Программа арт-терапии для преодоления внутриличностных конфликтов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа арт-терапии для преодоления внутриличностных конфликтов



 

Разработанная в данной работе программа направлена на преодоление внутриличностных конфликтов.

Цели программы:

Выявление внутриличностных конфликтов;

Преодоление внутриличностных конфликтов;

Расширение представлений о себе, своем творческом потенциале.

Структура программы

. Образовательный блок - 3 часа.

. Супервизорский блок - 11 часов.

. Интервизорский блок - 6 часов.

Описание программы

Важной составной частью программы является супервизия, т.е. самостоятельная работа слушателей под руководством руководителей программы. Интервизорский блок программы реализуется в ходе занятий участников в микрогруппах между основными ступенями.

Формы работы

мини-лекции;

спецпрактикум (моделирование арт-терапевтических сессий, демонстрация классических и авторских арт-техник, упражнения и арт-терапевтические игры, практические занятия по интерпретации продуктов спонтанного изобразительного творчества, перформанс);

супервизия практики;

индивидуальные консультации.

Условия работы:

В кабинете с помощью мебели должна быть создана «чистая» зона (стулья образуют круг) для группового обсуждения, «рабочая» зона (пол и стол накрыты пленкой) - для изобразительной работы. Участникам группы представляется возможность выбора, они занимают место в соответствии со своими предпочтениями. Общие работы создаются, как правило, на полу в «рабочей» зоне. Работа в группе ведется самыми разными изобразительными материалами. Наряду с акварельными красками, карандашами, восковыми мелками используются также уголь, специальные краски для работы руками, маркеры для создания изображения на стекле, пластические материалы различной плотности и цвета, бумага разных форматов и оттенков, клей, скотч и т. д. Качество материалов должно быть по возможности достаточно высоким, так как в противном случае это может снизить ценность самой работы или её результатов.

Содержание программы

Программа включает в себя 4 ступени

Ступень 1 (8 часов) Арт-терапия: исцеляющее творчество. Изотерапия.

На данном этапе участники рассматривают искусство как терапевтический фактор, история развития арт-терапевтического метода, модель классической арт-терапии и интегративные формы арт-терапии.

Арт-терапевтические средства и материалы: возможности, ограничения, специфика применения.

Рисунок, коллаж и лепка как средства арт-терапии. Самовыражение при помощи визуальных средств.

Позиция терапевта: продукция как зеркало психофизического состояния. Изотерапия как средство выражения бессознательного. Работа над интерпретацией продукции. Помощь в разрешении конфликтов при использовании изотерапии.

Техники изотерапии: «Рисование в паре»; «Рисование и наблюдение»; «Общий рисунок»; «Портреты»; «Совместный проект», «Фреска» и др. Техники семейной арт-терапии.

Ступень 2 (4 часа) Арт-терапия: работа с мандалами. Трансперсональная арт-терапия, работа с символами.

Ма́ндала - сакральное схематическое изображение либо конструкция, используемая в буддийских и индуистских религиозных практиках.

Здесь участники прослушивают теоритический материал о мандалах, как культурном феномене, истории мандалов как средства аутопсихотерапии.

Терапевты используют Юнгианский подход к символике мандалы.

Материалы для создании мандал: символика цвета, работа с готовыми мандалами для ритуалов и медитаций, создание мандал. «Личная мандала как средство фиксации «психической трансформации» (К. Г. Юнг). Рисуночная мандала. Мандала состояния, мандала снов, мандала «удачи». Насыпная мандала. Песок, зерна, камни. Мандалы - инсталляции. Мандалы - коллажи.

Групповые и парные мандалы.

Ступень 3 (4 часа) Библио-, драма- и сказкотерапия

Психотерапевтический и диагностический потенциал библиотерапии: диагностика эмоционального состояния, прояснение и осознание глубинных ценностей и ресурсов, отреагирование, диссоциация, абсурдизация, расширение ролевого диапозона, катарсис.

Использование готовых произведений: истории, притчи, сказки и анекдоты как метафорические послания об истинах реального мира для расширения мировоззрения и поиска новых ресурсов.

Психодиагностика и психотерапия на основе любимой сказки. Стихосложение - синквейн, рондо. Автобиография как история, сказка, легенда и анекдот.

Библиотерапия в групповой психотерапии. Совместное сочинение. Сказка по кругу.

Терапевтические возможности драматерапии: осознание поведенческих и телесных паттернов, расширение собственных возможностей, развитие спонтанности, "режиссура" собственной жизни, развитие пластики и пластичности (телесной, эмоциональной, когнитивной).

Театр импровизации. Работа различными техниками драматерапии: драма снов, фантазий, страхов.

Структура волшебной сказки. Медиация как терапевтический фактор. Психологические особенности волшебной сказки. Цели и задачи сказкотерапии. Диагностические возможности сказки. Общие принципы терапевтической работы со сказками.

Ступень 4 (4 часа) Фото- и видеотерапия

Теория по история развития фотографии как метода арт-терапии и вида искусства. Фото рассматривается как «сгусток» чувств, желаний, надежд, фантазий автора, и способ зафиксировать «волшебные мгновения». Фототерапия как способ реконструкции утраченной целостности и изменения образа «Я». Использование фототерапии для проявления личной индивидуальности.

Обсуждаются примеры использования фотографий в групповой терапии.

Мультфильмы и художественные фильмы как средство разрешения внутриличностных конфликтов (С. Макнифф), психосоциальной адаптации лиц с эмоциональными и психическими расстройствами.

Практические упражнения: «Фотограф и модель»; «Проба на роль»; «Герой и анти-герой»; «Я и не Я»; тематические коллажи с использованием личных фотографий; «кадрирование» пути достижения цели и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.146.114 (0.025 с.)