Становление института групп интересов в современной России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Становление института групп интересов в современной России



Национальные особенности формирования и функционирования групп интересов в отдельных странах определяются, прежде всего, социально-экономическими и политическими условиями развития каждого отдельно взятого государства, а также менталитетом проживающего на его территории населения, на основе чего складываются определяющие факторы институционализации групп интересов. В России эти факторы возникают в нестабильных условиях и находятся в постоянном изменении.

С принятием новой Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года и обновлением на ее основе российского законодательства вступили в силу новые политические институты. К их числу следует отнести выборы, парламентаризм. В результате резкой трансформации возникли уникальные условия для создания многомиллионных состояний. Именно в этих условиях активизировались лоббисты нового образца, которые посредством давления на власть стали участвовать в распределении высокорентабельных ресурсов - путем получения экспортных сырьевых лицензий, участия в чековой приватизации, в залоговых аукционах и т. п. В результате жесткого лоббирования интересов в период перехода экономики на новые рыночные отношения было создано большинство сегодняшних российских состояний.

Принятие в 1993 году новой Конституции Российской Федерации положило начало обновлению на ее основе всего российского законодательства. В этих условиях резко активизировались лоббисты и лоббизм в различных отраслях (сферах) и органах законодательной и исполнительной власти. Лоббизм становится многогранным, его можно классифицировать по следующим видам: политический, гражданский, профессиональный, региональный, иностранный. Разница в сферах и направленности интересов и борьба за право их отстаивания, особенно в области политики, неизбежно должны были породить такое явление, как лоббизм. Период 1994-2004 годов характеризуется тем, что в это время действует новая Конституция РФ (1993 года) и появилась новая конфигурация федеральной власти и лоббистская деятельность ведется на разных уровнях: федеральная исполнительная и законодательная власть, региональная исполнительная и законодательная власть, муниципальная власть (префектуры, муниципалитеты).

Возникший в конце 80-х - начале 90-х годов в результате распада существовавших связей плюралистический хаос имел как хорошо известные негативные стороны, так и позитивные тенденции и начал сменяться неким симбиозом старого, бюрократического и нового, квазирыночного корпоративизма, с одной стороны, и системой квази-плюралистического взаимодействия - с другой. В дальнейшем, несмотря на далеко зашедшую приватизацию и формирование субъектов рыночной экономики верх взяла тенденция к созданию того типа отношений между влиятельными финансово-промышленными образованиями и государством, который С. Перегудов назвал «олигархическим корпоративизмом». Основным мотивом, который определял поведение обоих субъектов данных отношений, то есть представителей бизнес-элиты и государственной бюрократии, являлось получение политической ренты. Не являясь заработанным доходом, она представляет собой часть получаемой посредством различного рода законных и незаконных сделок государственной собственности и иных ресурсов, находящихся в распоряжении чиновничества. Важной составляющей политической активности крупного российского бизнеса является участие в партийно-политической борьбе и в электоральном процессе.

В современной России происходит становления лоббизма как феномена политической жизни. По мнению Н. Меньшиной, в «России формируется система лоббизма, основанная на плюралистической форме представительства интересов». В современной России лоббизм играет в некотором смысле позитивную роль. Учитывая, что институциональная среда находится на стадии формирования, а деятельность законодательных и исполнительных органов власти далеко не всегда поспевает за потребностями бизнеса, предприниматели вынуждены сами формировать модели рыночного поведения. Как только такие модели сформированы, отлажены и устраивают экономических агентов, участвующих во взаимодействии, бизнес становится заинтересован в их формальной легитимации. На этом этапе включаются механизмы лоббирования (в смысле донесения до органов законодательной власти интересов коммерческих структур). Таким образом, лоббизм выполняет функцию ускорения легитимации новых моделей рыночного поведения, способствует возникновению новых институтов.

Современная система представительства интересов в России столкнулась с рядом проблем. В последние годы в российском обществе активно идет процесс образования новых социально - профессиональных групп (в том числе новой элиты) и реструктуризации существующих. Процесс возникновения и развития множества новых групп интересов в России очень сложен и многогранен. В рамках данного процесса одни группы исчезают, другие возникают, третьи дробятся, у четвертых изменяется общественный статус и тому подобное. Соответственно, меняется система групповых интересов, способов поведения, социального взаимодействия.

В формирующейся смешанной экономики постепенно складываются реальные группы интересов. Происходит становление новых видов внутригрупповой интеграции теперь уже по формам собственности, доходам, включенности во властные структуры, чувству перспективы, групповой социальной мобильности. В переходный период перераспределение собственности и власти служит главным объектом новых групповых интересов, консолидирующих новую и старую элиты и предопределяющих их борьбу между собой.

В российском обществе формирование групп интересов, как и институциональное оформление социальных интересов находится на этапе становления. Данный феномен обусловлен размытостью групповых интересов россиян на данный момент. По большей части они основываются на сходстве условий микробытия своих носителей и не достигают того уровня социальной определенности, которая побуждает к ясно выраженной солидарности. Так, взаимоотношения различных предпринимательских объединений характеризуются наличием глубоких разногласий, а данная категория еще далека от завершения процесса интеграции в единую группу.

У многих лоббистов отсутствует необходимость и заинтересованность в самопрезентации и идентификации себя как лоббиста - таким образом лоббисты скрываются не только от публичности, но и от конкурентов и власти. Однако, вывод С.П. Перегудова о сложившейся в России системе "либерально-бюрократического корпоратизма" несколько преждевременен, "потому что из поля зрения выпадают "неэкономические" заинтересованные группы в лице, например, организаций "третьего сектора". Поэтому можно предположить, что сложившаяся на сегодняшний день система взаимодействия групп интересов и государства служит примером не корпоратистской, а скорее плюралистической модели. В 1998 году сам С.П.Перегудов отказался от определения "либерально-бюрократический корпоративизм" и выдвинул другую концепцию - "олигархического корпоративизма".

Именно по указанным выше причинам в рамках одной из наиболее однородных, на первый взгляд, группы интересов - топливно-энергетического комплекса (ТЭКа) - обнаруживается несхожесть и противоречивость интересов основных членов группы. Как показывает Я.Паппэ, разные отраслевые элиты предлагают различные стратегии развития России: "...для газовиков, нефтяников, угольщиков идеальная модель развития России различна".

Поэтому одной из сложнейших является проблема согласования интересов. Решение этой непростой задачи чрезмерно усложняется в условиях переходного состояния общества, когда проходит процесс становление рыночной экономики. Причем каждый из участников борьбы заботится в основном лишь о собственных интересах. Шахтеры, аграрии, авиаторы, нефтяники ведут наступление на правительство, добиваются улучшения для своей отрасли. Ситуация, когда защита интересов различных социальных групп становится делом только их самих, когда законодатель не располагает возможностью объективно изучить реальные интересы, служит появлению и упрочению рамой уродливой и чрезвычайно опасной формы лоббирования - криминальной.

Рассматривая особенности формирования и функционирования групп интересов в современной российской политике следует также отметить, что многочисленные институты, претендующие на представление и защиту интересов, часто всего лишь используются для достижения эгоистически-конъюнктурных целях. Так, в уставах некоторых объединений предпринимателей говорится о защите интересов трудовых коллективов, при этом подразумеваются корпоративные интересы, не всегда совпадающие с истинными целями наемных работников. Профсоюзы выступают от лица всех трудящихся и всего населения, хотя объективно, как и политически, отстаивают интересы лишь узкой группы наиболее влиятельных работников наемного труда. До сих пор ФНПР (Федерация независимых профсоюзов России) воспринимается как организация, заинтересованная в интригах на элитном уровне, а не занимающаяся проблемами ее рядовых членов. Это послужило причиной создания целого ряда новых профсоюзов, называющих себя "свободными", которые закрыты для представителей управленческого звена.

Представители всех «групп интересов» заинтересованы в экономической и физической безопасности, определенного набора материальных благ. «Элитные» группы интересов заинтересованы в том, чтобы выполнялись общественные запросы; действуют они, используя механизмы так называемого «патронажно-клиентелярного» взаимодействия. Именно такие механизмы поддерживают власть на уровне регионов и крупных городов. Таким образом, в России представительство социальных, экономических, культурных интересов осуществляется через систему «патрон-клиентских» отношений с властью, а “экономическая политика в России представляет собой, прежде всего, результат борьбы могущественных лобби”. Более того, преимуществами во взаимодействии с органами власти в России обладают более организованные группы давления и сильные общественные объединения, имеющие финансовые ресурсы, связи в федеральном руководстве, в то время как простые граждане и большинство общественных объединений не имеют возможности воздействовать на процесс принятия решений. Именно поэтому создание института представительства интересов, который отражал бы интересы большинства групп и слоев населения, является важной задачей для развития современной политической системы России.

Выводы к главе

Рассматривая отличие партий от групп интересов как составляющих институт представительства интересов, следует отметить, что главная цель партий - завоевание власти для реализации определенного политического курса, а заинтересованные группы, или группы давления преследуют цель оказать влияние на политику. Более того, члены партий, обычно имеют разнообразные интересы, разные установки и ориентации, а члены заинтересованных групп преследуют специфические интересы и концентрируют основное внимание на одной или нескольких проблемах.

Институты представительства интересов получили институциональное развитие в современной политической системе как наиболее эффективный способ представления интересов различных социальных групп и объединений. В современной российской политике институт представительства интересов сформировался в начале 1990-х гг., однако многие слои населения не имеют адекватного представления собственных интересов в современной политике.

Кроме указанных в Конституции и Законах способов воздействия на власть - посредством общественных организаций и объединений, парламентских политических партий - граждане Российской Федерации, их объединения и группы интересов используют в процессе воздействия на власть различные формы, способы и методы прямого, непосредственного давления, а также давления косвенного - от одиночного обращения гражданина до массовых забастовок и профессионального лоббизма.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.41.214 (0.006 с.)