Работа товароведа по формированию и регулированию ассортимента товаров 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа товароведа по формированию и регулированию ассортимента товаров



 

Торговая характеристика ассортимента товаров предполагает деление всех товаров по степени сложности, частоте спроса, по особенностям их продажи. Также товары могут делиться в зависимости от того, на каком уровне они находятся в жизненном цикле товаров.

По степени сложности ассортимента товары делятся на товары сложного и простого ассортимента. К товарам простого ассортимента относятся товары, которые имеют небольшое количество разновидностей: соль, сахар, спички, крупа, мука и др. К товарам сложного ассортимента относят такие товары, которые подразделяются по множеству признаков: кондитерские и колбасные изделия, хлеб и хлебобулочные товары и так далее.

По особенностям продажи товары подразделяются на сезонные, сопутствующие, комплектные и товары национального спроса.

От ассортимента товаров универмага зависит на сколько будут удовлетворены потребности покупателей, да и конечный результат работы предприятия. Поэтому формированию ассортимента уделяют очень большое внимание.

Формирование ассортимента товаров в магазине происходит с учетом следующих факторов, которые можно разделить на:

. Общие:

Покупательский спрос;

Производство товаров.

. Специфические:

Тип и размер магазина;

Техническая оснащенность;

Условия товароснабжения;

Численность и состав обслуживаемого населения;

Транспортные условия;

Наличие других различных предприятий в зоне деятельности данного магазина.

Принципы формирования ассортимента в магазине:

Основополагающий - соответствие ассортимента магазина характеру предъявленного спроса потребителей, т.к. спрос - это постоянно меняющаяся категория, то ассортимент магазина должен быть гибким.

Комплексное удовлетворение спросашироко применяется при формировании ассортимента непродовольственных товаров. Для продовольственных групп характерно создание микрокомплексов.

Обеспечение широты, глубины, устойчивости и обновляемости ассортимента предполагает наличие предельно широкого ассортимента товаров с учетом объективно существующих ограничений: размер торговой площади, состояние торгово-технологического оборудования, финансовые возможности предприятия.

Обеспечение рентабельной работы магазина. В идеале каждый товар включенный в ассортимент должен быть рентабельным, т.е. размер его торговой надбавки должен превышать его издержкоемкость.

Этапы формирования ассортимента:

. Определяется ассортиментный профиль и направление специализации магазина в соответствии с выбранной ассортиментной политикой и с учетом специализации уже существующих в данном районе магазинов и ассортиментной стратегии конкурентов.

. Устанавливается структура ассортимента, т.е. перечень и соотношение основных групп и подгрупп товаров, на этом этапе происходит так же увязка ассортимента с плановыми показателями магазина.

. Если необходимо, то определяется распределение отдельных групп и подгрупп среди потребителей микро комплексов.

. Осуществляется подбор внутригруппового ассортимента и увязка его с конкретной торговой площадью и рентабельностью товаров. Т.о. определяется количество видов и разновидностей товаров среди отдельных групп и подгрупп.

Формирование ассортимента магазина происходит с учетом использования двух методов:

Метод ассортиментного перечня. Этот метод предполагает формирование ассортимента товаров в магазине на основе обязательного ассортиментного перечня утвержденного местным исполнительным комитетом. Перечень должен содержать товары отечественного производства в размере не менее 70% в общем объеме розничного товарооборота. Он разрабатывается собственником торгового объекта на основании минимального ассортиментного перечня рекомендуемого Министерства торговли РБ и с учетом типизации, специализации, месторасположения торговой точки, наличие торговых площадей и контингента обслуживающего населения. Ассортиментный перечень должен быть вывешен на видном месте и товары указанные в этом документе должны находиться в продаже всегда. Данный метод ориентирован на удовлетворение твердо сформированного спроса. Внесение изменений и дополнений в ассортиментный перечень либо утверждение нового допускается в случаях:

. Изменение санитарно-технического состояния магазина;

. Уменьшение объемов выпуска или снятие товаров с производства;

. Изменение специализации торгового объекта;

. Смена собственника и другие;

Не соблюдение ассортиментного перечня рассматривается как нарушение правил торговли, за что могут применяться административные санкции вплоть до лишения лицензии.

Положительные стороны данного метода: благодаря наличию ас-го перечня торговое предприятия обеспечивает наличие в продаже товаров достаточного ассортимента, а также усиливается ответственность предприятия за поддержание возможного в данных условиях стандарта торгового обслуживания.

Недостатки: ассортиментный перечень закрепляет диктат производителя, т.к. в него включаются только те товары, которые может в достаточном количестве предложить производитель.

Метод потребительского комплекса (удовлетворения спроса). Этот метод является более прогрессивным, т.к. ориентирован на более полное удовлетворение потребителей, а также обеспечение экономии времени покупателей и облегчается выбор товаров и услуг. Недостатком является не полный учет особенностей сегментов рынка в пределах данного комплекса, увеличивается отдаленность предприятия от значительного числа потенциальных покупателей.

В ОАО "ЦУМ Минск" формирование ассортимента происходит на основании данных, содержащихся в отчетах о реализации товаров и их остатков за определенный период. Так же руководствуются обязательным и расширенным ассортиментным перечнем (Приложение). Кроме того в секциях универмага имеется "Журнал предварительных заказов", который позволяет учесть требования покупателей и выявить неудовлетворенный спрос.

8.2 Анализ ассортимента на соответствие требованиям потребителей

 

Ассортиментная политика - цели, задачи и основные направления формирования ассортимента, определяемые руководством организации.

Цель организации в области ассортимента - формирование реального и/или прогнозируемого ассортимента, максимально приближающегося к рациональному, для удовлетворения разнообразных потребностей и получения запланированной прибыли.

Для этого должны быть решены следующие задачи:

Установление реальных и предполагаемых потребностей потребителей в определенных товарах;

Определение основных показателей ассортимента;

Выявление источников товарных ресурсов;

Оценка возможностей организации для реализации отдельных товаров;

Определение перспективных направлений формирования ассортимента.

Маркетинговые исследования рынка предприятия основаны на изучении деловой активности рынка, долей рынка между конкурентами и оценка их возможностей. Важным является анализ спроса покупателей, изучение новых товаров и услуг, оценка их конкурентоспособности, а также разработка новых товаров и услуг, исследование ценовой политики, анализ методов сбыта и пути его стимулирования.

Управление ассортиментом и качеством товаров разрабатывается на основе определения текущих и планируемых потребностей покупателей, конкурентоспособности товаров с учетом их потребительских свойств, закупка товаров и формирование торгового ассортимента.

Каждый товар существует на рынке определенное время, от нескольких месяцев до нескольких десятков лет.

В ОАО "ЦУМ Минск" все товары проходят определенный жизненный цикл, который состоит из следующих стадий:

. Разработка и исследование (создание товара, исследование состояния рынка товаров и услуг);

. Внедрение (закрепление товара на рынке товаров и услуг);

. Рост (спрос на товар опережает предложение, максимальная прибыль от продукции);

. Зрелость (дополнительные расходы на рекламу, реализацию и продажу товара);

. Спад (большие товарные запасы, уценка товаров);

Мероприятия по улучшению структуры ассортимента, созданию оптимальной широты и глубины ассортимента:

. Изучение требований покупателей к товарам, упаковки, услуг.

. Определение оптимального набора товарных групп.

. Выбор наиболее эффективного метода формирования ассортимента с учетом современных признаков.

. Определение соотношения товаров, находящихся на разных стадиях жизненного цикла.

. Ассортиментное позиционирование.

. Сегментация.

. Развитие отечественного производства.

. Реализация высококачественных товаров.

. Воздействие на производителей товаров с целью улучшения ассортимента товаров.

. Создание новых товаров.

Ассортимент товаров очень широк в секции "Фото, радио, оргтехника", о чём свидетельствует расширенный ассортиментный перечень товаров (Приложение). Все товары реализуются относительно равномерно. Передовые по продажам являются такие товары, как телевизоры, радиоаппаратура, телефоны, элементы питания. Так же имеются товары, которые не имеют частого спроса. Это такие товары как прицелы, прицелы ночного видения, монокуляры, бинокли, ноутбуки, телескопы. По моему мнению они должны продаваться в специально скомплектованных отделах, например, "Охота и рыболовство", а телескопы в специальных магазинах. Таким образом товар будет быстрее реализовываться и не залёживаться на прилавках и на складах, и спрос будет удовлетворяться комплексно в правильно сформированных секциях.

Вывод: ассортимент товаров соответствует требованиям покупателей. Если же возникает неудовлетворённый спрос, он фиксируется в специальном журнале и в последующем времени удовлетворяется.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.72.78 (0.009 с.)