Глава I. Изучение внутриличностных конфликтов в психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава I. Изучение внутриличностных конфликтов в психологии



ВВЕДЕНИЕ

 

Данная работа посвящена изучению очень важной темы из курса конфликтологии - «Разработка программы арт-терапии для преодоления внутриличностных конфликтов». Данная тема особенно актуальна, потому как категория внутриличностных конфликтов - наиболее сложная среди конфликтов и объединяет психологические конфликты, состоящие в столкновении различных личностных образований (мотивов, целей, интересов и т.д.), представленных в сознании индивида соответствующими переживаниями, а их преодоление - очень сложный процесс, который необходимо изучать и совершенствовать. Такие конфликты являют собой противостоянием двух начал в душе человека, воспринимаемое и эмоционально переживаемое человеком, как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая внутреннюю работу, направленную на его преодоление. Арт-терапия способствует профилактике и борьбе с внутрилиностными конфликтами.

Основной целью данной работы является изучение психологического аспекта внутриличностного конфликта и разработка программы арт-терапии для его преодоления. Изучение данной темы также дает возможность реально оценить способы преодоления конфликтов с помощью арт-терапии на практике. Для достижения сформулированной цели работы необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть понятие внутриличностного конфликта и его показатели в современной конфликтологии;

изучить основные условия возникновения такого конфликта;

охарактеризовать виды внутриличностных конфликтов (мотивационный, когнитивный, ролевой);

проанализировать характер отношений конфликтующих сторон;

проанализировать особенности арт-терапии, как способа преодоления внутриличностных конфликтов;

разработать программу арт-терапии для преодоления внутриличностных конфликтов;

выяснить способы завершения внутриличностных конфликтов;

обобщить полученный материал и отразить его в данной работе.

Объектом изучения данной работы является внутриличностный конфликт, как один из основных психологических аспектов современной личности. Предметом - возможности конструктивного преодоления межличностного конфликта с помощью арт-терапии.

Гипотеза исследования: арт-терапия помогает в преодолении внутриличностных конфликтов.

В качестве теоретической основы изучения в данной работе применялись труды и учебные пособия российских авторов по психологии личности и конфликтологии, затрагивающие изучение темы - «Внутриличностный конфликт». Это труды, таких авторов, как Ананьев Б.Г., Божович Л.И., Гоноболин Ф.Н., Казаков В.Г., Кондратьева Л.Л., Ковалев А.Г., Леонтьев А.Н., Богословский В.В., Петровский А.В. и др. В книгах перечисленных авторов рассматривается внутриличностный конфликт с современной точки зрения. Следует сказать, что оценка данного вида конфликтов у авторов разносторонняя (существует несколько подходов и различных точек зрения). В данной работе будет предпринята попытка, комплексно подойти к изучению данной темы и объективно оценить все представленные суждения.

Структура данной работы следующая - работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованной литературы. Работа изложена на 40 страницах. Для написания работы использовано 24 научных источника.


ГЛАВА I. ИЗУЧЕНИЕ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В ПСИХОЛОГИИ

ГЛАВА II. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ АРТ-ТЕРАПИИ ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Арт-терапия - это очень популярный в наше время вид терапии, поэтому разработка программ арт-терапии - перспективное направление, так как искусство позволяет в скрытой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение благодаря тому, что творчество - является одной из трансформирующих сил для преодоления страха, тревоги, возникших в связи с внутренним экзистенциальным конфликтом. Сам процесс арт-терапии приносит удовольствие, обучает клиентов выражать свои переживания как можно более спонтанно и произвольно.

Метод арт-терапии позволяет каждому человеку творить свою жизнь в буквальном смысле слова: лепить счастье, рисовать печаль, писать о конфликтах и танцевать настроение. Реализовать свой потенциал и прийти в результате к гармонии с собой по силам каждому - для занятий арт-терапией не требуется специальной подготовки.

Между арт-терапией и художественным творчеством существует четкая граница. Для участников психотерапевтических групп искусство лишь средство, которое помогает лучше понять себя. Эти занятия ориентированы не на результат, а прежде всего на процесс. Одна из задач арт-терапии - помочь человеку узнать и научиться выражать собственные чувства, а артефакты, возникающие в ходе этого процесса, имеют лишь прикладное значение - служат материалом для анализа переживаний, их породивших.

Арт-терапия с успехом используется при работе с детьми, взрослыми, в индивидуальной и семейной терапии, при решении широкого спектра межличностных и внутриличностных проблем, а также вопросов, касающихся физического и психического здоровья: работа со своими зависимостями; различные психические болезни, насилие, отставание в развитии, соматические заболевания, СПИД; дезадаптация в обществе, проституция, бездомные, сексуальное и домашнее насилие. Арт-терапия в группах способствует коммуникации и социализации. Поэтому, нужно отметить, данная работа по исследованию межличностного конфликта и разработке программы арт-терапии для его преодоления - это лишь одно из возможных направлений использования арт-терапии.

Так же помимо огромного спектра направлений существует еще и огромный спектр техник и технологий в арт-терапии. Выделяют собственно арттерапию (визуальные виды искусства), музыкотерапию, драматерапию, сказкотерапию, библиотерапию, маскотерапию, этнотерапию, игротерапию, цветотерапию, фототерапию, куклотерапию, оригами. Сейчас появляется все больше и больше новых направлений, которые стоят на стыке арттерапии и других направлений психотерапии: артсинтезтерапия, песочная терапия, киндер-сюрприз-терапия… и это еще не предел. Специалисты-практики понимают, что количество методов равно количеству специалистов, так как каждый вносит в технологию и интерпретацию что-то свое, приобретенное в опыте. В разработанной программе для преодоления межличностных конфликтов использовалось большое число из существующих методик, так как количество их не ограниченно, как и сфера интересов и талантов людей, то остается еще широкое поле для исследования и моделирования.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Общая психология / под редакцией Петровского А.В. - М.: Просвещение, 1986-с.224

.   Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. М., Изд-во МГУ, 2004-с.26

.   Общая психология /под редакцией В.В. Богословского, А.Г. Ковалева, А.А. Степанова-М.: Просвещение, 1998-с.159

.   Ковалев А.Г. Психология личности, изд. 3. М., Просвещение, 1999-с.121

.   Общая психология /под редакцией В.В. Богословского, А.Г. Ковалева, А.А. Степанова-М.: Просвещение, 1998-с.160, 163

.   Кузин В.С. Психология. - М.: Высшая школа, 2005-с.201

.   Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М, Просвещение, 1968-с.32

.   Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. - М.: ИНФРА-М, 2005-с.189

.   Ананьев Б.Г. Человек, как предмет познания. - Л., 1969-с.211

.   Ковалев А.Г. Психология личности, изд. 3. М., Просвещение, 1999-с.123-124

.   Гоноболин Ф.Н. Психология. - М.: Просвещение, 1973-с.166

.   Ковалев А.Г. Психология личности, изд. 3. М., Просвещение, 1999-с.123

.   Общая психология /под редакцией В.В. Богословского, А.Г. Ковалева, А.А. Степанова-М.: Просвещение, 1998-с.163

.   Ананьев Б.Г. Человек, как предмет познания. - Л., 1969.

.   Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М, Просвещение, 196

.   Ковалев А.Г. Психология личности, изд. 3. М., Просвещение, 1999-с.126

17. Сайт психологической тематики <http://www.therapy.by/therapy/art-terapiya> [Электронный ресурс]

.   Гоноболин Ф.Н. Психология. - М.: Просвещение, 1973.

19. Ковалев А.Г. Психология личности, изд. 3. М., Просвещение, 1999.

. Кузин В.С. Психология. - М.: Высшая школа, 2005.

. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. М., Изд-во МГУ, 2004.

. Общая психология / под редакцией Петровского А.В. - М.: Просвещение, 1986.

. Общая психология /под редакцией В.В. Богословского, А.Г. Ковалева, А.А. Степанова-М.: Просвещение, 1998.

. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. - М.: ИНФРА-М, 2005.

ВВЕДЕНИЕ

 

Данная работа посвящена изучению очень важной темы из курса конфликтологии - «Разработка программы арт-терапии для преодоления внутриличностных конфликтов». Данная тема особенно актуальна, потому как категория внутриличностных конфликтов - наиболее сложная среди конфликтов и объединяет психологические конфликты, состоящие в столкновении различных личностных образований (мотивов, целей, интересов и т.д.), представленных в сознании индивида соответствующими переживаниями, а их преодоление - очень сложный процесс, который необходимо изучать и совершенствовать. Такие конфликты являют собой противостоянием двух начал в душе человека, воспринимаемое и эмоционально переживаемое человеком, как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая внутреннюю работу, направленную на его преодоление. Арт-терапия способствует профилактике и борьбе с внутрилиностными конфликтами.

Основной целью данной работы является изучение психологического аспекта внутриличностного конфликта и разработка программы арт-терапии для его преодоления. Изучение данной темы также дает возможность реально оценить способы преодоления конфликтов с помощью арт-терапии на практике. Для достижения сформулированной цели работы необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть понятие внутриличностного конфликта и его показатели в современной конфликтологии;

изучить основные условия возникновения такого конфликта;

охарактеризовать виды внутриличностных конфликтов (мотивационный, когнитивный, ролевой);

проанализировать характер отношений конфликтующих сторон;

проанализировать особенности арт-терапии, как способа преодоления внутриличностных конфликтов;

разработать программу арт-терапии для преодоления внутриличностных конфликтов;

выяснить способы завершения внутриличностных конфликтов;

обобщить полученный материал и отразить его в данной работе.

Объектом изучения данной работы является внутриличностный конфликт, как один из основных психологических аспектов современной личности. Предметом - возможности конструктивного преодоления межличностного конфликта с помощью арт-терапии.

Гипотеза исследования: арт-терапия помогает в преодолении внутриличностных конфликтов.

В качестве теоретической основы изучения в данной работе применялись труды и учебные пособия российских авторов по психологии личности и конфликтологии, затрагивающие изучение темы - «Внутриличностный конфликт». Это труды, таких авторов, как Ананьев Б.Г., Божович Л.И., Гоноболин Ф.Н., Казаков В.Г., Кондратьева Л.Л., Ковалев А.Г., Леонтьев А.Н., Богословский В.В., Петровский А.В. и др. В книгах перечисленных авторов рассматривается внутриличностный конфликт с современной точки зрения. Следует сказать, что оценка данного вида конфликтов у авторов разносторонняя (существует несколько подходов и различных точек зрения). В данной работе будет предпринята попытка, комплексно подойти к изучению данной темы и объективно оценить все представленные суждения.

Структура данной работы следующая - работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованной литературы. Работа изложена на 40 страницах. Для написания работы использовано 24 научных источника.


ГЛАВА I. ИЗУЧЕНИЕ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В ПСИХОЛОГИИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.212.87.137 (0.017 с.)