Рынок, его структура и механизм функционирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рынок, его структура и механизм функционирования



Введение

 

Основу современной организации национального хозяйства составляют два начала рынок и государственное макроэкономическое регулирование. Рациональность такой организации доказана практикой. Что в немалой степени определило направленность нынешнего реформирования российской экономики. В ходе российских реформ предлагается создать, рынок со всеми присущими ему механизмами и функциями, структурами и функциями макроэкономического регулирования для решения вопросов социальной политики, поддержания стабильности и экономической эффективности национального хозяйства. Даже в странах с давно сформировавшейся организационно-экономической системой, совмещение обоих начал порождает известные проблемы. Для российской реформируемой экономики эти проблемы многократно усложняются. Во-первых, российский вариант – это возрождение рыночной системы, которая эволюционным путем формировалась до известных революционных событий начала ХХ в. и содержала в себе все аспекты национальной специфики. Российский рынок со всеми его специфическими особенностями был разрушен коммунистической экономической политикой. Возрождение экономики в ходе нынешнего реформирования должно быть осуществлено с учетом не только национального, но и мирового опыта. При этом, однако, нельзя забывать, что мировая практика строилась, в основном, на законах экономической эволюции, в ходе которой постепенно формировалось и совершенствовалось нынешнее соотношение организационных форм рынка и государственного регулирования, Но самое существенное заключается в том, что даже наиболее эффективные современные модели рыночной экономики – это уже пройденный этап эволюции. Развитые страны в настоящее время ведут поиск новых моделей рыночной системы, способной более эффективно устранять провалы и несовершенства рынка, решать более сложные экономические и социальные задачи. Во-вторых, движение российских реформ затрудняется отсутствием четких критериев эффективности, закладываемых в основу конструирования организационно-экономических форм рыночной системы. Правда эта проблема не только российская, она представляет сложность для национального хозяйства любой развитой страны мира. Следовательно, в ходе нынешней реформы в России должна быть создана рыночная модель нового типа, контуры, которой сегодня только улавливаются в наиболее развитых странах. Лишь в этом случае российской экономической системе будет обеспечен паритет в будущей мировой экономике. В России в последние годы начали осуществляться экономические реформы, связанные с переходом к рыночным отношениям, демонополизацией экономики, разгосударствлением и приватизацией собственности, т.е. с возникновением системы современной рыночной экономики. Однако в настоящее время в России существует эклектическая экономическая система, состоящая из элементов административно-командной системы, рыночной экономики эпохи свободной конкуренции и современной рыночной системы. В бывших советских азиатских республиках к этому конгломерату добавляются еще и элементы традиционной системы. Назвать существующие в России имущественные отношения и организационные формы экономической системой (пусть и эклектической) можно только условно. Отсутствует важная особенность системы - ее относительная стабильность. Ведь в хозяйственной жизни России все находится в движении, имеет переходный характер. Этот переход, судя по всему, растягивается на десятилетия, и с этой точки зрения переходная (от административно- командной к современной рыночной) экономика может быть названа системой. В пользу термина переходная система, или экономика переходного периода, говорит и то, что у этой системы уже есть немало моделей (восточноевропейская, прибалтийская, среднеазиатская). В своеобразных формах эта переходная система существует в КНР и Вьетнаме. Перспективы формирования высокоэффективного механизма хозяйственного управления в нашей стране связаны с освоением и использованием всего того положительного, что выработала отечественная и мировая практика в этой области. Окончательный выбор конкурентной модели переходной системы и тем более модели современной рыночной экономики в России будет, в конечном счете, определяться соотношением политических сил в стране, характером проводимых преобразований, масштабами и эффективностью поддержки реформ международным сообществом, а также историческими традициями. Опыт показал, что современная рыночная система лучше, чем другие, приспособлена для использования достижений научно-технического прогресса, интенсификации производства и, в конечном счете, для более полного удовлетворения потребностей общества. Лежащий в основе этой системы рынок обнаружил свое преимущество в использовании побудительных стимулов к высокоэффективной хозяйственной деятельности.


Сущность рынка

 

Можно дать несколько определений рынка. Рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена. Рынок- это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, иными словами, отношение спроса и предложения. Рынок- это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции. Углубленное понимание категории рынок требует учета его места во всей системе общественного производства. Эта система включает в себя четыре сферы экономической деятельности. 1. производство, 2. распределение, 3. обмен, 4. потребление. Хотя конечной, естественной целью экономической жизни является потребление, важнейшей сферой экономики является производство. Без его развития не может быть никакого рынка, именно производство рождает товарную массу. В изменении производственной сферы – ключ ко всем изменениям в других сферах экономики. Это особенно важно для формирования рыночных отношений там, где их еще нет. Если начинать с реформации обращения и не добиваться сначала крупных производственных результатов, то никакого рынка не возникает. Однако между производством и потреблением находятся и другие сферы. За производством следует распределение, т.е. система, определяющая, кому достанутся непосредственные результаты производства, кто станет собственником произведенной продукции. Распределение играет огромную роль в складывании социальных отношений между людьми, в определении материального положения различных слоев общества. Но распределение-это не только следствие производства. От того, как распределяются результаты труда, во многом зависит эффективность производственного процесса. Хотя обмен занимает третье место в иерархии сфер экономики, он, подобно распределению, оказывает сильное обратное воздействие на производство. Это становится наглядным при рассмотрении функций рынка, о которых будет сказано ниже. Во всяком случае, сфера обмена играет огромную роль во всей системе общественного хозяйства, а поэтому и развитие рынка как совокупности отношений товарного обмена приобрело чрезвычайную историческую значимость. На одном полюсе мы можем встретить единственного производителя, господствующего на рынке, на другом - обнаруживаем тысячи и тысячи фирм, каждая из которых поставляет незначительную часть рыночной продукции. Между этими крайностями располагается почти безграничное разнообразие рыночных структур. Рынок как развитая система отношений товарного обмена представляет собой систему отдельных взаимосвязанных рынков, элементов “большого” рынка, включающего в себя рынок рабочей силы, финансовый рынок, рынок средств производства, потребительский рынок, рынок услуг, рынок технологии, рынок духовных благ. Таким образом, рынок охватывает элементы материального и денежного обращения. Он связан и с непроизводственной сферой, и даже со сферой духовной. Однако элементы рынка (отдельные рынки) не одинаковы по своему значению. Рынок начинается с возможности приобретения рабочей силы (трудовых ресурсов) и средств производства (инвестиционных ресурсов). Без этих элементов производительных сил, без их соединения с помощью капитала не может функционировать производство. Огромное экономическое значение имеет потребительский рынок, т.е. рынок продовольствия, одежды, обуви, легковых автомашин и других предметов потребления. Без развития этого рынка теряется общественный смысл отношений обмена. От состояния потребительского рынка зависит обеспеченность населения, уровень потребления, устойчивость денежного обращения.

Финансовый рынок (рынок ссудных капиталов) обеспечивает подвижность капиталов, их перелив в наиболее прибыльные, наиболее важные, перспективные отрасли производства. Это один из самых комплексных рынков, он часто разбивается на: денежный рынок (а тот - на рынок краткосрочных кредитных операций, казначейских и коммерческих векселей, других краткосрочных денежных бумаг, а также на валютный, межбанковский, учетный рынки; рынок капиталов (а тот – на рынки средне- и долгосрочных ценных бумаг, т.е. акций и облигаций, рынок синдицированных средне- и долгосрочных банковских кредитов). Впрочем, комплексными являются и все остальные рынки. Рынок услуг существует в тех условиях, когда установлена плата за самые различные услуги. Степень его развития определяет обеспеченность населения и предприятий услугами, их качество и своевременность. Наконец, рынок распространяется и на духовную сферу, превращая в объект купли-продажи технологию и духовные идеи и стимулируя материально их рождение, распространение, использование. Несомненно, что каждый элемент рынка имеет свое самостоятельное значение, но только тесное взаимодействие между ними приводит к плодотворному функционированию всего рыночного хозяйства. Степень развития рынка определяет и его масштабы. Первоначально - при простом товарном хозяйстве - возникает сравнительно узкий рынок, где реализуются преимущественно предметы потребления. В дальнейшем, в особенности с переходом к капитализму, сфера товарного обращения необычайно расширяется. Возникает и развивается система рынков, на которых продаются и покупаются потребительские товары и средства производства, рабочая сила и т.д. Со временем, в основном к началу ХХ в., в ходе развития внешних экономических отношений складывается мировой рынок, втягивающий в себя практически все страны нашей планеты.

Утвердившиеся в обществе рыночные отношения оказывают огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций.

Функция информационная. Через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации и выдающий обобщенные данные по всему тому хозяйственному пространству, которое он охватывает. Это позволяет каждому предприятию постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.

Функция посредническая. Экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка практически невозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или иная технологическая и экономическая связь между конкретными участниками общественного производства. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика (с точки зрения качества продукции, ее цены, сроков поставки, после сбытового обслуживания и других параметров). В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.

Функция ценообразующая. На рынок поступают обычно продукты и услуги одного назначения, но содержащие неодинаковое количество материальных и трудовых затрат. Но рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель. Здесь, формируется отражение общественной стоимости, рассчитать которую не способна ни одна ЭВМ. Благодаря этому устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, в потребностях, в конъюнктуре.

Функция регулирующая – самая важная. Она связана с воздействием рынка на все сферы экономики и прежде всего на производство. Рынок дает ответ на вопросы, столь остро поставленные П. Самуэльсоном: что производить? для кого производить? как производить? Рынок не мыслим без конкуренции. Внутриотраслевая конкуренция стимулирует снижение затрат на единицу продукции, поощряет рост производительности труда, технический прогресс, повышение качества продукции. Межотраслевая конкуренция путем перелива капиталов из отрасли в отрасль формирует оптимальную структуру экономики, стимулирует расширение наиболее перспективных отраслей. Сохранение и поддержание конкурентной среды - одна из важнейших задач государственного регулирования в странах с развитой рыночной системой.

Важную роль в рыночном регулировании имеет соотношение спроса и предложения, существенно влияющие на цены. Растет цена- это сигнал к сокращению производства, падает - сигнал к сокращению. В результате стихийные действия предпринимателей приводят к установлению более или менее оптимальных экономических пропорций. Действует регулирующая “невидимая рука”, о которой писал еще Адам Смит: Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им.

В современных условиях экономика управляется не только “невидимой рукой”, но и государственными рычагами, однако регулирующая роль рынка продолжает сохраняться, во многом определяя сбалансированность народного хозяйства.

Функция санирующая. Рыночный механизм – это не благотворительная система. Она и жесткая, и даже жестокая. Ей присуще социальное расслоение, беспощадность по отношению к слабым. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом.

По свидетельству П. Самуэльсона, в США от одной трети до половины всех розничных магазинов прекращают свою деятельность в течение трех лет с момента открытия. Средний цикл малого бизнеса не превышает шести лет. Нередко гибнут в конкурентной борьбе и крупные фирмы. Разумеется, в условиях конкуренции производства и капитала монополизация деформирует санирующий механизм рынка. И все же в капиталистическом мире монополизация нигде не подавляет конкуренцию настолько, чтобы “естественный отбор” прекратился. В повседневной жизни мы все чаще сталкиваемся со словами “конкуренция”, “конкурентная борьба”, “конкурентный рынок”. Первое относится к способам поведения отдельных фирм на рынке, второе – к рыночным структурам и охватывает все аспекты рынка любого товара (такие, как количество фирм, технология производства, типы продаваемых товаров и т.д.), которые влияют на поведение и деятельность фирм. 

Конкурентность рынка – определяется теми пределами, в рамках которых отдельные фирмы способны воздействовать на рынок, т.е. оказывать влияние на условия реализации своей продукции, прежде всего на цены. Чем меньше отдельные фирмы оказывают влияние на рынок, где они реализуют свою продукцию, тем более конкурентным становится рынок. Наивысшая степень конкурентности рынка достигается тогда, когда отдельная фирма не оказывает подобного влияния. В этом случае на рынке товара действует так много фирм, что каждая из них в отдельности никак не воздействует на цену товара, а воспринимает ее как величину, определяемую рыночным способом и предложением. Такой рынок называется совершенно конкурентным. Фирмы, действующие в условиях совершенно конкурентного рынка, не ведут между собой конкурентной борьбы. Если отдельные фирмы в состоянии воздействовать на условия продажи своей продукции (в первую очередь на цены), то они ведут между собой конкурентную борьбу, но рынок уже не считается совершенно конкурентным. Когда группа фирм выпускает и продает одноименные, однородные товары, то считается, что эти фирмы образуют отрасль. Кривая, которая показывает, на какое количество произведенного фирмой товара предъявляют спрос покупатели при каждой цене товара, называется кривой индивидуального спроса фирмы. Если бы отдельная фирма знала свою кривую спроса, то ей не представляло бы труда определить объем продаж и получаемый от этого доход. Если бы при этом были известны и издержки фирмы, то она смогла бы найти соответствующий объем производства и максимизировать прибыль. Но в реальной жизни можно установить рыночный спрос всей отрасли, а не отдельной фирмы. Для того чтобы определить, каковы будут объемы продажи производимого товара при изменении ею цены товара, фирма должна знать, как поведут себя другие фирмы отрасли (поскольку их реакция на действия фирмы, безусловно скажется на уровне продаж), то есть знать структуру рынка.


Рыночные структуры

 

Существуют четыре основных типа рыночных структур. Первая из них носит название совершенной чистой конкуренции, вторая несовершенная конкуренция, третья – олигополия, четвертая - чистая монополия. Характерные черты четырех основных структур рынка приведены в таблице 1 (приложение 1).

 

Совершенная конкуренция

Совершенно конкурентный рынок состоит из многих продавцов, ни один из которых не оказывает никакого влияния на цену, по которой он поставляет продукцию. Хороший пример совершенно конкурентной фирмы являет собой индивидуальный фермер. Он, конечно же, не рассчитывает на то, что продажа им дополнительного бушеля пшеницы, кукурузы или картофеля окажет воздействие на рыночную цену этих товаров, фермер принимает цены такими, какие они есть, и справедливо полагает, что при существующей цене (какой бы она ни была) он может продавать столько, сколько он решает продать.

Совершенно конкурентная фирма принимает цену на свою продукцию как данную, не зависящую от продаваемого ею объема продукции.

Это определение означает, что совершенно конкурентная фирма сталкивается с кривой спроса, подобной той, что показана на рис.1 (приложение 1). Фирма, сталкиваясь с такой кривой спроса, может продавать любое количество продукции, которое она может произвести, по существующем рыночной цене P 0. или по любой более ни экой цене. Но при любой цепе, превышающей Р0 даже на ничтожно малую величину, объем спроса равен нулю. Совершенно конкурентная фирма теряет всех своих клиентов, если она пытается поднять цену. При такой кривой спроса фирма, естественно, принимает P0 как данную и не зависящую от количества продукции, которое она решает продавать. Говорят, что совершенно конкурентная фирма “принимает цену”, являясь “ценополучателем” (а рriсе taker) А так как она принимает рыночную цену как данную, то при выборе объема выпуска в целях максимизации прибыли она будет рассматривать свой выпуск как постoянную величину. Поведение “ценополучателя” достаточно адекватно отражает характер поведения фирм в сельском хозяйстве, рыбной промышленности и некоторых других отраслях, в которых действуют много продавцов, а продуется совершенно стандартная. Другими примерами “ценополучателей” являются определенные подотрасли текстильной промышленности и некоторые производители первичной металлопродукции.

Для возникновения совершенной конкуренции необхо­димы пять условий.

Все продавцы на рынке будут совершен­ными конкурентами, если (1) каждый из них мал относительно рынка в целом, (2) продук­ция является однородной, (3) покупатели хо­рошо информированы о ценах продавцов, (4) продавцы действуют независимо друг от друга и (5) фирмы могут свободно выходить из от­расли и входить в отрасль.

Первое из этих условий гарантирует, что ни одна из фирм не может оказывать заметного влияния на со­вокупный объем предложения. Это условие четко выполняется на рынках сельскохозяйственных про­дуктов. Даже если владелица небольшой фермы утраивает объем производимой пшеницы, то обус­ловленное этим изменение в совокупном объеме предложения пшеницы в США в процентах будет совершенно ничтожным и, следовательно, таким же будет и воздействие, которое индивидуальный про­изводитель мог бы оказать на цену. Поэтому фер­мерша вправе предположить, что цена, по которой она продает, не зависит от продаваемого ею количе­ства. Таким образом, ее поведение является совер­шенно конкурентным.

Второе условие, согласно которому продукт дол­жен быть однородным, гарантирует, что потребите­ли будут столь же счастливы от покупки товара у одного продавца, как и у другого. Продукты на мно­гих рынках являются однородными; соль есть соль, один однофунтовый омар подобен любому другому, а сорта пшеницы и других сельскохозяйственных продуктов отвечают установленным стандартам, тог­да как ни одна картина, написанная маслом, не по­ходит на другую. Если продукты однородны и если выполняется третье условие, согласно которому по­купатели осведомлены обо всех ценах продавцов, то любой продавец, повышающий цену, растеряет всех своих клиентов, т. е. произойдет именно то, что по­казывает кривая спроса на рис 9-la. До тех пор по­ка покупатели хорошо информированы о ценах, ни одна фирма не может запросить больше, чем запра­шивают другие.

Четвертое условие требует, чтобы все фирмы в отрасли действовали независимо. Совершенно кон­курентные продавцы не объединяются для установ­ления соглашения о цене, которую они все назна­чат, или о совокупном объеме предложения, как, например, это сумели сделать члены ОПЕК в сере­дине 70-х годов, когда они действительно контроли­ровали мировые поставки нефти. Конечно, каждая фирма заботится о своем собственном бизнесе, пы­таясь выбрать подходящий объем выпуска (макси­мизирующий ее прибыли) в предположении, что она не может влиять на цену.

Последнее, пятое условие, согласно которому фирмы могут свободно входить в отрасль и выходить из нее, гарантирует, что любая фирма, использующая лучший способ производства, может войти в от­расль и что убыточные фирмы могут по своему же­ланию выйти из отрасли. Свободные вход и выход помогают гарантировать то, что существующие в отрасли фирмы не могут повышать цену посред­ством соглашения о сокращении выпуска, посколь­ку любое повышение цены, вероятно, способствует вхождению новых фирм, которые увеличат объем предложения.

Когда выполняются эти пять условий, сфера пред­ложения рынка является совершенно конкурентной. И лишь немного больше требуется для того, чтобы был совершенно конкурентным рынок в целом

Рынок является совершенно конкурент­ным, если все продавцы в отрасли — совер­шенные конкуренты и имеется много покупа­телей, каждый из которых хорошо информи­рован о ценах продавцов и которые малы от­носительно рынка в целом и действуют неза­висимо.

На совершенно конкурентном рынке имеется мно­жество продавцов и покупателей, ни один из кото­рых не является достаточно крупным для того, что­бы влиять на рыночную цену. Вследствие этого поку­патели и продавцы на конкурентном рынке рас­сматривают цену как неизменную и находящуюся вне их контроля. Чтобы максимизировать свои при­были, продавцы выбирают такой объем выпуска, при котором предельные издержки равняются цене. Однако на несовершенно конкурентных рынках ин­дивидуальные продавцы могут влиять на цену, кото­рую они получают за свою продукцию. Прикидывая, как им максимизировать прибыли, они, естественно, принимают в расчет эту способность. Следовательно, как мы увидим, правило выбора конкурентного объ­ема выпуска Р = МС не годится для максимизации прибыли в условиях несовершенной конкуренции.

В табл. 1 подытожены основные характерные черты трех укрупненных типов несовершенно кон­курентных рынков: монополистической конкурен­ции, олигополии и монополии, имеющих наиболее важное значение на практике, а на графике 2 показана кривая спроса, с которой сталкивается несовершенный конкурент. Далее рассмот­рим каждый из них более подробно. На рынках всех этих трех типов, как и на совершенно конку­рентных рынках, имеется множество продавцов, каждый из которых слишком мал для того, чтобы оказывать заметное влияние на рыночную цену сво­ими собственными действиями. Покупатели, следо­вательно, являются ценополучателями, и их поведе­ние описывается рыночными кривыми спроса.

Самым крайним случаем несовершенной конкурен­ции является монополия, т.е. рынок с единственным продавцом и исключающий возможность вхождения в него других. Например, до начала 80-х годов ком­пания “Объединенные прииски Де Бирс” фактиче­ски контролировала все источники поставок алмазов в некоммунистическом мире. В качестве других при­меров можно привести монополию “Полароид” на моментальную фотографию, единственный бакалей­ный магазин в уединенном маленьком городке и владельцев подавляющей части каналов местного ка­бельного телевидения. В большинстве крупных горо­дов услуги местной телефонной связи и снабжение электричеством также обеспечиваются монополия­ми, но цены, устанавливаемые этими продавцами, регулируются государственными организациями.

В реальной жизни монополия - это всегда во­прос власти над рынком.Можно было бы утверждать, что каждый бакалей­ный магазин является монополистом, поскольку не существует даже двух магазинов с абсолютно одина­ковым ассортиментом продуктов. Однако такой подход к рассмотрению бакалейного бизнеса, как правило, оказывается непригодным, так как цены, назначенные одним магазином, влияют на спрос, с которым сталкиваются другие расположенные по­близости магазины. Истинный же монополист не имеет таких идентифицируемых соперников.

Поскольку монополист является единственным поставщиком некоего товара или вида услуг, цена, которую он получает за свою продукцию, определя­ется рыночной кривой спроса на его продукцию. Поскольку рыночная кривая спроса на алмазы явля­ется убывающей, компания “Де Бирс” знает, что, чем больше алмазов она произведет, тем ниже бу­дет цена, которую она получит за каждый экземп­ляр. Таким образом, сокращая продаваемое ею ко­личество алмазов, она может повышать рыночную цену; “Де Бирс” обладает монопольной властью.

Продавец обладает монопольной властью (или властью над рынком), если он может по­вышать цену на свою продукцию путем огра­ничения своего собственного объема выпуска.

Чтобы обладать некоторой монопольной властью, фирме вовсе не требуется быть монополистом; даже маленькие бакалейные магазинчики в крупных горо­дах имеют какой-то контроль над ценами, которые они назначают. Разница между такими фирмами и, скажем, алмазной монополией “Де Бирс” заключает­ся в мере их власти над рынком; “Де Бирс” обладает большим контролем над ценой своей продукции.

Таблица 1 указывает также на другое важное различие между совершенной конкуренцией и мо­нополией. В условиях совершенной конкуренции не существует никаких препятствий к вхождению в рынок новых производителей. Так, если рыночная цена пшеницы поднимается выше величины долгос­рочных средних издержек ее производства, то фер­меры переключаются с других зерновых культур на пшеницу. Этот процесс направлен на устранение различий в размерах экономической прибыли в со­вершенно конкурентных отраслях. С другой сторо­ны, на монопольных рынках существуют барьеры вхождения, которые делают невозможным проник­новение на рынок любого нового продавца. В силу этого монополия может иметь значительный при­ток прибыли.

Монополистическая конкуренция

Как подразумевает само название, монополистиче­ской конкуренции свойственны черты как монопо­лии, так и совершенной конкуренции. Как и в условиях монополии, каждая фирма производит продукцию, которую покупатели полагают отличной от продукции всех других продавцов. Однако здесь имеет место и конкуренция, поскольку множество других продавцов предлагают близкие, хотя и не полностью взаимозаменяемые, продукты. По суще­ству монополистическая конкуренция — это совер­шенная конкуренция плюс дифференциация про­дукции.

Рынок характеризуется дифференциацией продукции тогда, когда покупатели рассматри­вают продукты конкурирующих продавцов как близкие, но не полностью взаимозаменяемые.

Дифференциация продукции дает каждому монопо­листическому конкуренту некоторую власть над рынком, так как каждый конкурент может слегка повышать цену, не теряя при этом всех своих тра­диционных покупателей. Например, в штате Канзас имеется множество фермеров, выращивающих пше­ницу, а в Канзас Сити имеется множество рестора­нов, но пшеница повсюду одинакова (или одна и та же), а рестораны разные. Таким образом, фермер­ша, производящая пшеницу, вовсе ничего не про­даст, если попытается назначить цену хоть на пенни выше существующей рыночной цены, тогда как вла­делец ресторана может слегка варьировать цены в меню, не вызывая при этом громадных изменений в спросе на свои фирменные блюда. Тем не менее, он не обладает большой монопольной властью, если в городе есть множество других подобных мест, где можно поесть.

Там, где дифференциация продукции возможна, продавцы должны четко решать, какие из продуктов производить, и они могут прийти к заключению о выгодности рекламы. Возможность дифференциации продукции ставит также новые и трудные проблемы эффективности. Является ли оптимальным ассорти­мент производимых в условиях монополистической конкуренции продуктов? Являются ли оптимальны­ми с общественной точки зрения расходы продавцов на рекламу?

В условиях монополистической конкуренции, как и в условиях совершенной конкуренции, не сущест­вует барьеров для вхождения в рынок новых фирм. Открыть новый ресторан, бензоколонку или аптеку в большинстве крупных городов не составляет тру­да. Но поскольку барьеры вхождения отсутствуют, фирмы в монополистически конкурентных отраслях не рассчитывают на получение значительной прибы­ли в долгосрочном периоде.

Олигополия

Олигополия подразумевает наличие нескольких про­давцов. Олигополистический рынок — это такой ры­нок, на котором большая часть выпускаемой продук­ции производится горсткой крупных фирм, каждая из которых достаточно велика для того, чтобы оказы­вать влияние на весь рынок своими собственными действиями. Автомобильная, сталелитейная промыш­ленность и отрасль по производству крупяных изде­лий для завтрака являются олигополиями. Отдельные олигополисты могут сами влиять на цену, как и при монополии, но пена определяется действиями, пред­принимаемыми всеми продавцами, как и при совер­шенной конкуренции. Это обусловливает большую сложность решений олигополистов по сравнению с решениями фирм на других типах рынков. Каждой фирме приходится вырабатывать решения не только относительно того, как будут реагировать покупатели на ее действия, но также и относительно того, как на это откликнутся другие фирмы в отрасли, поскольку их ответная реакция будет влиять на прибыли фир­мы. Например, если фирма “Дженерал моторз” на­меревается повысить цену, она должна предвидеть ответную реакцию Форда, Крайслера и прочих своих соперников, с тем чтобы "рассчитать итоговые изме­нения в объемах своих продаж.

На олигополистических рынках продукция мо­жет быть дифференцированной, как в случае с авто­мобилями или изделиями из круп для завтрака, или почти идентичной, как в случае со сталью и алюми­нием. Если дифференциация продукции возможна, фирмы должны побеспокоиться о дизайне и рекла­ме продукции. Чтобы рассчитать последствия изме­нений этих переменных, как и последствия измене­ний цены, олигополист должен предвидеть вероят­ную реакцию своих соперников.

Олигополия занимает промежуточное положение между монополией и конкуренцией и в другом ас­пекте. В условиях, когда конкуренция является со­вершенной, барьеры вхождения в рынок отсутству­ют, а монополия не оставляет возможности для проникновения других фирм. На олигополистических рынках обычно существуют некоторые барье­ры вхождения, но они не столь жестки для того, чтобы сделать его абсолютно невозможным. Чем слабее барьеры вхождения, тем более вероятно, что отрасль, в которой продавцы, занимающие прочное положение, получают высокие прибыли, будет при­влекать новые фирмы, и, следовательно, тем ниже будут прибыли в отрасли в долгосрочном периоде.

 

 

Основные черты рынка жилья

 

Рынок жилья - это совокупность экономических отношений, которые складываются в сфере обмена по поводу реализации и купли жилья. Нет другого товара (разве что хлеб), который бы до такой степени определял жизнь каждой семьи. Эту сторону дела искусно использовали коммунисты, вообще “изгнав” жильё из товарного мира. Другие две причины - техническая сложность рынка жилья и тесная связь его с рынком земли. Жильё нельзя производить и продавать как пакеты с молоком: здесь мы имеем дело, по существу, уже с рынком капитала, частью инфраструктуры.

Экономическая наука оказалась бессильной ответить на этот вызов, не смогла раскрыть природу жилья - как блага одновременно и экономического и социального, то есть подчиненного двум разным видам законов. Правда, начиная с середины 70-х годов в СССР предпринимались робкие попытки сформулировать понятие социального гарантированного минимума жилищной обеспеченности (С.Шаталин и др.). Однако в ходе рыночных преобразований они были отброшены, как и другие важные догадки советских экономистов.

Жильё, по существу, “выпало” из первых программ перехода к рынку в России (“400 дней”, “500 дней”). Не был задействован огромный макроэкономический потенциал жилищного сектора, Более того, из-за необоснованного замораживания квартплаты, именно жильё стало мощным фактором дальнейшей дестабилизации. Достаточно сказать, что затраты на его содержание и ремонт (в госжилфонде) оплачивался нанимателями (по состоянию на ноябрь 1995г.) лишь на 15%, а коммунальные услуги на 20%.[1]

Столкнувшись с политической и технической невозможностью “обвального” перехода к жилищному рынку, реформаторы решили пойти по пути психологической “перековки” масс путём приватизации существующего квартирного фонда. Но и здесь нет особой ясности по сей день. Люди не могут чётко уяснить себе, а что собственно, даёт им эта приватизация.

И тем не менее летом 1993г. эксперты в области жилищного строительства согласились с тем, что в сферах строительства, финансирования и распределения жилья наметился определенный сдвиг в сторону рыночных преобразований. Процесс становления рынка жилья в России в настоящее время зависит от множества факторов, в том числе налоговой политики, распределения доходов и жилищных условий, уровня квартирной платы в муниципальном жилищном фонде, темпов инфляции, динамики изменений в структуре рабочих мест и т.д.

Нынешнее состояние рынка жилья характеризуется наличием двух составляющих:

а) собственно процесса приватизации жилья как своеобразного первичного рынка, на котором единственный продавец - государство представлен своими властными структурами;

б) вторичного рынка, на котором действуют множество и продавцов и покупателей; здесь продавцами выступают физические и юридические лица, предлагающие на продажу те или иные совокупности прав на жильё.

В настоящее время новые основы федеральной жили



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.132.66 (0.072 с.)