Глава 1. Сущность информационно-консультационной службы и ее значение для развития сельского хозяйства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Сущность информационно-консультационной службы и ее значение для развития сельского хозяйства



Введение

 

Основной целью данного курсового проекта является:

1. Раскрыть сущность информационно – консультационного обеспечения агропромышленного комплекса;

2. Предложить программу по формированию интегрированной, эффективно функционирующей государственной системы информационно - консультационного обеспечения агропромышленного комплекса Чувашской Республики, позволяющей на основе достижений отечественной и мировой науки и развития техники, использования современных информационных технологий:

· Содействовать устойчивому развитию организаций всех форм собственности, производящих и перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, повысить их эффективность.

·  Обеспечить прямой доступ к информационным ресурсам самих товаропроизводителей.

·  Способствовать развитию рыночных отношений в сельской местности, повышению доходов сельского населения.

 

Данная курсовая работа предусматривает решение следующих задач:

· Найти пути преодоления проблемы информационно – консультационного обеспечения АПК.

· Разработать программу информационно – консультационного обеспечения АПК в Чувашии, которая предусматривает решение следующих задач:

1. распространение современных знаний, достижений науки и передового опыта в агропромышленном производстве различными методами (с использованием информационных ресурсов, печатной продукции, выездных семинаров, демонстрационных опытов и т.п.);

2. Формирование и накопление банка данных сельскохозяйственных информационных ресурсов, внедрение прикладных компьютерных программных продуктов для предприятий АПК (программные продукты семейства "1C" и др.);

3. Консультирование товаропроизводителей по организации, управлению, экономике, технологии производства, маркетингу и праву;

4. оказание правовой, экономической и методической помощи сельским жителям по вопросам организации малого предпринимательства;

5. участие в освоении инноваций и передового опыта, направленных на снижение издержек производства товаропроизводителей различных организационно - правовых форм;

6. обучение и повышение квалификации профессиональных кадров ИКС АПК;

7.  издание информационной продукции: ежемесячных информационных бюллетеней, ценовых обзоров, методических пособий, брошюр, организация тематических семинаров для сельских товаропроизводителей, организация демонстрационных объектов: полей, мини - ферм, - и других мероприятий.

Спад производства в сельскохозяйственной отрасли, отток квалифицированных и опытных специалистов из села обнажил огромную потребность в информации и знаниях по организации и ведению эффективного производства в рыночных отношениях. В этих условиях роль информационно - консультационного обеспечения в агропромышленном производстве резко возрастает и становится объективно необходимой. В Республике Чувашия, как и в Российской Федерации, становление информационно - консультационной службы сельских товаропроизводителей началось с реализации проекта АРИС (ARIS - Agriculture Reform Implementation Support) - проекта поддержки сельскохозяйственных реформ. Создание и развитие системы информационно - консультационного обеспечения АПК обусловлено изменением роли государства по отношению к хозяйствующим субъектам, во внутреннюю деятельность которых никто не вправе вмешиваться. Опыт многих зарубежных стран показывает, что из-за несвоевременного получения информации или ее недостатка ежегодно фермеры теряют до 40% собственных средств. В Российской Федерации этот процент составляет 76%.

Задачей информационно - консультационного обеспечения АПК является информирование товаропроизводителей об изменениях в различных областях экономики, науки, государственной политики, предоставление им помощи в ведении производственной деятельности. При этом созданные структуры в рамках этой системы не должны принимать решения за товаропроизводителей и обязаны функционировать в их интересах.

28 регионов Российской Федерации стали участниками проекта АРИС. За эти годы Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации была создана система информационно - консультационного обеспечения АПК. Сегодня она включает в себя органы государственного управления сельским хозяйством Республики Чувашия и районов, Чувашскую государственную сельскохозяйственную академию. Во многих районах Республики Чувашия работают организаторы - консультанты, которые обеспечивают сельских товаропроизводителей информацией о ситуации на рынке сельскохозяйственной продукции, ресурсах, необходимых для сельскохозяйственного производства, консультируют по налогообложению, бухгалтерскому учету, реформированию сельскохозяйственных организаций, правовым вопросам. Для обеспечения оперативности, качества предоставляемой информации и консультаций используется компьютерная техника, факсимильная связь, электронная почта, привлекаются специалисты аппарата Министерства сельского хозяйства, научных учреждений Республики Чувашия. Действует сайт Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Чувашия (www.gov.cap.ru)

Первый опыт функционирования показал ряд недостатков.

Во-первых, построение системы информационно - консультационного обеспечения АПК основывается на применении информационных и компьютерных технологий (далее - ИКТ). Но сельские территории не имеют возможности использовать в своей деятельности компьютерную технику. Недостаточно применяются компьютерные технологии в органах государственного управления сельским хозяйством районов Республики Чувашия, доступ к информационным ресурсам самих товаропроизводителей отсутствует.

Во-вторых, в системе информационно - консультационного обеспечения не задействована опытно - демонстрационная деятельность, которая необходима для эффективного консультирования товаропроизводителей. Не работают на постоянной основе специалисты - консультанты по животноводству, растениеводству и другим производственным отраслям из-за отсутствия средств на их подготовку и содержание.

В-третьих, действующая на сегодня система информационно - консультационного обеспечения АПК не использует в полной мере научно - технический потенциал Республики Чувашия

Этот опыт показал, что в дальнейшем необходима государственная поддержка и управление информационно - консультационным обеспечением АПК.

Исходя из вышесказанного становится важной необходимость разработки программы информационно – консультационного развития Чувашии, которая позволит:

- повысить конкурентоспособность продукции сельских товаропроизводителей за счет использования в сельскохозяйственном производстве новых технологий, привлечения к производственному процессу квалифицированных специалистов;

- обеспечить реализацию государственной аграрной политики и научно - технический прогресс в отрасли;

- способствовать развитию и укреплению рыночной экономики в отрасли;

- расширить возможности интеграции в общероссийскую и мировую систему аграрной экономики.

Реализации Программы

 

Управление Программой осуществляет Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Чувашия, являющееся ее государственным заказчиком - координатором.

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Чувашия несет ответственность за реализацию Программы в целом, обеспечивает:

- согласованные действия по подготовке и реализации программных мероприятий;

- целевое и эффективное использование средств республиканского бюджета;

- составляет и в установленном порядке представляет бюджетную заявку на ассигнования из республиканского бюджета для финансирования Программы на очередной финансовый год;

- подготавливает информационные справки и аналитические доклады о ходе ее реализации.

 

Рис.1. Организация обслуживания ЛПХ районной ИКЦ

Основными функциями информационно-консультационных центров для сельского населения являются:

- распространение правовой, экономической и экологической информации;

- консультирование по экологическим вопросам в растениеводстве, животноводстве с учетом местных условий и экологических требований;

- оказание консультационной помощи в маркетинге на основе получаемой информации о закупочных и реализационных ценах, о каналах реализации произведенной продукции, источниках приобретения ресурсов;

- информационная поддержка и осуществление социальных программ на селе, поиск оптимальных решений по развитию сельских территорий;

- содействие объединению личных подсобных хозяйств в кооперативы и товарищества для совместного производства продукции, оказание консультационной помощи при их организации;

- ведение мониторинга кадастрового потенциала сельских территорий;

- помощь при составлении заявок с целью получения льготных кредитов для жилищного и производственного строительства, приобретения средств малой механизации и материальных ресурсов;

- содействие интеграции личных подсобных хозяйствах с сельскохозяйственными перерабатывающими и другими предприятиями;

- отбор среди инновационных разработок новшеств, применимых в ЛПХ, организация их показа на демонстрационных объектах, помощь при внедрении;

изучение и распространение передового опыта ведения личных подсобных хозяйств.

 

Выводы

 

Важнейшим условием эффективно работающей информационно-консультационной службы является сочетание в ней функций образования, распространения знаний, науки и консультирования. Все эти функции в той или иной степени выполнялись в аграрном секторе России до создания информационно-консультационной службы. Однако эффект от их реализации был весьма низок в силу того, что они реализовывались в значительной мере отдельно друг от друга различными государственными структурами, не имевшими тесной связи между собой. к этому процессу самих товаропроизводителей. Такая цель лежит в основе всех без исключения существующих моделей службы. Однако, как показывает практика, недостаточно идентифицировать цель. Следует выбрать и средства ее достижения, наиболее эффективные в реальных условиях.

На данном этапе развития сельского хозяйства важное значение в информационно – консультационном обеспечении сельскохозяйственных товаропроизводителей принадлежит информационно – консультационной службе.

В силу того, что многие сельскохозяйственные предприятия на данном этапе являются не рентабельными, расходы которых порой даже не окупаются доходами, становится ярко выраженной проблема помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям в решении многих вопросов производства, переработки,хранения и реализации производимой продукции.

В настоящее время в аграрном секторе экономики усилилась экономическая и социальная доля личных подсобных хозяйств сельского населения и крестьянско фермерских хозяйств. Непосредственно по отношению к ним ИКС является основным источником получения дополнительной информации, так как и фермер и владелец личного подсобного хозяйства должен владеть вопросами растениеводства, животноводства, агрономии, экономики, маркетинга, и многими другими, играющими не маловажную роль в производстве и реализации сельскохозяйственной продукции, водном лице. Работники ИКС помогают им правильно организовать производство, консультируют по вопросам нововведения, оказывают платные услуги, что в совокупности обеспечивает эффективное ведение хозяйства потребителям информационно – консультационных услуг.

 

 

Приложение 1

УТВЕРЖДАЮ

Директор региональной ИКС

______________ О. М. Зурин

 

________________________

(дата)             

ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАТНЫХ УСЛУГ

предоставляемых службой ИКС

№ п/п

Наименование

Стоимость, руб.

1.

Информация по рынкам сбыта, в том числе информация через Internet

450

2.

Проведение анализов почв и кормов

1500

3.

Контроль над качеством продукции

1250

4.

Бухгалтерский учет и составление бизнес-планов

2000

5.

Вопросы налогообложения

300

6.

Технологии производства, хранения и переработки продукции

договорная

7.

Обучение, в том числе изучение передового опыта

договорная

8.

Составление заявок на получение льготных кредитов, приобретения средств автоматизации и механизации.

150

9.

Заполнение документов для налоговых органов

300

10.

Курсы "1-С Бухгалетрия" (6 месяцев)

1800

11.

Курсы "Опретор ПЭВМ" (6 месяцев)

600

12.

Консультирование о поставщиках необходимых ресрсов (с выдачей перечня поставщиков)

400

13.

Консультирование по каналам реализации производимой продукции

400

14.

Оформление документов на получение кредита в ОАО "Сбербанк России"

500

15.

Составление производственно - финансового плана на планируемый год

1500

16.

Консультирование по вопросам:                             

системы защиты растений и животных.

350

17.

механизации и автоматизации тех. процессов

350

18.

Размножение новых сортов сельскохозяйственных культур и разведение высокопродуктивных пород животных и кроссов птицы

450

19.

Печатная продукция:       

Основы законодательно - нормативной базы

300

20.

Экономика, финансы, бухгалтерский учет, аудит и налогообложение

500

21.

 Реформирование и оздоровление неплатежеспособных организаций

500

 

Введение

 

Основной целью данного курсового проекта является:

1. Раскрыть сущность информационно – консультационного обеспечения агропромышленного комплекса;

2. Предложить программу по формированию интегрированной, эффективно функционирующей государственной системы информационно - консультационного обеспечения агропромышленного комплекса Чувашской Республики, позволяющей на основе достижений отечественной и мировой науки и развития техники, использования современных информационных технологий:

· Содействовать устойчивому развитию организаций всех форм собственности, производящих и перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, повысить их эффективность.

·  Обеспечить прямой доступ к информационным ресурсам самих товаропроизводителей.

·  Способствовать развитию рыночных отношений в сельской местности, повышению доходов сельского населения.

 

Данная курсовая работа предусматривает решение следующих задач:

· Найти пути преодоления проблемы информационно – консультационного обеспечения АПК.

· Разработать программу информационно – консультационного обеспечения АПК в Чувашии, которая предусматривает решение следующих задач:

1. распространение современных знаний, достижений науки и передового опыта в агропромышленном производстве различными методами (с использованием информационных ресурсов, печатной продукции, выездных семинаров, демонстрационных опытов и т.п.);

2. Формирование и накопление банка данных сельскохозяйственных информационных ресурсов, внедрение прикладных компьютерных программных продуктов для предприятий АПК (программные продукты семейства "1C" и др.);

3. Консультирование товаропроизводителей по организации, управлению, экономике, технологии производства, маркетингу и праву;

4. оказание правовой, экономической и методической помощи сельским жителям по вопросам организации малого предпринимательства;

5. участие в освоении инноваций и передового опыта, направленных на снижение издержек производства товаропроизводителей различных организационно - правовых форм;

6. обучение и повышение квалификации профессиональных кадров ИКС АПК;

7.  издание информационной продукции: ежемесячных информационных бюллетеней, ценовых обзоров, методических пособий, брошюр, организация тематических семинаров для сельских товаропроизводителей, организация демонстрационных объектов: полей, мини - ферм, - и других мероприятий.

Спад производства в сельскохозяйственной отрасли, отток квалифицированных и опытных специалистов из села обнажил огромную потребность в информации и знаниях по организации и ведению эффективного производства в рыночных отношениях. В этих условиях роль информационно - консультационного обеспечения в агропромышленном производстве резко возрастает и становится объективно необходимой. В Республике Чувашия, как и в Российской Федерации, становление информационно - консультационной службы сельских товаропроизводителей началось с реализации проекта АРИС (ARIS - Agriculture Reform Implementation Support) - проекта поддержки сельскохозяйственных реформ. Создание и развитие системы информационно - консультационного обеспечения АПК обусловлено изменением роли государства по отношению к хозяйствующим субъектам, во внутреннюю деятельность которых никто не вправе вмешиваться. Опыт многих зарубежных стран показывает, что из-за несвоевременного получения информации или ее недостатка ежегодно фермеры теряют до 40% собственных средств. В Российской Федерации этот процент составляет 76%.

Задачей информационно - консультационного обеспечения АПК является информирование товаропроизводителей об изменениях в различных областях экономики, науки, государственной политики, предоставление им помощи в ведении производственной деятельности. При этом созданные структуры в рамках этой системы не должны принимать решения за товаропроизводителей и обязаны функционировать в их интересах.

28 регионов Российской Федерации стали участниками проекта АРИС. За эти годы Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации была создана система информационно - консультационного обеспечения АПК. Сегодня она включает в себя органы государственного управления сельским хозяйством Республики Чувашия и районов, Чувашскую государственную сельскохозяйственную академию. Во многих районах Республики Чувашия работают организаторы - консультанты, которые обеспечивают сельских товаропроизводителей информацией о ситуации на рынке сельскохозяйственной продукции, ресурсах, необходимых для сельскохозяйственного производства, консультируют по налогообложению, бухгалтерскому учету, реформированию сельскохозяйственных организаций, правовым вопросам. Для обеспечения оперативности, качества предоставляемой информации и консультаций используется компьютерная техника, факсимильная связь, электронная почта, привлекаются специалисты аппарата Министерства сельского хозяйства, научных учреждений Республики Чувашия. Действует сайт Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Чувашия (www.gov.cap.ru)

Первый опыт функционирования показал ряд недостатков.

Во-первых, построение системы информационно - консультационного обеспечения АПК основывается на применении информационных и компьютерных технологий (далее - ИКТ). Но сельские территории не имеют возможности использовать в своей деятельности компьютерную технику. Недостаточно применяются компьютерные технологии в органах государственного управления сельским хозяйством районов Республики Чувашия, доступ к информационным ресурсам самих товаропроизводителей отсутствует.

Во-вторых, в системе информационно - консультационного обеспечения не задействована опытно - демонстрационная деятельность, которая необходима для эффективного консультирования товаропроизводителей. Не работают на постоянной основе специалисты - консультанты по животноводству, растениеводству и другим производственным отраслям из-за отсутствия средств на их подготовку и содержание.

В-третьих, действующая на сегодня система информационно - консультационного обеспечения АПК не использует в полной мере научно - технический потенциал Республики Чувашия

Этот опыт показал, что в дальнейшем необходима государственная поддержка и управление информационно - консультационным обеспечением АПК.

Исходя из вышесказанного становится важной необходимость разработки программы информационно – консультационного развития Чувашии, которая позволит:

- повысить конкурентоспособность продукции сельских товаропроизводителей за счет использования в сельскохозяйственном производстве новых технологий, привлечения к производственному процессу квалифицированных специалистов;

- обеспечить реализацию государственной аграрной политики и научно - технический прогресс в отрасли;

- способствовать развитию и укреплению рыночной экономики в отрасли;

- расширить возможности интеграции в общероссийскую и мировую систему аграрной экономики.

Глава 1. Сущность информационно-консультационной службы и ее значение для развития сельского хозяйства

 

В процессе перехода от административно-командной системы управления к рыночной экономике информационно-консультационная служба (ИКС) имеет более важное значение для России, чем для тех стран, которые существуют в рыночных условиях уже достаточно долго. В условиях этого переходного процесса перед сельскими товаропроизводителями стоят задачи, довольно отличные от тех, которые были в то время, когда предполагалось, что товаропроизводители должны лишь выполнять планы, доведенные им сверху. Теперь товаропроизводители должны научиться тому, как принимать огромное количество решений, которые раньше за них принимали другие. Таким образом, важнейшая функция ИКС состоит в том, чтобы научить товаропроизводителей принимать эти решения самостоятельно.

В настоящее время сельское хозяйство и общество в целом изменяются очень быстро, а в России этот процесс идет еще быстрее по сравнению с другими странами. Имеются ввиду изменения, которые происходят в существующих технологиях, на кредитных рынках, в темпе роста производительности, с производственными ресурсами и продукцией, а также изменения в политике правительства и законодательных структурах. Поэтому для сельских товаропроизводителей сегодня намного важнее, чем это требовалось раньше, получить помощь для того, чтобы приспособить свое производство к изменениям внешних факторов.

В 1913 году в России было 9000 служащих ИКС, в то время как в Нидерландах было только 35, несмотря на то, что население России на тот момент было лишь в 10 раз больше, чем в Нидерландах. Это стало причиной того, что в 1917 году ваш известный экономист в области сельского хозяйства, Александр Васильевич Чаянов, опубликовал книгу об ИКС "Основные идеи и методы работы общественной агрономии". Многие его идеи и сегодня имеют огромное значение. Создается такое впечатление, что в то время ИКС в России была на самом высоком уровне в мире.

А.В.Чаянов видит главную функцию ИКС в повышении уровня компетенции фермеров для того, чтобы они имели возможность грамотно принимать собственные управленческие решения. Это необходимо, потому что в сельском хозяйстве часто приходится принимать специфические решения, соответствующие местным условиям и конкретной ситуации. Эти решения могут быть приняты только самим товаропроизводителем, поскольку только он полностью владеет ситуацией, а не чиновником из местной администрации или федерального центра. Задача товаропроизводителя - оптимально использовать специфическое местоположение хозяйства. Это означает, что задачей служащего ИКС является не изменение рода деятельности сельских товаропроизводителей, а их обучение, в результате чего они смогут решить: изменять или нет свой способ ведения хозяйства. Успешный процесс обучения фермеров требует хорошего понимания их положения и способа мышления. Причем для служащих ИКС недостаточно знаний только о научно-исследовательских достижениях. Также необходимо, чтобы они искали новые творческие способы применения этих достижений в каждой конкретной ситуации используя опыт товаропроизводителей. Также требуется хорошее знание местных рынков и тенденций их изменения. Таким образом, хороший служащий ИКС должен быть обучен не только технологии сельскохозяйственного производства, но также и экономике, и преподаванию, и общению.

Идея А.В.Чаянова заключается в том, что задача служащего ИКС - не говорить фермерам, что им следует делать, а повысить их уровень знаний до уровня, позволяющего принимать решения самостоятельно, что, на самом деле, довольно важно. Например, подготовка грядок под рассаду часто существенно влияет на урожайность. Этот процесс требует, чтобы вспашка и другие мероприятия по обработке почвы были проведены при определенной влажности почвы. Таким образом, решения о подготовке грядок с рассадой товаропроизводитель принимает после осмотра почвенных условий поля. Чтобы сделать правильные выводы и принять оптимальное решение, фермер должен иметь соответствующие знания.

Также товаропроизводители имеют разный доступ к трудовым, капитальным и другим ресурсам, что тоже влияет на принимаемые ими решения. Эти решения могут быть приняты только на уровне фермы, так как цели и интересы товаропроизводителей различны. Например, различаются их желание идти на риск, их интересы и уровень знаний. Эти цели и интересы влияют на решения товаропроизводителей.

Во-вторых, если товаропроизводители сами принимают решения, то у них будет большая мотивация работать хорошо, чем в случае, если они следуют решению, которое за них принял служащий ИКС. Таким образом, собственные решения будут лучше реализованы.

 В-третьих, кто-нибудь может поинтересоваться, что дает служащему ИКС право принимать решения за товаропроизводителей, если именно товаропроизводитель, а не служащий отвечает за последствия, например, если погодные условия или цены приведут не к тем результатам, которые ожидались.

Можно согласиться с А.В.Чаяновым, что основная роль ИКС в сельскохозяйственном производстве состоит в том, чтобы помочь фермерам принимать лучшие решения, т.е. те решения, которые помогут им наилучшим способом достичь собственных целей. Однако для развития производства, сельские товаропроизводители должны принимать совершенно разные решения, и в зависимости от типа решений различаются виды необходимой им поддержки. Также различаются источники информации, необходимой для принятия оптимального решения.

Развитие сельскохозяйственного производства приводит к увеличению выхода продукции на единицу:

· земли;

· труда;

· капитала, и/или

· других ресурсов, используемых в производстве.

Такое увеличение возможно при помощи:

· выбора более производительных технологий, таких как семена, удобрения, другие агрохимикаты и механизация;

· более эффективного применения этих технологий, например, своевременное внесение химикатов;

· полного использования трудовых ресурсов; не только их мышечной силы, но и, особенно, умственного потенциала. Этот принцип не работает, если управляющие производством приказывают своим работникам, как лучше выполнить их работу. Но лучше попробовать создать такой организационный климат, который будет стимулировать работников к производительному труду;

· оптимального сочетания имеющихся в наличии ресурсов, например, выбор наиболее эффективного способа механизации;

· изменения системы ведения хозяйства, т.е. переход на производство более эффективных культур, переход от растениеводства к животноводству, специализация, иногда разделение крупномасштабного производства на семейные фермы;

· изменения внешних факторов, т.е. улучшение систем поставки ресурсов и предоставления кредитов, лучшая организация маркетинга и/или переработки продукции, увеличение доли фермера в стоимости реализованной конечному потребителю сельскохозяйственной продукции, улучшение транспортировки, осушения и орошения, изменение сельскохозяйственной политики правительства и/или земельного закона.

Внедрение этих нововведений для принятия (индивидуально или коллективно) лучших управленческих решений требует высокого уровня компетенции сельских товаропроизводителей. Главная задача агентов ИКС состоит в том, чтобы помочь товаропроизводителям повысить уровень компетенции в указанных областях знаний. Конечно, крайне редко можно встретить агента ИКС, который был бы способен помочь товаропроизводителю одновременно по всем этим вопросам. Это означает, что необходимо выявлять те направления деятельности, которые на данный момент являются узким местом, то есть где наблюдается значительная нехватка знаний. Анализ этой ситуации необходим для того, чтобы обучать агентов ИКС именно в этом направлении, и они могли бы помочь преодолеть возникшие трудности. Также данный анализ может быть полезен для работы с группой агентов ИКС, которые имеют разные способности и, возможно, работают с различными организациями. Например, повышение мотивации работников, которая побуждает их задуматься о том, как можно улучшить выполняемые операции, требует обучения управляющего фермой пониманию научных исследований по социальной психологии организации труда. Для обучения контролю над вредителями и болезнями при помощи биологических методов нужны совершенно другие знания. Будет довольно трудно найти работника ИКС, который был бы специалистом по всем этим вопросам, но российским товаропроизводителям нужны именно такие специалисты.

Если сельский товаропроизводитель увеличивает свою производительность менее быстрыми темпами, чем другие товаропроизводители (как внутри страны, так и за ее пределами), то ему будет трудно оставаться конкурентоспособным. Функция агентов ИКС заключается в том, чтобы научить сельских товаропроизводителей и их семьи принимать решения, способствующие росту производительности. Эта функция может быть реализована посредством следующих мероприятий:

1. помочь выявить возникшую проблему на ранней стадии; предотвратить болезнь легче, чем потом ее лечить;

2. помочь выявить изменения внешних факторов на ранней стадии, например, новые возможности рынка или изменения в политике государства;

3. помочь товаропроизводителям прояснить их собственные цели, которые могут быть противоречивы, например, одновременно: стремление к высокому доходу, малый риск и много времени для отдыха;

4. помочь найти возможные альтернативные решения проблемы;

5. помочь как можно точнее определить издержки и последствия, ожидаемые в результате реализации каждого альтернативного решения;

6. поддержать товаропроизводителей в процессе выбора решения из имеющихся альтернатив;

7. помогать при реализации выбранного решения.

Обычно агент ИКС владеет только некоторой информацией, которая необходима для процесса принятия решения. Другая, нередко большая, часть информации должна исходить непосредственно от самих сельских товаропроизводителей, например, информация об:

их целях,

их ресурсах и возможностях,

их собственном опыте и

опыте их коллег.

 

Это означает, что сельским товаропроизводителям необходимы разные виды помощи со стороны работников ИКС. Например, если речь идет о внедрении новой технологии, то товаропроизводители могут нуждаться в информации об ожидаемых последствиях, а при выборе приоритетных целей им может понадобиться не новая информация, а помощь (руководство) в самом процессе принятия решений для снижения влияния эмоций на этот процесс.

Существует большая разница между самими сельскими товаропроизводителями, что также влияет на вид помощи, который им необходим для того, чтобы принимать оптимальные решения. В России эта разница значительно больше, чем в других странах. Подумайте, например, о разнице между бывшим совхозом, где работают специалисты различного профиля, имеющие высшее образование, и человеком, который на своем участке выращивает продукцию для собственного потребления в дополнение к его пенсии. Часто ИКС не хватает человеческих ресурсов для того, чтобы помочь всем товаропроизводителям, и выбор тех, кому отдать предпочтение в данном случае, частично является этическим и политическим решением. Кому должен помогать работник ИКС: бедным пенсионерам или крупным товаропроизводителям? Какая помощь оказывает большее влияние на экономический рост страны?

В прошлом мы учили, что для сельскохозяйственного производства необходимы земля, труд и капитал. Сегодня мы знаем, что этого недостаточно. Также необходимы знания и информация, предоставление которых можно считать особым видом труда. Часто они даже являются самыми важными факторами, определяющими конкурентоспособность сельских товаропроизводителей. Мировой Банк пришел к выводу, что экономическое развитие является в большей степени процессом накопления знаний, чем процессом накопления капитала (World Development Report, 1998). В результате чего инвестиции в научные исследования и ИКС в сельском хозяйстве дают большую отдачу, чем другие инвестиции в сельское хозяйство. Однако все это зависит от того, как действуют политические рычаги. Существует огромное количество литературы, где объясняется, как надо работать с капиталом, но в настоящее время умение эффективно использовать знания становиться более важным. Мы должны найти ответы на такие вопросы как:

Как мы можем стимулировать процесс получения новых знаний, которые наиболее необходимы для процесса развития?

Как мы можем стимулировать процесс более быстрого получения этих знаний теми, кто нуждается в них для того, чтобы принимать лучшие решения (сельские товаропроизводители или политики)?

Как они могут использовать эти знания и сочетать их со знаниями, которые у них уже имеются, или со знаниями, приобретаемыми из других источников?

Как можно стимулировать творческий подход к использованию и развитию новых знаний и информации?

 Итак, в первой главе, мы разобрались с основными проблемами, интересующими товаропроизводителей на данном этапе развития сельского хозяйства в Российской Федерации. Для помощи в решении этих проблем и была создана информационно-консультационная служба АПК, консультанты которой оказывают помощь товаропроизводителям в процессе выбора и принятия наиболее оптимальных решений и доводят научные разработки до внедрения их товаропроизводителями.

Основными потребителями услуг ИКС являются:

1. сельскохозяйственные товаропроизводители;

2. фермерские и личные подсобные хозяйства (так же садоводы огородники);

3. органы управления АПК;

4. малые предприятия;

5. научно-исследовательские институты и ВУЗы.

Основные поставщики:

1. органы управление АПК;

2. поставщики ресурсов;

3. частные службы;

4. СМИ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.24.209 (0.118 с.)