Характеристика португальской поэзии ХХ века 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика португальской поэзии ХХ века



 

Португалия вступила в 20 век в состоянии глубокого кризиса. Страна испытывала серьезные экономические трудности, был низкий культурный уровень, присутствовала нищета народных масс, что, конечно, вызывало резкое недовольство. Положение особенно ухудшилось, когда Португалия

оказалась втянутой в Первую Мировую войну. Жизнь народа становилась все тяжелее, ведь к концу 20 годов в Португалии устанавливается фашистская диктатура.

Для интеллектуальной жизни послереволюционной Португалии

характерны пессимизм и идейный разброд. Особенно остро переживало крушение идеалов свободы, прогресса и всеобщего благоденствия в условиях буржуазной республики передовая часть португальской молодежи." Мы все это потеряли … - писал крупнейший португальский поэт 20 века Фернандо

Пессоа, - и каждый из нас оказывался предоставленным самому себе; мы чувствовали, что живем, и все. Можно подумать, что назначение корабля - плыть, но его назначение не просто плыть, а прибыть в какой-то определенный порт. Мы же плыли, не имея представления о порте, которого нам следовало достигнуть…Лишенные иллюзий, мы жили мечтой… Энергия борьбы была в нас мертворожденной…" Средством выражения этой "мечты" для многих представителей интеллигенции Португалии стало искусство.

Самым ярким, самым значительным событием в жизни португальской литературы начала века стал кружок так называемых " ранних модернистов", сгруппировавшихся в 1915 году вокруг журнала " Орфей". Недолго просуществовал "Орфей" - вышло всего 2 номера, но деятельность выпускавших его молодых литераторов и художников произвела настоящий переворот в португальской поэзии. Творческую молодежь "Орфея" воодушевляли самые современные для того периода веяния европейского и мирового искусства. Первая Мировая война заставила вернуться на родину многих обучавшихся за границей молодых португальцев.

На поэтов "Орфея" оказали влияния иностранные, особенно французские, поэты военных лет, не принимавших империализм, приведший Европу к бойне, но не имевшие положительной программы, не видевшие реальных общественных сил, способных перестроить мир, и ограничившие свой протест бунтов против буржуазной цивилизации во всех ее проявлениях. Поэты "Орфея", отрицавшие общество, в котором им приходилось жить, также ограничивались одним лишь отрицанием, насмешкой над "чешуекрылыми" буржуа и формальным новаторством. Они ломали традиционную форму, вводили свободный стих, строили образы на алогическом совмещении несовместимого, обращались к нарочито прозаическим темам, грубостью пытались поразить, "эпатировать", буржуа. Их творчество вызывало настоящий скандал. Официальная пресса издевалась над новым искусством. Особенно доставалась самым талантливым - Фернандо Пессоа и Марио де Са-Карнейро. "Мальчишки", издававшие "Орфей", были объявлены психически ненормальными. Футуристические оды Фернандо Пессоа, подписанные псевдонимом "Алваро де Кампос", расценивались как бред параноика.

За "Орфеем" последовала череда журналов: "Кентавр", "Изгнание", "Футуристическая Португалия", "Современник", "Афины", вокруг них группировались люди искусства, принадлежавшие к первому поколению португальских модернистов. С течением времени они стали спокойнее, сдержаннее, оставили намеренно воинственный тон первых лет. Период раннего модернизма продолжался в португальской поэзии до середины 20 годов.

В конце двадцатых годов в Коимбре, древнем студенческом городе, группа выпускников старейшего португальского университета основала литературный журнал " Презенса" ("Присутствие").

Творчество объединившихся вокруг этого журнала писателей и поэтов явилось вторым, поздним этапом развития португальского модернизма. Открыв для себя Достоевского, Пруста, Джойса, Лоуренса и других, "Презенсиссты" первыми (и в этом их большая заслуга) широко ввели в португальскую литературу психологический анализ, пытаясь вскрыть глубины подсознательного.

Жозе Режио и другие участники "Призенсы" считали, что вмешательство в жизнь общества не входит в задачи литературы, ратовали за независимость искусства и людей искусства от какой бы то ни было идеологии и политики. В конце двадцатых годов, в период усиления и прихода к власти португальского фашизма, такая позиция, отвлекавшая творческую интеллигенцию от активной общественной деятельности, была чревата серьезными последствиями. Несостоятельность подобного взгляда на искусство показала сама жизнь, и в группировке "Презенса" произошел раскол.

Тридцатые годы явились переломным периодом в сознании передовой части португальского общества. Нарастание мирового антифашистского движения, гражданская война в соседней Испании, начало Второй Мировой войны - все это способствовало росту идеологической сознательности и общественной активности масс.

Португальская творческая интеллигенция приходила к пересмотру своих идеологических и эстетических позиций. В Португалии растет интерес к мировой реалистической литературе двадцатого века - к творчеству советских писателей, особенно М. Горького, прогрессивных американских, в первую очередь бразильских, писателей, таких как: Жорж Амаду, Линс до Рего, Грасилиано Рамоз.

Новое литературное течение - португальский реализм двадцатого века - было названо "Неореализмом", в отличие от критического реализма второй половины прошлого века, лучшие произведения которого (романы и рассказы знаменитого португальского прозаика Эсса де Кайроша) получили мировую известность. Для неореалистов двадцатого века характерны интерес к жизни самых широких народных масс.

Португальскому неореализму в его наиболее прогрессивных проявлениях с самого начала была свойственна ярко выраженная тенденция сближения с социалистическим реализмом.

Развиваясь, претерпевая неизбежные исторические изменения, временами несколько отступая, неореализм, по сей день является основным господствующим направлением в португальской литературе.

В португальскую поэзию новое течение проникло на рубеже 30-40 годов.

Разноликими, не похожими друг на друга были молодые поэты - неореалисты, но всех их объединяло одно: острое ощущение несправедливости, бесчеловечности существующего общественного порядка и готовность к борьбе во имя свободы.

В начале Второй Мировой войны в Коимбре выходит неореалистический литературный журнал "Вершина" и знаменитая серия поэтов - неореалистов "Новый песенник".

С конца сороковых годов до конца пятидесятых неореализм не перестает быть господствующим литературным течением Португалии. В литературу проникают мотивы отвращения к жизни, бессмысленности борьбы, недоверия в возможность прогресса. В поэзии конца сороковых с двадцатилетним опозданием становится модой сюрреализм.

Со временем в поэзии наблюдается новый подъем неореализма. Многие уже известные поэты создают сборники своих стихов; появляются и новые имена.

В конце пятидесятых в Португалии появляются новые стихотворные сборники поэтов.

Таким образом, мы можем выделить такие направления в португальской литературе как: модернизм (ранний и поздний), неореализм, сюрреализм.

В Португалии наших дней передовая поэзия стала в ряды бойцов. Она будит и завет к действию.

 

Птица, пролетай своим путем!

Там, в далекой жизни, может быть,

Люди спорят, как мы здесь живем.

Ты ответишь: нас не победить.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.174.36 (0.026 с.)