Глава 1. Роль войны в международных отношениях и формирование концепции Карла фон Клаузевица 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Роль войны в международных отношениях и формирование концепции Карла фон Клаузевица



План

 

Введение

Глава 1. Роль войны в международных отношениях и формирование концепции Карла фон Клаузевица

Научная дискуссия о роли войны

Складывание взглядов Карла фон Клаузевица

Понятие войны в теории международных отношений

Глава 2. Концепция Карла фон Клаузевица «о природе войны»

Понятие о войнах

Классификация войн

Роль войны в международных отношениях

Заключение

Список используемых источников и литературы

Примечание


Введение

война клаузевиц международный

Данная работа посвящена анализу концепции Карла фон Клаузевица «О природе войны». Решение данной проблемы имеет теоретическое и практическое значение, и является, актуальной и интересной по нескольким причинам:

Во-первых, война всегда занимала ключевое место в истории всех стран и народов. Существование человечества невозможно представить без войн и это дает право утверждать что война - атрибут человечества, представленный и проявляющийся в различных аспектах его бытия.

Во-вторых, работа Клаузевица «О природе войны» считается одной из великих книг западного мира, посвященных фундаментальным вопросам ведения войны. Работа является базовой для всех последующих трудов военных теоретиков XIX-XX веков. И сегодня, идеи Клаузевица учитываются представителями науки, политиками, военными во многих странах, побуждая к размышлению, давая необходимые импульсы для познания войны, дальнейшего развития теории и практики. Лица, занимающиеся реальной политикой в сфере обороны и безопасности, по-прежнему опираются на творческое наследие Клаузевица и черпают в нем плодотворные идеи для решения задач, стоящих перед великими державами сегодня.

В-третьих, тема войны привлекает внимание политических и общественных движений, ученых многих стран. Несмотря на высокую ценность книги «О природе войны», которую использует каждый солдат, не все ее положения могут быть применены без оговорок. У данной теории есть ни мало противников, которые считают, что все теории Клаузевица должны быть отброшены, так как его труд принадлежит прошедшему всемирно-историческому периоду и на сегодня изжил себя.

Карл Клаузевиц - известный немецкий теоретик, историк и писатель. Вряд ли современный человек, даже не имеющий военного образования, ни разу не слышал этого имени. А его знаменитая формула «Война есть продолжение политики другими средствами» цитируется повсеместно. Знаменитая работа Клаузевица "О природе войны" составила три тома, в котором изложены взгляды автора на природу, цели и сущность войны, формы и способы ее ведения, явилось итогом многолетнего изучения военных походов и кампаний с 1566 по 1815 год. Тем не менее, сочинение Клаузевица сугубо конкретное по своим первоначальным задачам. Оно оказалось востребованным не только военными тактиками и стратегами; потомки справедливо причислили эту работу к золотому фонду стратегических исследований общего характера, поставили в один ряд с такими образцами стратегического мышления, как трактаты Сунь-цзы, "Государь" Николо Макиавелли и "Стратегия непрямых действий" Б.Лиддел Гарта. Над основным трудом "О природе войны" Клаузевиц работал в течение последних 12 лет жизни, но эта работа так и осталась незавершенной. Но, несмотря на это, данная книга стоит несравненно выше всего, что дала теоретическая мысль старого мира в области анализа войны и военного искусства.

Итак, целью данной работы является анализ концепции Карла фон Клаузевица «О природе войны», а также её вклад в изучении военного искусства и развитие современной теории войны. В соответствии с указанной целью нами были поставлены следующие задачи:

изучить творческое наследие о природе войны;

определить понятие войны, и какое место она занимает в истории человечества;

рассмотреть классификацию войн;

ознакомиться с подходами других великих мыслителей к природе войны;

определить роль войны в международных отношениях;

подвести итоги по книге и определить её влияние на развитие международных отношений.

Имя Карла фон Клаузевица - «классического теоретика войны», по выражению Г.Ротфельса, является мировым достоянием. Война 1914-1918 гг., подтвердив основные мысли немецкого военного философа, оживила внимание к нему, и военная литература новейших дней вновь полна этим, казалось бы, прочно забытым именем. Русской военной литературы такое оживление коснулось лишь отчасти. И вообще нужно сказать, что Клаузевицу в России не везло. Основатель академии Генерального штаба генерал Жомини был не только идейным, но и, можно сказать, личным врагом Клаузевица; и наложивши свою крепкую печать на первые шаги пробудившейся под влиянием Наполеона русской военной науки, Жомини прочно и надолго закрыл дверь для своего научного соперника. Такое замалчивание привело к отсутствию биографических данных о нём, бедностью литературы, ему посвященной.

Материал, использованный в написании данной работы, взят из электронных версий научно-популярных изданий, а также из учебно-методической и научной литературы. Работа А. Е. Снесарева представляет собой одно из лучших в отечественной и зарубежной литературе исследований жизни и творчества Карла фон Клаузевица. В нашей стране всегда пристально изучали идейное наследие немецкого военного философа. Теоретические изыскания Карла фон Клаузевица в течение вот уже почти двух столетий во многом определяют характер дискуссий о сущности войны, о соотношении политики и стратегии, о влиянии морального фактора на войне. Оценивая точку зрения Клаузевица, определение, которого наиболее распространено у нас в российском контексте: «Война - есть продолжение политики насильственными средствами», Хаймо Хофмайстер пересматривает позицию Клаузевица. По сути, говорит философ, Клаузевиц представляет себе войну инструментом политики, что убедительно, но недоказуемо. Хофмайстер допускает мысль о том, а что если война и политика имеют свои собственные источники, другими словами, являются равновеликими категориями, а, следовательно, неизвестно что в определенный момент может стать инструментом. Ведь не исключено, что война в целом способна изменить политику, диктовать свою логику. Клаузевица прав в том смысле, что чаще война имеет политические основания и не руководствуется одной лишь враждебностью. Но «именно враждебность - говорит уже Хофмайстер, - на чем бы она не основывалась, сопровождает любую военную борьбу, ведущуюся не на жизнь, а на смерть. «Грамматика войны, как логика политики - это логика деструкции, поскольку она есть логика политического бессилия. Поэтому не исключено, что именно враждебность приводит к тем соображениям, которые чреваты войной». Далее он развивает мысль о том, что война - это ни политика, это бессилие политики: «Политически сильный противник не нуждается в войне; он знает и иные способы достижения своей цели… разыгрывание карты военного превосходства в любом случае является признаком политической слабости».

Интересной, на мой взгляд, работой в изучении данной темы является книга Томаса Червинского, написанной в рамках специальной исследовательской программы министерства обороны США, предпринимается анализ степени применимости классических положений в области стратегических исследований, немалая часть которых вдохновлена трудом К. Клаузевица "О природе войны", при изучении реалий информационной войны. В книге также подробно обсуждается ряд современных исследований, критически относящихся к наследию Клаузевица, в том числе работы М. Ван Кревельда. Существуют разные подходы к природе войны, весьма любопытен подход Кеннета Уолца. Проанализировав различные представления об источниках войны, он сгруппировал их в три (назвав «образами»): природа и поведение человека - эгоизм, несовершенство, глупость и т.д., политическая система самого государства, которая может стать причиной войны и межгосударственная среда, влияющая на конкретное государство. И сам подход политолога заключается в том, чтобы при анализе учитывали все «образы»: «… все три образа являются частью единого целого. Эти образы - человек, государство и межгосударственная среда - используются при всех попытках анализа международных отношений. Но, как правило, если применяется один образ (подход), то исключаются из рассмотрения остальные. Однако абсолютизация одного подхода искажает понимание влияния двух других».

Велик список тех, кто причисляет книгу «О войне» к величайшим произведениям мировой литературы. Авторитетный американский политолог Бернард Броди назвал труд Клаузевица «не только величайшим, но и действительно великой книгой о войне». Многие великие философы, политологи и идеологи ХХ века, интересовавшиеся международными отношениями, - от Ленина в России до Мао Цзэдуна в Китае, от Раймонда Арона во Франции до Петера Парета в Америке, от Вернера Хальвега до Майкла Говарда в Великобритании - интенсивно работали с главной книгой Клаузевица.

Существует ряд направлений западной военно-исторической и политической мысли, в рамках которых подвергают критике общепринятую трактовку Клаузевица взаимоотношений между войной и политикой. Некоторые критики, такие как Джон Киган, утверждают, что для многих обществ война обеспечивает больше религиозные, культурные функции, нежели чисто политические. Киган отрицает утверждение Клаузевица о войне как о продолжении политики, характеризуя его как «неполное, узкое и предельно непоследовательное».

Другие исследователи, такие как Мартин ван Кревельд, атакуют Клаузевица с позиций взаимоотношений между войной и политикой. Если исходить из того, что война является продолжением политики, то надо признать, что война является рациональным расширением воли государства, то есть мы имеем дело ни с чем иным, как с банальным и бессмысленным клише. Более того, если война есть выражение воли государства, это означает, что она не затрагивает другие, иррациональные аспекты и мотивы, влияющие на войну. Другими словами, согласно Кревельду, Клаузевиц описывает, каковой должна быть природа войны, но никак не реальную ее природу.

Все сказанное позволяет нам сделать предварительный вывод. За прошедшие столетия многое изменилось. Сегодня все больше военных специалистов говорят о «мировой партизанской войне» - череде локальных вооруженных конфликтов низкой интенсивности в различных регионах земного шара, при этом так или иначе связанных между собой. Понятно, что теория Клаузевица плохо подходит для партизанской борьбы, он писал совсем о других войнах. И все же труды Клаузевица представляют ценнейшее из всего того, что дала буржуазная военная мысль. В конце концов, оказалось, что книга «О природе войны» выдержала проверку временем лучше, чем сочинения Жана Колина и Антуана Анри Жомини и внесла неоспоримый вклад в развитие военного искусства.


Понятие о войнах

 

Однако главным трудом этого прусского генерала стало трехтомное исследование «О войне», в котором были изложены взгляды Клаузевица на природу, цели и сущность войны, а также формы и способы ее ведения. Он дал определение таким понятиям, как бой и победа, рассчитал соотношение между обороной и нападением, впервые определил значение морального фактора на войне. Пытаясь понять природу войны, Клаузевиц приходит к выводу, что она по своей сути является непредсказуемым явлением. Природа войны изменчива и методы ее проведения, результаты боевых действий непосредственно воздействуют на характер военной кампании, причем происходящие изменения имеют непредсказуемый характер. Война, говорит Клаузевиц, это «истинный хамелеон», который демонстрирует различную природу в каждом конкретном случае. Будучи хорошим теоретиком, Клаузевиц начинает с определения понятия войны. Сложность изучаемого явления приводит к тому, что в труде «О природе войны» дается не одно, а три все более усложняющихся определения войны.

Первое определение говорит о том, что «война есть не что иное, как расширенное единоборство … это акт насилия, имеющий целью заставить противника выполнить нашу волю». Так как обе стороны имеют одни и те же намерения, война есть не что иное как «взаимодействие», и «война не может представлять действия живой силы на мертвую массу, и при абсолютной пассивности одной стороны она вообще немыслима. Война всегда является столкновением двух живых сил…».

Интерактивная природа войны приводит к тому, что война у Клаузевица оказывается управляемой и направляемой волей, психическими и духовными силами противоборствующих сторон, связанными между собой положительными обратными связями, которые, теоретически, до бесконечности увеличивают напряжение схватки до тех пор, пока одна из сторон не признает свое поражение. Война как бесконечная эскалация, напряжение всех сил противоборствующих обществ - материальных, интеллектуальных, духовных.

Необходимость рассмотрения политического контекста приводит Клаузевица ко второму, наиболее известному, определению: «Война есть продолжение политики, только иными средствами», в котором он пытается схватить непрерывно меняющиеся аспекты войны, приводящие его к характеристике войны как хамелеона. Клаузевиц приходит к выводу о невозможности рассмотрения войны в изоляции от политической ситуации, всего общественного контекста, с которыми она оказывается связанной многочисленными обратными связями, приводящими к взаимовлиянию и взаимообусловленности рассматриваемых явлений. Раскрывая определение, Клаузевиц прибегает к другому образному определению войны как пульсации насилия.

Война представляет до известной степени пульсацию насилия, более или менее бурную, а следовательно, более или менее быстро разрешающую напряжение и истощающую силы. Иначе говоря, война более или менее быстро приходит к финишу, но течение ее, во всяком случае, бывает достаточно продолжительным для того, чтобы дать ему то или другое направление, т. е. сохранить, подчинение ее руководящей разумной воле…. Но из этого не следует, что политическая цель становится деспотическим законодателем; ей приходится считаться с природой средства, которым она пользуется, и соответственно самой часто подвергаться коренному изменению.

Понимание характера войны является целью любой теории, и попытки объяснить, каким образом данная теория работает, приводят его к третьему определению войны как «удивительной троице»: …война - не только подлинный хамелеон, в каждом конкретном случае несколько меняющий свою природу; по своему общему облику (в отношении господствующих в ней тенденций) война представляет удивительную троицу (триединство), составленную из насилия как первоначального своего элемента, ненависти и вражды, которые следует рассматривать как слепой природный инстинкт; из игры вероятностей и случая, обращающих ее в арену свободной духовной деятельности; из подчиненности ее в качестве орудия политики, благодаря чему она подчиняется чистому рассудку.

Сравнивая данные тенденции и пытаясь объяснить их взаимосвязь и взаимовлияние, Клаузевиц прибегает метафоре: «Поэтому наша задача заключается в разработке теории, которая поддерживала бы баланс между этими тремя тенденциями, наподобие объекта, подвешенного между тремя магнитами».

Фактически, Клаузевиц использовал данный физический феномен для описания явлений, которые в настоящее время изучаются в рамках нелинейных наук и демонстрации разницы между чистой теорией, исходящей из возможности и необходимости точных измерений, и реальным миром, в котором всегда присутствует неопределенность и случай. Он опирался на понятия и терминологию термодинамики и электромагнетизма, и мы сталкиваемся с практикой использования передовых для своего времени достижений науки в качестве метафоры для объяснения и постижения изучаемого явления.

Таким образом, образ взаимодействующего «удивительного триединства» - это богатая метафора. Однако является ли она всего лишь литературным, стилистическим приемом, или же речь идет о чем-то фундаментальном и важном для понимания Клаузевица? Раймонд Арон считает, что мы имеем дело с качественным сдвигом и переходом от дуализма к тройственности, который впоследствии сформировал как Клаузевица, так и современных стратегистов.


Классификация войн

 

Классификация http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=envelope&url=http%3A%2F%2Fwww.nbuv.gov.ua%2Fportal%2Fnatural%2FSovt%2F2010_1%2FErmoshi.pdf&lr=213&text=%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%86%D1%83&l10n=ru&mime=pdf&sign=a3cd3e8778eebfe03eaabd0f9113c1c9&keyno=0 - YANDEX_6 <http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=envelope&url=http%3A%2F%2Fwww.nbuv.gov.ua%2Fportal%2Fnatural%2FSovt%2F2010_1%2FErmoshi.pdf&lr=213&text=%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%86%D1%83&l10n=ru&mime=pdf&sign=a3cd3e8778eebfe03eaabd0f9113c1c9&keyno=0>http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=envelope&url=http%3A%2F%2Fwww.nbuv.gov.ua%2Fportal%2Fnatural%2FSovt%2F2010_1%2FErmoshi.pdf&lr=213&text=%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%86%D1%83&l10n=ru&mime=pdf&sign=a3cd3e8778eebfe03eaabd0f9113c1c9&keyno=0 - YANDEX_5 <http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=envelope&url=http%3A%2F%2Fwww.nbuv.gov.ua%2Fportal%2Fnatural%2FSovt%2F2010_1%2FErmoshi.pdf&lr=213&text=%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%86%D1%83&l10n=ru&mime=pdf&sign=a3cd3e8778eebfe03eaabd0f9113c1c9&keyno=0> войн http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=envelope&url=http%3A%2F%2Fwww.nbuv.gov.ua%2Fportal%2Fnatural%2FSovt%2F2010_1%2FErmoshi.pdf&lr=213&text=%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%86%D1%83&l10n=ru&mime=pdf&sign=a3cd3e8778eebfe03eaabd0f9113c1c9&keyno=0 - YANDEX_7 <http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=envelope&url=http%3A%2F%2Fwww.nbuv.gov.ua%2Fportal%2Fnatural%2FSovt%2F2010_1%2FErmoshi.pdf&lr=213&text=%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%86%D1%83&l10n=ru&mime=pdf&sign=a3cd3e8778eebfe03eaabd0f9113c1c9&keyno=0> проводится начиная с китайского полководца и мыслителя Сунь-Цзы (конец 6 - начало 5 вв. до н. э.), продолжается в работах А. Македонского, Петра 1, А. Суворова и, конечно, К. http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=envelope&url=http%3A%2F%2Fwww.nbuv.gov.ua%2Fportal%2Fnatural%2FSovt%2F2010_1%2FErmoshi.pdf&lr=213&text=%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%86%D1%83&l10n=ru&mime=pdf&sign=a3cd3e8778eebfe03eaabd0f9113c1c9&keyno=0 - YANDEX_6 <http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=envelope&url=http%3A%2F%2Fwww.nbuv.gov.ua%2Fportal%2Fnatural%2FSovt%2F2010_1%2FErmoshi.pdf&lr=213&text=%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%86%D1%83&l10n=ru&mime=pdf&sign=a3cd3e8778eebfe03eaabd0f9113c1c9&keyno=0> Клаузевица. Согласно традициям немецкой философской школы, война у Клаузевица обладает двойственной природой, не биполярной, то есть состоящей из двух противоположностей, но именно двойственной - объективной и субъективной. Объективная природа войны включает такие элементы, как насилие, трение, случай и неопределенность, которые являются неотъемлемыми атрибутами всех войн без исключения. Войны могут различаться по масштабу (и быть локальными, региональными, глобальными), по типу (от прямого боевого столкновения до операций по поддержанию мира), но, в любом случае, перечисленные выше объективные элементы в той ли иной степени присущи любой войне. Субъективная природа войны включает элементы, которые уникальны для каждой из войн. К ним могут быть отнесены военные силы, доктрины, вооружение, местность и пр. Объективные и субъективные элементы можно также рассматривать как внутренние и внешние атрибуты войны.

У Клаузевица объективная и субъективная природы войны оказываются связанными и непрерывно взаимодействующими. Новые вооружения или доктрины ведения войны, например, могут увеличивать или уменьшать степень насилия или неопределенности, но никогда не могут полностью исключить их. Аналогичным образом политические мотивы или цели могут воздействовать на решения по применению того или иного вида вооружений или тактики, что, конечно же, не может носить абсолютного характера. Тем самым объективная и субъективная природа войны у Клаузевица это "нечто большее, нежели просто хамелеон". Хамелеон может менять свою окраску, но не внутренние органы, на войне же всё взаимосвязано, подвижно и подвержено изменению.

Метафора триединства также оказывается выстроенной на основе двойственности.Триединство говорит о том, что природа войны неотделима от исторического, политического и прочих контекстов конкретной войны и ни одна из тенденций, априори, не является более предпочтительной.

С субъективной точки зрения манифестация данных тенденций происходит: через правительство, которое пытается направить войну к определенной цели; через военных акторов, таких как командующие и армии, которые сталкиваются с неопределенностью боя; и через народ, который становится источником эмоциональной энергии, необходимой для стойкости и выдержки в серьезной борьбе.

Сущность войны как продолжение политики другими насильственными средствами немецкий военный теоретик Клаузевиц относил к войне неограниченной, абсолютной. Он был сторонником неограниченных войн, отвергал в войнах ограничения в целях, в способах ведения, ратовал за освобождение войны от всех условностей, за доведение войны до той точки, за которой нет предела любой жестокости.

Неограниченную войну Клаузевиц связывал с участием в ней народа, что устраняло пределы использования материальных и духовных средств, напряжения сил. Совершенство войн он видел в войнах абсолютных. Неограниченная война, по его мнению, может достичь абсолюта, «черты крайности». Абсолют войны проявляется в политических и стратегических целях; в поражении вооруженных сил противника; в поражении мирного населения; в насилии в политике, в экономике, во всех сферах общественного сознания; в разрушении окружающей среды.

Абсолютная война Клаузевица проникнута человеконенавистничеством, «кровавой энергией». Английский полководец Второй мировой войны Монтгомери, отнюдь не славившийся мягкосердечием и душевным отношением к подчиненным войскам, резко критиковал Клаузевица, который убеждал «не слушать генералов, побеждающих без кровопролития». При классификации войн Клаузевиц выделял войны «истребительные», в которых уничтожение неприятельских вооруженных сил является господствующим началом.

Клаузевиц полагал, что введение в философию войны принципа ограничения, умеренности является полнейшим абсурдом. Он создал духовный барьер от возможности гуманизации войны. «Все соображения о гуманности, - подчеркивал прусский генерал, - к которым вы стали бы прибегать, могут привести лишь к тому, что вы будете побиты менее сентиментальным противником». Клаузевиц при описании конкретных войн не выявлял их захватнического или справедливого характера. Он правильно утверждал, что «всякая эпоха имеет свои собственные войны», а изменения в военном искусстве вызываются «новыми общественными условиями и отношениями», однако не мог понять, чем в конечном счёте определяется развитие военного искусства, и объяснял это довольно противоречиво.

 

Заключение

 

Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о том, что Карл фон Клаузевиц имел большой и разносторонний боевой опыт. Военный талант был весь без остатка направлен на постижение тайн военного искусства. Необходимо еще раз подчеркнуть, что Клаузевиц был, прежде всего, офицером. Патриотизм, гармоничное сочетание военной и научной деятельности были его неотъемлемыми чертами. И уже в силу этого он был военным теоретиком, историком и философом.

Генерал К. Клаузевиц - признанный классик мировой военной науки. Человек начала XIX в., активный участник наполеоновских войн, прусский и российский офицер. Ценность концепции К. Клаузевица «о природе войны» состоит не только в том, что он дает ставшую классической концепцию природы войны и ее роли в исторической жизни народов, но и показывает механизм войны, дифференцирует ее типы и виды, вскрывая немаловажную, хотя и не одинаковую роль всех институтов государства и общества, всех социальных групп, классов, элиты и народных масс в процессе исторических кризисов и катастроф, сопровождавшихся войнами. Он постоянно напоминает, что войны, как правило, ведутся с политическими, а не военными целями и приводятся в действие не столько физическими, сколько в первую очередь духовными силами. В то время как большинство историков сосредоточивались на осязаемых величинах стратегии, материальных факторах и ресурсах, генерал К. Клаузевиц, по сути, исходил из единства мотиваций и ресурсов. А поскольку ресурсы легче подсчитать, и сами по себе они пассивны без соответствующих мотиваций, К. Клаузевиц не уделяет им главного внимания. Во-вторых, он не разделяет точку зрения современников и просветителей на то, что характер войны можно понять, исходя только из разумных соображений. Он настаивает на том обстоятельстве, что без накала чувств и страстей никакая война не начнется и не продлится сколько-нибудь долго.

Основная мысль Клаузевица, которую наиболее часто выделяют и регулярно цитируют, состоит в том, что "война есть только продолжение политики другими средствами". Смыслом войны являются не выигранные сражения, а реализация политических целей государства. Справедливость этого постулата не вызывает сомнений, он прошел проверку временем. Прежде всего, война есть явление политическое, и в силу такого подчиненного положения она объективно эволюционизирует вместе с политикой. Важнейшая заслуга Клаузевица заключается в обосновании вывода, что война подвержена изменениям, и они происходят в соответствии с изменениями политики. Этот вывод, вследствие непрерывности процесса развития и изменчивости политики, актуален и по сей день.

Ознакомившись с подходами других исследователей, можно сделать вывод, что тема войны всегда была актуальна. Мыслители различных эпох осуждали войны, страстно мечтали о вечном мире и разрабатывали различные аспекты проблемы всеобщего мира. Одни из них обращали внимание в основном на ее этическую сторону. Они полагали, что агрессивная война есть порождение безнравственности, что мир может быть достигнут только в результате морального перевоспитания людей в духе взаимопонимания, терпимости к различным вероисповеданиям, устранения националистических пережитков, воспитания людей в духе принципа "все люди братья".

Другие видели главное зло, причиняемое войнами, в хозяйственной разрухе, в нарушении нормального функционирования всей экономической структуры. В связи с этим они пытались склонить человечество к миру, рисуя картины всеобщего процветания в обществе без войн, в котором приоритет будет отдаваться развитию науки, техники, искусства, литературы, а не совершенствованию средств уничтожения. Они считали, что мир между государствами может быть установлен в результате разумной политики просвещенного правителя.

Проблема войны, привлекает внимание политических и общественных движений, ученых многих стран. Бесспорны успехи миролюбивых сил и всех организаций, как и достижения ряда школ и направлений, научных центров, специализирующихся на исследовании проблем мира. Накоплена обширная сумма знаний о мире как цели, как факторе развития и выживания человечества, о сложной диалектике взаимосвязи войны и мира и ее особенностях в современную эпоху, о возможных путях и предпосылках продвижения к миру без оружия и войн. Общечеловеческое, глобальное соизмерение проблем войны и мира придает особую актуальность сотрудничеству марксистов и пацифистов, верующих и атеистов, социал-демократов и консерваторов, других партий, движений и течений. Плюрализм философского истолкования войны, идейный плюрализм неразрывно связаны с политическим плюрализмом. Различные компоненты движения за мир находятся между собой в сложных отношениях - от идейной конфронтации до плодотворного диалога и совместных действий. В этом движении воспроизводится глобальная задача - необходимость найти оптимальные формы сотрудничества различных общественных и политических сил ради достижения общей для человеческого сообщества цели. Взгляды на войну как общественное явление, ее природу, ее естественный или неестественный характер в историческом процессе жизни народов, характер и степень вовлеченности общества в процесс подготовки и ведения серьезный практический общественный смысл. При этом значения трактовок этих вопросов поступательно возрастает как в последней четверти XIX века, так и в первой четверти XX века. Такая ситуация определялась двумя основными причинами. Во-первых, изменениями содержания войны как общественного явления, растущей вовлеченностью различных сфер общественной жизни в ее подготовку и ведение. Во-вторых, ростом активности общества, различных общественных групп и слоев населения по отношению к войне, усилением влияния общественного мнения на военно-политические процессы, военную политику государства.

В этих условиях профессиональная военная мысль уже не может ограничиваться только технологической проблематикой подготовки и ведения войны, а вынуждена вступать в острую полемику с активными абстрактными осуждениями и отрицанием войны как общественного явления.

Существовал ряд военно-исторических и политических мыслей ученых, которые критикуют труд Клаузевица и считают, что он устарел. Такого рода взгляды на войну были весьма распространенными в Европе вплоть до первой мировой войны, которая масштабами насилия и разрушений превзошла все ожидания подавляющего большинства политиков и профессиональных военных и заставила международное сообщество по-новому взглянуть на роль войны в развитии мировой цивилизации. Но труда, подобного книге Клаузевица, мировая история не знала, ни до него, ни после. Многие видные мыслители и политические, и военные деятели рассматривали его не просто как специальный трактат на военную тему, а цельный философский труд. Таким его, в частности, видели Ф.Энгельс и В.И.Ленин. Последний самым тщательным образом в ходе Первой мировой войны проштудировал этот труд Клаузевица, оставив множество выписок из него и пометок.

Поиск Клаузевицем сущности войны и ее соотношения с политикой открывает нам новые актуальные интеллектуальные перспективы. Заслуга Клаузевица перед пользующимися дурной славой ограниченными моралистами заключается в том, что после выхода его труда в 1832 году он был использован теми, кто хотел узнать, как вести войну наиболее эффективно с успехом для своей стороны. Но подход Клаузевица плодотворен также и для тех среди нас, кто с его помощью хочет понять, как локализовать войну и насилие, сделать их более цивилизованными, а в идеальном случае - избавиться от них. Вышеизложенное показывает, что в классическом труде Клаузевица не всё совершенно как по содержанию, так и по форме; но что, бесспорно, можно считать великой ценностью в научном багаже автора, это, во-первых, его острое и последовательное понимание природы войны, сопряжённое с глубоким знанием человеческой природы и, во-вторых, отчётливое подчёркивание необходимости на войне «кровавой энергии». Что касается до технической стороны военного дела, то мы во многом не в состоянии теперь следовать за Клаузевицем, но ведь многое, нами пережитое, в его время было совершенно недосягаемо для его мышления.

 


Список используемой литературы

 

1. Свечин А.А. Стратегия. М.: Военный вестник,1927., с. 265.

.Карл фон Клаузевиц «О войне» - Издательства: Эксмо, Мидгард

г., с. 458

.Хрусталев М.А. Основы теории внешней политики государства М.:Наука, 1984, с. 430.

. Раймон Арон «Война и мир между нациями».1962 г.

. Богомолов А. С. Античная философия. М.:1985. c.199

. Снесарев А.Е. «Жизнь и труды Клаузевица» с.231

. Макиавелли Н. Государь. - Перевод: Муравьевой Г.

Оригинальное издание: Макиавелли Н. Избранные произведения. М.:

"Художественная литература", 1982.

. Хофмайстер Х. 2006. Гл. VIII. Война без Бога. Гл. IV. Инструментализация войны. Стр. 103. Воля к войне, или бессилие политики. Философско-политический трактат. Пер с нем. Коваль О. Спб. Гуманитарная Академия. Стр. 222

. Хофмайстер Х. 2006. Теория террористической войны. Воля к войне, или бессилие политики. Философско-политический трактат. Пер с нем. Коваль О. Спб. Гуманитарная Академия. Стр. 253

. Уолц К. 2003. Человек, государство и война: теоретический анализ. Теория международных отношений: Хрестоматия. Сост. и общ. ред. П. Цыганков. М. Гардарики. Стр. 93-110

11. Bernard Brodie: ”The Continuing Relevance of On War” in Michael Howard & Peter Paret (Hrsg): Carl von Clausewitz: On War (Princeton, N.J.: Princeton University Press, 1976).

. Martin Van Creveld: The Transformation of War (New York: the Free Press, 1991); John Keegan: A History of Warfare (New York: Knopf, 1993). См.: Кревельд, М. ван. Трансформация войны. Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 344 с.

13. Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. М. 1986.

14. Фуллер Дж. Ф.С. Вторая мировая война 1939-1945 гг. Стратегический и тактический обзор <http://www.twirpx.com/about/faq/downloading/>. - Спб.: Полигон, 2005 с.364

. Ленин В.И. О значении воинствующего материализма. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 26, с. 224; т. 32, с. 79) 16. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 108.

17. Aron, Clausewitz, p.254

. Villacres, Edward J. and Christopher Bassford. "Reclaiming the Clausewitzian Trinity," Autumn 1995. pp. 9-19. February 26, 2005. <http://www.clausewitz.com/CWZHOME/Keegan/KEEGWHOL.htm>

 


Примечание

План

 

Введение

Глава 1. Роль войны в международных отношениях и формирование концепции Карла фон Клаузевица

Научная дискуссия о роли войны

Складывание взглядов Карла фон Клаузевица

Понятие войны в теории международных отношений

Глава 2. Концепция Карла фон Клаузевица «о природе войны»

Понятие о войнах

Классификация войн

Роль войны в международных отношениях

Заключение

Список используемых источников и литературы

Примечание


Введение

война клаузевиц международный

Данная работа посвящена анализу концепции Карла фон Клаузевица «О природе войны». Решение данной проблемы имеет теоретическое и практическое значение, и является, актуальной и интересной по нескольким причинам:

Во-первых, война всегда занимала ключевое место в истории всех стран и народов. Существование человечества невозможно представить без войн и это дает право утверждать что война - атрибут человечества, представленный и проявляющийся в различных аспектах его бытия.

Во-вторых, работа Клаузевица «О природе войны» считается одной из великих книг западного мира, посвященных фундаментальным вопросам ведения войны. Работа является базовой для всех последующих трудов военных теоретиков XIX-XX веков. И сегодня, идеи Клаузевица учитываются представителями науки, политиками, военными во многих странах, побуждая к размышлению, давая необходимые импульсы для познания войны, дальнейшего развития теории и практики. Лица, занимающиеся реальной политикой в сфере обороны и безопасности, по-прежнему опираются на творческое наследие Клаузевица и черпают в нем плодотворные идеи для решения задач, стоящих перед великими державами сегодня.

В-третьих, тема войны привлекает внимание политических и общественных движений, ученых многих стран. Несмотря на высокую ценность книги «О природе войны», которую использует каждый солдат, не все ее положения могут быть применены без оговорок. У данной теории есть ни мало противников, которые считают, что все теории Клаузевица должны быть отброшены, так как его труд принадлежит прошедшему всемирно-историческому периоду и на сегодня изжил себя.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 336; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.073 с.)