Система загс в Читинской области по Читинскому району 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система загс в Читинской области по Читинскому району



 

Читинский район образован в 1937 году в составе Читинской области, занимает территорию 1570,7 тыс. га и включает в себя 3 поселка городского типа и 20 сел, объединяющих 57 населенных пунктов. Центром муниципального образования "Читинский район" является г. Чита.

Район расположен в северо-западной части области.

Теперь, что касается населения района. По последней переписи население составляет 63 тыс. человек.

Управление ЗАГС действует на правах юридического лица, имеющего бюджетный счет в банке, печать с изображением герба Российской Федерации и своим наименованием, а также штампы, бланки установленного образца.

Отдел ЗАГС Читинского района размещен в здании районной администрации, занимает одну комнату (S=18 м2), здесь же находится архив района с 1929 года, 740 книг актовой записи.

В архиве насчитывается 740 книг, все переплетены и научно-технически обработаны. Регулярно ведутся алфавитные книги, все книги занесены в фондовую книгу.

Своевременно ведется работа с запросами, заявлениями граждан и учреждений.

В истекшем году было исполнено 1168 запросов, что на 106 запросов больше, чем в 2003 году. Выдано 800 повторных свидетельств, 368 справок. Заведено и исполнено 33 дела по исправлению.

В отделе имеются образцы заявлений всех видов, а также информационно-справочный материал (на следующий год планируем сделать стенд).

Ежемесячно принимаем участие в планерных заседаниях проводимых Главой администрации района.

Отлажена работа по передаче документов в налоговую инспекцию, в Пенсионный Фонд, Гас-выборы, Фонд социального страхования, ОПВС.

Отдел осуществляет тесные взаимодействия и с другими государственными органами и службами - судами, статуправление, медицинскими учреждениями, ОВД, ФСБ и другие.

В конце года нашему отделу по неоднократным просьбам как нами, так и начальником Управления ЗАГС Читинской области был выделен ещё один кабинет. Хочется отметить, что работать стало намного легче.

Осуществление регистрации актов гражданского состояния выполняется в строгом в соответствии с Семейным кодексом РФ и ФЗ "Об актах гражданского состояния".

Вся работа отдела направлена на выполнение возложенных задач и функций. Отдел ЗАГС несет ответственность за полноту, своевременность 8 правильность регистрации актов гражданского состояния в области, за соблюдение законности в деятельности органов ЗАГСа и отчитывается е своей работе перед Управлением ЗАГС Читинской области, которые отчитываются после перед Министерством юстиции Российской Федераций.

Органы ЗАГС выполняют множество функций, возложенных на них государством. Самая важная - это регистрация актов гражданского состояния в соответствии с действующим законодательством. В среднем, в течение года в Читинском районе регистрируется около 2600 актов гражданского состояния. Важным показателем деятельности органов ЗАГС является своевременность регистрации родившихся и умерших. Растет процент по несвоевременной регистрации рождений (17,7%), смертей (82,2%). Это объясняется большой удаленностью населенных пунктов от районного центра, расположенного в г, Чите, где производится вся регистрация

Одним из приоритетных направлений Министерства юстиции Российской Федерации является обеспечение единства правового пространства и защита конституционных прав и свобод граждан.

В соответствии с Положением "Об отделе записи актов гражданского состояния Администрации Читинской области" одной из основных задач считается - обеспечение своевременной, полной государственной регистрации актов гражданского состояния в целях охраны государственных интересов, имущественных и личных неимущественных прав граждан.

Акты гражданского состояния - это обстоятельства, с которыми законодательство связывает возникновение, изменение или прекращение семейных, гражданско-правовых и некоторых иных прав. Юридическое значение актов гражданского состояния заключается в том, что они характеризуют правовое состояние граждан. Согласно п.1 ст.47 ГК РФ и стЗ Закона "Об актах гражданского состояния" государственной регистрации подлежат следующие акты гражданского состояния:

) рождение;

) заключение брака;

) расторжение брака;

) усыновление (удочерение);

) установление отцовства;

) перемена имени;

) смерть гражданина. []

Закон об актах гражданского состояния исходит из существующей разницы между понятиями "акт гражданского состояния" и "запись акта гражданского состояния".

В первом случае речь идет об имевшем месте факте (действии или событии). Во втором - о произведенной специальными органами регистрации этих актов и их удостоверении в установленном законом порядке. []

Действия граждан - такие факты, которые наступают по воле заинтересованных лиц. Наиболее распространенным видом действий граждан являются правомерные действия, т.е. те, которые совершаются в соответствии с нормами права либо не нарушают предписаний норм права, К числу правомерных действий относится большинство актов гражданского состояния (заключение брака, усыновление (удочерение), признание отцовства и др.). Неправомерные - действия противоречащие закону (например, заключение брака, лицом, уже состоящим в зарегистрированном браке).

События - факты, проявляющиеся объективно независимо от воли человека, но и оказывающие определенное влияние на возникновение, изменение или прекращение гражданского, семейного или иного правоотношения. Например, со смертью гражданина открывается наследство на оставшееся имущество умершего, может измениться договор жилищного найма, может быть назначена пенсия по случаю смерти кормильца, прекращается зарегистрированный брак и т.д. Между моментом наступления события и моментом регистрации этого события в органах записи актов гражданского состояния всегда имеется разрыв во времени. Закон определяет предельные нормы такого допустимого разрыва, устанавливая сроки для подачи соответствующих заявлений. Например, заявление о рождении должно быть сделано не позднее месяца со дня рождения, а в случае рождения мертвого ребенка - не позднее суток с момента родов.

С актами гражданского состояния и их регистрацией связывается возникновение, изменение или прекращение не только семейных, но и других прав и обязанностей. Так, с моментом рождения непосредственно связано время наступления совершеннолетия, т.е. у лиц возникает полная гражданская дееспособность. В соответствии с Конституцией РФ с достижением возраста 18 лет граждане России приобретают политические, трудовые и другие права.

Изменение фамилии, имени, отчества является актом, индивидуализирующим человека как субъекта права, и одновременно вызывает обязанности соответствующих организаций по месту жительства, учебы, работы и т.д. (обязанность выдавать ему новые документы в соответствии с измененным именем, отчеством, фамилией). Регистрация акта об усыновлении свидетельствует о возникновении семейных и гражданских прав между усыновителем и его родителям и одновременно о прекращении аналогичных прав и обязанностей между усыновленным и его родителями, родственниками (в т. ч. наследственных прав и обязанностей).

Актовые записи, регистрирующие соответствующие события или действия, выступают как правило, в качестве бесспорных доказательств действительности удостоверенного акта гражданского состояния. Значение этого качества актовых записей состоит в том, что для удостоверения бесспорности обстоятельства, отраженного в актовой записи, не требуется каких-либо дополнительных доказательств. Сам по себе факт записи в актовых книгах о данном обстоятельстве и выданный на основе этой записи документ (свидетельство) бесспорно доказывают его действительность прав и обязанностей, основанных на этом факте.

При регистрации актов гражданского состояния должны соблюдаться как общие положения, распространяемые на все акты без исключения, имеющие одинаковое значение для любой из разновидностей актовых записей, так и особые правила регистрации актов гражданского состояния, определенные для каждого из видов и отражающие их специфику.

За регистрацию заключения и расторжения брака, перемены имени, за выдачу свидетельств о регистрации акта гражданского состояния взимается государственная пошлина, размер и порядок которой определяются Законом Российской Федерации "О государственной пошлине". []

Общие положения о регистрации актов гражданского состояния составляют основные принципы:

а) законность;

б) соблюдение прав и интересов государственных и общественных организаций, а также прав и законных интересов граждан;

в) своевременность регистрации актов гражданского состояния;

г) надлежащее документальное оформление произведенной регистрации;

д) разъяснение гражданам установленного порядка регистрации актов гражданского состояния.

Законность при регистрации актов гражданского состояния означает, что сотрудники органов ЗАГСа при регистрации актов гражданского состояния должны исходить из тех предписаний, которые содержатся в законодательстве Российской Федерации, а именно соблюдение Конституции Российской Федерации, норм Семейного Кодекса. В ст.4 Семейного Кодекса Российской Федерации регламентируются условия, при наличии которых к семейным отношениям может быть применено гражданское законодательство. Для обеспечения законности в деятельности органов ЗАГСа имеют инструктивно-методические указания Министерства юстиции России, обобщения практики работы органов ЗАГСа, проводимые Министерством юстиции России, а также областным отделом ЗАГС, в которых анализируется деятельность ЗАГС области.

Закон "Об актах гражданского состояния" подробно определяет порядок и условия регистрации актов гражданского состояния. Соблюдение этого порядка обязательно, поскольку он имеет целью точное документальное отражение события или иного обстоятельства, действительно имевшего место в жизни, с которыми связываются соответствующие права или обязанности государственных учреждений, организаций и граждан.

Отступление от закона, действие вопреки его требованиям чревато отрицательными последствиями, наносит ущерб государственным и общественным интересам, правам, и охраняемым законом интересам граждан. Не может быть оправдано отступление от закона так называемой целесообразностью, т.е. когда закон предписывает определенное правило, а должностному лицу кажется, что в интересах общества или гражданина следует поступить иначе.

Соблюдение при регистрации актов гражданского состояния интересов и прав государственных и общественных организаций, прав и охраняемых законом интересов граждан достигается как строгим соблюдением законодательства в деятельности органов ЗАГСа, так и внимательным, вдумчивым подходом должностных лиц органов ЗАГСа к выполняемым действиям.

В работе должностных лиц органов записи актов гражданского состояния не должно быть формализма и бюрократического отношения к выполнению своих обязанностей. Эти недостатки в конечном итоге приводят к нарушениям прав и интересов, защите и обеспечению которых должна служить вся деятельность органов ЗАГСа.

По общему правилу, правовое регулирование отношений по поводу актов гражданского состояния относится к исключительному ведению государства, поэтому закон придает юридическое значение актам гражданского состояния, прошедшим государственную регистрацию в установленном порядке.

Обеспечению своевременности регистрации актов гражданского состояния должно уделяться в деятельности органов ЗАГСа первостепенное внимание. В большинстве случаев с регистрацией акта гражданского состояния связывается возникновение у граждан прав и обязанностей (например, супружеских) или возможность получения необходимых документов, влекущих изменение прав и обязанностей (например, при перемене имени, отчества и фамилии).

Надлежащее документальное оформление произведенной регистрации актов гражданского состояния отражает специфику деятельности органов ЗАГСа. Законом установлен точный и исчерпывающий перечень документов, которыми оформляются соответствующие регистрационные действия органов ЗАГСа. Чтобы эти документы имели юридическое значение, необходимо заполнение их в соответствии с предъявляемыми к этому требованиями. Отсутствие необходимых сведений в каком-либо из пунктов документа, а также отсутствие печати, надлежащих подписей, регистрационных номеров, даты выдачи и прочего может свести на нет юридическое значение выдаваемых органами ЗАГСа документов.

Особое значение имеет правильное написание не только даты регистрации того или иного акта гражданского состояния, но также даты самого факта (например, рождения, усыновления, смерти и т.д.) Органы ЗАГСа, регистрируя акт гражданского состояния, не должны забывать, что правильное написание даты имеет первостепенное значение для определения призыва в армию, возникновения права гражданина на получение пенсии, определения фока на принятие наследства и т.д.

Форма свидетельств, выдаваемых органами ЗАГСов, утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 июля 1998 г. № 709. [] Не допускается их замена, подмена, выдача временных справок и т д. Все действия подобного рода - грубое нарушение закона. Они вызывают серьезные нарушения прав граждан.

Кроме того. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 1999 г. № 432 утверждены Правила заполнения бланков записей актов гражданского состояния и бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния. []

Согласно п.1 ст.78 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" работники органов записи актов гражданского состояния, по вине которых нарушены права граждан Российской Федерации, иностранных граждан или лиц без гражданства при государственной регистрации актов гражданского состояния, несут ответственность за причиненный своими незаконными решениями, действиями (бездействием) указанным лицам вред в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 78 Федерального Закона является отсылочной нормой. В ней не определяются конкретные виды правонарушений, за которые может наступать ответственность работников органов ЗАГСа, а также граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Вместе с тем в законе четко указывается, что работники органов ЗАГСа несут ответственность лишь при их вине в нарушении закона прав граждан, лишь за причиненный их незаконными решениями, действиями (бездействием) вред гражданам. Такими виновными действиями (решениями) могут быть действия (решения) в результате которых: нарушены права и свободы гражданина при государственной регистрации актов гражданского состояния; которые препятствуют осуществлению гражданином его нрав и свобод в органе ЗАГСа или других органах либо на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность (например, незаконно зарегистрировано отцовство, что повлекло незаконное взыскание с гражданина алиментов).

Работники органов ЗАГСа, виновные в нарушении прав граждан при регистрации актов гражданского состояния, могут быть привлечены к административной, дисциплинарной, уголовной или иной ответственности.

Разъяснение гражданам органами ЗАГСа установленного порядка регистрации актов гражданского состояния - требование, которое предъявляется к деятельности учреждений и организаций. Целесообразно поступают те органы, которые широко используют в своей деятельности элементы наглядности. На специальных стендах они популярно и доступно разъясняют гражданам о проводимых ими действиях, о порядке регистрации актов, о необходимых для такой регистрации документах, о времени и месте совершения регистрации, о сроках регистрации актовых записей, об образцах и формах выдаваемых свидетельств, о правах граждан и о компетенции органов записи актов гражданского состояния.

Граждане нуждаются также в устных консультациях, разъяснениях, получении дополнительных сведений. Своевременная справка, разъяснение со стороны работников органов ЗАГСа в подобных случаях - необходимое условие надлежащего обеспечения прав и законных интересов граждан.

Государственная регистрация актов гражданского состояния базируется на конституционных принципах государственного управления и основывается на принципах законности, гуманизма, уважения, прав человека, делового взаимодействия с территориальными органами управления Федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления.

Государственное и муниципальное управления различаются не только тем, что осуществляются на разных уровнях организации власти, но также отличаются по целям, задачам, субъектам и объектам управления, реализуемым функциям, полномочиям и управленческим технологиям и процедурам. В рамках государственного управления реализуются функции управления в различных сферах общественной жизнедеятельности: политической, экономической, социальной и т.д. Государственное управление характеризует всю деятельность государства по организующему воздействию со стороны специальных субъектов права на общественные отношения, т.е. это практическая деятельность органов государственной власти в масштабах всего общества. Муниципальное управление имеет свойства более узкого уровня: управленческое воздействие опирается на права, обязанности и ответственность органов власти местного самоуправления и локализуется в пределах местного сообщества, т.е. распространяется на население, проживающее на территории определенного муниципального образования. Муниципальное управление осуществляет функции управления по решению вопросов местного значения, исходя из локальных интересов населения, его исторических, национальных и иных особенностей и традиций, реализуя закрепленные государственным правом полномочия.

По признаку масштабности государственное и муниципальное управления как виды социального управления направлены на обеспечение жизнедеятельности граждан и их организаций как в обществе-государстве, так и в отдельных местностях - муниципальных образованиях (в городе, районе, селе, поселке). При этом оба вида социального управления имеют особое предназначение и обладают специфическими свойствами и признаками, так как действуя в рамках единого государственного пространства, они реализуются на определенных управленческих уровнях. Вместе с тем, в муниципальном управлении имеются функции, реализация которых обусловлена тем, что местное самоуправление имеет как собственные, так и переданные государством полномочия. Следовательно, муниципальное и государственное управление тесно взаимосвязаны: у них один источник власти - народ, они выполняют общую для всех функцию: обеспечивают нормальные условия жизнедеятельности граждан, призваны защищать их права, свободы и законные интересы. []

Механизм взаимодействия государственных и муниципальных управлений - система отношений органов власти в процессе совместного решения вопросов, представляющих общий интерес, без передачи друг другу полномочий.

Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления строится на принципах взаимодействия:

законности,

добровольности;

учета совместных интересов и взаимной ответственности"

сохранения независимости муниципальной власти. Взаимодействие органов государственного и муниципального управления при решении вопросов, имеющих взаимный интерес, а также принимаемые при этом правовые акты должны основываться на соблюдении требований федерального законодательства, законодательства субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований и исключать возможность произвольных действий их участников.

Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления - важнейшая многоплановая проблема, затрагивающая все стороны жизнедеятельности общества: политические, социально-экономические, финансовые и прочие. Достижение баланса во взаимоотношениях между органами различных властно-управленческих уровней требует от всех участников сложных и комплексных решений на основе взаимного согласия и понимания роли и ответственности каждой из властных составляющих государственного и муниципального управления.

Практика показала, что за последние три годы в отделах ЗАГС увеличился объем работы. Если ранее органы ЗАГС взаимодействовали с несколькими федеральными структурами, то сегодня органы ЗАГС представляют данные обо всех изменениях гражданского состояния в следующие организации:

взаимодействие с военными комиссариатами Читинской области состоит в регулярной передаче данных обо все изменениях гражданского состояния военнообязанных;

взаимодействие с органами социальной защиты населения состоит в регулярной передаче информации по умершим пенсионерам - жителей Читинской области для своевременного прекращения выплаты пенсий и пособий;

взаимодействие с представителями системы "Гас-Выборы" включает в себя передачу в межвыборный период ежемесячно, а в период выборной кампании ежедневно информации обо всех изменениях гражданского состояния избирателей (смерть, изменение ФИО) для корректировки баз данных "Избиратель" и списков избирателей.

взаимодействие с Пенсионным фондом Российской Федерации состоит в ежемесячной передаче информации по изменениям гражданского состояния жителей Читинской области (смерть, изменения фамилии при регистрации брака или расторжении брака, перемена имени) для внесения изменений в реестр персонифицированного учета лиц, застрахованных в системе государственного пенсионного страхования;

взаимодействие с органами здравоохранения заключается в различного рода информации: о регистрации смерти с указанием диагноза смерти; адреса места проживания; даты регистрации и номера актовой записи для анализа смертности при различных заболеваниях (сердечно-сосудистых, онкологических и т.п.) от территориальных и временных факторов;

взаимодействие с инспекциями по налогам и сборам заключается в передаче информации по изменениям гражданского состояния налогоплательщиков - физических лиц (смерть, изменения фамилии при регистрации брака или расторжении брака, перемена имени);

взаимодействие с паспортно-визовой службой Управления внутренних дел заключается в передаче об изменениях гражданского состояния при заключении брака, перемене имени, смерти.

Таким образом, регулированию только федеральным законом Российской Федерации подлежат вопросы наделения органов местного самоуправления отдельными полномочиями.

Именно на этом основании прокуратура Читинской области обратилась с заявлением в областной суд, в котором просила признать недействующим и не подлежащих применению закон Читинской области о передаче органам местного самоуправления полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния.

Четырехлетняя практика применения Федерального закона "Об актах гражданского состояния" показала, что возникли проблемы, требующие неотложного решения.

Несомненно, создание централизованной системы органов записи актов гражданского состояния, при которой органы ЗАГС находятся в прямом подчинении Управления отдела ЗАГС Читинской области соответствует требованиям статьи 4 Федерального закона.

Вместе с тем, в связи с большой нагрузкой возложенной на отделы ЗАГС необходимо ввести дополнительную штатную единицу. Вопросы взаимозаменяемости во время отпуска, учебы заведующих отделов ЗАГС не снимают проблемы, работа в сфере ЗАГС требует глубоких знаний семейного законодательства, при замене другими специалистами, как правило, часто приводит к совершаемым ошибкам при регистрации различных видов актов гражданского состояния, которые исправить впоследствии проблематично.

Кроме того, несмотря на большой объем работы, требующий знания и постоянного внимания специалисты отделов ЗАГС работу выполняют профессионально, помогают населению в защите своих прав имущественного и неимущественного характера, знания и практический опыт помогают решать сложные вопросы по регистрации актов гражданского состояния и искать возможные пути по разрешению различного рода жизненных проблем, с которыми население обращается в органы ЗАГС ежедневно.

В своей работе отделы ЗАГС тесно взаимодействуют со многими федеральными структурами, представляют развернутые формы отчетов по регистрации рождений, смертей, браков за каждый месяц в пенсионный фонд, ОСЗН, паспортный стол, военный комиссариат, налоговую инспекцию (подекадно), органы здравоохранения. Текущая работа отнимает много времени, тем более что, повседневный труд связан с большим объемом ручных операций, требующий постоянного внимания и аккуратности. На работу с архивом: реставрация книг, проведение научно-технической обработки книг, описание архивного фонда, а также творческой работы: проведение лекций с разъяснительной целью заведующими отделами ЗАГС

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.044 с.)