Кому что нужно?» (картинки). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кому что нужно?» (картинки).



Подбираются карточки стольких групп, сколько детей участвует в игре. В группах должно быть одинаковое количество карточек.

Каждый ребенок получает одну карточку из какой-либо группы.

Остальные картинки находятся у ведущего. Он поясняет, что у него карточки различных групп (овощей, цветов, животных и пр.).

Ребенок должен собрать именно ту группу картинок, к которой относится изображенный на его карточке предмет.

Ведущий, беря карточку из стопки, называет ее и спрашивает: «Кому нужен лук?»

Ребенок, имеющий что-либо из овощей, отвечает: «Мне, у меня овощи» - получает эту карточку.

Если ребенок ответил неправильно, ведущий спрашивает его, забирая одну из его картинок (эта карточка уже не участвует в игре). Также ведущий забирает себе карточку и в том случае, если никто из детей ее не потребовал. Проигрывает тот, у кого в конце игры окажется меньше всего карточек.

Что исчезло?»

Количество игроков: любое

Дополнительно: картинки или мелкие предметы

На столе раскладывают несколько предметов или картинок. Ребенок рассматривает их, затем отворачивается. Взрослый убирает один предмет. Ребенок смотрит на оставшиеся предметы и называет, что исчезло.

Работа с родителями.

·   Оформление тематического стенда «Развитие памяти детей 5-6-лет».

·   Совместная группа консультирования на тему «Особенности развития памяти детей старшего дошкольного возраста».

·   Домашнее задание родителям: выдача на дом литературы по развитию памяти.

Контрольный эксперимент.

Цель контрольного эксперимента: выявить уровень накопленных навыков словесно-логической памяти у детей старшего дошкольного возраста.

В контрольном эксперименте я провела повторную диагностику по методике А.Н. Леонтьева.

Проверка уровня у детей старшей группы по развитию словесно-логической памяти проводилась в апреле месяце 2012 года.

В контрольном эксперименте мы использовали методику изучения словесно-логической памяти, разработанную А.Н. Леонтьевым. Предлагается 5 слов и 16 карточек. Слова: пожар, дождь, труд, ошибка, горе.

Карточки: столовый прибор, школьная доска, булочная, расческа, солнце, глобус, кувшин, петух, забор, детские штанишки, лошадь, уличный фонарь, ботинки, часы, заводские трубы, карандаш. (Приложение 1)

Проведение исследования предполагает, что психолог с участием ребенка разложит на столе карточки, уточнит, знакомы ли ему наиболее трудные из них. Затем дается инструкция: «Сейчас ты будешь запоминать слова. Я буду говорить тебе слово, а ты, чтобы легче его запомнить, будешь выбирать какую-нибудь одну из этих карточек, но такую, которая потом поможет тебе вспомнить это слово. Слова, которые я буду тебе говорить, нигде здесь не нарисованы, но всегда можно найти такую карточку, которая сможет напомнить тебе это слово».

Первым предъявляется слово «пожар». Если ребенок в течение 15 секунд не начинает работу, возможно не понимая инструкцию, карточка со словом предъявляется повторно, в уточненном варианте: «Тебе надо запомнить слово “пожар''. Посмотри внимательно, какая карточка сможет напомнить тебе про пожар».

Если в течение 30 секунд ребенок не сможет сделать выбора, то ему дается урок на примере слова «пожар» - берется карточка с изображением заводских труб и поясняется: «Видишь, здесь нарисованы заводские трубы, из них идет дым. Этот дым и напомнит тебе потом про слово “пожар”, потому что при пожаре всегда бывает дым».

Затем последовательно предъявляются слова «дождь», «труд», «ошибка», «горе». На выбор карточки отводится время до 1 минуты. Если за это время выбор не произведен, предъявляется следующее слово. Никакой обучающей помощи больше не оказывается, возможна лишь организующая помощь: «Подумай, какая карточка сможет напомнить тебе слово…?». После выбора каждой каточки необходимо спрашивать ребенка объяснения связи «Как тебе эта карточка напоминает про слово…?». Обязательно фиксируется время каждого выбора.

Критерии оценки, используемые нами по методике А.Н. Леонтьева:

Высокий уровень: ставится тогда, когда ребенок понимает инструкцию, находит опосредующие символы, способен объяснить свой выбор, запоминает и воспроизводит все 5слов.

Средний уровень: ставится тогда, когда ребенок при помощи взрослого находит опосредующие символы, может объяснить их выбор и воспроизводит 4-5 слов.

Низкий уровень: ставится тогда, когда ребенок с трудом справляется с заданием и не может справиться без помощи взрослого.

Методика "Запомни пару"

Цель исследования: выявление уровня развития словесно-логической памяти методом запоминания двух рядов слов.

Оборудование: два ряда слов; в первом ряду между словами существуют смысловые связи, во втором ряду они отсутствуют.

Первый ряд:

кукла - играть,

курица - яйцо,

ножницы - резать,

лошадь - сани,

книга - читать,

бабочка - муха,

щетка - зубы,

барабан - палочки,

снег-зима,

корова - молоко.

Второй ряд:

жук - кресло,

компас - клей,

колокольчик - стрела,

синица - сестра,

лейка - трамвай,

ботинки - самовар,

спичка - стакан,

шляпа - пчела,

рыба - пожар,

пила - яичница

Описание методики: экспериментатор читает испытуемому 10 пар слов исследуемого ряда (интервал между парой - 5 секунд). Через 10 секунд. Испытуемый, говорит запомнившиеся слова правой половины ряда. Обработка и интерпретация данных: Результаты опыта записываются в таблицу.

Критерии оценки, используемые нами по методике «Запомни пару»:

От 7-10 слов - высокий уровень,

От 4-6 слов - средний уровень,

Ниже 3 слов - низкий уровень.

Уровень приобретённых знаний у детей экспериментальной группы (контрольный эксперимент)

 

И.Ф. детей «пожар» «дождь» «труд» «ошибка» «горе» Пара слов Уровень развития словесно-логической памяти
Алина В. - + - + + 6 Средний
Вика Л. + - - + + 6 Средний
Даша Д. - + - + + 7 Средний
Денис Ш. + + + - - 4 Средний
Дима М. + - - + + 5 Средний
Егор В. + - - + + 8 Средний
Ксюша Ж. - + + + - 7 Средний
Саша Л. - + - - + 9 Низкий
Серёжа Б. + + + - + 6 Средний

 

Уровень обозначения:

«+» - Хорошо;

«-» - Удовлетворительно.

В таблице видно, что уровень приобретённых знаний у детей экспериментальной группы вырос. 88% детей имеют средний уровень и 12% (т. е. 1 ребёнок) остался на низком уровне, по причине болезни.

 


Уровень приобретённых знаний у детей контрольной группы (контрольный эксперимент)

 

 И.Ф. детей «пожар» «дождь» «труд» «ошибка» «горе» Пара слов Уровень развития словесно-логической памяти
Алина К. + + + + + 9 Высокий
Арина А. - + - + + 6 Средний
Витя Л. + - + + + 9 Высокий
Диана Ф. - + + + + 8 Высокий
Ксюша С. + + + + + 9 Высокий
Олег Г. + + - + + 10 Высокий
Серёжа Т. + + - + + 7 Средний
Соня Г. + - + + + 10 Высокий
Таня М. + + + + - 10 Высокий

 

Условные обозначения:

«+» - Хорошо;

«-» - Удовлетворительно.

В контрольном эксперименте видно, что уровень приобретённых знаний у детей контрольной группы со средним уровнем составляет 22%, с высоким 78%.

Высчитав в процентном отношении, мы получили результаты, которые отобразили в диаграмме.

 


Уровень приобретённых знаний у детей старшего дошкольного возраста (контрольная группа)

 

 

Контрольный эксперимент показал, что дети экспериментальной группы повысили результаты. 82% детей имеют средний уровень. 12% (т. е. 1 ребёнок) остался на низком уровне по причине болезни.

В контрольной группе 22% детей имеют средний уровень и 78% высокий уровень.

Сравнив результаты констатирующего и контрольного эксперимента, мы получили следующие данные в процентном отношении: у экспериментальной группы уровень развития словесно-логической памяти в контрольном эксперименте вырос до 78%, а у контрольной группы на 23%.

 

Вывод по главе 2

 

В результате проведенных методик, делаем вывод о том, что словесно-логическая память детей старшего дошкольного возраста, является достаточно развитой. Следует сделать вывод о том, что характеристики памяти у детей дошкольников значительно зависят от индивидуальных особенностей.

На основании проведенного исследования, можно прийти к выводу, что у детей пяти - шестилетнего возраста, словесно-логическая память является формирующим видом памяти, ее продуктивность зависит от содержания запоминаемого материала.

Таким образом, экспериментальная работа, проведённая на базе детского сада «Ёлочка» у детей старшего дошкольного возраста удалась, учитывая то, что по результатам формирующего эксперимента, дети значительно повысили свои результаты в контрольном эксперименте. У экспериментальной группы уровень развития словесно-логической памяти в контрольном эксперименте вырос до 78%, а у контрольной группы на 23%.

 


Заключение

 

В феврале 2012 года на базе старшей группы МДОУ Детский сад N230 «Ёлочка» г. Кирова, был проведен констатирующий эксперимент, в котором принимало участие восемнадцать детей пяти - шестилетнего возраста.

В соответствии с поставленными задачами было проведено исследование по определению уровня развития словесно-логической памяти.

Исследование состояло из двух методик: методика изучения словесно-логической памяти, разработанная А.Н. Леонтьевым и методика «Запомни пару», с целью определения уровня развития словесно-логической памяти у дошкольников.

В эксперименте принимало участие 18 детей в возрасте от 5 до 6 лет. Анализ результатов показал, достаточно большой разброс результатов.

На основании проведенных экспериментов сформирован вывод, что у детей пяти - шестилетнего возраста словесно-логическая память является формирующим видом памяти, ее продуктивность зависит от содержания запоминаемого материала.

 


Список литературы

 

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания [Текст]: учебное пособие / Б.Г. Ананьев. - СПб.: Просвещение, 2001. - 316с.

2. Блонский П.П. Память и мышление [Текст]: учебное пособие / П.П. Блонский. - М.: Просвещение, 1964. - 304с.

.   Возрастные особенности психического развития детей [Текст]: учебное пособие / под ред. И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной. - М.: Просвещение, 1982. - 365с.

.   Выготский Л.С. Собрание сочинений [Текст]: учебное пособие / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1982. - 84с.

.   Венгер Л.А.Психология [Текст]: учебное пособие / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 1999. - 347с.

.   Гиппенрейтер Ю.Б. Основы психологии [Текст]: учебное пособие / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: Просвещение, 1988. - 156с.

.   Зинц Р. Обучение и память [Текст]: учебное пособие / Р. Зинц. - М.: 1989. - 437с.

.   Истомина З.М. Развитие памяти [Текст]: учебное пособие / З.М. Истомина. - М.: Просвещение, 1978. - 435с.

.   Истомина З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников [Текст]: Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / З.М. Истомина. - М.: Просвещение, 1981. - 536с.

10. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости [Текст]: учебное пособие / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 464с.

11. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти [Текст]: учебное пособие / А.Р. Лурия. - М.: Просвещение, 1994. - 215с.

.   Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество [Текст]: учебное пособие / В.С. Мухина. - М.: Издательский центр Академия, 1997. - 305с.

.   Немов Р.С. Психология [Текст]: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Р.С. Немов. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 608с.

.   Никитин Б. Развивающие игры [Текст]: учебное пособие / Б. Никитина. - М.: Просвещение, 1994. - 342с.

.   Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении [Текст]: учебное пособие / П.И. Пидкасистый. - М.: Просвещение, 1992. - 215с.

.   Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога [Текст]: учебное пособие / Е.И. Рогов. - М.: Пресс, 2001. - 314с.

.   Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти [Текст]: учебное пособие / А.А. Смирнов. - М.: Просвещение, 1966. - 415с.

.   Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей [Текст]: Популярное пособие для родителей и педагогов / Л.Ф. Тихомирова. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 192с.

.   Эльконин Д.Б. Детская психология [Текст]: учебное пособие / Д.Б. Эльконин. - М.: Академия, 2004. - 383с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.0.24 (0.036 с.)