Решение вопросов трудоустройства на современном уровне 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Решение вопросов трудоустройства на современном уровне



 

По словам руководства Пушкинского центра занятости, услуги оказываемые службой занятости остаются по-прежнему востребованными. Только за период с февраля по март 2011 года рынок рабочей силы составил 6 тыс. 744 человека, что на 11% больше, чем за этот же период прошлого года. В числе основных категорий, составивших рынок труда работники, высвобожденные с предприятий и организаций; лица, уволенные по причине текучести кадров; выпускники учебных заведений; лица, незанятые трудовой деятельностью; ищущие работу - из числа экономически неактивного населения района. Всего численность граждан, воспользовавшихся услугами центра занятости, составила 1141 человек. В том числе по вопросу трудоустройства обратилось 622 человека, трудоустроено при содействии центра занятости 282 человека. На сегодняшний день на учете в Пушкинском центре занятости населения состоит 515 безработных граждан.

Среди безработных самый большой процент (около 60%) приходится на долю женщин. Особую нишу занимает молодежь в возрасте 16-29 лет (20,1%) и инвалиды (14,3%). Большой проблемой также остается несоответствие наличия вакантных мест для безработных в разрезе профессий. Вакансии по рабочим профессиям составляют 67%, а из числа состоящих на учете в центре занятости безработных 64,4% имеют высшее и среднее профессиональное образование. Эта проблема напрямую связана с нежеланием работодателей сотрудничать со службой занятости.

Количество предприятий, состоящих на учете в базе данных центра занятости населения, составляет 1196, из которых лишь 141 предприятие имеет активные вакансии. Кроме того, в Пушкинском районе осуществляет свою деятельность около 9 тысяч предприятий. Предприятия не подают свои вакансии, несмотря на то, что Федеральный закон о занятости от 19 апреля 1991 года ст. 25 п. 3, предписывает, что предприятия обязаны ежемесячно предоставлять информацию о свободных вакантных местах. И так как, по всей вероятности, соблюдение этого закона никак не отслеживается государством, то и сама ситуация не может быть решена службами занятости.

Средняя заработная плата представленных вакансий составляет 16085 рублей, в то время как уровень средней зарплаты по Пушкинскому району - 24500 тыс. рублей. Предприятия не обязаны подавать в Центр занятости высокооплачиваемые вакансии, вследствие чего они часто подают вакансии с очень низким уровнем зарплаты.

В целях содействия трудоустройству населения города Пушкино и Пушкинского района центр занятости продолжает реализовывать программы активной политики занятости, в число которых входят: организация общественных работ; временное трудоустройство безработных граждан; трудоустройство выпускников средних профессиональных образовательных учреждений в возрасте от 18 до 20 лет; временное трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время и в период каникул; профессиональное обучение граждан с целью получения новой профессии либо повышения уровня квалификации. Только в январе текущего года на профобучение по профессиям: бухгалтер, оператор ЭВМ, водитель категории С, медицинская сестра, повар и специалист по кадрам было направлено 26 человек.

Одной из наиболее эффективных форм оказания социальной поддержки безработным продолжают оставаться общественные работы. Они предоставляют безработным возможность получать зарплату и адаптироваться в сложившейся ситуации к новым условиям на рынке труда. Несмотря на прямую выгоду этой ситуации для работодателя: шанс присмотреться к работнику, заключая с ним договор на два месяца с последующим принятием решения, о его трудоустройстве на постоянное время, некоторые предприятия не соглашаются принимать людей на данный вид деятельности. Свой отказ они мотивируют дополнительной нагрузкой, связанной с оформлением процедуры трудоустройства безработного (договоров и прочих документов). В настоящее время в общественных работах задействованы лишь пятеро безработных ЦЗН.

Среди основных направлений по трудоустройству населения Пушкинского района, особое внимание специалистами службы занятости уделяется временному трудоустройству несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет. Подобная деятельность позволяет подросткам с пользой провести время летних каникул, облагородив территорию города и заработав деньги на личные расходы. Данные мероприятия осуществляются в районе уже не первый год совместно с администрацией Пушкинского муниципального района, города Пушкино и Управлением по образованию путем заключения договоров о трудоустройстве молодежи на временные работы. В 2011 году, в период летних каникул планируется таким образом трудоустроить 640 подростков.

Наиболее эффективной формой работы центра занятости является также мероприятия по проведению ярмарок вакансий, главным достоинством которых является предоставление возможности безработным гражданам и заинтересованным в поиске подходящей работы ознакомиться со всеми предоставляемыми в базе данных вакансиями, подробно обсудить с представителями фирм и предприятий требования и условия трудоустройства. Работодатели, в свою очередь, также могут ознакомиться с базой данных и принять участие в личной беседе с претендентами на заявленные вакансии. Одна из подобных ярмарок была запланирована и проведена 18 марта 2011 года. Межрегиональная ярмарка вакансий была ориентированна на взрослое население и построена так, чтобы каждый посетитель смог непосредственно пообщаться с представителями работодателей различных организаций, получить консультации специалистов службы занятости и составить объемное представление о состоянии рынка труда, не только в Пушкинском районе, но и других муниципальных образований ближнего Подмосковья и Москвы.

В Межрегиональной ярмарке вакансий приняли участие 35 организаций, представившие 10 основных отраслей экономики: промышленность - 8 ед., здравоохранение, образование и культура - 5 ед., торговля и общественное питание - 7 ед., строительство - 2 ед., банки, финансовые услуги - 1 ед., сфера услуг - 5 ед., коммунальные услуги - 1 ед., сельское хозяйство 1 ед.

В работе Ярмарки приняли непосредственное участие представители 6 государственных центров занятости, располагавшие информацией о 13288 вакансиях, что составило 96,3% от общего числа представленных вакансий на Ярмарке. Представителями этих государственных центров были: г. Королев - 459 вакансий, Ивантеевка - 212, Мытищи - 532, Сергиев-Посад - 1121, Москва (СВАО) - 10596, Щелково - 368.

Число посетивших Ярмарку составило более 392 человек. Каждый посетитель смог проконсультироваться в среднем у трех специалистов.

По итогам Ярмарки получили предложение о трудоустройстве со стороны представителей организаций и достигли предварительной договоренности по работе 227 человек, что составило приблизительно 57,9% от общего числа обратившихся. Этот коэффициент является одним из главных показателей, свидетельствующих о результативности подобных мероприятий.

Для молодой категории граждан в начале апреля текущего года планируется мероприятие по проведению дня открытых дверей для учебных заведений. Такие мероприятия проводятся в центре занятости регулярно два раза в год для учеников выпускных классов. В дне открытых дверей принимают участие учебные заведения среднего профессионального образования различных направлений.

Одним из приемов ЦЗН по трудоустройству выпускников, с целью приобретения ими опыта работы, является их стажировка. В случае приема на стажировку выпускника предприятие выплачивает ему заработную плату, получая возмещение минимального размера оплаты труда плюс начисления на фонд оплаты труда на этого выпускника, а наставник дополнительно получает половину минимального размера труда за наставничество. Однако предприятия нечасто соглашаются брать на работу выпускников, объясняя свой отказ отсутствием у молодых специалистов опыта работы. В такой ситуации вопрос получения опыта и навыков работы для молодых специалистов по-прежнему остается решенным не до конца.

Помимо работы по основным направлениям содействия занятости населения, стоит упомянуть и о специальной программе по снижению напряженности на рынке труда, в которой центр занятости г. Пушкино успешно принимает участие уже не первый год. На территории Российской Федерации данная программа действует уже третий год. Пушкинский центр занятости принимает участие в этой программе два года, и если раньше особое внимание уделялось общественным работам, то в этом году будут проходить мероприятия по созданию рабочих мест для инвалидов, наиболее проблемной категории граждан в отношении трудоустройства. В случае приема на работу человека, имеющего инвалидность, работодатель гарантированно получает безвозмездно 50 тыс. рублей за каждое предоставленное рабочее место.

Служба занятости ведет активную политику в отношении трудоустройства безработного населения, однако, часто только ее компетенции бывает недостаточно для эффективного регулирования вопросов занятости. Успех проводимых мероприятий в отношении трудоустройства граждан различных категорий и возрастов может быть достигнут в результате:

) активного взаимодействия центра занятости и организаций, предоставляющих свои вакансии на рынок труда;

) осуществления контроля со стороны государства за исполнением руководством организаций и предприятий закона о занятости, касающегося социально незащищенных слоев безработного населения;

) решения вопроса дополнительного финансирования мероприятий, направленных на содействие безработным гражданам в трудоустройстве.

Оценка ситуации занятости Пушкинского района и анализ деятельности службы по содействию трудоустройству населения на современном этапе, позволили сделать определенные выводы по проделанной работе и принять решение в отношении улучшения качества оказания услуг, предоставляемых ЦЗН.

Служба занятости является объектом социальной сферы и преследует в своих целях обеспечение на территории Пушкинского района и города Красноармейска государственных гарантий в области трудоустройства населения и оказание государственных услуг в сфере содействия занятости и защиты от безработицы.

Для достижения поставленных целей ЦЗН оказывает, в установленном законодательством Российской Федерации и Московской области порядке, различные услуги по содействию занятости населения, от профориентации граждан и оказания им психологической поддержки до устройства их на временное или постоянное место работы. Немаловажным фактором успеха на данном этапе является правильный моральный настрой безработного гражданина в сложившейся ситуации, заинтересованности его в активном поиске подходящей работы. Часто трудности в этом отношении возникают с трудоустройством таких категорий граждан, как инвалиды и молодежь в возрасте до 20 лет. Несмотря на квотирование рабочих мест для данной категории граждан согласно закону о занятости населения Московской области, это не решает проблем их трудоустройства. Большинству организаций, удается с успехом его обойти, избежав наказания со стороны государства. Незаинтересованность работодателей в подобной рабочей силе в качестве будущих сотрудников их предприятий объясняется нежеланием трудоустраивать лиц с ограниченными возможностями и без опыта работы. Выходом из сложившейся ситуации может служить профориентация безработных граждан с последующим обучением и обеспечением их временной занятостью.

В целях содействия трудоустройству службой занятости также активно практикуется политика самозанятости населения, заключающаяся в оказании материальной поддержки безработным гражданам для открытия собственного дела.

Для активного содействия трудоустройству служба занятости 3-й год работает по программе снижения напряженности на рынке труда Московской области, утвержденной правительством РФ после обострения обстановки на рынке труда. Основные положения программы направлены на применение активных мер по содействию занятости населения. Например, в период с 2009 по 2010 год основной упор был сделан на организацию общественных и временных работ, профобучение безработных граждан и содействие в самозанятости. В 2011 году ориентиры несколько изменились, и приоритетным стало трудоустройство инвалидов и членов их семей; стажировка выпускников на предприятиях; опережающее профессиональное обучение и стажировка женщин, работающих на вредном производстве с целью их вывода оттуда.

При условии достаточного финансирования и контроля со стороны государства, а также готовности к сотрудничеству со стороны работодателей, данная программа может быть успешно реализована.

Согласно данным годовых отчетов по трудоустройству населения в период с 2008 по 2011 год уровень безработицы двигался по нисходящей.

год, ознаменованный началом мирового экономического кризиса, привел к резкому увеличению численности безработного населения особенно среди женщин (69,8%), молодежи в возрасте 16-29 лет (32,2%) и лиц, имеющих инвалидность (10,8%).

Пик напряженности в отношении безработицы пришелся на 2009 год. Услугами службы занятости в 2009 году воспользовались более 20 тысяч человек, в том числе по вопросам трудоустройства - 6793 человека, из которых лишь 4415 были трудоустроены. Из общего числа трудоустроенных граждан 894 человека работали на условиях временной занятости. Общий уровень безработицы на 01 января 2010 года по Пушкинскому району повысился на 1,1% по сравнению с прошлым годом и составил 4,1%.

С наступлением 2011 года на рынке труда отмечается положительная динамика в отношении снижения уровня безработицы, что связано, прежде всего, с некоторым улучшением в экономике страны. За период 2010 года уровень рынка рабочей силы района снизился на 11,2% и составил 14783 человека (в отличие от 2008 года - 16,5 тысяч человек). В течение отчетного периода специалистами службы занятости района было трудоустроено 3351 человек, что соответствует 68,2% от числа обратившихся за государственной услугой поиска подходящей работы (в 2009 году этот показатель составил 64,9%). В то время как статус безработного был присвоен 1498 гражданам, что на 46,9% меньше, чем за 2009 год. Численность безработных, состоящих на учете на 01 января 2011 года, уменьшилась на 55,1% по сравнению с прошлым годом и составила 519 человек. В связи с чем, уровень регистрируемой безработицы также снизился на 0,5%. Общий уровень безработицы по сравнению с прошлым годом также претерпел изменения в отношении снижения своих показателей с 4,1% до 3,0%.

Не смотря на общую положительную динамику, просматривающуюся в снижении общего уровня численности безработных, остается открытой проблема трудоустройства инвалидов, связанная с длительным пребыванием их (более 8 месяцев) без работы и несоответствие наличия вакантных мест и безработных в разрезе профессий, особенно среди женской половины населения, наименее защищенной на рынке труда.

На сегодняшний день препятствием центру занятости для успешного осуществления своей деятельности служит:

недостаток финансирования служб занятости;

незаинтересованность в сотрудничестве руководителей предприятий и организаций Пушкинского района, выражающаяся в предоставлении невостребованных, низкооплачиваемых вакансий, отказе в трудоустройстве социально незащищенных категорий безработных граждан;

отсутствие необходимой квалификации и компетенции у граждан, ищущих работу;

недостаток внимания со стороны сотрудников к возможным аспектам по улучшению эффективности деятельности центра, в частности это касается активной работы в сфере профориентации (составление качественного резюме, акцент на работе с картами профилирования); рассмотрение перспективы создания собственного сайта для осуществления дистанционной связи с населением;

отсутствие необходимого контроля со стороны государства за соблюдением закона о занятости работодателями в отношении трудоустройства социально незащищенных граждан.

Соотнесение сделанных выводов с современной ситуацией на рынке труда позволило прийти к мнению об улучшении ситуации занятости в социально-экономическом плане, что отразилось в 3-й главе представленной дипломной работы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.120 (0.014 с.)