Теоретические аспекты развития сельского туризма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические аспекты развития сельского туризма



Содержание

 

Введение

. Теоретические аспекты развития сельского туризма

Сельский туризм: основные аспекты

Этапы развития сельского туризма в России

. Сервисно-экономический потенциал рынка туризма г. Красноуфимска и Красноуфимского района

Исследование наличия рекреационных ресурсов г. Красноуфимска и Красноуфимского района

Формирование стратегий рыночного позиционирования и продвижения туристских услуг г. Красноуфимска и Красноуфимского района

. Бизнес-планирование сельского гостевого дома в Красноуфимском районе Свердловской области

Бизнес планирование сельского гостевого дома

Финансовое обоснование открытия сельского гостевого дома

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

 


Введение

 

Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что сельский туризм это рекреационные путешествия в сельскую местность как реакция на "экологическое давление" в городах. Это один из видов малого бизнеса, который поднимает роль краеведения, усредняет элементы активной деятельности и отдыха, создает жизненную среду, приближенную к природе. Этот вид туризма все более распространяется в развитых странах.

Сельский туризм может иметь перспективу и эффективно развиваться в национальных парках и специфических охраняемых территориях; в селах; сельскохозяйственных фермах; зонах отдыха и дачных территориях; в лесном массиве; в местах, имеющих естественные феномены; около монастырей и священных мест; в малых городах с характерной архитектурой, бытом, культурой; около памятников народной архитектуры под открытым небом.

Для успешной деятельности на перечисленных территориях необходимо создать инфраструктуру, чтобы туристы получали комфортный отдых, а окружающая природа не испытывала негативных влияний и имела экологическую стойкость. При этом дом должен соответствовать следующим требованиям: наличие красивого фасада (лучше всего - типичный для региона стиль), традиционный для района способ ведения домашнего хозяйства, бытовые удобства (санузел, горячая вода), достаточное количество помещений для размещения туристов, здоровая атмосфера в семье, наличие у хозяев желания принимать отдыхающих, с которыми они будут жить одной большой семьей, контактность, коммуникабельность, инициативность членов семьи.

Однако, несмотря на позитивную динамику, заметный рост интереса зарубежных туристов к самобытному русскому селу, пока еще не сформирована общегосударственная позиция, нацеленная на возрождение сельских территорий. Основной причиной такого положения вещей является отсутствие системного подхода государственных структур к решению этих безотлагательных задач.

В условиях резкого падения сельскохозяйственного производства возникает необходимость поиска новых путей выживания агропроизводителей. Одним из них является внедрение процесса диверсификации. Под диверсификацией, прежде всего, понимается освоение новых, не свойственных данной отрасли направлений деятельности.

Туризм является одним из таких направлений. Это высокодоходная и быстроокупаемая отрасль. Рентабельность производства туристской продукции в "раскрученном" состоянии составляет не менее 100 %, а срок окупаемости инвестиционных затрат - 2 года.

Важнейшим фактором обращения к агротуризму стал передел европейского аграрного рынка в связи с образованием Европейского союза (ЕС), что поставило национальных агропроизводителей многих стран Европы в совершенно новые условия конкуренции в связи с введением системы квотирования, ограничившей объемы национального сельхозпроизводства в ЕС, и невозможностью проведения открытой протекционистской политики (защиты национальных агропроизводителей). Не случайно агротуризм в 1980-е годы получил развитие именно в Западной Европе, когда были приняты меры по регулированию аграрного сектора ЕС, направленные на повышение его конкурентоспособности по сравнению с ведущими мировыми агроэкспортерами.

Ставилась задача стабилизировать цены на агропродукцию и избежать кризисов перепроизводства, снизить национальные объемы сельхозпроизводства (по условиям квотирования). При этом необходимо было найти социальные амортизаторы, которые позволили бы занять работой сельских жителей, сохранить прежнюю плотность населения в сельской местности, избежать миграций и негативных социальных явлений. В этих условиях агротуризм стал рассматриваться как альтернативная деятельность (форма малого семейного бизнеса) и получил политическую, а, следовательно, также юридическую и финансовую поддержку властей. В рамках общей сельскохозяйственной политики в ряде регионов принимаются меры по развитию многоотраслевого хозяйства, в частности, выделяются средства и на развитие агротуризма.

Средства, вложенные в туризм, окупаются в несколько раз быстрее, чем вложенные в сельское хозяйство. Но сельский туризм не конкурент производству, он является тем "локомотивом", который вытягивает за собой "полуразвалившийся состав" сельского хозяйства. Так, представители аграрного туризма, составляя договоры на поставку продовольственных товаров для отдыхающих, заранее планируют увеличение объемов сельскохозяйственного производства в регионе. Средства, вложенные в туризм, идут и на развитие основного производства, т. е. имеет место самофинансирование сельского хозяйства. Дополнительная рабочая сила из числа отдыхающих (слабообеспеченные слои населения) принимает участие в сельскохозяйственных работах (например, заготовка сена) или строительстве (реконструкция жилого сектора). Восстанавливаются утраченные подотрасли производства: заготовка и переработка грибов, ягод, лечебных трав.

Кроме того, за счет туризма восстанавливается социальная среда, прежде всего занятость населения. Здания архитектуры и храмовые сооружения начинают приносить доход району за счет экскурсионного туризма. Восстанавливаются больничные учреждения в виде санаториев и профилакториев. Они же в обязательной степени способствуют оздоровлению и местного населения.

Различные стороны исследуемой проблемы отражены в фундаментальных положениях специалистов и обобщены по трем направлениям:

труды специалистов в области рыночной экономики в сельском хозяйстве и интегрированных структур: Р.Х. Адукова, А.И. Алтухова, В.А. Богдановского, А.Я. Кибирова, Н.Я. Коваленко, А.И. Костяева, В.В. Кузнецова, Э.Н. Крылатых, В.З. Мазлоева, А.В. Мерзлина, В.В. Милосердова, А.С. Миндрина, А.В. Петрикова, П.М. Першукевича, Д.И. Торопова, И.Ф. Хицкова, А.А. Черняева, В.Б. Яковлева.

трудах отечественных ученых в области развития туристской отрасли: Ю.П. Анискина, И.Т. Балабанова, В.Г. Гуляева, И.В. Зорина, В.М. Козырева, Т.В, Козыревой, Н.К. Моисеевой, М.А. Морозова, И.И. Ополченова, Ю.В. Темного, Е.Е. Филипповского.

В трудах вышеперечисленных авторов исследованы фундаментальные и прикладные вопросы формирования и развития интегрированных структур. Однако работ посвященных отраслевому развитию применительно к типовым регионам, принципам отбора интегрирующих элементов региональной экономики и формированию новых агроструктур пока нет. Недостаточная разработанность теории и методологии исследования формирования и развития сельского (аграрного) туризма и его практического использования обусловили необходимость проведения разработок в этой области.

Цель исследования состоит в разработке теоретических и методических положений, а также практических рекомендаций по разработке бизнес-плана сельского гостевого дома во Красноуфимском районе Свердловской области. В соответствии с целью в дипломной работе поставлены и решены следующие задачи:

- рассмотрено содержание понятия "сельский туризм";

рассмотрены этапы развития сельского туризма в России;

исследовано наличие рекреационных ресурсов Красноуфимского района;

проанализирован процесс формирования стратегий рыночного позиционирования и продвижения туристских услуг Красноуфимского района;

рассмотрен процесс бизнес планирования на примере гостевого дома;

-рассмотрено финансовое обоснование открытия сельского гостевого дома

Объектом исследования являются рекреационные ресурсы Красноуфимского района Свердловской области

Предметом исследования выступают методологические и практические аспекты разработки бизнес-плана сельского гостевого дома.

Теоретической и методологической основой исследования являются труды российских и зарубежных специалистов в области экономики и управления сельского хозяйства и туристской деятельности, законодательные акты и нормативно-правовые документы, регулирующие функционирование отраслей сельского хозяйства и туризма, примененные к поставленной цели и задачам исследования. В качестве информационной базы использовались материалы федеральной службы государственной статистики РФ, территориальные органы федеральной службы государственной статистки отдельных областей, департаментов региональных АПК и туризма, результаты исследования автора.

 


Содержание

 

Введение

. Теоретические аспекты развития сельского туризма

Сельский туризм: основные аспекты

Этапы развития сельского туризма в России

. Сервисно-экономический потенциал рынка туризма г. Красноуфимска и Красноуфимского района

Исследование наличия рекреационных ресурсов г. Красноуфимска и Красноуфимского района

Формирование стратегий рыночного позиционирования и продвижения туристских услуг г. Красноуфимска и Красноуфимского района

. Бизнес-планирование сельского гостевого дома в Красноуфимском районе Свердловской области

Бизнес планирование сельского гостевого дома

Финансовое обоснование открытия сельского гостевого дома

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

 


Введение

 

Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что сельский туризм это рекреационные путешествия в сельскую местность как реакция на "экологическое давление" в городах. Это один из видов малого бизнеса, который поднимает роль краеведения, усредняет элементы активной деятельности и отдыха, создает жизненную среду, приближенную к природе. Этот вид туризма все более распространяется в развитых странах.

Сельский туризм может иметь перспективу и эффективно развиваться в национальных парках и специфических охраняемых территориях; в селах; сельскохозяйственных фермах; зонах отдыха и дачных территориях; в лесном массиве; в местах, имеющих естественные феномены; около монастырей и священных мест; в малых городах с характерной архитектурой, бытом, культурой; около памятников народной архитектуры под открытым небом.

Для успешной деятельности на перечисленных территориях необходимо создать инфраструктуру, чтобы туристы получали комфортный отдых, а окружающая природа не испытывала негативных влияний и имела экологическую стойкость. При этом дом должен соответствовать следующим требованиям: наличие красивого фасада (лучше всего - типичный для региона стиль), традиционный для района способ ведения домашнего хозяйства, бытовые удобства (санузел, горячая вода), достаточное количество помещений для размещения туристов, здоровая атмосфера в семье, наличие у хозяев желания принимать отдыхающих, с которыми они будут жить одной большой семьей, контактность, коммуникабельность, инициативность членов семьи.

Однако, несмотря на позитивную динамику, заметный рост интереса зарубежных туристов к самобытному русскому селу, пока еще не сформирована общегосударственная позиция, нацеленная на возрождение сельских территорий. Основной причиной такого положения вещей является отсутствие системного подхода государственных структур к решению этих безотлагательных задач.

В условиях резкого падения сельскохозяйственного производства возникает необходимость поиска новых путей выживания агропроизводителей. Одним из них является внедрение процесса диверсификации. Под диверсификацией, прежде всего, понимается освоение новых, не свойственных данной отрасли направлений деятельности.

Туризм является одним из таких направлений. Это высокодоходная и быстроокупаемая отрасль. Рентабельность производства туристской продукции в "раскрученном" состоянии составляет не менее 100 %, а срок окупаемости инвестиционных затрат - 2 года.

Важнейшим фактором обращения к агротуризму стал передел европейского аграрного рынка в связи с образованием Европейского союза (ЕС), что поставило национальных агропроизводителей многих стран Европы в совершенно новые условия конкуренции в связи с введением системы квотирования, ограничившей объемы национального сельхозпроизводства в ЕС, и невозможностью проведения открытой протекционистской политики (защиты национальных агропроизводителей). Не случайно агротуризм в 1980-е годы получил развитие именно в Западной Европе, когда были приняты меры по регулированию аграрного сектора ЕС, направленные на повышение его конкурентоспособности по сравнению с ведущими мировыми агроэкспортерами.

Ставилась задача стабилизировать цены на агропродукцию и избежать кризисов перепроизводства, снизить национальные объемы сельхозпроизводства (по условиям квотирования). При этом необходимо было найти социальные амортизаторы, которые позволили бы занять работой сельских жителей, сохранить прежнюю плотность населения в сельской местности, избежать миграций и негативных социальных явлений. В этих условиях агротуризм стал рассматриваться как альтернативная деятельность (форма малого семейного бизнеса) и получил политическую, а, следовательно, также юридическую и финансовую поддержку властей. В рамках общей сельскохозяйственной политики в ряде регионов принимаются меры по развитию многоотраслевого хозяйства, в частности, выделяются средства и на развитие агротуризма.

Средства, вложенные в туризм, окупаются в несколько раз быстрее, чем вложенные в сельское хозяйство. Но сельский туризм не конкурент производству, он является тем "локомотивом", который вытягивает за собой "полуразвалившийся состав" сельского хозяйства. Так, представители аграрного туризма, составляя договоры на поставку продовольственных товаров для отдыхающих, заранее планируют увеличение объемов сельскохозяйственного производства в регионе. Средства, вложенные в туризм, идут и на развитие основного производства, т. е. имеет место самофинансирование сельского хозяйства. Дополнительная рабочая сила из числа отдыхающих (слабообеспеченные слои населения) принимает участие в сельскохозяйственных работах (например, заготовка сена) или строительстве (реконструкция жилого сектора). Восстанавливаются утраченные подотрасли производства: заготовка и переработка грибов, ягод, лечебных трав.

Кроме того, за счет туризма восстанавливается социальная среда, прежде всего занятость населения. Здания архитектуры и храмовые сооружения начинают приносить доход району за счет экскурсионного туризма. Восстанавливаются больничные учреждения в виде санаториев и профилакториев. Они же в обязательной степени способствуют оздоровлению и местного населения.

Различные стороны исследуемой проблемы отражены в фундаментальных положениях специалистов и обобщены по трем направлениям:

труды специалистов в области рыночной экономики в сельском хозяйстве и интегрированных структур: Р.Х. Адукова, А.И. Алтухова, В.А. Богдановского, А.Я. Кибирова, Н.Я. Коваленко, А.И. Костяева, В.В. Кузнецова, Э.Н. Крылатых, В.З. Мазлоева, А.В. Мерзлина, В.В. Милосердова, А.С. Миндрина, А.В. Петрикова, П.М. Першукевича, Д.И. Торопова, И.Ф. Хицкова, А.А. Черняева, В.Б. Яковлева.

трудах отечественных ученых в области развития туристской отрасли: Ю.П. Анискина, И.Т. Балабанова, В.Г. Гуляева, И.В. Зорина, В.М. Козырева, Т.В, Козыревой, Н.К. Моисеевой, М.А. Морозова, И.И. Ополченова, Ю.В. Темного, Е.Е. Филипповского.

В трудах вышеперечисленных авторов исследованы фундаментальные и прикладные вопросы формирования и развития интегрированных структур. Однако работ посвященных отраслевому развитию применительно к типовым регионам, принципам отбора интегрирующих элементов региональной экономики и формированию новых агроструктур пока нет. Недостаточная разработанность теории и методологии исследования формирования и развития сельского (аграрного) туризма и его практического использования обусловили необходимость проведения разработок в этой области.

Цель исследования состоит в разработке теоретических и методических положений, а также практических рекомендаций по разработке бизнес-плана сельского гостевого дома во Красноуфимском районе Свердловской области. В соответствии с целью в дипломной работе поставлены и решены следующие задачи:

- рассмотрено содержание понятия "сельский туризм";

рассмотрены этапы развития сельского туризма в России;

исследовано наличие рекреационных ресурсов Красноуфимского района;

проанализирован процесс формирования стратегий рыночного позиционирования и продвижения туристских услуг Красноуфимского района;

рассмотрен процесс бизнес планирования на примере гостевого дома;

-рассмотрено финансовое обоснование открытия сельского гостевого дома

Объектом исследования являются рекреационные ресурсы Красноуфимского района Свердловской области

Предметом исследования выступают методологические и практические аспекты разработки бизнес-плана сельского гостевого дома.

Теоретической и методологической основой исследования являются труды российских и зарубежных специалистов в области экономики и управления сельского хозяйства и туристской деятельности, законодательные акты и нормативно-правовые документы, регулирующие функционирование отраслей сельского хозяйства и туризма, примененные к поставленной цели и задачам исследования. В качестве информационной базы использовались материалы федеральной службы государственной статистики РФ, территориальные органы федеральной службы государственной статистки отдельных областей, департаментов региональных АПК и туризма, результаты исследования автора.

 


Теоретические аспекты развития сельского туризма



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.161.222 (0.03 с.)