Февраля / 8 марта 1882. Среда 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Февраля / 8 марта 1882. Среда



Й недели Вел. Поста

Вводил новые книги в каталог, распоряжался по постройке, читал пришедшую из России почту, но вообще — ничтожно проведенный день.

Февраля / 9 марта 1882. Четверг

Й недели Вел. Поста

Уехал Струве с семейством на «City of Tokyo» в С. Франциско. Отслу­жили им молебен, проводили до судна. Вечером было заседание редак­ции для 31 No. [номера] «Сейкёо».

Февраля /10 марта 1882. Пятница

Й недели Вел. Поста

Читал «Святоотеч. [Святоотеческие] наставления о Молитве и Трез- вении» Ей. [Епископа] Феофана.

Февраля /11 марта 1882. Суббота

Й нед. Вел. Поста

Утром была заупокойная литургия и панихида по о. Иоанне Сакае (умершем 14 Марта н. ст. [нового стиля] 1881) и др. Пели пренесносно, точно Лазари. Сказал [нрзб.]му, чтобы положил обедню и панихиду на два голоса; на одноголосном же Тихае далеко не уедут поющие, вечно будут так козлогласовить, как сегодня, несмотря на то, что сегодня луч­шие певчие пели.

Павел Хасуине [?] отпущен в Нагано, где широко известный идоль­ский храм Зенкоодзи; на место его в Хондзё помещен Павел Эсасика.

Приходили двое слушающих учение из Карасуяма; даст Бог, и там начнется Церковь.

Так как завтра крестопоклонная неделя, то на всенощной был вынос креста. После всенощной, когда я, преподав благословение, пред выхо­дом поклонился кресту, произошло довольно сильное землятрясение; впрочем все спокойно остались на своих местах; народ, да и мы с ним, хоть нам и необычно это явление, поневоле привыкли к нему, по частости его.

Февраля /12 марта 1882. Воскресенье

3- й нед. Велик. Поста (Крестопок. [Крестопоклонной])

Утром о. Анатолий крестил одного из Мито и присоединил из про­тестантства бывшего уличного проповедника при продаже протест, книг. Да сияет крест Христов и в сердцах, и в делах, и во всем мире!

Марта 1882. Понедельник

Й недели Великого Поста

Утром здесь о. Анатолий отслужил заупокойную литургию по Госуда­ре Императоре Александре Николаевиче; в 11 с половиной часов была панихида по нем же в Посольстве. До отправления на Панихиду, у меня объяснение Д. Тихая с о. дьяконом Крыжановским. Жаль бедного Я. Дм-ча [Якова Дмитриевича], ушел [?] ра[Гнрзб.], но с непобедимым заблужде­нием, в котором принимается свинство за добродетель, медный лоб за твердость, бессовестность за откровенность и каприз за убеждение.

Длиннейшее чтение церковных писем, из которых интересное толь­ко идеальностью Якова Такая, ругающего П. Сасагаву и берущегося ис­править Маедако. В добрый час.

Марта 1882. Вторник

Й недели Велик. Поста

В Посольстве Царский Молебен. Дома лень и апатия. Икона, напи­санная японцем, оказывается негодною. Впрочем, отошлю экземпляр в Россию — мол, если дешевле и лучше нельзя там, то и здесь можем.


Миссионерские заметки епископа Николая
6/18 мая 1882 года
(260 страниц)
7/19 сентября 1891 года

1882 год

Мая 1882. Четверг. Вознесенье.

Кагосима

Прибыл на небольшом пароходике «Мейкоомару» в шестом часу ве­чера. Проводник Давид Онума встретил на шлюпке. Отправились в его квартиру: живет у христианина Ноя Нозаки и платит 6 ен; небольшая комната, где — икона молящегося в Гефсимании Спасителя, в рамке, как картина, пред ею лампадка, впереди — столик с Новым Заветом и молит­венником,— вот и все снабжение молитвенного дома. Пришло несколь­ко братии. Расспросил о Церкви. Церковь здесь одна из самых юных. Проповедь началась в 1878 году. Послан был Иоанн Оно. Потом был Павел Козаки; помощниками у них служили Фома Оно и Давид Онума, который — единственный теперь и заведует здесь проповедию. Христиан здесь ныне: 18 всего; из них 13 крещены до Собора прошлого года; креще­ны в этом году, только что бывшим здесь предо мною о. Яковом Такая. Один христианин из прежних крещенных умер. Один — в Катихизаторской


школе (Фома Танака). Из 17 христиан — 12 мужчин и 5 женщин. Мужчины все взрослые; из женского пола трое взрослых, двое детей,— Из христи­ан только трое дворян, и те непригодны для проповедничества: Иоанн Такезаки — 55 лет,— занимается огородничеством, Симеон Имаи — 61 го­да,— торгует, и Иоанн Киноваки — служит при тюрьме, болен чахоткой. Последний родом из Сендая — города недалеко от Кагосима, где также много сизоку, и просит проповедника туда, обещаясь найти слушателей между своии знакомыми.— Домов христианских 11. Сицудзи 1 — Стефан Иваки; советников (ги-юу) по церковным делам 2 и казначей (кин-но адзуке-нуси) 1.

Церковных расходов у них до сих пор и не было; масло же на лампу, или свечку покупал иногда катихизатор, иногда кто-то из христиан. Но чтобы собрать денег на Церковь, они с генваря текущего года придума­ли следующее. Ежемесячно каждый христианин жертвует сумму, какую желает,— есть дающие 50 сен, есть — 25, 10; все деньги по собрании их казначеем отдаются в банк на проценты; и процент-то собственно со­ставляет доход Церкви; вносимый же капитал считается собственностью каждого, и может быть при экстренном случае (хидзео-но коро) взят обратно — как собственность.— До сих пор внесено всего капиталу ен 20; процент 7/ [?] в месяц, стало быть у Церкви Кагосимской есть собствен­ных денег: 1 ена 41 2/ю сен.—Вносят, как я видел, по записи очень аккуратно, к 24-му числу ежемесячно; если в семействе несколько хрис­тиан, то после хозяина прочим не обязательно вносить, а по желанию.

Стали христиане толковать, что еще Иоанн Оно хотел построить церковный дом, так как после пожара здесь квартиры весьма дороги; кроме того, здесь народ-де легко привлекаемый внешностью, для пред­ставительности нужно — видный церковный дом.

На молитву в субботу и воскресенье собираются человек 7—8; сегодня утром также была молитва, и человек 7 было. Во время молитвы не поют — некому, а читает сам катихизатор.— Так как христиане не все собрались, то я сказал, чтобы к восьми часам постарались собрать, по возможности, всех (восемь часов вечера — у них обычное время для предпраздничных молитвенных собраний),— пока же отправился в сопровождении Онума и Иоанна Накасима (казначея Церкви, портного ремеслом) взглянуть на город.

Город Кагосима состоит, как говорят, домов из 10 000; разделен на верхний (камимаци) и нижний (симомаци); в первом — в прежние вре­мена по преимуществу жило дворянство, в последнем — простонародье, хотя тоже много и дворян было; но теперь, после войны и пожара, и дворяне селятся больше всего в симомаци, а камимаци начинает пус­теть. Пожаром, во время возмущения — Сайго, истребило весь город — камимаци и симомаци. Сжег город бившийся тогда с инсургентами мор­ской министр Кавамура, потому что иначе решительно нельзя было одолеть инсургентов; они крылись в домах и за домами, били империа­листов безнаказанно и продолжали бы так долго еще, если бы пожаром не выгнаны были за стены бывших княжеских строений, а оттуда в гору, где и были побиты — Сайго, Кирино и почти все поголовно. Стены теперешнего госпиталя — в то время здания знаменитой военной шко­лы Сайго «сигакко» (а прежде того, кажется, княжеских конюшень), равно как стены почти все — каменные, какие есть в городе, носят на себе следы ужасной битвы до сих пор; в иных местах — точно решето, изрыто пулями империалистов; жарко было инсургентам; но нехолодно и их противникам, судя по тому, какого труда и сколько пороху и свинца им стоило одолеть врагов.— После смерти Сайго также царит над свои­ми приверженцами: ему среди них устроен великолепный каменный памятник — на горе, в конце камимаци. Там целое кладбище павших в восстании, и что за великолепное кладбище! Прямо — по входе по ка­менным лестницам на гору — храм, где боготворят Сайго и его мертвое войско; проходя мимо храма (небольшой) по правую руку — большой монолит — княжескому сыну Сацума, юноше восемнадцати лет, только что вернувшемуся из Европы и вступившему тоже в ряды инсургентов, убитому вскоре же затем. За храмом — аллея, против которой широкий подъем по каменным ступеням на верхнюю площадку, где — прямо про­тив средины — массивные камни памятника Сайго; на нем ничего не написано, кроме его имени,— мол, история знает, кто такой Сайго; по правую руку его Кирино, по левую — Синовара,— камни почти такие же массивные; затем — целый ряд начальников восстания, за этим велико­лепным рядом следуют много рядов меньших памятников — простых инсургентов; таким образом, здесь в лице своих каменных глыб — целое каменное войско в чине и порядке, как будто на смотру; на нижней площадке также везде памятники; наконец, огромный камень поставлен тремстам неизвестным. Все, кому здесь памятники, и похоронены под ними. Кладбище содержится в примерной опрятности; пред большинст­вом памятников — живые цветы; пред Сайго — огромные букеты,— На вопрос, кто поставил памятники, отвечают,— родные, но, конечно, с участием приверженцев.— Далее беспрерывно можно находить пред Сайго мавзолеем головопреклоненных и молящихся. Удивительное де­ло: этот человек виною опустошения нескольких областей, сожжения города, смерти десятков тысяч, и до сих пор все его чтут! Знать, за ним есть польза, и эта польза несомненно есть, это — кровопускание, чрез которое избыток беспокойных сил Японии испарился; Сайго — ланцет, которым была пущена кровь Японии; жаль только, что с застарелою — дрянною кровью самурайщины вытекло много свежей и питательной.

Вернувшись в восемь часов к Ною, нашли почти всех христиан в сборе; не было, между прочим, Стефана Иваки — сицудзи, он же и в качестве катихизаторского помощника, так как ежемесячно получает от Миссии 3 ены, по преставлению Козаки,— Отслужили вечерню. Читает Давид Онума очень хорошо; из христиан — старики Симон и Петр — самые старые в Церкви — нимало не умеют положить на себя крестное знамение; видно, что они не пытались и знакомиться с этим делом, хоть старые христиане, времени Иоанна Оно. После службы сказал проповедь о необходимости новым христианам стараться осветить Христовым учением для других; писано Христово учение в книге — не понимают люди, писано в природе — тоже; поймут люди — только в людях. А выра­жать в себе христианское учение — значит — любить Бога и любить ближних.— Первое значит — не делать ничего неодобренного Богом, значит — воздерживаться от всех страстей и пороков, кроме того, посвя­щать себя Богу и душевно, и телесно — относящимся к внешним предметам, например, жертвовать на храм Божий (рассказан был пример Апостоль­ских христиан, как они все имущество свое отдавали Богу). Любить ближних — значит делать каждому то, что каждый из нас делает любимо­му брату или сестре.— Сказано было, между прочим, о необходимости для христиан освящать все свои дела, посвящая их Богу, чтобы сделать их почтенными, Божией печатью отметить их; сказано было также о важности креста и как его нужно изображать на себе.— Были на пропо­веди двое-трое язычников и протестантский учитель,— По окончании, хотя не было сицудзи налицо, пришлось советоваться о церковных де­лах. Именно,— я рассказал, что не полезно для самих христиан будет, если церковный дом будет построен без их участия, а пусть церковный дом — будет произведением их душевной потребности, выявится из их внутреннего мира, тогда они будут любить свой церковный дом и забо­титься о нем. Но, конечно, они сами не могут вполне построить; реши­тельно невозможное для них сделано будет благочестием русских хрис­тиан (рассказал, между прочим, как настоящие христиане охотно и скромно жертвуют). Итак, предложил им от себя собрать четвертую часть суммы, потребной для покупки земли под церковный дом и для постройки церковного дома; прочие же три части обещал дать из пожер­твований русских христиан; например, если они соберут 100 ен,— я дам 300, если соберут 200, я дам 600. Предложил им посоветоваться между собою и сказать мне, сколько они могут пожертвовать, обещаясь соот­ветствующую сумму дать хоть сейчас же, так как для этого еще в Тоокёо приготовился,— Чтобы они свободнее держали совет с Романом, ушел в гостиницу, приготовленную для ночлега.— Через час Онума известил, что теперь вдруг христиане не могут решить, сколько пожертвуют, а пришлют ответ к Собору. Говорил Онума, что — одушевлены и хотят побольше собрать; но если при первом ударе не вырубилось огня,— вряд ли будет потом. Кажется, бедны очень, да и мало их, и христианского одушевления немного.

7 / 19 мая 1882. Пятница.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.238.143.70 (0.01 с.)