Понимание мышления как психологического процесса и его основные Виды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понимание мышления как психологического процесса и его основные Виды



Введение

мышление психологический студент гуманитарный

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в современной психологической науке особую остроту приобретает проблема изучения процесса мышления как индивидуальной интеллектуальной особенности человека, отличающей его от других людей. Особо следует отметить значимость выбранной проблемы для подростков и юношества, так как индивидуальные особенности мышления (типы мышления) могут иметь важное значение для выбора профессиональной деятельности. Подрастающее поколение в настоящее время переживает нелегкое время в связи с огромным информационным потоком, постоянным обновлением и пополнением рынка труда новыми профессиями.

Степень разработанности проблемы. Вопросы, посвященные изучению таких проблем, как особенности мышления - психологического процесса, индивидуальные особенности и типы мышления достаточно освещены во многих работах современных авторов (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухов, З.И. Калмыкова, А.А. Матюшкина, А.Г. Маклаков, В.Э. Мильман, Н.И. Поливанова, Н.В. Рыжова, Б.М. Теплов, Р.С. Немов и др.).

Цель настоящего исследования заключается в изучении взаимосвязи индивидуальных особенностей мышления с профессиональной ориентацией молодежи.

Объект исследования - индивидуальные особенности и типы мышления.

Предмет исследования - преобладающие типы мышления как составная часть индивидуальных особенностей интеллектуальной деятельности.

В качестве гипотезы выдвигается положение, чтоинтеллектуальные особенности, в частности, преобладающий тип мышления влияет на возможные профессиональные способности, помогает сделать выбор профессии, способствует успешному профессиональному росту.

На основании поставленной цели, предмета и объекта исследовательской работы были сформулированы следующие задачи:

А) осуществить теоретический анализ психологических исследований в зарубежной и отечественной литературе по проблеме мышления как психологического процесса, его основных видов и индивидуальных особенностей;

Б) проанализировать методологическую основу изучения мышления;

В) провести диагностику индивидуальных особенностей мышления студентов;

Г) установить взаимосвязь между преобладающим типом мышления и выбором профессиональной деятельности.

Методологическую основу исследования составляют работы С.Л. Рубинштейна «Основы общей психологии», А.Н. Леонтьева «Мышление» (теоретический аспект), О.К. Тихомирова «Психология мышления» (эмпирический аспект).

Для достижения цели и поставленных задач использовались следующие методы:

1.    Общенаучный метод: анализ литературы по проблеме, обобщение, сравнение и систематизация и классификация экспериментальных и теоретических данных.

2.    Эмпирический метод:

А) наблюдение, беседа (индивидуальная);

Б) метод психодиагностического обследования, тестирование с помощью методики определения типа мышления в модификации Г.В. Резапкиной;

В) метод математической обработки.

База исследования: в исследовании приняли участие студенты 3 курса Мичуринского государственного аграрного университета социально-гуманитарного факультета направления «Связи с общественностью» гуманитарного вуза. Объем выборки - 6 человек, среди которых 3 девушки и 3 юноши. Возрастной показатель варьировался от 19 до 21 года. Малый объем выборки объясняется тем, что данные студенты являются так называемыми «отличниками» в группе. Они успешно учатся и активно участвуют в студенческой жизни вуза. Таким образом, мы выбрали уже потенциально успешных в профессиональной деятельности молодых людей.

Структура работы включает в себя введение, 2 главы, заключение, список использованных источников (37 наименование) и 2 приложения.

 


Заключение

Мышление - переработка информации в процессе течения мыслей, образов и ощущений.

Мышление является высшей ступенью познания человеком действительности, активное, целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение окружающей действительности в сознании человека.

Мы познаем окружающую действительность постепенно: сначала ощущения и восприятие, а затем переходим к мышлению. Вспомним малыша, сначала пробующего на вкус и на зуб все предметы, встречающиеся на его пути, а в возрасте от года до двух пытающегося сложить пирамидку или кубики.

Мышление имеет ряд специфических характеристик и признаков, отличающих его от других психических процессов: обобщенное отражение действительности, опосредованное познание объективной реальности, связано с решением той или иной задачи, неразрывная связь с речью.

Мышление может протекать очень различно. Классификации видов и типов мышления многообразны.

Индивидуальные особенности мышления у различных людей проявляются в неодинаковой степени развитости качеств ума: гибкости, самостоятельности, инициативности, глубины, широты, быстроты, оригинальности, критичности, последовательности.

При психологическом изучении процесса мышления особое место отводится объективному исследованию. Используются все основные методы сбора эмпирического материала. Особое место отводится использованию тестов, которые входят в состав различных методик: методика исследования активности мышления (И.М. Лущихина), диагностика исследовательского потенциала (В.Э. Мильман), куб Линка и др.

Важной составляющей интеллектуальной деятельности является такой вид мышления, как профессиональное. Оно служит ориентиром молодому поколению при выборе профессиональной деятельности. Однако профессиональное мышление всегда связано с развитием индивидуальных особенностей мышления человека, в частности, с типом мышления. Известно, что человеку с преобладающим словесно-логическим или наглядно-образным типами мышления никогда не достичь профессиональных высот в сфере физико-математических наук, экономики, программирования, спорта, искусстве и т.п.

Психологический эксперимент, проведенный по методике «Тип мышления» (Методика определения типа мышления в модификации Г.В. Резапкиной), подтвердил гипотезу, чтоинтеллектуальные особенности, в частности, преобладающий тип мышления влияет на возможные профессиональные способности, помогает сделать выбор профессии, способствует успешному профессиональному росту.

Таким образом, можно сказать, что на формирование профессионального мышления влияют заложенные природой интеллектуальные особенности мышления человека.


Введение

мышление психологический студент гуманитарный

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в современной психологической науке особую остроту приобретает проблема изучения процесса мышления как индивидуальной интеллектуальной особенности человека, отличающей его от других людей. Особо следует отметить значимость выбранной проблемы для подростков и юношества, так как индивидуальные особенности мышления (типы мышления) могут иметь важное значение для выбора профессиональной деятельности. Подрастающее поколение в настоящее время переживает нелегкое время в связи с огромным информационным потоком, постоянным обновлением и пополнением рынка труда новыми профессиями.

Степень разработанности проблемы. Вопросы, посвященные изучению таких проблем, как особенности мышления - психологического процесса, индивидуальные особенности и типы мышления достаточно освещены во многих работах современных авторов (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухов, З.И. Калмыкова, А.А. Матюшкина, А.Г. Маклаков, В.Э. Мильман, Н.И. Поливанова, Н.В. Рыжова, Б.М. Теплов, Р.С. Немов и др.).

Цель настоящего исследования заключается в изучении взаимосвязи индивидуальных особенностей мышления с профессиональной ориентацией молодежи.

Объект исследования - индивидуальные особенности и типы мышления.

Предмет исследования - преобладающие типы мышления как составная часть индивидуальных особенностей интеллектуальной деятельности.

В качестве гипотезы выдвигается положение, чтоинтеллектуальные особенности, в частности, преобладающий тип мышления влияет на возможные профессиональные способности, помогает сделать выбор профессии, способствует успешному профессиональному росту.

На основании поставленной цели, предмета и объекта исследовательской работы были сформулированы следующие задачи:

А) осуществить теоретический анализ психологических исследований в зарубежной и отечественной литературе по проблеме мышления как психологического процесса, его основных видов и индивидуальных особенностей;

Б) проанализировать методологическую основу изучения мышления;

В) провести диагностику индивидуальных особенностей мышления студентов;

Г) установить взаимосвязь между преобладающим типом мышления и выбором профессиональной деятельности.

Методологическую основу исследования составляют работы С.Л. Рубинштейна «Основы общей психологии», А.Н. Леонтьева «Мышление» (теоретический аспект), О.К. Тихомирова «Психология мышления» (эмпирический аспект).

Для достижения цели и поставленных задач использовались следующие методы:

1.    Общенаучный метод: анализ литературы по проблеме, обобщение, сравнение и систематизация и классификация экспериментальных и теоретических данных.

2.    Эмпирический метод:

А) наблюдение, беседа (индивидуальная);

Б) метод психодиагностического обследования, тестирование с помощью методики определения типа мышления в модификации Г.В. Резапкиной;

В) метод математической обработки.

База исследования: в исследовании приняли участие студенты 3 курса Мичуринского государственного аграрного университета социально-гуманитарного факультета направления «Связи с общественностью» гуманитарного вуза. Объем выборки - 6 человек, среди которых 3 девушки и 3 юноши. Возрастной показатель варьировался от 19 до 21 года. Малый объем выборки объясняется тем, что данные студенты являются так называемыми «отличниками» в группе. Они успешно учатся и активно участвуют в студенческой жизни вуза. Таким образом, мы выбрали уже потенциально успешных в профессиональной деятельности молодых людей.

Структура работы включает в себя введение, 2 главы, заключение, список использованных источников (37 наименование) и 2 приложения.

 


Понимание мышления как психологического процесса и его основные виды

    Общее понятие о мышлении

 

Жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы.

Информация, полученная человеком из окружающего мира, позволяет человеку представлять не только внешнюю, но и внутреннюю сторону предмета, представлять предметы в отсутствие их самих, предвидеть их изменение во времени, устремляться мыслью в необозримые дали и микромир. Все это возможно благодаря процессу мышления.

Мышление является высшим познавательным процессом, это своеобразный вожатый по лабиринту бытия. Оно представляет собой активное, целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение окружающей действительности в сознании человека.

Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств - эти единственные каналы связи организма с окружающим миром - поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом.

Отталкиваясь от того, что дано в ощущениях и восприятиях, мышление, выходя за пределы чувственно данного, расширяет границы нашего познания. Это расширение познания достигается мышлением в силу его опосредствованного характера, позволяющего ему опосредованно - умозаключением - раскрыть то, что непосредственно - в восприятии - не дано. С расширением познания благодаря мышлению связано и углубление познания.

Ощущения и восприятия отражают отдельные стороны явлений, моментов действительности в более или менее случайных сочетаниях. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий - сопоставляет, сравнивает, различает, раскрывает отношения, опосредования и через отношения между непосредственно чувственно данными свойствами вещей и явлений раскрывает новые, непосредственно чувственно не данные абстрактные их свойства; выявляя взаимосвязи и постигая действительность в этих её взаимосвязях, мышление глубже познает её сущность. Как указывал А.Л. Рубинштейн, «мы воспринимаем обычно вещи в определённых ситуациях, в которых они даны в тех или иных соотношениях с другими вещами, - пространственных, временнЫх и т.д. … Помимо того, и внутри каждой вещи различные свойства воспринимаются нами опять-таки не как совокупность изолированных, между собой не связанных качеств, а в определённых, характерных для вещи соотношениях, сочетаниях, связях…» [32].

Иными словами, мышление отражает бытие в его связях и отношениях, в его многообразных опосредованиях.

Двигаясь от случайных к существенным общим связям, мышление выявляет закономерности или законы действительности. При этом происходит познание объективного мира с различных сторон, которые характеризуются теми или иными свойствами в той или иной степени.

А.Л. Рубинштейн [32] прослеживает связь мышления с действием. «Человек познаёт действительность, воздействуя на неё, понимает мир, изменяя его. Мышление не просто сопровождается действием или действие - мышлением; действие - это первичная форма существования мышления. Первичный вид мышления - это мышление в действии и действием,мышление, которое совершается в действии и в действии выявляется.

Мышление зародилось в трудовой деятельности как практическая операция, как момент или компонент практической деятельности и лишь затем выделилось в относительно самостоятельную теоретическую деятельность».

Результаты познавательной деятельности людей фиксируют в форме понятий. Понятие - есть отражение существенных признаков предмета. Понятие о предмете возникает на основе многих суждений и умозаключений о нём. Понятие как результат обобщения опыта людей является высшим продуктом мозга, высшей ступенью познания мира.

Полноценное диалектическое понятие берёт явление во внутренней взаимосвязи всех его сторон, в единстве внутренних противоречий, в его конкретной жизни и развитии. И именно понятие, а не слово, является специфическим содержанием мышления.

Вскрывая связи и отношения, исходя от явления к обобщённому познанию их сущности, понятие приобретает абстрактный, не наглядный характер. Содержание понятия сплошь и рядом нельзя себе наглядно представить, но его можно мыслить или знать. Его объективное определение раскрывается опосредованно и выходит за пределы непосредственной наглядности. Формой существования понятия является слово.

Понятийное содержание мышления складывается в процессе исторического развития научного знания на основе развития общественной практики. Его развитие является историческим процессом, подчинённым историческим закономерностям.

Мышление человека протекает в форме суждений и умозаключений. Суждение - это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль о чём-либо. Последовательная логическая связь нескольких суждений, необходимая для того, чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять что-нибудь, найти ответ на вопрос, называется рассуждением. Рассуждение имеет практический смысл лишь тогда, когда оно приводит к определённому выводу, умозаключению. Умозаключение и будет ответом на вопрос, итогом поисков мысли.

Умозаключение - это вывод из нескольких суждений, дающий нам новое знание о предметах и явлениях объективного мира. Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и по аналогии.

Мысль становится мыслью и для себя и для других только через слово - устное и письменное. Благодаря языку мысли людей не теряются, а передаются в виде системы знаний из поколения в поколение. Однако существуют и дополнительные средства передачи результатов мышления: световые и звуковые сигналы, электрические импульсы, жесты и пр.

Однако неразрывная связь мышления с речью вовсе не означает, что мышление может быть сведено к речи. Мышление и речь не одно и то же. Мыслить, не значить говорить про себя. Свидетельством этому может служить возможность высказывания одной и той же мысли разными словами, а также то, что мы не всегда находим нужные слова, чтобы выразить свою мысль.

Мышление как особый психический процесс имеет ряд специфических характеристик и признаков (рис. 1).

 

Рисунок 1 - Специфика мышления как психического процесса

 

Первым таким признаком является обобщенное отражение действительности, поскольку мышление есть отражение общего в предметах и явлениях реального мира и применение обобщений к единичным предметам и явлениям. Вторым, не менее важным, признаком мышления является опосредованное познание объективной реальности. Суть опосредованного познания заключается в том, что мы в состоянии выносить суждения о свойствах или характеристиках предметов и явлений без непосредственного контакта с ними, а путем анализа косвенной информации. Например, для того чтобы узнать, какая сегодня погода, можно выйти на улицу. Однако чаще всего мы поступаем по-другому. Если мы хотим узнать, холодно на улице или тепло, мы пользуемся наружным термометром или слушаем сводку погоды и на основе информации о температурных характеристиках внешней среды делаем вывод о том, тепло на улице или холодно.

Следующей важнейшей характерной особенностью мышления является то, что мышление всегда связано с решением той или иной задачи, возникшей в процессе познания или в практической деятельности. Процесс мышления начинает наиболее ярко проявляться лишь тогда, когда возникает проблемная ситуация, которую необходимо решить. Мышление всегда начинается с вопроса, ответ на который является целью мышления. Причем ответ на этот вопрос находится не сразу, а с помощью определенных умственных операций, в процессе которых происходит видоизменение и преобразование имеющейся информации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.233.72 (0.025 с.)