Глава 1. Определение чрезвычайной ситуации (ЧС) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Определение чрезвычайной ситуации (ЧС)



Введение

 

Работа, направленная на проведение мероприятий по прогнозированию и предупреждению чрезвычайных ситуаций имеет важное социальное и экономическое значение. К сожалению, индустриализация современного общества, усложнение технологических процессов производства неизбежно ведут к появлению негативных явлений, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций. Разрушение зданий, сооружений, промышленных объектов, а также гибель людей и потеря материальных ценностей имеют место не только во время войны, но и в мирное время в результате производственных аварий и катастроф.


 

Глава 1. Определение чрезвычайной ситуации (ЧС)

 

Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, а также значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности.

По происхождению ЧС подразделяются на антропогенные и природные. По Причинно-следственному признаку на бесконфликтные ЧС и конфликтные ЧС. Рассматриваемые мною техногенные чрезвычайные ситуации относятся к классу антропогенных бесконфликтных ЧС.

Техногенные ЧС

 

ЧС техногенного характера (техногенная ЧС) - это неблагоприятная обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, катастрофы или иного бедствия, которое может привлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, окружающей среде, значительные материальные потери и нарушения жизнедеятельности людей.

Авария - это опасное техногенное происшествие, приводящее к остановке работы машины (механизма, предприятия) и требующее ремонта или замены, создающее на объекте (территории) угрозу жизни и здоровью людей, приводящее к уничтожению материальных ценностей и наносящее ущерб окружающей природной среде.

Катастрофа - крупная авария, как правило, с человеческими жертвами.

 


 

Крупнейшие техногенные катастрофы в современной России

 

Среди крупнейших техногенных катастроф в новейшей истории России - аварии на шахтах и электростанциях, гибель воздушных и морских судов, пожары и обрушения крыш зданий.

декабря 1997 года - взрыв метана на шахте "Зыряновская"

В результате взрыва метана на шахте "Зыряновская" в Кемеровской области погибли 67 человек. Сообщалось, что авария произошла во время пересменки в очистном забое. Основной причиной был назван человеческий фактор: комбайнер раздавил шахтерский самоспасатель (средство индивидуальной защиты от токсичных продуктов горения), который спровоцировал взрыв неожиданно появившегося в забое газа метана с последующим взрывом угольной пыли.

За неделю до взрыва на шахте произошла вспышка газа, в результате которой пять рабочих получили ожоги. Однако эксплуатация рудника не была остановлена. Специалисты отмечают, что никто из руководящего состава шахты по итогам расследования наказан не был. На протяжении десяти последующих лет авария в Новокузнецке оставалась самой крупной катастрофой в Кузбассе.

августа 2000 года - гибель атомной подлодки "Курск"

Во время военно-морских учений российского флота в Баренцевом море затонула атомная подводная лодка К-141 "Курск" с крылатыми ракетами. По официальной версии, на подлодке, которая была спущена на воду в мае 1994 года, произошел взрыв торпеды по причине утечки компонентов топлива. Возникший через две минуты после первого взрыва пожар повлек за собой детонацию торпед, находившихся в первом отсеке лодки.

Второй взрыв привел к еще более значительным разрушениям. В результате все 118 членов экипажа погибли. В результате операции подъема подлодки, завершенной год спустя, были найдены и захоронены 115 тел погибших моряков. "Курск" считался лучшей подводной лодкой Северного флота. В числе прочих версий гибели "Курска" утверждалось, что он мог быть торпедирован американской подводной лодкой.

июля 2001 года - катастрофа самолета Ту-154 в Иркутске

Самолет авиакомпании "Владивосток Авиа", совершавший рейс по маршруту Екатеринбург-Иркутск потерпел катастрофу при заходе на посадку. В результате трагедии погибли 144 человека. В заключении государственной комиссии причиной катастрофы были названы ошибочные действия экипажа. В процессе выполнения посадочного маневра была потеряна скорость, после чего командир утратил возможность управления самолетом

Пять лет спустя, 9 июля 2006 года, при посадке в том же аэропорту Иркутска самолет авиакомпании "Сибирь" не сумел остановиться на взлетно-посадочной полосе, выкатился за ее пределы и врезался в гаражный комплекс. Следствие установило проблемы воздушного судна с двигателем из-за ошибки экипажа. Из 203 человек, находившихся на борту, погибли 124 человека.

ноября 2003 года - пожар в общежитии РУДН

Пожар в одном из корпусов общежития Российского университета дружбы народов вспыхнул ночью, когда большинство студентов спали. Очагом возгорания была комната, которая на момент возгорания была пуста. Огонь распространился на четыре этажа. Студенты и работники вуза, выпрыгивая из окон на этих этажах, серьезно пострадали, некоторые разбились насмерть. Пожар унес жизни 44 человек, преимущественно иностранных студентов, около 180 человек попали в больницу с ожогами и телесными повреждениями. Виновными в возгорании судом были признаны шесть человек, в том числе проректор по административно-хозяйственной деятельности университета и главный инженер университета, а также инспектор Госпожнадзора Юго-Западного Административного округа Москвы, получивший самое суровое наказание - два года лишения свободы в колонии-поселении.

февраля 2004 года - обрушение крыши аквапарка "Трансвааль"

В результате обрушения крыши спортивно-развлекательного комплекса на юго-западе Москвы погибли 28 человек, в том числе восемь детей, еще около 200 человек получились травмы различной степени тяжести. В момент аварии в аквапарке, открытом в июне 2002 года, находились, по разным данным, от 400 до тысячи человек, многие из которых праздновали День всех влюбленных.

Среди основных версий обрушения, которые рассматривались следствием, назывались нарушения при проектировании и строительстве здания, а также его неправильная эксплуатация. Прокуратура столицы пришла к выводу о виновности главного конструктора проекта аквапарка Нодара Канчели, однако затем прекратила уголовное дело по амнистии.

февраля 2006 года - обрушение кровли Басманного рынка

Обрушение крыши рынка, по данным комиссии, стало следствием неправильной эксплуатации

Рано утром в Москве рухнула крыша Басманного рынка на площади примерно в 2000 кв. метров. Погибли в общей сложности 66 человек, десятки людей удалось извлечь из-под обломков живыми. Спустя два месяца после катастрофы комиссия правительства Москвы вынесла решение о том, что происшедшее - следствие систематической неправильной эксплуатации здания на протяжении всего срока его службы.

Проектировщиком перекрытий рынка являлся Нодар Канчели, конструктор "Трансвааль-парка", крыша которого обрушилась двумя годами ранее. Комиссия установила, что крыша рынка обрушилась из-за обрыва одного из тросов-вантов, на которых она держалась. А сам обрыв стал следствием нескольких причин, среди которых была коррозия ванта и внеплановая перестройка здания.

марта 2007 года - взрыв метана на шахте "Ульяновская"

Авария на шахте "Ульяновская" в Кемеровской области унесла жизни 110 человек. Удалось спасти 93 шахтеров. Российская федеральная служба по экологическому, технологическому и ядерному надзору объявила, что на шахте "Ульяновская" были допущены "грубейшие нарушения правил безопасности".

Губернатор области Аман Тулеев заявил, что в день аварии на шахте устанавливалось оборудование, призванное выявлять и локализовывать утечки газа. Почти все руководство шахты спустилось под землю для проверки работы системы и погибло при взрыве. Спустя три года следственный комитет при прокуратуре, проведя дополнительное расследование, возбудил еще одно уголовное дело по факту аварии на "Ульяновской". Аварий с таким количеством жертв ранее никогда не случалось на шахтах СССР и России.

сентября 2008 года - авиакатастрофа Boeing 737 в Перми

Самолет компании "Аэрофлот-Норд", совершавший рейс по маршруту Москва-Пермь, потерпел катастрофу при заходе на посадку. В результате столкновения с землей погибли все находившиеся на борту люди - 88 человек, в том числе 7 детей. Среди погибших оказался советник президента, герой России генерал-полковник Геннадий Трошев.

Эта катастрофа стала первой для самолета Boeing 737 на территории России. Системной причиной происшествия был назван "недостаточный уровень организации летной и технической эксплуатации самолетов Boeing 737 в авиакомпании". К тому же, по результатам судмедэкспертизы, был установлен факт наличия этилового алкоголя в организме командира корабля перед смертью.

августа 2009 года - авария на Саяно-Шушенской ГЭС

Крупнейшая в России и шестая в мире гидроэлектростанция - Саяно-Шушенская - была остановлена 17 августа, когда в машинный зал хлынула вода. Три из десяти генерирующих гидроагрегатов были полностью уничтожены, а все остальные повреждены.

Восстановительные работы по ГЭС на реке Енисей, как ожидается, займут несколько лет и в лучшем случае завершатся в 2014 году. Крупнейшая в истории российской и советской гидроэнергетики авария привела к гибели 75 человек. Комиссия российской Госдумы, расследовавшая причины аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, назвала имена около 20 работников станции, причастных, по ее мнению, к трагедии.

Депутаты рекомендовали уволить, среди прочих, генерального директора ГЭС Николая Неволько и главного инженера Андрея Митрофанова. В декабре 2010 года уже бывшему директору ГЭС Неволько было предъявлено обвинение в "нарушении правил техники безопасности и иных правил охраны труда, повлекшем смерть двух и более лиц".

декабря 2009 года - пожар в клубе "Хромая лошадь"

Большинство посетителей пермского ночного клуба не сумели выбраться на улицу

Крупнейший по числу жертв пожар в истории постсоветской России произошел в пермском ночном клубе "Хромая лошадь". По версии следствия, он начался во время пиротехнического шоу, когда искры попали на потолок, сделанный из сухих деревянных прутьев, и вызвали возгорание. В клубе мгновенно началась давка, по причине которой выбраться из тесного помещения удалось не всем.

Пожар в "Хромой лошади" повлек смерть 156 человек, несколько десятков человек получили ожоги различной степени. В связи с инцидентом был уволен ряд должностных лиц и чиновников пожарного надзора, а правительство Пермского края в полном составе сложило с себя полномочия. В июне 2011 года испанские правоохранительные органы выдали своим российским коллегам Константина Мрыхина, которого следствие называет соучредителем клуба. Кроме него по делу проходят еще восемь человек.

мая 2010 года - авария на шахте "Распадская"

На одной из крупнейших угольных шахт мира, расположенной в Кемеровской области, с разницей в несколько часов произошли два взрыва метана, в результате которых погиб 91 человек. В общей сложности около 360 шахтеров оказались заблокированными под землей, большинство горняков удалось спасти.

В декабре 2010 года 15 человек, находившихся в шахте в момент аварии и числившихся пропавшими без вести, решением суда были признаны погибшими. Премьер-министр Владимир Путин заявил, что органы Ростехнадзора не раз предъявляли претензии к состоянию оборудования на "Распадской", но руководство шахты никак на них не реагировало.

Директор шахты Игорь Волков, которому были предъявлены обвинения в нарушении правил безопасности, ушел в отставку. Руководство "Распадской" оценило свой ущерб в 8,6 млрд рублей.

июля 2011 года - гибель теплохода "Булгария" на Волге

Двухпалубный дизель-электроход "Булгария", который шел из города Болгар в Казань, затонул в трех километрах от берега. Одним из факторов, предположительно приведших к катастрофе, называют перегруженность корабля. По некоторым сведениям, после произведенной переделки судно было рассчитано на перевозку 140 пассажиров. Однако билетов на речную прогулку 10 июля было продано гораздо больше. Четвертую часть тех, кто был на борту, составляли дети.

К утру 14 июля обнаружены тела 105 погибших в результате крушения, судьба еще 24 остается неизвестной. 79 пассажиров и членов экипажа спаслись. В связи с гибелью "Булгарии" Васильевский суд Казани уже арестовал двух человек, которых подозревают в "оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности" - Светлана Инякина, генеральный директор компании "АргоРечТур", которая являлась субарендатором теплохода "Булгария", и Яков Ивашов, старший эксперт Камского филиала Российского речного регистра.

По данным Всероссийского Центра Монитогинга и Прогнозирования Чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера центра «Антистихия», за 10 месяцев 2011 г. произошло 156 техногенных чрезвычайных ситуаций (без учета техногенных пожаров в жилом секторе и на объектах экономики), что на 11% выше показателей аналогичного периода 2010 г. (140 ЧС) и на 65% ниже среднемноголетних значений (449 ЧС)).

Количество погибших (668 чел.) в результате чрезвычайных ситуаций техногенного характера за этот же период увеличилось на 60% по сравнению с 2010 г. (418 чел.) и на 14% ниже среднемноголетних показателей (773 чел.).

Количество пострадавших в результате техногенных ЧС составило 962 чел., что на 35% выше, чем в 2010 г. (715чел.) и на 0,2% ниже среднемноголетних значений (964 чел.).

Из наиболее значимых техногенных ЧС 2011 года следует отметить:

24 января 2011 г., Центральный ФО, Московская область

В 16.30 в международном зале аэропорта «Домодедово» произошел взрыв неустановленного взрывного устройства. Всего в результате теракта пострадало 192 человека, из них 33 иностранных граждан, в том числе погибло 36 человек, из них 9 иностранных граждан, было госпитализировано 135 человек, из них 23 иностранных гражданина.

мая 2011 г., Приволжский ФО, Республика Башкортостан

В 11.42 (мск) 26.05.2011 г. в н.п. Урман Иглинского района Республики Башкортостан на складах произошло возгорание складов с боеприпасами с последующими взрывами, в результате чего сгорело 40 построек (в том числе 12 жилых одноэтажных домов и 2 жилых 2-х этажных 8-ми квартирных барачных дома, хозяйственные постройки). Пострадало 12 человек, в том числе госпитализировано 3 человека и 9 человекам оказана помощь амбулаторно. Эвакуировано 2700 человек (в том числе 700 детей).

июля 2011 г., Приволжский ФО, Республика Татарстан. В 13.58 10.07.2011 г. на р. Волге возле н.п. Сюкеево Камско-Устьинского района Республики Татарстан затонул теплоход «Булгария», следовавший по маршруту «Болгары - Казань». На борту находилось всего 185 человек, из них 148 пассажиров, 31 член экипажа, 6 незарегистрированных пассажиров. Спасено 80 человек.

сентября 2011 г., Центральный ФО, Ярославская область

В 16.00 при взлете с аэропорта Туношна самолет Як-42 упал в воду в районе слияния р. Волга и р. Туношна, следовавшего по маршруту «Ярославль - Минск», с возгоранием. На борту находилось 45 человек (экипаж - 8 человек и 37 пассажиров (хоккейная команда клуба «Локомотив» г. Ярославль). Пострадало 45 человек, из них 44 человека погибло.


 

Аварии на транспорте. Виды

 

Аварии на железнодорожном транспорте

Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте являются неисправности пути, подвижного состава, средств сигнализации, централизации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов.

Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах. Тем не менее, ехать в поезде примерно в три раза безопаснее, чем лететь на самолете, и в 10 раз безопаснее, чем ехать в автомобиле.

Основные профилактические правила

Знайте, что с точки зрения безопасности самые лучшие места в поезде - центральные вагоны, купе с аварийным выходом-окном или расположенное ближе к выходу из вагона, нижние полки.

Как только Вы оказались в вагоне, узнайте, где расположены аварийные выходы и огнетушители. Соблюдайте следующие правила:

при движении поезда не открывайте наружные двери, не стойте на подножках и не высовывайтесь из окон;

тщательно укладывайте багаж на верхних багажных полках;

не срывайте без крайней необходимости стоп-кран;

запомните, что даже при пожаре нельзя останавливать поезд на мосту, в тоннеле и в других местах, где осложниться эвакуация;

курите только в установленных местах;

не возите с собой горючие, химически- и взрывоопасные вещества;

не включайте в электросеть вагона бытовые приборы;

при запахе горелой резины или появлении дыма немедленно обращайтесь к проводнику.

Как действовать при железнодорожной аварии

При крушении или экстренном торможении закрепитесь, чтобы не упасть. Для этого схватитесь за поручни и упритесь в стену или сиденье ногами. Безопаснее всего опуститься на пол вагона. После первого удара не расслабляйтесь и держите все мышцы напряженными до тех пор, пока не станет окончательно ясно, что движения больше не будет.

Как действовать после железнодорожной аварии

Сразу после аварии быстро выбирайтесь из вагона через дверь или окна - аварийные выходы (в зависимости от обстановки), так как высока вероятность пожара. При необходимости разбивайте окно купе только тяжелыми подручными предметами. При покидании вагона через аварийный выход выбирайтесь только на полевую сторону железнодорожного пути, взяв с собой документы, деньги, одежду или одеяла. При пожаре в вагоне закройте окна, чтобы ветер не раздувал пламя, и уходите от пожара в передние вагоны. Если не возможно - идите в конец поезда, плотно закрывая за собой все двери. Прежде чем выйти в коридор, подготовьте защиту для дыхания: шапки, шарфы, куски ткани, смоченные водой. Помните о том, что при пожаре материал, которым облицованы стены вагонов - малминит - выделяет токсичный газ, опасный для жизни.

Оказавшись снаружи, немедленно включайтесь в спасательные работы: при необходимости помогите пассажирам других купе разбить окна, вытаскивайте пострадавших и т.д.

Если при аварии разлилось топливо, отойдите от поезда на безопасное расстояние, т.к. возможен пожар и взрыв.

Если токонесущий провод оборван и касается земли, удаляйтесь от него прыжками или короткими шажками, чтобы обезопасить себя от шагового напряжения. Расстояние, на которое растекается электроток по земле, может быть от двух (сухая земля) до 30 м (влажная).

Аварии на автомобильном транспорте

Около 75% всех аварий на автомобильном транспорте происходит из-за нарушения водителями правил дорожного движения. Наиболее опасными видами нарушений по-прежнему остаются превышение скорости, игнорирование дорожных знаков, выезд на полосу встречного движения и управление автомобилем в нетрезвом состоянии. Очень часто приводят к авариям плохие дороги (главным образом скользкие), неисправность машин (на первом месте - тормоза, на втором - рулевое управление, на третьем - колеса и шины).

Особенность автомобильных аварий состоит в том, что 80% раненых погибает в первые три часа из-за обильных кровопотерь.

Как действовать при неизбежности столкновения

Сохраняйте самообладание - это позволит управлять машиной до последней возможности. До предела напрягите все мышцы, не расслабляйтесь до полной остановки. Сделайте все, чтобы уйти от встречного удара: кювет, забор, кустарник, даже дерево лучше идущего на Вас автомобиля. Помните о том, что при столкновении с неподвижным предметом удар левым или правым крылом хуже, чем всем бампером. При неизбежности удара защитите голову. Если автомашина идет на малой скорости, вдавитесь в сиденье спиной, и, напрягая все мышцы, упритесь руками в рулевое колесо. Если же скорость превышает 60 км/ч и Вы не пристегнуты ремнем безопасности, прижмитесь грудью к рулевой колонке.

Если Вы едете на переднем месте пассажира, закройте голову руками и завалитесь на бок, распростершись на сидении. Сидя на заднем сидении, постарайтесь упасть на пол. Если рядом с Вами ребенок - накройте его собой.

Как действовать после аварии

Определитесь, в каком месте автомобиля, и в каком положении Вы находитесь, не горит ли автомобиль и не подтекает ли бензин (особенно при опрокидывании). Если двери заклинены, покиньте салон автомобиля через окна, открыв их или разбив тяжелыми подручными предметами. Выбравшись из машины, отойдите от нее как можно дальше - возможен взрыв.


 

Как действовать при нападении автомобиля в воду

При падении в воду машина может держаться на плаву некоторое время, достаточное для того, чтобы покинуть ее. Выбирайтесь через открытое окно, т.к. при открывании двери машина резко начнет тонуть.

При погружении на дно с закрытыми окнами и дверьми воздух в салоне автомобиля держится несколько минут. Включите фары (чтобы машину было легче искать), активно провентилируйте легкие (глубокие вдохи и выдохи позволяют наполнить кровь кислородом «впрок»), избавьтесь от лишней одежды, захватите документы и деньги. Выбирайтесь из машины через дверь или окно при заполнении машины водой наполовину, иначе Вам помешает поток воды, идущей в салон. При необходимости разбейте лобовое стекло тяжелыми подручными предметами. Протиснитесь наружу, взявшись руками за крышу машины, а затем резко плывите вверх.

Как обеспечить личную безопасность при движении в общественном транспорте

Находясь в общественном транспорте, при отсутствии свободных сидячих мест постарайтесь встать в центре салона, держась за поручень для большей устойчивости. Обратите внимание на расположение аварийных и запасных выходов.

Электрическое питание трамваев и троллейбусов создает дополнительную угрозу поражения человека электричеством (особенно в дождливую погоду), поэтому наиболее безопасными являются сидячие места. Если обнаружилось, что салон находится под напряжением - покиньте его. При аварии у выходов возможна паника и давка. В этом случае воспользуйтесь аварийным выходом, выдернув специальный шнур и выдавив стекло.

В случае пожара в салоне сообщите об этом водителю, откройте двери (с помощью аварийного открывания), аварийные выходы или разбейте окно. При наличии в салоне огнетушителя примите меры к ликвидации очага пожара. Защитите органы дыхания от дыма платком, шарфом или другими элементами одежды. Выбирайтесь из салона наружу пригнувшись и не касаясь металлических частей, так как в трамвае и троллейбусе возможно поражение электричеством.

При падении автобуса в воду дождитесь заполнения салона водой наполовину, задержите дыхание и выныривайте через дверь, аварийный выход или разбитое окно.

Аварии на воздушном транспорте

Авиационные аварии и катастрофы возможны по многим причинам. К тяжелым последствиям приводят разрушения отдельных конструкций самолета, отказ двигателей, нарушение работы систем управления, электропитания, связи, пилотирования, недостаток топлива, перебои в жизнеобеспечении экипажа и пассажиров.

Как действовать при декомпрессии

Декомпрессия - это разряжение воздуха в салоне самолета при нарушении его герметичности. Быстрая декомпрессия обычно начинается с оглушительного рева (уходит воздух). Салон наполняется пылью и туманом. Резко снижается видимость. Из легких человека быстро выходит возд3ух, и его нельзя задержать. Одновременно могут возникнуть звон в ушах и боли в кишечнике. В этом случае, не дожидаясь команды, немедленно наденьте кислородную маску. Не пытайтесь оказать кому-либо помощь до того, как сами наденете маску, даже если это Ваш ребенок: если Вы не успеете помочь себе и потеряете сознание, вы оба окажетесь без кислорода. Сразу же после надевания маски пристигните ремни безопасности и подготовьтесь к резкому снижению.

Как действовать при пожаре на самолете

Помните, что в случае пожара на борту самолета наибольшую опасность представляет дым, а не огонь. Дышите только через хлопчатобумажные или шерстяные элементы одежды, по возможности, смоченные водой. Пробираясь к выходу, двигайтесь пригнувшись или на четвереньках, так как внизу салона задымленность меньше. Защитите открытые участки тела от прямого воздействия огня, используя имеющуюся одежду, пледы и т.д. После приземления и остановки самолета немедленно направляйтесь к ближайшему выходу, так как высока вероятность взрыва. Если проход завален, пробирайтесь через кресла, опуская их спинки. При эвакуации избавьтесь от ручной клади и избегайте выхода через люки, вблизи которых имеется открытый огонь или сильная задымленность.

После выхода из самолета удалитесь от него как можно дальше и лягте на землю, прижав голову руками - возможен взрыв.

В любой ситуации действуйте без паники и решительно, это способствует Вашему спасению.

Как действовать при "жесткой" посадке и после нее

Перед каждым взлетом и посадкой тщательно подгоняйте ремень безопасности. Он должен быть плотно закреплен как можно ниже у Ваших бедер. Проверьте, нет ли у Вас над головой тяжелых чемоданов.

Аварии на взлете и посадке внезапны, поэтому обращайте внимание на дым, резкое снижение, остановку двигателей и т.д. Освободите карманы от острых предметов, согнитесь и плотно сцепите руки под коленями (или схватитесь за лодыжки). Голову уложите на колени или наклоните ее как можно ниже. Ноги уприте в пол, выдвинув их как можно дальше, но не под переднее кресло. В момент удара максимально напрягитесь и подготовьтесь к значительной перегрузке. Ни при каких обстоятельствах не покидайте своего места до полной остановки самолета, не поднимайте панику.

Аварии на водном транспорте

Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходит под воздействием ураганов, штормов, туманов, льдов, а также по вине людей - капитанов, лоцманов и членов экипажа. Зачастую аварии происходят из-за промахов и ошибок при проектировании и строительстве судов.

Среди предварительных мер защиты пассажиру можно посоветовать запомнить дорогу из своей каюты к спасательным шлюпкам на верхнюю палубу, так как во время катастрофы ориентироваться очень трудно, особенно при задымлении и крене судна.

Как действовать при высадке с судна

Помните, что решение об оставлении судна принимает только капитан. При высадке с судна выполняйте указания членов экипажа и соблюдайте следующие правила:

в первую очередь в шлюпках предоставляются места женщинам, детям, раненым и старикам;

перед посадкой в шлюпку или на спасательный плот наденьте на себя побольше одежды, а сверху - спасательный жилет. Если есть возможность, погрузите в шлюпку одеяла, дополнительную одежду, аварийное радио, питьевую воду и еду;

если Вы вынуждены прыгать с борта корабля в воду, то желательно с высоты не более пяти метров, закрыв рот и нос одной рукой, второй крепко держась за жилет;

так как в воде с каждым движением увеличиваются потери тепла, плывите только к спасательному средству;

после погрузки на спасательное средство необходимо отплыть на безопасное расстояние от тонущего судна (не менее 100 м).

Как действовать при отсутствии спасательных средств

Находясь в воде, подавайте сигналы свистком или поднятием руки.

Двигайтесь как можно меньше, чтобы сохранить тепло. Потеря тепла в воде происходит в несколько раз быстрее, чем на воздухе, поэтому движения даже в теплой воде должны быть сведены к тому, чтобы только держаться на плаву. В спасательном жилете для сохранения тепла сгруппируйтесь, обхватите руками с боков грудную клетку и поднимите бедра повыше, чтобы вода меньше омывала область паха. Этот способ увеличит расчетный срок выживания в холодной воде почти на 50%. Если на Вас нет спасательного жилета, поищите глазами какой-нибудь плавающий предмет и ухватитесь за него, чтобы было легче держаться на плаву до прибытия спасателей. Отдыхайте, лежа на спине.

Как действовать при нахождении на спасательном плавательном средстве

Примите таблетки от морской болезни. Чтобы сберечь тепло, на шлюпке держитесь ближе к другим пострадавшим, делайте физические упражнения. Давайте пить только больным и раненым. В открытом море, если нет обоснованной надежды достичь берега или выйти на судовые пути, старайтесь держаться вместе с другими шлюпками вблизи места гибели судна.

Держите ноги по возможности сухими. Регулярно поднимайте ноги и двигайте ими для снятия отечности. Никогда не пейте морскую воду. Сохраняйте жидкость в организме, сокращая бесполезные движения. Для сокращения потоотделения днем увлажняйте одежду, а для снижения температуры внутри плота смачивайте водой его наружную оболочку. Употребляйте в день не более 500-600 мл воды, разделив их на многочисленные малые дозы с самой большой дозой вечером. Питайтесь только аварийным запасом пищи. Сохраняйте дымовые шашки до момента, когда появится реальная возможность того, что их заметят. Не применяйте шашки все вместе в надежде обнаружить себя, поручите их применение одному человеку.

Не паникуйте! Помните, что без питья средний взрослый человек может оставаться в живых от 3 до 10 дней. При рационе 500-600 мл воды в сутки разумно действующий взрослый человек способен продержаться даже в тропиках не меньше 10 дней без серьезных изменений в организме. Без пищи можно прожить месяц и более.

 

Пожары и взрывы

 

Наиболее распространенными источниками возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера являются пожары и взрывы, которые происходят:

на промышленных объектах;

на объектах добычи, хранения и переработки легковоспламеняющихся, горючих и взрывчатых веществ;

на транспорте;

в шахтах, горных выработках, метрополитенах;

в зданиях и сооружениях жилого, социально-бытового и культурного назначения. Пожар - это вышедший из-под контроля процесс горения, уничтожающий материальные ценности и создающий угрозу жизни и здоровью людей. В России каждые 4-5 минут вспыхивает пожар и ежегодно погибает от пожаров около 12 тысяч человек.

Основными причинами пожара являются: неисправности в электрических сетях, нарушение технологического режима и мер пожарной безопасности (курение, разведение открытого огня, применение неисправного оборудования и т.п.).

Основными опасными факторами пожара являются тепловое излучение, высокая температура, отравляющее действие дыма (продуктов сгорания: окиси углерода и др.) и снижение видимости при задымлении. Критическими значениями параметров для человека, при длительном воздействии указанных значений опасных факторов пожара, являются:

температура - 70 О”;

плотность теплового излучения - 1,26 кВт/м.кв;

концентрация окиси углерода - 0,1% объема;

видимость в зоне задымления - 6-12 м.

Взрыв - это горение, сопровождающееся освобождением большого количества энергии в ограниченном объеме за короткий промежуток времени. Взрыв приводит к образованию и распространению со сверхзвуковой скоростью взрывной ударной волны (с избыточным давлением более 5 кПа), оказывающей ударное механическое воздействие на окружающие предметы.

Основными поражающими факторами взрыва являются воздушная ударная волна и осколочные поля, образуемые летящими обломками различного рода объектов, технологического оборудования, взрывных устройств.

Предупредительные мероприятия

В число предупредительных мероприятий могут быть включены мероприятия, направленные на устранение причин, которые могут вызвать пожар (взрыв), на ограничение (локализацию) распространения пожаров, создание условий для эвакуации людей и имущества при пожаре, своевременное обнаружение пожара и оповещение о нем, тушение пожара, поддержание сил ликвидации пожаров в постоянной готовности.

Соблюдение технологических режимов производства, содержание оборудования, особенно энергетических сетей, в исправном состоянии позволяет, в большинстве случаев, исключить причину возгорания.

Своевременное обнаружение пожара может достигаться оснащением производственных и бытовых помещений системами автоматической пожарной сигнализации или, в отдельных случаях, с помощью организационных мер.

Первоначальное тушение пожара (до прибытия вызванных сил) успешно проводится на тех объектах, которые оснащены автоматическими установками тушения пожара.

Как действовать при пожаре и взрыве

При обнаружении возгорания реагируйте на пожар быстро, используя все доступные способы для тушения огня (песок, воду, огнетушители и т.д.). Если потушить огонь в кратчайшее время невозможно, вызовите пожарную охрану предприятия (при ее наличии) или города (по телефону 01).

При эвакуации горящие помещения и задымленные места проходите быстро, задержав дыхание, защитив нос и рот влажной плотной тканью. В сильно задымленном помещении передвигайтесь ползком или пригнувшись - в прилегающем к полу пространстве чистый воздух сохраняется дольше.

Отыскивая пострадавших, окликните их. Если на человеке загорелась одежда, помогите сбросить ее либо набросьте на горящего любое покрывало и плотно прижмите. Если доступ воздуха ограничен, горение быстро прекратиться. Не давайте человеку с горящей одеждой бежать.

Не подходите к взрывоопасным предметам и не трогайте их. При угрозе взрыва ложитесь на живот, защищая голову руками, дальше от окон, застекленных дверей, проходов, лестниц. Если произошел взрыв, примите меры к недопущению пожара и паники, окажите первую медицинскую помощь пострадавшим.

При повреждении здания пожаром или взрывом входите в него осторожно, убедившись в него осторожно, убедившись в отсутствии значительных повреждений перекрытий, стен, линий электро-, газо- и водоснабжения, утечек газа, очагов пожара.

Если Вы проживаете вблизи взрывоопасного объекта, будьте внимательны. Сирены и прерывистые гудки предприятий (транспортных средств) означают сигнал «Внимание всем!». Услышав его, немедленно включите громкоговоритель, радиоприемник или телевизор. Прослушайте информационное сообщение о чрезвычайной ситуации и действуйте согласно указаниям территориального ГОЧС.

Аварии с выбросом АХОВ

 

Химическая авария - это нарушение технологических процессов на производстве, повреждение трубопроводов, емкостей, хранилищ, транспортных средств, приводящее к выбросу аварийных химически опасных веществ (АХОВ) в атмосферу в количествах, представляющих опасность для жизни и здоровья людей, функционирования биосферы.

Крупными запасами АХОВ, главным образом хлора, аммиака, фосгена, синильной кислоты, сернистого ангидрида и других веществ, располагают химические, целлюлозно-бумажные и перерабатывающие комбинаты, заводы минеральных удобрений, черной и цветной металлургии, а также хладокомбинаты, пивзаводы, кондитерские фабрики, овощебазы и водопроводные станции.

Опасность химической аварии для людей и животных заключается в нарушении нормальной жизнедеятельности организма и возможности отдаленных генетических последствий, а при определенных обстоятельствах - в летальном исходе при попадании АХВ в организм через органы дыхания, кожу, слизистые оболочки, раны и вместе с пищей.

Предупредительные мероприятия



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.188.122 (0.131 с.)