Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Типовые ошибки разработки тестовых заданий.
Рассмотрим некоторые типовые ошибки составления тестовых заданий на основе тестовых заданий по информатике и новым информационным технологиям. Они аналогичны (с точки зрения тестологии) ошибкам и в других предметных областях. Обозначим здесь и ниже тестовое задание с ошибками (тестологии) через T–, ошибки – через О, а откорректированный тест – через Т+. Т–. Каждый символ при кодировании кодируется одним байтом. Слово "Тестирование" в ЭВМ обычно кодируется комбинацией длины: а) 12 бит. б) 72 бит. в) 96 бит. г) 192 бит. О. Наличие двух предложений. Неясно, следует ли включать кавычки (как символы) в длину слова. Нестрогое слово "обычно" недопустимо. T+. "Тестирование" (без кавычек) кодируется по принципу "1 символ – 1 байт" битовой комбинацией длины: а) 12. б) 72. в) 96. г) 192. Возможен вариант: T+. Слово "Тестирование" (без кавычек) кодируется в ASCII комбинацией длины: а) 12. б) 72. в) 96. г) 192. Часто формулируют и так: слово Тестирование кодируется по принципу "символ – байт" комбинацией длины… а) 12. б) 72. в) 96. г) 192. Последний вариант нам кажется менее удачным, как с позиции грамматики русского языка, так и с позиции информатики (пояснения принципа кодировки). Обратим здесь внимание на необходимость слова "длины". Если убрать это слово, то ответ всегда – 2 бита: любое слово всегда кодируется комбинацией из двух бит (0 и 1). Каждое слово в тесте – значащее. Лишних слов также не должно быть. T–. Задуманное число до 500 можно отгадать односложными вопросами, задав их не более: а) 500. б) 50. в) 10. г) 9. О. Условие не завершено функционально. Понятие "односложное" с точки зрения правил русского языка не требует дополнительного уточнения, но с точки зрения проверяемых знаний и умений (а это принцип бинарного поиска) – предпочтительно пояснить и уточнить. T+. Задуманное натуральное число до 500 можно отгадать бинарным поиском, задав вопросов не более: а) 500. б) 50. в) 10. г) 9. T–. Решение системы уравнений: будет удовлетворять условию: а) x>0, y>0. б)x<0, y<0. в)x>0, y<0. г)x<0, y>0. О. Ошибки преобразования единиц измерения сообщений или решения системы уравнений, допущенные на любом этапе решения, не всегда приводят к неправильному ответу. Задание не информативно. Неясна, например, причина и не видны некоторые следствия допущенных ошибок.
Т+. Решение системы уравнений: имеет вид: а)x=1, y=-3. б)x=1, y=2. в)x=-2, y=5. г)x=1, y=-5. Этот тест рассчитан на знание не только единиц измерения сообщений, но и на умение их преобразовывать друг к другу, а на "заключительном участке" – на умение решать системы показательных уравнений. Ошибки, допущенные на любом из этих этапов – существенны и информативны. Т–. Если рассматривается нижеследующий фрагмент таблицы истинности некоторой функции f(x,y,z)
то из приведённых ниже функции f(x,y), этой искомой функции может соответствовать только функция, указанная в пункте: а)f=(x)или(y)или(не(z)),б)f=(x)и(y)и(не(z)),в)f=(x)и(y)или(z),г)f=(x)и(y)или(не(z)) О. Многословие, излишние слова, особенно это нежелательно в сочетание с таблицами, графиками и т.д. T+. Фрагменту таблицы истинности вида:
из приведенных ниже логических функции f(x,y,z) может соответствовать только функция: а) f=(x)или(y)или(не(z)), б)f=(x)и(y)и(не(z)),в)f=(x)и(y)или(z),г)f=(x)и(y)или(не(z)). Существенны слова "из приведенных ниже". Без них тест некорректен, допуская множество других функций, отличных от приведенных. T–. Список основных устройств ввода-вывода персонального компьютера: процессор, сканер, дисплей, диск, плоттер, принтер, мышь, трекбол, клавиатура, регистр, содержит различных устройств ввода информации: а)1. б)3. в)4. г)5. О. Много ключевых слов задания: "список", "основные", "устройства", "персональный компьютер", "ввод", "вывод", "информация". T+. Список {сканер, дисплей, диск, плоттер, принтер, мышь, трекбол, клавиатура} содержит устройств ввода: а) 1. б) 3. в) 4. г) 5. T–. Основные функции операционной системы: а) управление данными к обрабатываемым ЭВМ программам. б) управление программами. в) управление ресурсами. О. Ответы – не одинаковой длины. Мало дистракторов. Слово "управление" нужно вынести в формулировку задания. T+. Полный набор основных функций ОС – это управление: а) данными. б) программами. в) ресурсами. г) данными, программами и ресурсами. Впрочем, нужно стараться избегать ответов типа г).
T–. Фрагмент: s:=0;x:=1: нц пока(x<5);s:=s+x; x:=x+1: кц,вычисляет значение s равное: а) 10. б) 32. в) 31. г) 63. О. Правильный ответ легко вычисляется и стоит первым в списке неупорядоченных по возрастанию или убыванию вариантов ответов. T+. Фрагмент:s:=0;x:=1; нц пока(x<5); s:=s+x;x:=x+1; кц; вычислит s равное: а) 63. б) 32. в) 31. г) 10. T–. В синтаксической конструкции: нц пока <предикат><команда>….; пропущено ключевое слово: а) до, б) кц, в) если, г) все О. Наличие в условии задания нц подсказывает правильный ответ, даже если не понимется смысл этого ключевого слова и смысл самой конструкции, на что и направлено тестовое задание. T+. В синтаксической конструкции: нц…<предикат><команда>кц; пропущено ключевое слово: а) до, б) пока, в) если, г) для. Здесь уже необходимо знание синтаксиса (и даже семантики) правильной конструкции. T–. Графические файлы могут иметь все расширения, указанные в списке: а)*.rtf; *.bmp; *.bas. б) *.tif; *.exe; *.bmp. в) *.jpg; *.bmp; *.tif. г) *.rtf; *.bmp; *.tif; *.jpg. О. В вариантах а), б) присутствуют достаточно широко известные всем (в том числе и тем, кто не знает расширений графических файлов) расширения *.bas, *.exe. Кроме того, ответ г) – длиннее. Эти ответы – менее привлекательны. T+. Графические файлы могут иметь все типы расширений, указанные в списке: а)*.rtf; *.bmp; *.com. б) *.tif; *.zip; *.bmp. в) *.jpg; *.bmp; *.tif. г) *.rtf; *.bmp; *.jpg. Форма задания Т+ без звездочек также возможна. T–. Последовательное выполнение команд ШАЯ (школьный алгоритмический язык): a:=abs(-5)+int(3.6)*mod(7.3);a:=max(mod(a,5),div(a,3))*int(a) даст значение a, равное: а) 24. б) 10. в) 9. г) 6. О. Сокращение ШАЯ– не вполне общепринятое и общеупотребительное, общеизвестное. T+. Последовательное выполнение команд a:=abs(-5)+int(3.6)*mod(7,3);a:=max(mod(a,5),div(a,3))*int(a) школьного учебного алгоритмического языка даст значение a, равное: а) 24. б) 10. в) 9. г) 6. При этом корректно следующее тестовое задание. Т+. Windows - это: а) ОС. б) ППП. в) БД. г) СУБД. T–. Значение выражения a=10,12+8F,416-6.28 в десятичной системе равно: а) 139,25. б) 139,5. в) 138,5. г) 140,5. д) 143,25. е) 147. О. Много дистракторов. Последние дистракторы не рассчитаны на типовые ошибки, но остальные расчитаны на те или иные типовые ошибки. Поэтому последние два дистрактора можно "безболезненно" убрать. T+. Значение выражения a=10,12+8F,416-6,28 в десятичной системе равно: а) 138,5. б) 139,25. в) 139,5. г) 140,5. Заметим, что все эти дистракторы предполагают те или иные типовые ошибки перевода. T–. Для предиката p=” x X делится нацело на 5”, где X=[1;30] область истинности равна: а){5,10,15,20,25,30}. б){10,20,30}. в){20,30}. г){5,10,20,30}. О. Для нецелых x из указанного множества допустимых значений предикат не определен (не определено понятие делимости нацело для нецелых чисел). T+. Для предиката “x делится нацело на 5”, заданного на множестве {1,4,6,16,20,26,30}, область истинности - множество: а){5,10,15,20,25,30}. б){10,20,30}. в){20,30}. г){5,10,20,30}. Возможно использование вместо “x делится нацело на 5” выражения mod(x,5)=0, но нужно учесть, что в этом случае цель задания (спецификация) изменяется, – проверяется еще и знание функции mod. Отметим, что в этом задании допускается неодинаковая длина дистракторов. Другой пример ("вроде бы правильный"). Т–. Истинное значение при x=3 принимает предикат: а) "для каждого натурального x существует y:y=x+1". б) "натуральноеx – четно, если int(x/2)=x/2". в) "произведение 5y- нечетно". г) "натуральное x– нечетно, если 2*int(x/2)+1=x ".
О. На первый взгляд, - все вроде правильно. Проведём тщательный анализ. При подстановке значения x=3 дистрактор а) становится неопределенным (не высказывание): "для каждого 3 существует y=4"! Дистрактор б) некорректно сравнивает два различных по типу выражения – целое int(x/2) и вещественное x/2 (при любом натуральном х значение x/2 – вещественное). Дистрактор в) – "слегка некорректен": "произведение 15 – нечетно" (неясно произведение каких чисел). Если бы было сформулировано в виде "произведение 5*y - нечетно", то тогда выражение превратилось бы истинное высказывание: "произведение 5*3 – нечётно". Т+. Предикатом с переменной x является высказывательная форма: а) "для каждого натурального x существует y:y=x+1"; б) "натуральное x – четно, если int(x/2)=x/2". в) "произведение xy при целых x,y - нечетно". г) "натуральное x– нечетно, если 2*int(x/2)+1=x ". Здесь в правильном ответе г) сравниваются однотипные выражения, в отличие от б). Этот пример (точнее, его откорректированный вариант Т+) можно отнести к группе С. Он показывает несостоятельность негласно существующего мнения, что задания группы С в тестовой форме невозможны, нельзя использовать, хуже и т.д. Для выбора ответа к приведенному заданию, как мы видим, понадобились достаточно глубокие знания (на что и направлена группа С). T–. Значение выражения int(-3,8)+mod(9,4) равно: а) 1. б) 2. в) . г) 6. О. Типовыми ошибками при вычислении этого выражения будут (ранжируем по экспериментально или экспертно устанавливаемой частоте их встречаемости и важности): 1) int(-3,8)=-3 (нет полных знаний о математической функции "антье" или [x], int(x)); 2) mod(9,4)=2,25 ("путают целочисленное и обычное деление"), 3) mod(9,4)=2 ("путают mod и div"). На эти ошибки и должны быть "нацелены" дистракторы. Итак, мы решили вначале "обратные" задачи. Для перечисленных типовых ошибок получаем неправильные варианты ответов: 1) –2; 2) –1,75; 3) –0,75 (комбинация 1) и 2)). Их и нужно предусмотреть в вариантах ответов. T+. Значение выражения int(-3,8)+mod(9,4) равно: а) –3. б) –2. в) –1,75. г) –0,75. T–. Фрагмент: нц для i от 1 до n; y:=mod(x,10); x:=div(x,10); кц; вычислит значение y равное цифре: а) единиц натурального числа x. б) самого старшего разряда числа x. в) n-го разряда (начиная со старшего разряда) числа x. г) n-го разряда (начиная с младшего разряда) числа x. О. Для допустимого значения x=1 дистракторы а), б), в) также становятся правильными ответами. Кроме того, возможны такие входные x, при которых дистракторы могут дать правильные числовые ответы, например, при x=11.
T+. Фрагмент: нц для i от 1 до 4; y:=mod(x,10); x:=div(x,10); кц; вычислит для x=9631 значение y равное цифре: а) единиц числа x. б) десятков числа x. в) сотен числа x. г) тысяч числа x. T–. Пусть в тесте приведены два задания. Задание 1. Выражение эквивалентно выражению: а) 1. б) . в) г) x. Задание 2. После упрощения выражения получим выражение: а) 1. б) . в) . г) x. О. В результате правильного решения первого задания получим ответ г). Ясно, что ответ на второе задание равен 1, и он легко получается из ответа на первое задание. По крайней мере, если первое задание можно отнести к группе Б (с натяжкой), то второе вкупе с первым, – только к группе А (также с натяжкой), так как ориентирован на проверку знания лишь одной простой аксиомы: . Нарушена валидность (тестовое задание на проверку одной указанной аксиомы, как правило, - не нужно). Для сокращения времени составления задания и увеличения банка тестовых заданий, часто делают такие "добавки" к раннее придуманным корректным выражениям. Это очень вредный подход. В принципе, он допустим для формирования различных однотипных вариантов тестовых заданий. Не более. T+. В тесте могут быть приведены, например, два следующих задания. Задание 1. Выражение ) эквивалентно выражению: а) 1. б) . в) . г) x. Задание 2. Выражение равносильно выражению: а) . б) . в) . г) 1. Рассмотрим примеры преобразования заданий в задания закрытой формы. Т+. Термин "информатика" образован соединением слова "информация" и слова… Т–. Частное от деления десятичного числа 12 на десятичное число 7 имеет меньшую относительную погрешность в представлении: а) 1,71 (десятичное). б) 1,55 (восьмеричное). в) 1,1011 (двоичное). г) 1,В5 (шестнадцатеричное). О. Гетерогенность (информатика + математика, знание абсолютной и относительной погрешности из математики и систем счисления из информатики) в этом задании не является "жизненно необходимой". Задание лучше переформулировать так, как приведено ниже. T+. Частное от деления десятичного числа 12 на десятичное число 7 точнее представлено числом: а) 1,71 (десятичное). б) 1,55 (восьмеричное). в) 1,1011 (двоичное). г) 1,В5 (шестнадцатеричное). Понятие "точнее" здесь уже ясно хотя бы на интуитивном уровне и этого вполне достаточно для ответа (тем тестируемым, кто знает, что деление не всегда осуществимо точно, а это также входит в проверяемые заданием знания, умения и навыки). T–. Число различных символов в закодированном по КОИ-8 сообщении вида 1111000111010000111100011001111011010000 равно: а) 6. б) 5. в) 4. г) 3. О. Здесь, несомненно, у тестируемого возникнет вопрос: что такое КОИ-8? Не "спасёт" и употребление вместо КОИ-8 более известного стандарта ASCII. Лучше это тестовое задание переформулировать следующим образом. T+. Различных символов в закодированном по принципу "1 символ – 1 байт" сообщении вида 1111000111010000111100011001111011010000: а) 6. б) 5. в) 4. г) 3.
Т+. В десятичном числе из десятков и единиц, количество информации: а) в цифре десятков и цифре единиц – одинаково. б) в цифре десятков больше, чем в цифре единиц. в) в цифре единиц больше, чем в цифре десятков. г) в цифрах разрядов нельзя сравнивать, так как цифры неизвестны. Такие тестовые задания можно вполне включать в олимпиадное задание, например, городского уровня (которые не требуют знаний и умений, выходящих за рамки школьной программы).
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.224.197 (0.04 с.) |