Факторы, ведущие к развитию эмоционального выгорания у предпринимателей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторы, ведущие к развитию эмоционального выгорания у предпринимателей



 

Основными факторами негативного влияния трудового процесса на личность предпринимателя являются когнитивные, поведенческие, аффективно - мотивационные и другие стереотипы. Полноценная профессиональная деятельность выражается в том, что предприниматель как субъект труда призван самостоятельно и творчески подходить к определению и решению профессиональных задач; достигать результатов, соответствующих стандартам; уметь анализировать и регулировать технологические процессы и т.д. На развитие синдрома "сгорания" оказывает воздействие и организационный фактор. Его влияние связано с тем, что рабо­та может быть сложной по содержанию, но недостаточно орга­низованной, не оцениваемой должным образом. Исследователи выделяют ряд факторов, ведущих к развитию эмоционального выгорания у предпринимателей. Это такие личностные характеристики, как интроверсия, низкое самоуважение, низкий уровень эмпатии, трудоголизм, определенные мотивационные особенности и др. При этом многие зарубежные исследователи отмечают, что факторы, связанные с работой и стилями организационного поведения, в большей мере коррелируют с выгоранием, чем личностные факторы предпринимателей. Отечественные исследователи (Водопьянова, 1998) выделяют три основных фактора, влияющих на эмоциональное выгорание. Первый фактор, снижающий вероятность синдрома выгорания, образуют: ориентация на сотрудничество и компромисс, высокая мотивация саморазвития и профессионального роста, креативность подхода к решению профессиональных задач, высокий уровень коммуникативных умений. К личностным факторам, препятствующим психическому выгоранию, относятся: высокая общительность в малых группах, социальная смелость, радикализм.

Второй фактор, определяющий вероятность развития эмоционального истощения и деперсонализации, включает заниженную самооценку, эмоциональную неустойчивость, низкую активность и неумение формировать свою команду (сплачивать коллектив), использование стратегии избегания (ухода от проблем). Третий фактор эмоционального выгорания предпринимателей - это "размытость" личных целей и ценностей, низкий уровень управленческих умений, неадекватность самооценки, консерватизм, негибкость моделей поведения. Личностные качества и умения, составившие второй и третий факторы, могут рассматриваться как персональные факторы риска выгорания для предпринимателей. Выделяют три основных фактора, играющие существенную роль в синдроме эмоционального выгорания - личностный, ролевой и организационный. Личностный фактор. Проведенные исследования показали, что такие переменные, как возраст, семейное положение, стаж данной работы, никак не влияют на ЭВ. Но у женщин в большей степени развивается эмоциональное истощение, чем у мужчин, у них отсутствует связь с удовлетворенностью оплатой труда и развития синдрома при наличии связи со значимостью работы как мотивом деятельности, удовлетворенностью профессиональным ростом. Испытывающие недостаток автономности ("сверхконтролируемые личности") более подвержены ЭВ. Подвержены СЭВ"педантичный", характеризующийся добросовестностью, возведенной в абсолют, чрезмерной, болезненной аккуратностью, стремлением в любом деле добиться образцового порядка (даже в ущерб себе); 2-й - "демонстративный", стремящийся первенствовать во всем, всегда быть на виду. Этому типу свойственна высокая степень истощаемости при выполнении даже незаметной рутинной работы; 3-й - "эмотивный", состоящий из впечатлительных и чувствительный людей. Их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с патологией, с саморазрушением. Ролевой фактор. Установлена связь между ролевой конфликтностью, ролевой неопределенностью и ЭВ.

Работа в ситуации распределенной ответственности ограничивает развитие СЭВ, а при нечеткой или неравномерно распределенной ответственности за свои профессиональные действия этот фактор резко возрастает даже при существенно низкой рабочей нагрузке. Способствуют развитию ЭВ те проф. ситуации, при которых совместные усилия не согласованы, нет интеграции действий, имеется конкуренция, в то время как успешный результат зависит от слаженных действий. Организационный фактор. Развитие СЭВ связано с наличием напряженной психоэмоциональной деятельности: интенсивное общение, подкрепление его эмоциями, интенсивное восприятие, переработка и интерпретация получаемой информации и принятие решений. Другой фактор развития ЭВ - дестабилизирующая организация деятельности и неблагополучная психологическая атмосфера. Это нечеткая организация и планирование труда, недостаточность необходимых средств, наличие бюрократических моментов, многочасовая работа, имеющая трудноизмеримое содержание, наличие конфликтов как в системе "руководитель - подчиненный", так и между коллегами. Выделяют еще один фактор, обусловливающий СЭВ - наличие психологически трудного контингента, с которым приходиться иметь дело профессионалу в сфере общения (тяжелые больные, конфликтные покупатели, "трудные" подростки и т.д.)


Заключение

 

Анализ научной литературы по проблеме исследования позволяет сделать следующие выводы о сущности синдрома эмоционального "выгорания". Синдром "выгорания" - сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки, выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще. У специалиста, испытывающего синдром эмоционального "выгорания", появляются различные симптомы физических недомо­ганий, головные боли, бессонница, потеря аппетита или склонность к перееданию, злоупотреблению успокаивающими или возбуждающими средствами. Существуют различные мнения относительно факторов возникновения выгорания и самих симптомов эмоционального "выгорания". Исследователи сходятся во мнении о том, что главный источник выгорания - это взаимодействие с людьми. Факторы, влияющие на развитие эмоционального "выгорания", описанные в трудах различных исследователей, можно разделить на две группы Объективные факторы (организационные и ролевые) - порождаемые, условием самой работы или неправильной её организацией. Субъективные факторы - особенности личности. Обе группы связаны между собой. С одной стороны, длительное психотравмирующее воздействие объективных факторов может приводить к изменениям, деформациям профессионала. С другой стороны, субъективные факторы особенно негативно проявляют себя, именно при дополнительном воздействии объективных факторов. По мнению исследователей, нарушения могут затрагивать разные грани трудового процесса - профессиональ­ную деятельность, личность профессионала, профессиональное общение. В связи с этим профилактике и обеспечению психогигиены предпринимателя необходимо уделять особое внимание. На развитие "эмоционального выгорания" и деформацию личности предпринимателя влияет группа личностных, организационных, ролевых факторов, которые действуют в такой сложной взаимосвязи и взаимозависимости, что в каждом отдельном случае предсказать стопроцентное возникновение эмоционального "выгорания" практически невозможно. Обычно причина "выгорания" - это комбинация вредоносных факторов, но индивидуальная ситуация профессионального развития может усугублять или сглаживать их влияние. При изучении социально-психологических факторов, влияющих на формирование синдрома эмоционального выгорания, нами были сделаны следующие выводы:

) На развитие синдрома "эмоционального выгорания влияет группа организационных факторов:

повышают риск развития "выгорания" неблагоприятные условия труда, организация работы, которая не удовлетворяет специалиста; слишком высокое разнообразие выполняемых специалистом работ; низкая возможность повышения квалификации;

осознание своей работы как престижной снижает риск возникновения "выгорания";

напряженные отношения с руководителем и неблагоприятные отношения в коллективе повышает риск развития "выгорания";

удовлетворенность размером заработной платы не влияет на возникновение "выгорания".

) На развитие синдрома эмоционального "выгорания" влияют особенности личности предпринимателя:

специалисты с экстернальным локусом контроля в большей степени подвержены феномену "выгорания", чем с интернальным локусом. Риск развития эмоционального "выгорания" повышается при низких показателях по таким шкалам как общая интернальность, интернальность в области неудач, по шкале интернальности в области производственных отношений.

мотив избегания неудачи более свойственен предпринимателям с высокими показателями "эмоционального выгорания" и, наоборот, наличие мотива стремления к успеху снижает риск "выгорания".

заниженная самооценка, эмоциональная неустойчивость, низкая активность и неумение формировать свою команду (сплачивать коллектив).

"размытость" личных целей и ценностей, низкий уровень управленческих умений, неадекватность самооценки, консерватизм, негибкость моделей поведения.

Эмоциональное "выгорание" инициируется комплексом факторов, включающих индивидуально-психологические особенности предпринимателя и специфические особенности профессиональной деятельности эмоционального характера. Проведя обзор факторов, влияющих на развитие выгорания, мы можем прийти к выводу, что многочисленные исследования данных факторов не дали ответа на вопрос о том, что же является главным в возникновении этого явления.

Надо отметить, что эмоциональное "выгорание" - процесс довольно коварный, поскольку человек, подверженный этому синдрому часто мало осознает его симптомы. Он не может увидеть себя со стороны и понять что происходит. Поэтому он нуждается в поддержке и внимании, а не конфронтации и обвинении.


Список литературы

 

1. Абрумова, А.Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика // Психологический журнал. 1985. №6. - стр.107-115.

. Барабанова, М.В. Изучение психологического содержания синдрома "эмоционального сгорания" // Вестник МГУ. - сер 14, Психология. - 1995. - №1], [Романова Е.С., Горохова М.Ю. Личность и эмоциональное выгорание // Вестник практической психологии образования. - №1. - 2004.

. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М.: Наука, 1996. - 154с.

. Водопьянова, И.Е. Синдром психического выгорания и его профилактика // Психология профессионального здоровья. Учебное пособие / Под ред. Проф.Г.С. Никифорова. - СПб.: Речь, 2006. - 480 с.

. Водопьянова, Н.Е. Психодиагностика стресса. - СПб.: Питер, 2009. - 336 с.

. Гришина, Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы // Под ред.А. А. Крылова и Л.А. Коростылевой. - СПб, 1997.

. Козлов, В.Н. Физиология и психология труда. Научные основы оценки тяжести и напряженности труда. - Саратов, 1984. - 220с.

. Маркова, А.К. Психология профессионализма. М., 1996.

. Наенко, Н.И. Психическая напряженность. - М, 1976.

. Орел, В.Е. Феномен "выгорания" в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы. Психологический журнал. - "2001. - №1. - С.90-101.

. Петрова, Е.Э., Дегтярева Л.И. Профилактика и коррекция профессионально-эмоционального "выгорания" педагогов: методическое пособие для директоров ОУ, педагогов, психологов, коррекционных педагогов. - Новосибирск: изд-во НИПКиПРО, 2009. - 124 с.

. Почебут, Л.Г. Организационная социальная психология: учеб. пособие / Л.Г. Почебут, В.А. Чикер. - СПб.: Изд-во "Речь", 2002. - 298 с.

. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности/ Боровикова С.А., Водолазскова Т.П. - СПб.: ИздательствоС-П ун-та, 1991. - 151стр.

. Психология. Словарь/ Петровский А.В. Ярошевский М. Г.2-е издание исправленное и дополненное. - М.: Политиздат, 1990. - 494стр.

. Синдром сгорания. Защитные механизмы. - Меры профилактики // Вестник РАТЭПП. - 1995. - №1.

. Топчий, Л.В. Кадровое обеспечение социальных служб: состояние и перспективы развития. - М, 1997.

. Трунов, Д.Г. О профессиональной деформации практического психолога // Психол. газета. 1998. № 1.

. Физиологические и психические основы труда. - М.: Политиздат, 1974. - 98с.

. Фирсов, М.В. Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Владос, 2001. - 432с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.180.32 (0.021 с.)