Методические аспекты исследования процесса мышления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические аспекты исследования процесса мышления



Как утверждает О.К. Тихомиров [37], «при психологическом изучении мышления, как и других психических явлений, нет иного пути, кроме пути объективного исследования, сколь бы труден он ни был. … Объективность исследования мышления требует … тщательной фиксации тех особенностей деятельности, в которых так или иначе проявляется мышление человека, по которым мы судим о протекании мышления: сам факт решения задачи, тип решения, время решения, спонтанные высказывания по ходу решения, рассуждение вслух, особенности психофизиологических реакций и т.д.».

До XX века в науке применялся только один метод - метод самонаблюдения, или интроспекции. Как отмечает, С.Л. Рубинштейн [32], «познание собственной психики самонаблюдением, или интроспекцией, всегда осуществляется в той или иной мере опосредованно через наблюдение внешней деятельности».

В настоящее время в психологии мышления широко применяются все основные методы сбора эмпирического материала.

Выделяются следующие методы (цит. по [33, 19, 18]):

) Наблюдение - описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. При наблюдении явления изучаются непосредственно в тех условиях, в которых они протекают в действительной жизни (цит. по [23]).

) Беседа - психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога между психологом и респондентом с целью получения сведений от последнего.

В процессе беседы психолог, будучи исследователем, направляет, скрытно или явно, разговор, в ходе которого задаёт опрашиваемому человеку вопросы (цит. по [16]).

) Анкетирование - психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов - анкета. Анкетирование - опрос при помощи анкеты (цит. по [1]).

) Лабораторный эксперимент, или искусственный эксперимент, - в психологии это вид эксперимента, который проводится в искусственно созданных условиях (в рамках научной лаборатории) и в котором по мере возможности обеспечивается взаимодействие исследуемых субъектов только с теми факторами, которые интересуют экспериментатора (цит. по [11]).

) Психологическое тестирование - термин зарубежной психологии, обозначающий процедуру установления и измерения индивидуально-психологических отличий (цит. по [3, с. 99-100]). В отечественной психологии чаще употребляется термин «психодиагностическое обследование». С помощью метода тестов выявляются те или иные особенности мышления (интеллекта).

) Моделирование мыслительных процессов. При исследовании мышления применяются не только качественные, но и количественные методы: факторный анализ в изучении структуры интеллекта, корреляционный анализ при изучении зависимости мышления от индивидуально-психологических особенностей человека, информационный анализ при образовании искусственных понятий и др. Развиваются также методы математического и программного моделирования мышления.

) Психофизиологические методы полностью опираются на физиологические реакции испытуемых. Значение психофизиологических методов состоит в том, что они в минимальной степени зависят и подвержены влиянию испытуемого и что в новой технике можно использовать и полиграфы, которые способны одновременно информировать о ряде объективных физиологических данных, как об индикаторах психических процессов, сопровождающих их. Изменения кровяного давления, кожной проводимости, электрических потенциалов мозга, изменения дыхания и пульса уже постоянно относятся к изученным переменным величинам психологического лабораторного эксперимента. Из физиологических методов можно отметить психогальванические реакции (ПГР) (цит. по [27]).

При исследовании процессов мышления желательно использовать несколько методов одновременно.

Каждый из методов исследования мышления имеет свои сильные и слабые стороны. Например, метод лабораторного эксперимента упрекают за искусственность и относительную простоту тех задач, которые решают испытуемые, участвующие в опытах.

При изучении процессов мышления большое внимание уделяется тестам, направленных на выявление как индивидуальных, так и патопсихологических особенностей (патопсихологическое исследование включает в себя беседу с больным, эксперимент, наблюдение за поведением больного во время исследования, сбор и анализ анамнеза, сопоставление экспериментальных данных с историей жизни исследуемого.). Однако как отмечает А.А. Матюшкина [15], «при этом существующие методы исследования мышления не ориентированы на взрослого и не всегда достаточны для реализации заявленной цели».

Для выявления индивидуальных особенностей мышления (качеств ума) часто используются следующие методики [2]: методика исследования активности мышления (И.М. Лущихина), диагностика исследовательского потенциала (В.Э. Мильман), Куб Линка и т.д.


2.3 Диагностика индивидуальных особенностей мышления студентов гуманитарного профиля

 

Развитое профессиональное мышление является важным компонентом компетентности студентов в условиях вузовской подготовки и позволяет прогнозировать успешность профессиональной деятельности.

Профессиональное мышление как одна из частных форм мышления - залог успешной деятельности специалиста. Уровень развития профессионального мышления определяет способность человека к свободной ориентации и продуктивной самореализации в условиях рынка и стремительных социальных изменений. С мышлением, его процессами и качественными особенностями принято связывать эффективность практической и профессиональной деятельности специалиста [4].

Единого определения понятия «профессиональное мышление», признаваемого однозначным в научном сообществе, не существует. Профессиональное мышление рассматривается и как характеристика качества, уровня совершенства мышления, и как особенности мышления специалиста, обусловленные характером профессиональной деятельности по отношению к объекту труда, и как процесс решения профессиональных задач в той или иной области деятельности и т.д.

Методы исследования профессионального мышления вызывают особый интерес и одновременно затруднение, связанное с недостаточной представленностью этой темы в современной психодиагностике.

Вероятно, весь психодиагностический инструментарий следует подразделить на две группы методов и методик - на те, что будут выявлять общие особенности мышления профессионала из любой сферы труда, и те, которые разрабатываются и применяются для каждого вида профессионального мышления (клинического, педагогического и др.) в отдельности согласно специфике профессии.

Нас будет интересовать первая группа методик, исследующих операциональную сторону профессионального мышления, а также методики изучения интеллектуального развития человека.

Мы полагаем, что на формирование профессионального мышления влияют заложенные природой интеллектуальные особенности мышления человека, в частности, преобладающий тип мышления. Известно, что человеку с преобладающим словесно-логическим или наглядно-образным типами мышления никогда не достичь профессиональных высот в сфере физико-математических наук, экономики, программирования, спорта, искусстве и т.п.

В исследовании индивидуальных особенностей мышления студентов гуманитарного факультета большим подспорьем стало включение в диагностический инструментарий теста по методике определения типа мышления в модификации Г.В. Резапкиной [2]. Обоснование его использования следующее.

Тест по методике определения типа мышления в модификации Г.В. Резапкиной создан в 2005 г., является одним из тестов, используемых в нашей стране для выявления профессиональных наклонностей. Автор - Г.В. Резапкина, филолог, психолог, старший научный сотрудник Центра практической психологии образования Академии социального управления, преподаватель Института практической психологии личности и Московского института открытого образования. Выпущенные книги, пособия, программы: «Секреты выбора профессии» (2002); «Искусственный отбор» (2004); «Компас в мире профессий» (2004); «Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника»; «Отбор в профильные классы» (2006); цикл телепередач для молодежи «Дороги, которые мы выбираем» (2006); компьютерная программа «Светофор»; электронный учебник «Профессия и карьера» (2008) (цит. по [30]).

Методика определения типа мышления в модификации Г.В. Резапкиной разрабатывалась для диагностирования общего уровня интеллектуального развития в связи с проблемами профессиональной психодиагностики, в частности, для дифференциации кандидатов на различные виды обучения и деятельности в практике профессионального отбора.

Целесообразность выбора данного теста для исследования профессионального мышления обосновывается следующими положениями:

развитие индивидуальных особенностей мышления человека признается обязательным и важнейшим условием достижения высокого профессионализма;

данный тест позволяет определить преобладающие типы мышления как основные характеристики мыслительной деятельности человека, определяющих его профессиональное мышление (цит. по [4]).

В результате статистической обработки данных, полученных благодаря использованию методики определения типа мышления в модификации Г.В. Резапкиной, была установлена половая дифференциация в мышлении в гуманитарном мышлении; определены шкалы: типы мышления - предметно-действенное, абстрактно-символическое, словесно-логическое, наглядно-образное, креативность (творческое)

Респондентам был предложен опросник он-лайн (сайт ВСЕ ТЕСТЫ.РУ [2]), содержащий 40 вопросов. При согласии с высказыванием на странице сайта ставился кружок.

Обработка и интерпретация данных велась он-лайн, с опорой на ключ к тесту.

№Тип мышления Вопросы

Предметно-действенное 1 6 11 16 21 26 31 36

Абстрактно-символическое 2 7 12 17 22 27 32 37

Словесно-логическое 3 8 13 18 23 28 33 38

Наглядно-образное 4 9 14 19 24 29 34 39

Креативность (творческое) 5 10 15 20 25 30 35 40

При обработке результатов теста подсчитывается число плюсов в каждой из пяти строк. Каждая строка соответствует определенному типу мышления.

Количество баллов в каждой колонке указывает на уровень развития данного типа мышления:

• 0-2 - низкий,

• 3-5 - средний,

• 6-8 - высокий.

Интерпретация результатов теста

. Предметно-действенное мышление свойственно людям дела. Они усваивают информацию через движения. Обычно они обладают хорошей координацией движений. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Этим мышление важно для спортсменов, танцоров, артистов.

. Абстрактно-символическим мышлением обладают многие ученые - физики-теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики. Они могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки.

. Словесно-логическое мышление отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом (от лат. verbalis - словесный). Благодаря развитому словесно-логическому мышлению ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям.

. Наглядно-образным мышлением обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет - художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно-образным мышлением.

. Креативность - это способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Это редкое и ничем не заменимое качество, отличающее людей, талантливых в любой сфере деятельности.

В чистом виде эти типы мышления встречаются редко. Для многих профессий необходимо сочетание разных типов мышления, например, для психолога. Такое мышление называют синтетическим.

В процессе интерпретации данных был соотнесен ведущий тип мышления с выбранным видом деятельности или профилем обучения. Можно сказать, что у всех респондентов проявился синтетический тип мышления, что дает некоторые преимущества в освоении будущей профессии.

Отметим, что половые особенности влияют на преобладающий тип мышления: у девушек преобладал наглядно-образный (87,5%, 100%) и словесно-логический (87,5%, 100%), у юношей - абстрактно-символический (75%) и словесно-логический (62,5 - 75%). Испытуемые проявили хорошо развитое креативное мышление (62,5% - 100%), что подтверждает правильный выбор профессии.

Следовательно, мы можем говорить, что преобладание типа мышления оказывает влияние на профессиональный выбор и дальнейшее освоение профессии.


Заключение

Мышление - переработка информации в процессе течения мыслей, образов и ощущений.

Мышление является высшей ступенью познания человеком действительности, активное, целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение окружающей действительности в сознании человека.

Мы познаем окружающую действительность постепенно: сначала ощущения и восприятие, а затем переходим к мышлению. Вспомним малыша, сначала пробующего на вкус и на зуб все предметы, встречающиеся на его пути, а в возрасте от года до двух пытающегося сложить пирамидку или кубики.

Мышление имеет ряд специфических характеристик и признаков, отличающих его от других психических процессов: обобщенное отражение действительности, опосредованное познание объективной реальности, связано с решением той или иной задачи, неразрывная связь с речью.

Мышление может протекать очень различно. Классификации видов и типов мышления многообразны.

Индивидуальные особенности мышления у различных людей проявляются в неодинаковой степени развитости качеств ума: гибкости, самостоятельности, инициативности, глубины, широты, быстроты, оригинальности, критичности, последовательности.

При психологическом изучении процесса мышления особое место отводится объективному исследованию. Используются все основные методы сбора эмпирического материала. Особое место отводится использованию тестов, которые входят в состав различных методик: методика исследования активности мышления (И.М. Лущихина), диагностика исследовательского потенциала (В.Э. Мильман), куб Линка и др.

Важной составляющей интеллектуальной деятельности является такой вид мышления, как профессиональное. Оно служит ориентиром молодому поколению при выборе профессиональной деятельности. Однако профессиональное мышление всегда связано с развитием индивидуальных особенностей мышления человека, в частности, с типом мышления. Известно, что человеку с преобладающим словесно-логическим или наглядно-образным типами мышления никогда не достичь профессиональных высот в сфере физико-математических наук, экономики, программирования, спорта, искусстве и т.п.

Психологический эксперимент, проведенный по методике «Тип мышления» (Методика определения типа мышления в модификации Г.В. Резапкиной), подтвердил гипотезу, чтоинтеллектуальные особенности, в частности, преобладающий тип мышления влияет на возможные профессиональные способности, помогает сделать выбор профессии, способствует успешному профессиональному росту.

Таким образом, можно сказать, что на формирование профессионального мышления влияют заложенные природой интеллектуальные особенности мышления человека.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.96.159 (0.033 с.)