Глава III . Изучение генетических истоков образов и мотивов в литературных сказах С.И. Черепанова, С.К. Власовой, Н.Г Кондратковской 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава III . Изучение генетических истоков образов и мотивов в литературных сказах С.И. Черепанова, С.К. Власовой, Н.Г Кондратковской



Многие произведения это зеркало души поэта. Что же касается произведений сказителей, то в этом случае сказ связано с автором, местом его рождения и существования. В данном случае, при рассмотрении и анализе сказов уральских писателей, было выявлено, что стали они именно уральскими, потому что родились, жили и закончили свою жизнь именно на Урале.

Хочется начать с Сергея Ивановича Черепанова (псевд. С.Б. Быль, С. Былин, Ю. Набережный, С. Иванов). Родился Черепанов 25 сентября 1908, и умер 16 марта 1993. Человек трудной и счастливой судьбы. Родом Сергей Иванович из деревни Сугояк (сейчас Красноармейский район). Была большая бедная крестьянская семья Черепановых, где было 13 детей. Гражданская война, голод. Отец умер. Остались мать и пятеро сыновей. Сережа в 11-12 лет пас коров. А потом пришлось побираться. Он стеснялся в своем селе просить милостыню, ходил за 20 километров в другое село. Однажды он попросил подаяния у богатого человека, а тот оскорбил его, упрекая в нищенстве и тунеядстве. Мальчик дал слово - умереть, но больше милостыню не просить. И всю жизнь он никогда больше не унижался (32, С. 1003-1004).

Работал на строительстве ЧГРЭСа. В 19 лет написал первый рассказ ("Иванов зарок") и послал в "Челябинский рабочий". В редакции "Челябинского рабочего" у Сергея Черепанова в 1929 году состоялась встреча, которая определила его будущую работу над сказами. Он познакомился с В.Н.Серебренниковым (псевдоним Г.Аргентов) замечательным краеведом, этнографом, знатоком народного уральского слова.

Летом 1930 года Сергея Черепанова направили на строительство ЧТЗ с заданием организовать многотиражную газету. С него начался заводской литературный кружок, который потом стал известным литобъединением. В октябре 1938 года по доносу одного из сослуживцев его арестовали прямо в редакции. Дали 8 лет заключения. Узнал на Бакале, что такое голод и каторжный труд. В 1944 году его перевели в особую зону (в Потанино, недалеко от Копейска), без права прописки, без права работы на свободе (33, С. 278).

Его спасала любовь к семье, работа, уменье терпеть, чему с детства учила его мать. О том, чтобы писать, он и не мечтал. Была постоянная мысль, что ему никогда не вернут свободы, не вернут возможности творить. Только через 18 лет (в 1956) Сергея Ивановича реабилитировали.

Вот такая сложная, тяжелая но счастливая жизнь была у Черепанова. Часто в своих произведения писал он про трудности жизни и как нужно, не смотря ни на что, смотреть жизни в лицо. Прожил он всю свою жизнь в Челябинске, но побывал в разных городах и селах великого Урала. Слушал сказания и легенды, вспоминал свою нелегкую жизнь и писал, писал от души, и сказы его шли из глубины сердца. Черепанов - сын Урала, многое пережил он на этой земле, и, его любовь к ней побудила Сергея Ивановича на написание сказов о своем Урале.

Герои сказов Черепанова - простые люди, работяги и умельцы. Проглядывается сходство характеров и образов с самим автором. Как сам он всю жизнь трудился, поднимался с самых низов, так и герои Черепанова борются со своими недостатками, любят и восхваляют работу. А живут его герои по чести, не берут даром, а зарабатывают трудом. Доброта души помогает жить правильно и по уму, дарить людям радость и тепло, как и сам Черепанов. Именно отсюда и начинает свои истоки образы героем, простые люди (Данилка «Таловая дуда»), сироты и дети народа (Аниска «Анискин родник»), герои, которяе живут лишь для того, чтоб просто помогать людям (Весенушка «Весенушка»). А сюжеты и мотивы к написанию сказов Сергею Ивановичу подсказала жизнь и любовь к народным преданиям. Интерес к народным преданиям, верованиям у Сергея Ивановича еще с детства. Он очень любил свою деревню, сказочный свой край.

Так же душой своей прикипела к Уралу и Власова Серафима Константиновна. Родилась 28 июля 1901, умерла 26 января 1972. Автор уральских сказов, популярных среди читателей всех возрастов в 60-е, 70-е годы прошлого века.

Серафима Константиновна родилась в Сибири, в Томске, в рабочей семье. Ее отец работал шорником, был очень одаренным человеком, он хорошо рисовал, был хорошим рассказчиком, певцом. Будущая писательница многое у него переняла. Она рано осиротела, но не бросала учебу. В 1920 году вышла замуж и уехала на Урал, в поселок Верх-Исетского завода. Здесь начала учительствовать. Несколько лет жила на родине Павла Бажова - в Сысерти. Как и Бажов, она узнала местные сказания и легенды. Серафима Константиновна жила и в Кочкаре, и Пласте (30, С. 33 - 36).

В 1952 году семья переехала в Челябинск. Писать начала поздно, когда вышла на пенсию. Любимый жанр - сказы. Много ездила по области, собирала русские и башкирские народные сказы. Создавала свои сказы. Писать сказы было очень трудно. Особенно после Павла Бажова. Наша челябинская сказительница была смелым человеком. Ее поддерживали челябинские литературоведы Александр Лазарев, Александр Шмаков (27, С. 656 - 657).

Если говорить о сказах Власовой, то можно заметить, что ее любовь к Уралу явно видна, не смотря на то, что она была приезжей. Очень глубоко и сильно прониклась Серафима Константиновна природой Урала. Многие ее сказы повествуют о сказочном происхождении гор, озер, рек Урала. У Власовой даже сложился златоустовский цикл. Сказы этого цикла созданы на основе златоустовских материалов. Располагающийся рядом Миасс тоже не остался без внимания. Серафима Константиновна очень много путешествовала по Уралу, слушала легенды и создавала свои. Так же послужило мотивом к работе именно в направлении сказов и то, что дом, где жила семья Власовых, был близко к Сибирскому тракту, по которому гнали арестантов. Часто они останавливались на отдых, маленькая Серафима слышала их рассказы, песни, и запомнила их на все жизнь (23, С. 3 - 6).

Семья Серафимы Константиновны жила в среднем достатке, отец был тружеником и приучал к труду с малого детства дочь. Сама Серафима очень любила бывать на работе у отца и наблюдать за производством, может именно это послужило мотивом к написанию сказов о рабочих, о труде и цене за труд человека. Герои и образы в сказах Власовой чисты и добры душой, часто бедны, но, не смотря на это, умны и могут дать урок любому богатею (Уреньга «Клинок Уреньги»), своим словом донести до людей ту истину, что сокрыта от из глаз (Крапивина Тимофея «Золотое слово»). Вот так поучала всегда Серафима Константиновна своим словом и смогла донести его до читателей в своих сказах (47, С. 3 - 11).

Своим написанием сказов отличилась и Нина Георгиевна Кондратковская. Родилась 16 ноября 1913, умерла 9 января 1991. Магнитогорская писательница, поэтесса. Нину Георгиевну (по паспорту Григорьевну) Кондратковскую знает весь Магнитогорск. Ее именем в 1998 г. названа Центральная детская библиотека города. На доме, где долгие годы жила поэтесса, висит мемориальная доска. Родина ее - не Магнитка, а древний украинский город Лубны (тогда Полтавской губернии). Нина Георгиевна родилась в семье с давними дворянскими корнями. В 1925 г. семья переехала в г. Курган. В 1933-1934 гг. работала учителем в селе Макушине (теперь город Курганской области). С 1939 г. и до ухода на пенсию Нина Георгиевна работала в Магнитогорском музыкальном училище. Нина Георгиевна глубоко изучила историю нашего края, соседней Башкирии, устное народное творчество Урала, природу, уральские камни (у нее была хорошая коллекция камней). Эта любовь к Уралу и была мотивом к написанию таких замечательных поэтических сказов. Кондратковская писала о камнях, как о живых. И действительно, легенды, которые складывали о том или ином камне, горе о которых писала Нина Георгиевна, были связаны с судьбой человека. Именно поэтому в ее сказах камни могли разговаривать, голоса гор могли слышать люди (37, С. 335).

Герои и образы сказов Кондратковской были люди чести и достоинства. Своими поступками они давали урок всем людям. В их честь потом назывались горы, поселки, которые они основали (Абзак «Тайна Абзаковской лиственницы»), реки (Тайсара «Тайсара - желтый жеребенок»). Так как Нина Георгиевна изучала Урал в моменты его становления и переселения народов, то задета была Башкирия, именно поэтому имена героев говорящие (Тайсара, Абзак, Зюрат).

Не смотря на разнообразие образов и стилю написания сказов, этих трех сказителей объединяет одно - любовь к Уралу и его людям.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 353; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.89.56.228 (0.008 с.)