Литературные игры в старших классах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Литературные игры в старших классах



 

Постепенно, от класса к классу, учитель усложняет те же игровые задания. Для игры «Продолжи фразу» с девяти-, одиннадцатиклассниками полезны, например, такие цитаты:

) “Чтобы докончить портрет, я скажу, что у него был немного вздёрнутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза; о глазах я должен сказать ещё несколько слов… (Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! Вам не случалось замечать такой странности у людей?)” (Лермонтов М.Ю. «Герой нашего времени». Ч. 1, гл. 2. «Максим Максимыч».)

) “Да, стану я их баловать, этих уездных аристократов! Ведь это всё самолюбие, львиные привычки, фатство. Ну, продолжал бы своё поприще в Петербурге, коли уж такой у него склад… А впрочем, Бог с ним совсем! Я нашёл довольно редкий экземпляр водяного жука, Dytiscus marginatus, знаешь? Я тебе его покажу.

Я тебе обещался рассказать его историю, - начал (Аркадий).

(Историю жука?)”

(Тургенев И.С. «Отцы и дети». Гл. 6.)

) “Ну что же, - задумчиво отозвался тот, - они - люди как люди… (Любят деньги, но ведь это всегда было)” (Булгаков М.А. «Мастер и Маргарита». Ч. 1, гл. 12. «Чёрная магия и её разоблачение».)

Эти и многие другие символичные для литературных героев фразы закрепляют в памяти школьников-старшеклассников не только сами произведения, как это было в 5-6-х классах, но важнейшие интонации этих произведений, позволяющие говорить об авторском отношении, о характерах героев, об их своеобразии и неповторимости при всём богатстве русской классики. Интересно, что, последовательно проводя такую работу, достаточно быстро получаем почти точное воспроизведение “ключевых” фраз программных текстов, а это уже немало. Немало - потому что далее, идя от игровых заданий и развивая литературный слух, мы будем сравнивать близкие по смыслу темам фрагменты произведений и распознавать авторов. Понимание авторской позиции, отношения к происходящему, всей интонационной гаммы произведения - вот важнейшая ступень, достигнув которой человек уже остаётся читателем: ведь тут и наступает момент сопричастности, сопровождающейся не только сопереживанием, но и желанием спорить, не соглашаться, любить или ненавидеть того или иного героя, а подчас и самого автора…

Постепенно выстраиваем и ассоциативные ряды к произведениям, усложняя задания за счёт сопоставления. Раздаём, например в 10-м классе, при изучении романа Гончарова «Обломов», три приведённых ниже фрагмента, без указания авторов и названий.

. “Кибитка тихо подвигалась, то въезжая на сугроб, то обрушиваясь в овраг и переваливаясь то на одну, то на другую сторону. Это было похоже на плавание судна по бурному морю... Я опустил циновку, закутался в шубу и задремал, убаюканный пением бури и качкою быстрой езды.

Мне приснился сон, которого никогда не мог я позабыть и в котором до сих пор вижу нечто пророческое, когда соображаю с ним странные обстоятельства моей жизни. Читатель извинит меня: ибо, вероятно, знает по опыту, как сродно человеку предаваться суеверию, несмотря на всевозможное презрение к предрассудкам.

Я находился в том состоянии чувств и души, когда существенность, уступая мечтаниям, сливается с ними в неясных видениях первосония” (Пушкин А.С. «Капитанская дочка». Гл. 2).

. “Maman играла второй концерт Фильда - своего учителя. Я дремал, и в моём воображении возникали какие-то лёгкие, светлые и прозрачные воспоминания. Она заиграла Патетическую сонату Бетховена, и я вспоминал что-то грустное, тяжёлое и мрачное. Maman часто играла эти две пьесы; поэтому я очень хорошо помню чувство, которое они во мне возбуждали. Чувство это было похоже на воспоминание; но воспоминание чего? Казалось, что вспоминаешь то, чего никогда не было” (Толстой Л.Н. «Детство». Гл. 11).

. “- Однако... любопытно бы знать... отчего я... такой? - сказал он опять шёпотом. Веки у него закрылись совсем. - Да, отчего?.. Должно быть... это... оттого... - силился выговорить он и не выговорил.

Так он и не додумался до причины; язык и губы мгновенно замерли на полуслове и остались, как были, полуоткрыты. Вместо слова послышался ещё вздох, и вслед за тем начало раздаваться ровное храпение безмятежно спящего человека.

Сон остановил медленный и ленивый поток его мыслей и мгновенно перенёс его в другую эпоху, к другим людям, в другое место, куда перенесёмся за ним и мы с читателем в следующей главе” (Гончаров И.А. «Обломов». Ч. 1, гл. 8).

Просим подумать, какими известными ученикам авторами написаны произведения, из которых приведены цитаты? По каким признакам это можно предположить: словоупотребление, авторская лексика, географическое пространство, или же просто что-то интуитивно подсказывает - но что именно? Обратите внимание, предлагается общая тема - «Сон», а к 10-му классу наши ученики уже знают, что сон в литературном произведении появляется не случайно. Беседа проходит живо, так как мы говорим заранее, что все эти фрагменты из известных школьникам произведений, и просим нащупать в памяти “узелок”, а на самом деле в процессе проговаривания примет, признаков, по которым можно вспомнить произведение, автора, героя, мы и создаём в памяти наших десятиклассников такие “узелки”. При этой работе полезно не только раздать ученикам распечатки с текстами, но и читать их вслух, приучая к звучанию классической прозы. При этом просим ребят отмечать в тексте слова, словосочетания, которые им помогают вспомнить автора (интересно, что нынешним ученикам труднее всего вспомнить в этом примере Пушкина).

Работа со сравнением сложна, но её нельзя избегать: она приучает школьников к обобщению. Начало этой работы лежит в игре, и реакция на предлагаемые задания сохраняется у старшеклассников. Вместе с тем, развивая литературный слух, мы не только усложняем, но и разнообразим задания. Усложняется игровой компонент в старших классах и в связи с большим числом изученных в курсе литературы произведений. Но, чтобы не растерять все воспоминания, в конце 9-го класса, а затем вновь в 11-м классе проводится небольшая игра «Набор слов» (по группам). По набору слов мы просим определить художественное направление, в рамках которого могло быть написано литературное произведение, где часто встречались бы эти слова, и объяснить свой выбор, приведя как пример одно произведение.

. Идеал, любовь, забвенье, тоска, одиночество, свобода, мученье, поэма, воспоминанье, мечта, очарованье.

. Разум, порядок, долг, честь, служенье, убеждение, античность, гармония, пропорциональность, ода, герой.

. Чувственность, душевность, слёзы, ах, природа, мечтанья, пастушок, трепет, свирель, надежда, потрясенье, страдания.

. Область неведомого, мистика, тайна, непознаваемое, зыбкий слог, свободный стих, метафора, таинственная мудрость, вознесённость превыше всего, вечная женственность.

(Ответы. 1. Романтизм. 2. Классицизм. 3. Сентиментализм. 4. Символизм.)

Школьникам 6-8-х классов, а затем и старшеклассникам полезно давать блиц-задания для быстрого выполнения. Например: раздаём листы, где слева на странице названы произведения, справа беспорядочно - авторы. Надо стрелочками свести автора с названием (то же можно сделать с героями и авторами). Причём совершенно не обязательно, чтобы в вашем перечне были только программные произведения, напротив: разбавляя программные произведения не программными, часто произведениями из классического детского и подросткового чтения, мы усложняем задание, делая его более интересным.

. Собачье сердце Лермонтов

. Дама с собачкой Шекспир

. Женщина в белом Толкин

. Остров сокровищ Коллинз

. Властелин колец Достоевский

. Приключения Оливера Твиста Чехов

. Детство. Отрочество. Юность Пушкин

. Бесы Эзоп

. Три мушкетёра Л.Толстой

. Золотой телёнок Дюма

. Янки при дворе короля Артура Стругацкие

. Лиса и виноград Булгаков

. Малыш и Карлсон Марк Твен

. Двенадцатая ночь Ильф и Петров

. Беглец Стивенсон

. Понедельник начинается в субботу Линдгрен

. Медный всадник Диккенс

Каждый учитель может составить свои листы, но работу непременно надо делать за определённое, равное для всех время и на оценку.

Новое содержание образования связано с поисками новых методов преподавания, новых подходов к содержанию и структуре урока литературы.

Поскольку проблема чтения, формирования читателя, духовного мира продолжает быть самой актуальной научной проблемой, в методической науке предпочтение отдается приемам работы, обеспечивающим целостность восприятия художественного текста, глубокую интерпретацию, понимание поэтики писателя. Не случайно основой базового компонента литературного образования названы чтение и изучение художественного произведения, его толкование.

Мы согласны с тем, что сегодня нужно перенести акцент в преподавании с непосредственного разбора нравственных ситуаций на секреты вечной жизни настоящей литературы, заключающиеся не только в тематике, проблематике и содержании, но и в художественной силе формы; перенести акцент с тех аспектов произведений, которые действительно постепенно отмирают (например, социальные конфликты), на те реалии, которым суждено стать вечными, всегда волнующими читателей любой эпохи. Нам кажется, что по-прежнему актуальной задачей уроков литературы в школе остаётся задача нахождения пути для реализации воспитательных возможностей литературы, что и означает научить каждого ребёнка читать творчески, увлечённо. Читать, понимая, что полезное чтение - тяжёлый, сложный труд души. Но труд необходимый. Без него нельзя стать человеком. Что ещё очень важно отметить в этой связи, снижение интереса к чтению как творческой духовной деятельности ведёт к снижению и искажению интереса детей, подростков и к другим видам искусства: к театру, киноискусству, музыкальному творчеству, к изобразительному искусству.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Книга учит вглядываться в человека и понимать его, воспитывать человечность в самом себе, тогда чтение становится источником духовного о6огащения. Привить любовь к книге, научить думать, воспитать культуру чтения, постоянную потребность в нем, развить эстетическое восприятие литературы - вот в чем задача педагогов и родителей. И если мы хотим видеть ребенка подготовленным к жизни, нужно сделать из него грамотного читателя.

Сегодня количество проблем, связанных с детским чтением, продолжает расти. Пока что мы живем еще в рамках затухающей старой литературной традиции. Но это время стремительно уходит, что особенно заметно проявляется в читательской деятельности детей и подростков. В последние годы произошло ухудшение целого ряда характеристик чтения у детей и подростков, снижение их уровня грамотности. Педагоги полны тревоги по поводу упрощения и огрубления речи у школьников, примитивных штампов, которыми часто изобилуют их сочинения. Школьники не осваивают язык классического наследия, но хорошо осваивают разнообразные клише и формальный подход к классической литературе. Утрачивается не только культура чтения, но и культура речи, поскольку не осваивается значительная часть репертуара любимой ранее литературной классики, которая составляла значительную часть репертуара чтения детей и подростков. Так, снижение роли литературы в социализации детей и подростков, отчасти происходит и в связи с тем, что сегодня из репертуара чтения многих из них уже исчезли герои литературной классики. В то же время влияние «электронной культуры» на чтение усиливается.

Методика преподавания литературы - дисциплина, которая направлена на изучение способов передачи научной мысли от учителя к ученику, концентрирует внимание на достаточно обширном круге вопросов, связанных с переадресовкой знания. Учителю необходимо ввести школьников в мир художественного произведения, развить восприимчивость к слову, читательские навыки, учить наблюдать и соотносить жизненные явления с собственным для ученика видением и пониманием сущности происходящего, наконец, готовить ученика к восприятию того целостного знания о жизни и мире, которое содержит литература как вид искусства.

В данной работе мы изучили процесс чтения, указали на его роль в жизни современных подростков, рассмотрели сущность преподавания литературы в школе, предоставили некоторые способы поддержания интереса к урокам литературы у школьников средних и старших классов.

Итак, с нашей точки зрения, для воспитания квалифицированного читателя сегодня необходимо:

·   проведение межведомственной политики по поддержке чтения разными слоями и социальными группами населения;

·   работа по поднятию престижа чтения и русского языка в обществе;

·   изменение подхода к обучению чтению и информационной культуре в сфере образования (а также - к медиаграмотности);

·   знакомство с мировым опытом по поддержке чтения, его освоение (исследования, участие в конференциях, стажировка специалистов, изучение подходов и методик и многое другое).

Выйдя из школы, ученики должны суметь самостоятельно разобраться в любой прочитанной ими книге, оценить произведение, а главное - передать опыт чтения своим детям. Поэтому задачей современного учителя является задача воспитания грамотного, вдумчивого читателя.

Педагогическая практика сегодня, впрочем, как и много лет назад, одним из плодотворных путей воспитания культурного человека считает работу по формированию творческого читателя, владеющего умениями и навыками грамотного восприятия, анализа, оценки прочитанного, использования в интеллектуальной, духовной деятельности освоенных социальных, нравственных знаний, идеалов, раскрываемых в произведениях литературы. Не зря уроки литературы называют уроками постижения жизни во всей её полноте и многообразии.


ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Аркин И.И. Уроки литературы в 11-м классе: Практическая методика:

В 2 кн. М.: Просвещение,2004. 285 с., 272 с.

Дети и чтение на рубеже XXI века: Литературные пристрастия современных подростков: Итоги исследования /Волгоградская обл. детская библиотека; Сост. О.И. Харитонова. - Волгоград, 2001г.- 19с.

Духовно-нравственное воспитание детей и подростков в современной библиотечной среде / Авт.-сост. Е.М. Зуева. - М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008. - 336 с.

Крупская Н.К. О детской литературе и детском чтении. М., Детгиз, 1954.

Методика преподавания литературы / Под. ред. О.Ю. Богдановой и В.Г. Маранцмана: Пособие для студентов и преподавателей. В 2-х частях. М., 1995.

Михалева Т.И. Современный подросток в современном мире: Проблема формирования личности подростка в литературе 1960-х - 2000-х годов. - М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. - 224 с.

Плотников С.Н. Чтение и экология культуры //Homo legens: Памяти Сергея Николаевича Плотникова (1929-1995). - М.: Дом интеллектуальной книги, 1999.

Профессиональная ориентация молодежи: Опыт работы библиотек / Сост. В.П. Вдовиченко. -М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008. - 184 с.

Тимофеева, И. Н. Дети. Время. Книга: пособие для руководителей детским чтением / И. Н. Тимофеева. - М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2009. - 408 с.

Чтение как увлечение /Сост.: О.Л. Кабачек. - М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. - 176 с.

Белинский В. Г. Собрание сочинений. В 9-ти томах. Т. 3. Статьи, рецензии и заметки. Февраль 1840 -- февраль 1841., о детских книгах. М., "Художественная литература", 1976

Молодежь. Чтение. Успех: сборник материалов научно-практической конференции / Муниципальное учреждение культуры г. Архангельска «Централизованная библиотечная система»; Русская школьная библиотечная ассоциация. - М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008. - 128 с

Тихомирова, И. И. Как воспитать талантливого читателя: сб. статей: в 2-х ч. Ч.1.Чтение как творчество. Ч.2.Растим читателя-творца / авт.-сост. И.И. Тихомирова; предисл., коммент., прилож. И.И. Тихомирова. - М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2009.

Чтение в системе социокультурного развития личности: Сборник статей международного научно-практического семинара /Г.В. Варганова. - М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. - 256 с.

Чудинова В.П. Функциональная неграмотность - проблема развитых стран //Социологические исследования. 1994. N 3.

Журнал «Новый Мир» 1999, №11

<http://radost-ds.e-gloryon.com/040191875/1331471884>, ст. «Как воспитать читателя?», 16.08.2010

<http://gublibrary.ru/lib/Konferenciya_%20chtenie/Tihomirova.htm>, конференц. «Роль чтения в формировании психически и нравственно здоровой личности», 01.08.2010://teacher.fio.ru/news.php?n=28418&c=1 В.П. Чудинова Чтение детей и подростков в России на рубеже веков: смена «модели чтения», 05.08.2010



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.227.36 (0.052 с.)