективная реальность, которая должна изучаться и оцениваться. Представляется правомерной вторая точка зрения.

Эффективность социальной сферы на макроуровне может быть оценена лишь косвенно через воздействие на рост основных макроэкономических показателей. При этом следует учитывать, что эффект от деятельности организаций социальной сферы проявляется не сразу, а на протяжении ряда экономических циклов и отражается на экономических показателях последующих лет.

Трансформация общества в сфере экономической, культурной, социальной породила массу проблем, поставила многоплановые задачи. Деятельность по развитию социальной сферы в стране недостаточно освещается и пропагандируется. Опыт подобной работы распространяется слабо. Разработка программ, ход их выполнения, контроль за их реализацией могут быть востребованы как пример всеми регионами страны. Их реализация ведет и приводит к решению задач, которые ставит перед собой Российская Федерация, как социальное государство.

 

Список использованных источников

1. Конституция Российской Федерации. – М.: ИНФРА - М, 1993.

2. Игнатов В.Г., Батурин Л.А. Экономика социальной сферы: Учебное пособие – Ростов на Дону: Март, 2001.

3. Комаров И.Л. Менеджмент социальной работы. – М.: ВЛАДОС, 1999.

4. Прогнозирование и планирование экономики: Учебное пособие /В.И. Борисевич, Г.А. Кандаурова, Н.Н. Кандауров и др.; Под общ. ред. В.И. Борисевич. – Мн.: Интерпрессервис, 2001.

5. Российский статистический ежегодник. Статистический сборник. – М.: Госкомстат России, 2002.

6. Смирнов С.Н. Региональные аспекты социальной политики – М.: ИНФРА - М, 1999.

7. Шевченко Г.В. Приоритетные задачи отечественного здравоохранения // Человек и труд, 2002 г. №6.

8. Экономика общественного сектора: учебное пособие / под ред. Бенранова П.И. – М.: Финансы и статистика, 2001.

9. Юрьева Т.В. Социальная рыночная экономика. Учебник для вузов. – М.: Русская Деловая Литература, 2000.


[1] Российский статистический ежегодник. Статистический сборник. – М.: Госкомстат России, 2002

[2] По данным переписи населения 2002 г. и микропереписи населения 1994 г.

[3] Российский статистический ежегодник. Статистический сборник. – М.: Госкомстат России, 2002

[4] Шевченко Г.В. «Приоритетные задачи отечественного здравоохранения» // Человек и труд, 2002 г. №6

[5] Российский статистический ежегодник. Статистический сборник. – М.: Госкомстат России, 2002

[6] Прогнозирование и планирование экономики: Учебное пособие /В.И. Борисевич, Г.А. Кандаурова, Н.Н. Кандауров и др.; Под общ. ред. В.И. Борисевич. – Мн.: Интерпрессервис, 2001.

[7] Прогнозирование и планирование экономики: Учебное пособие /В.И. Борисевич, Г.А. Кандаурова, Н.Н. Кандауров и др.; Под общ. ред. В.И. Борисевич. – Мн.: Интерпрессервис, 2001.

 

[8] Экономика общественного сектора: учебное пособие / под ред. Бенранова П.И. – М.: Финансы и статистика, 2001.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-10-15; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.43 (0.015 с.)