Аварии на очистных сооружениях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аварии на очистных сооружениях



 

К числу аварий на очистных сооружениях относятся: аварии на очистных сооружениях сточных вод промышленных предприятий с массовым выбросом загрязняющих веществ; аварии на очистных сооружениях промышленных газов с массовым выбросом загрязняющих веществ и аварии на очистных сооружениях с фекальными отходами.

Опасность в залповых выбросах отравляющих или токсичных веществ в ОС естественно отрицательно влияет на персонал. Такие аварии могут стать источником заболеваний опасными инфекционными болезнями людей и животных.

Гидродинамические аварии

 

Гидродинамическая авария - это чрезвычайное событие, связанное с выходом из строя (разрушением) гидротехнического сооружения или его части, и неуправляемым перемещением больших масс воды, несущих разрушения и затопления обширных территорий. К основным потенциально опасным гидротехническим сооружениям относятся плотины, водозаборные и водосборные сооружения (шлюзы).

Разрушение (прорыв) гидротехнических сооружений происходит в результате действия сил природы (землетрясений, ураганов, размывов плотин) или воздействия человека (нанесения ударов ядерным или обычным оружием по гидротехническим сооружениям, крупным естественным плотинам диверсионных актов), а также из-за конструктивных дефектов или ошибок проектирования.

Последствиями гидродинамических аварий являются:

повреждение и разрушение гидроузлов и кратковременное или долговременное прекращение выполнения ими своих функций;

поражение людей и разрушение сооружений волной прорыва, образующейся в результате разрушения гидротехнического сооружения, имеющей высоту от 2 до 12 м и скорость движения от 3 до 25 км/ч (для горных районов - до 100 км/ч);

катастрофическое затопление обширных территорий слоем воды от 0,5 до 10 м и более.

Предупредительные мероприятия

Если Вы проживаете на прилегающей к гидроузлу территории, уточните, попадает ли она в зону воздействия волны прорыва и возможного катастрофического затопления. Узнайте, расположены ли вблизи места Вашего проживания возвышенности, и каковы кратчайшие пути движения к ним.

Изучите сами и ознакомьте членов семьи с правилами поведения при воздействии волны прорыва и затопления местности, с порядком общей и частной эвакуации. Заранее уточните место сбора эвакуируемых, составьте перечень документов и имущества, вывозимых при эвакуации.

Запомните места нахождения лодок, плотов, других плавсредств и подручных материалов для их изготовления.

Как действовать при угрозе гидродинамической аварии

При получении информации об угрозе затопления и об эвакуации безотлагательно, в установленном порядке выходите (выезжайте) из опасной зоны в назначенный безопасный район или на возвышенные участки местности. Возьмите с собой документы, ценности, предметы первой необходимости и запас продуктов питания на 2-3 суток. Часть имущества, которое требуется сохранить от затопления, но нельзя взять с собой, перенесите на чердак, верхние этажи здания, деревья и т.д.

Перед уходом из дома выключите электричество и газ, плотно закройте окна, двери, вентиляционные и другие отверстия.

Как действовать в условиях наводнения при гидродинамических авариях

При внезапном затоплении для спасения от удара волны прорыва срочно займите ближайшее возвышенное место, заберитесь на крупное дерево или верхний этаж устойчивого здания. В случае нахождения в воде, при приближении волны прорыва нырните в глубину у основания волны.

Оказавшись в воде, вплавь или с помощью подручных средств выбирайтесь на сухое место, лучше всего на дорогу или дамбу, по которым можно добраться до незатопленной территории.

При подтоплении Вашего дома отключите его электроснабжение, подайте сигнал о нахождении в доме (квартире) людей путем вывешивания из окна днем флага из яркой ткани, а ночью - фонаря. Для получения информации используйте радиоприемник с автономным питанием. Наиболее ценное имущество переместите на верхние этажи и чердаки. Организуйте учет продуктов питания и питьевой воды, их защиту от воздействия прибывающей воды и экономное расходование.

Готовясь к возможной эвакуации по воде, возьмите документы, предметы первой необходимости, одежду и обувь с водоотталкивающими свойствами, подручные спасательные средства (надувные матрасы, подушки).

Не пытайтесь эвакуироваться самостоятельно. Это возможно только при видимости незатопленной территории, угрозе ухудшения обстановки, необходимости получения медицинской помощи, израсходовании продуктов питания и отсутствии перспектив в получении помощи со стороны.

Как действовать после гидродинамической аварии

Перед тем, как войти в здание, убедитесь в отсутствии значительных повреждений перекрытий и стен. Проветрите здание для удаления накопившихся газов. Не используйте источники открытого огня до полного проветривания помещения и проверки исправности системы газоснабжения. Проверьте исправность электропроводки, труб газоснабжения, водопровода и канализации. Пользоваться ими разрешается только после заключения специалистов об исправности и пригодности к работе. Просушите помещение, открыв все двери и окна. Уберите грязь с пола и стен, откачайте воду из подвалов. Не употребляйте пищевые продукты, которые находились в контакте с водой.


 

Глава 3. Статистика техногенных чрезвычайных ситуаций в России за 2011 год

 

Техногенных пожаров в зданиях жилого, социально-бытового и культурного назначения за 10 месяцев 2011 г. (134958 пожаров) произошло на 7,9% меньше, чем за аналогичный период 2010 г. (146578 пожаров) и на 27% ниже среднемноголетних значений данного периода(185385 пожаров). Погибло 9127 человек, что на 10% меньше, чем в 2010 г. (10168 чел.).

За 10 месяцев 2011 г. зарегистрированы три случая крупных пожаров в учреждениях социальной сферы (за аналогичный период 2010 года - 3 случая) в том числе с пребыванием маломобильных групп населения:

03 августа 2011 года, Красноярский край, д. Осиновый Мыс - пожар в участковой больнице (22 пострадавших);

10 февраля 2011 года, Пермский край, г. Пермь - пожар на оптовом торговом складе (16 погибших, 18 пострадавших);

08 января 2011 года, Новосибирская область, г. Новосибирск - пожар в общежитии ЖКХ Мэрии (2 погибших, 7 пострадавших).

Количество взрывов сетевого и баллонного газа (за 10 месяцев 2011 года 19 происшествий) уменьшилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года(31 происшествие), на уровне среднемноголетних значений (20 происшествий. Наибольшее количество случаев зарегистрировано в Центральном (38%), Северо-Кавказском (29%), Южном (10%) федеральных округах. Это связано со значительным износом домового газового оборудования и жилого фонда, практической утратой системы надзора за его состоянием, а так же несовершенством нормативно правовой базы, допускающей возможность приобретение и использования домового газового оборудования, у которого отсутствует система «газ контроль».

Количество дорожно-транспортных происшествий (за 10 месяцев 2011 г. - 164403 ДТП) на уровне аналогичного периода 2010 г. (164370 ДТП). При этом количество погибших при ДТП (за 10 месяцев 2011 г. - 22842 человек), увеличилось на 5,9% (за аналогичный период 2010 г. - 21575 человек), количество пострадавших (за 10 месяцев 2011 г. - 207215 человек), на уровне (за аналогичный период 2010 г. - 207023 человек). Тяжесть последствий ДТП (количество пострадавших на количество погибших) в 2011 г. составила 9,1 (в 2010 году 9,6).

Количество крупных (5 и более погибших, 10 и более пострадавших)дорожно-транспортных происшествий (КДТП) за 10 месяцев 2011 года составило 74 ед., что в 1,17 раз выше показателей аналогичного периода 2010 года (63 КДТП), и на 28% ниже среднемноголетних значений (103 КДТП). Количество пострадавших в крупных дорожно-транспортных происшествиях по отношению к аналогичному периоду 2010 году уменьшилось на 3,25%. Количество погибших в крупных дорожно-транспортных происшествиях по отношению к аналогичному периоду 2010 году выросло на 30,8% соответственно. По среднемноголетним данным наибольшее количество крупных ДТП происходит в Центральном ФО (27%), в 2011 г. наибольшее количество крупных ДТП произошло в Северо-Кавказском ФО (25%).

Количество чрезвычайных ситуаций на авиационном транспорте (за 10 месяцев 2011 года 41 ЧС) выше показателей аналогичного периода 2010 года в 1,8 раз (23 ЧС), и выше среднемноголетних значений (31 ЧС) в 1,3 раза. Зарегистрировано 16 авиационных происшествий с авиацией общего назначения («малой авиацией»), что больше аналогичного периода 2010 г. - 10 ЧС в 1,6 раза, что в значительной степени связано с несовершенством нормативно-правовой базы в этой сфере, а также с низким уровнем контроля технического состояния малой авиации, с нарушениями правил выполнения полетов.

Количество погибших при авиационных катастрофах в 2011 году (152 чел.) увеличение в 4 раза по сравнению с аналогичным периодом 2010 года (38 чел.), количество погибших на уровне среднемноголетних значений (152 чел.). Количество пострадавших при авиационных катастрофах за 10 месяцев 2011года (141 чел.) увеличение в 1,4 раза, по сравнению с аналогичным периодом 2010 года (103 чел.) и выше среднемноголетних показателей (82 чел.) в 1,7 раз.

Наибольшее количество авиационных происшествий и катастроф произошло в Центральном ФО - 19%, Дальневосточном и Сибирском ФО - по 17%, при этом наибольшее количество ЧС с самолетами зарегистрировано в Центральном ФО (24%), а с вертолетами в Северо-Кавказском ФО 24%. Наибольшая аварийность - самолетов типа Ан-24, АН-2, Як-52, а вертолетов - МИ-8, Ми-2 и Робинсон.

Количество чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте за 10 месяцев 2011 г. (10 ЧС) уменьшение по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 1,3 раза (13 ЧС), и ниже среднемноголетних показателей (20 ЧС) в 2 раза.

Количество пострадавших в ЧС на железнодорожном транспорте за 10 месяцев 2011 года (3 чел.) на уровне 2010 года (3 чел.), по сравнению со среднемноголетними значениями (22 чел.) уменьшение в 7,3 раза. В результате ЧС на железнодорожном транспорте за 10 месяцев 2011 года погибло 6 человек, что в 6 раз выше показателей 2010 года (1 чел.) и ниже средне многолетних значений (7 чел.) в 1,1 раз.

Наибольшая аварийность на железнодорожном транспорте в 2011 году наблюдалась в Центральном ФО - 40%.

Основные причины аварийности: выработка ресурса подвижного и локомотивного парка; высокий уровень нарушений технологии производства ремонтных и регламентных работ транспортных средств, в том числе предназначенных для перевозки опасных грузов; отсутствие эффективных средств контроля исправности и деформации пути; большое количество опасных участков подверженных воздействию природные процессов и явлений (подтопления, оползни, осыпи, карст, снежные заносы, лавины).

На магистральных линиях железных дорог насчитывается 7398 опасных участков железных дорог, подверженных воздействию природных и природно-техногенных факторов (снежные заносы, оползни, лавины, сели, подмывы, размывы и подтопления железнодорожного полотна).

За 10 месяцев 2011 года произошло 6 чрезвычайных ситуаций на морских и речных пассажирских и грузовых судах и судах флота рыбной промышленности, что в 4 раза ниже среднемноголетних значений (25 ЧС), и в 1,3 раза ниже показателей аналогичного периода 2010 года (8 ЧС).

Количество пострадавших при авариях на грузовых и пассажирских судах за 10 месяцев 2011 года (98 чел.) увеличение по сравнению с аналогичным периодом 2010 года (6 чел.) в 16 раз и ниже средне многолетних показателей в 1,2 раза (116 ЧС).

Количество погибших при авариях на грузовых и пассажирских судах за 10 мес. 2011 года (131 чел.) увеличение по сравнению с аналогичным периодом 2010 года (20 чел.) в 6,5 раз, выше среднемноголетних значений (34 чел.) в 3,8 раз.

Наибольшая аварийность на водном транспорте отмечалась в Северо-Западном, Центральном, Приволжском, Южном ФО (по 17% аварий от общего количества).

Самыми распространенными видами аварии стали посадка судна на мель - 33%, затопление 33%, а наиболее частой причиной аварий стала ошибка судовождения - 32%.

В 2011 году (за 10 месяцев) аварий на гидротехнических сооружениях не зарегистрировано (среднемноголетние значение - 3 аварии).

На территории Российской Федерации выявлено 8036 гидротехнических сооружений, не имеющих собственника (с начала 2011 г. количество бесхозяйных ГТС увеличилось на 9,5%). Наибольшее количество бесхозяйных ГТС зарегистрировано на территории Центрального ФО (39% от общего количества бесхозяйных ГТС), Приволжского (27%) и Южного ФО (18%). По состоянию на 01.10.2011г. выполняются мероприятия по ликвидации 26 бесхозяйных ГТС (Республика Башкортостан - 1; Республика Калмыкия - 2; Оренбургская область - 15; Тамбовская область - 7; Тверская область - 1); ликвидировано 418 бесхозяйных ГТС (наибольшее количество на территории Южного ФО - 174 и Сибирского ФО - 154).

Наибольшее количество ГТС, требующих капитального ремонта и реконструкции находится на территории Приволжского (31%), Южного (23%) и Центрального (18%) федеральных округов, требующих ликвидации - на территории Сибирского (34%) и Уральского (31%) федеральных округов.

В 2011 г. за 10 месяцев зарегистрировано 2 ЧС на магистральных трубопроводах (нефтепроводах и газопроводах), что ниже показателя за аналогичный период 2010 года (7 ЧС) в 3,5 раза и в 18 раз ниже среднемноголетних значений (36 ЧС). Наиболее подверженными к авариям данного типа являются Центральный (50%) и Уральский (50%) федеральные округа. Основными причинами аварий на магистральных газопроводах являются - механические повреждения подземных путепроводов, коррозионные повреждения наружных путепроводов, взрывы при розжиге газозапускающих установок и повышение давления после газораспределительных пунктов. Основными причинами аварий на магистральных нефтепроводах являются - несанкционированная врезка, износ и коррозия металла, механические повреждения путепроводов. Особую опасность представляют участки пересечения магистральных трубопроводов с автомобильными и железными дорогами, наибольшее количество таких участков - на территории Пермского края, Республики Башкортостан, Нижегородской области (Приволжский ФО), Свердловской области (Уральский ФО), Ненецкого АО (Северо-Западный ФО), Калужская область (Центральный ФО) и Республики Дагестан (Северо-Кавказский ФО).

В 2011 г. (за 10 месяцев) было зарегистрирована 1 ЧС на коммунальных системах жизнеобеспечения, что ниже показателей 2010 года (7 ЧС) в 7 раз, и в 20 раз ниже среднемноголетнего значения (20 ЧС). Наибольшее количество чрезвычайных ситуаций произошло в Приволжском ФО - 100%. Одной из основных причин аварий является износ основных фондов тепловых, водопроводных и канализационных сетей. По состоянию на сентябрь 2011 г. изношенность генерирующего оборудования ТЭЦ более 80% (12 ТЭЦ) отмечается на территории Сибирского ФО (Алтайский край - г. Бийск, Республика Хакасия - г. Абаза, Республика Тыва - г. Кызыл, Забайкальский край - пос. Первомайский, пос. Приаргунск, пос. Шерловая Гора); Южного ФО (Республика Дагестан - г. Махачкала); Центрального ФО (Тверская область - г. Вышний Волочек, Смоленская область - г. Смоленск, п. Верхнеднепровский, Костромская область - г. Шарья; г. Москва). На территории Российской Федерации имеется ряд крупных ТЭЦ, с высоким износом и не имеющих резервного генерирующего оборудования. По состоянию на аналогичный период прошлого года изношенность генерирующего оборудования ТЭЦ более 85% отмечалась на 17 ТЭЦ Сибирского, Уральского, Приволжского, Северо-Кавказского и Центрального ФО. Из них не имели резервного генерирующего оборудования 5 крупных ТЭЦ в Красноярском крае, Республике Башкортостан, Тюменской и Оренбургской областях.

На электроэнергетических системах за 10 месяцев 2011 года произошло 6 ЧС, что ниже среднемноголетних значений (13 ЧС) в 2,2 раза и выше показателей аналогичного периода 2010 года (4 ЧС) на 50%. Наибольшее количество ЧС произошло в Сибирском ФО (50%) и Центральном ФО (16%). Одной из основных причин аварий является износ основных фондов электросетей и трансформаторных подстанций. Продолжается рост аварий на ЛЭП, причиной которых является падения деревьев.

Справочно: Федеральным законом №143 от 22 июля 2008 г. были внесены изменения в Лесной Кодекс РФ о использовании лесов для вырубки деревьев и кустарников без предоставления лесных участков в целях создания необходимых условий для эксплуатации линий электропередач и других линейных объектов. Таким образом, были устранены нормативно-правовые препятствия для более эффективной работы по предупреждению обрывов ЛЭП и аварий на ТП. Однако количество обрывов ЛЭП по причине падения деревьев из лесного массива на провода продолжает увеличиваться. Наибольшие увеличения аварий на ЛЭП отмечаются на территории обслуживания следующих субъектов энергетики: ОАО «МРСК Центра и Приволжья», ОАО «Янтарьэнерго», ОАО «МРСК Северо-Запада».

За 10 месяцев 2011 года произошло 5 чрезвычайных ситуаций, связанных с обрушением зданий и сооружений (за аналогичный период 2010 года - 0 ЧС). По сравнению со среднемноголетним количеством (8 ЧС), произошло уменьшение в 1,6 раз.

Наибольшее количество ЧС отмечалась в Центральном и Дальневосточном ФО (по 40%). По среднемноголетним данным основными причинами ЧС данного вида являются: снеговые нагрузки на крыши, ветхость зданий, ремонтные работы и демонтаж, физическая усталость конструкций.

Годовые колебания количества нарушений на АЭС, находятся в пределах статистической нормы.

Кибертерроризм

Все большее распространение в мире получает явление кибертерроризма, особенно уязвимыми для кибер-атак являются энергетические системы. Достоверно известны следующие случаи:

отключение электроснабжения в Бразилии 26-27 сентября 2007 года, когда без света остались более 3 млн. жителей в нескольких десятках городов;

в 2008г., по сообщению информационных средств США, за счет внешнего внедрения в автоматизированную энергетическую сеть, кибертеррористам удалось создать крупномасштабную ЧС за счет отключения от электроснабжения целого города;

в 2009 году вирус Stuxnet проник в хорошо защищенный иранский объект по обогащению урана и разрушил ядерную центрифугу по обогащению урана путем разгона скорости ее вращения выше критической, а так же повредил еще несколько ядерных центрифуг, что признал президент Ирана. При этом вирус оставался незамеченным на протяжении нескольких месяцев (Данные Института науки и международной безопасности - ISIS, США);

в 2011 г. с помощью иранских кибертеррористов был захвачен американский беспилотный аппарат - шпион.

Поскольку Россия идет по пути развития и внедрения автоматизированных и информационных технологий в различные области народного хозяйства, то вопрос борьбы с хакерством и кибертерроризмом является настоятельной задачей.

Нефтегазовый комплекс. В 2011 году показатели аварийности на нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности (за 10 месяцев 2011 года произошло 10 аварий) ниже по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. на 24% (за 10 месяцев 2010 года - 13 аварии, среднемноголетнее значение - 20 аварий). Основными причинами аварий являются: технические причины (неудовлетворительное состояние зданий и сооружений, конструктивное несовершенство технических устройств и оборудования, неисправность или отсутствие средств противоаварийной защиты, сигнализации и связи) и нарушение технологии производства работ (нарушение регламента обслуживания технических устройств, нарушение регламента ремонтных работ, неэффективность производственного контроля).

Угледобывающая промышленность. В 2011 году количество аварий в угольной промышленности по сравнению с 2010 годом ниже на 15% (за 10 месяцев 2011 года произошло 13 аварий, в 2010 году - 19 аварий, при среднемноголетнем значении аварийности - 40 аварий), при которых смертельно травмировано 39 человек (за аналогичный период прошлого года - 133 человека). Основными травмирующими факторами по-прежнему остаются обвалы и обрушения горной массы, крепи; вспышки, взрывы, горения газа, угольной пыли; эксплуатация машин и механизмов, транспортирующие устройства. Причинами, приводящими к травмированию, являются неправильная организация производства работ, нарушение исполнителями технологии ведения работ и требований проектно-технической документации, низкий уровень знаний требований промышленной безопасности.

Горнорудная, нерудная промышленность и подземное строительство. В 2011 году (за 10 месяцев произошло 7 аварий, что в два раза ниже среднемноголетних значений. Показатели по травматизму на предприятиях горнорудной и нерудной промышленности составляют за десять месяцев 2011 года 69 случаев, что ниже показателей 2010 года на 15% (80 случаев), что обусловлено усилением надзорной деятельности, своевременным выявлением недостатков в проектных решениях горных работ, дефектов оборудования.

Наибольшая уязвимость к техногенным ЧС регионального и выше уровней (по среднемноголетним данным) отмечается в Дальневосточном ФО - Камчатский и Приморский края; в Сибирском ФО - Республика Хакасия; в Уральском ФО - Свердловская, Челябинская области, Ямало-Ненецкий АО; в Приволжском ФО - Пензенская, Самарская и Ульяновская области; в Южном ФО - Ставропольский край, Республика Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия - Алания, Калмыкия, Чеченская Республика, Астраханская область; в Центральном ФО - Белгородская, Смоленская, Калужская, Владимирская области.


 

Заключение

 

Каждая чрезвычайная ситуация характеризуется своеобразием последствий, причиняемых здоровью людей и народному хозяйству. Наиболее тяжкие последствия приносят природные катастрофы и стихийные бедствия. Анализ показывает, что 90% из них приходится на четыре вида: наводнения - 40%, тайфуны - 20%, землетрясения и засуха - по 15%. По числу пострадавших и разрушительному действию, тайфуны и сильные землетрясения (8 и более баллов) сравнимы с ядерными взрывами. Так, например, число жертв при землетрясении в итальянском городе Мессине (1908) составило 120 тыс. человек, в Токио (1923) -143 тыс. человек, в Армении (1988) погибло около 25 тыс. и ранено было свыше 18 тыс. человек.

Тревожным набатом прозвучали катастрофы в индийском городе Бхопале (1984) и на Чернобыльской АЭС (1986). Их масштабы вышли за пределы территориально - географических понятий и потребовали пересмотра подходов к экстремальным ситуациям, наносящим большой урон.

В настоящее время на территории Российской Федерации ежегодно происходит примерно 1,5 тыс. крупных чрезвычайных ситуаций. В них страдает более 10 тыс. человек, из которых более 1 тыс. погибает. И это без учета самых массовых происшествий - дорожно-транспортных, уносящих ежегодно 30 и более тыс. жизней россиян.

Анализ совокупности негативных факторов, действующих в настоящее время в техносфере, показывает, что приоритетное влияние имеют антропогенные негативные воздействия, среди которых преобладают техногенные. Они сформировались в результате преобразующей деятельности человека и изменений в биосферных процессах, обусловленных этой деятельностью. Большинство факторов носит характер прямого воздействия (яды, шум, вибрации и т. п.). Однако в последние годы широкое распространение получают вторичные факторы (фотохимический смог, кислотные дожди и др.), возникающие в среде обитания в результате химических или энергетических процессов взаимодействия первичных факторов между собой или с компонентами биосферы.

Уровни и масштабы воздействия негативных факторов постоянно нарастают и в ряде регионов техносферы достигли таких значений, когда человеку и природной среде угрожает опасность необратимых деструктивных изменений. Под влиянием этих негативных воздействий изменяется окружающий нас мир и его восприятие человеком, происходят изменения в процессах деятельности и отдыха людей, в организме человека возникают патологические изменения и т. п.

Практика показывает, что решить задачу полного устранения негативных воздействий в техносфере нельзя. Для обеспечения защиты в условиях техносферы реально лишь ограничить воздействие негативных факторов их допустимыми уровнями с учетом их сочетанного (одновременного) действия. Соблюдение предельно допустимых уровней воздействия - один из основных путей обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в условиях техносферы.

 


 

Список литературы

 

1. Безопасность жизнедеятельности. Конспект лекций. Ч. 2/ П.Г. Белов, А.Ф. Козьяков. С.В. Белов и др.; Под ред. С.В. Белова. - М.: ВАСОТ. 1993.

. Безопасность жизнедеятельности / Н.Г. Занько. Г.А. Корсаков, К.Р. Малаян и др. Под ред. О.Н. Русака. - С.-П.: Изд-во Петербургской лесотехнической академии, 1996.

. Белов С.В. Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. - М.: ВАСОТ. 1993.

. Долин П.А. Ликвидация чрезвычайной ситуации. М., Энергоиздат, 1992

. Леонтьева И.Н., Гетия А.Л. Безопасность жизнедеятельности. М.: 1998

. Морозова Л.Л., Сивков В.П. Безопасность жизнедеятельности. Ч. 1.- М.: ВАСОТ. 1993.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 1162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.61.223 (0.041 с.)