Контрольный этап исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контрольный этап исследования



Цель: Выявить уровень сформированности коммуникативно-речевой готовности у детей экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе исследования. Определить эффективность комплексного использования методик, занятий и коррекционных игр.

Контрольный этап исследования проходил в марте 2009 года, в эксперименте участвовали экспериментальная и контрольная (по 10 детей), МОУ ДОУ №31. За основу взяли методику Н.Г. Смольниковой, Е.А. Смирновой [23, с.22].

Нами были выделены следующие умения и уровни:

1. Собственно речевые умения:

вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими);

поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении, переспрашивать; доказывать свою точку зрения; выражать отношение к предмету разговора - сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать; высказываться логично, связно;

говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.

. Умения речевого этикета. В речевой этикет включаются: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др.

. Умение общаться в паре, группе из 3 - 5 человек, в коллективе.

. Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.

. Неречевые (невербальные) умения - уместное использование мимики, жестов.

Уровни:

Оптимальный уровень - 5 баллов;

Высокий уровень - 4 балла;

Средний уровень - 3 балла;

Низкий уровень - 1-2 балла.

Результаты, полученные на контрольном этапе исследования, занесли в таблицы 3 и 4.

 

Таблица 3 - Умения, обнаруженные на контрольном этапе исследования у дошкольников экспериментальной группы

Имя, возраст Собственно речевые умения Умения речевого этикета Умение общаться в паре, группе Умение общаться для планирования совместных действий Неречевые умения Баллы, уровень
1. Богдан _ + + + _ 5б.- О
2. Валя _ + _ + _ 3б.- С
3. Гриша + _ + + _ 4б.- В
4. Ильяс _ + _ _ + 3б.- С
5. Кира + + + _ _ 5б.- О
6. Ландыш _ + _ + _ 3б.- С
7. Мадина + _ _ + _ 4б.- В
8. Нелля + + _ + _ 4б.- В
9. Олег - _ + + _ 4б.- В
10. Римма _ + + + + 5б.- О

 

Таблица 4 - Умения, обнаруженные на контрольном этапе исследования у дошкольников контрольной группы

Имя, возраст Собственно речевые умения Умения речевого этикета Умение общаться в паре, группе Умение общаться для планир. совм. дейст. Неречевые умения Баллы, уровень
1. Алексей _ _ + + + 3б.- С
2. Влад + + + _ _ 3б.- С
3. Гоша _ + _ _ + 2б.- Н
4. Дарья + _ + + _ 3б.- С
5. Зоя _ + + _ _ 2б.- Н
6. Инна + _ + + _ 3б.- С
7. Клара _ + + + + 4б.- В
8. Люда + _ + _ + 3б.- С
9. Наиль + _ + + + 4б.- В
10. Рада _ + + + + 3б.- С

 


Полученные уровни сформированности коммуникативно-речевых умений на контрольном этапе исследования у детей экспериментальной и контрольной групп, занесем в диаграммы 3 и 4.

 

Диаграмма 3 - Уровни сформированности коммуникативно-речевых умений на контрольном этапе исследования у детей экспериментальной группы

 

Диаграмма 4 - Уровни сформированности коммуникативно-речевых умений на контрольном этапе исследования у детей контрольной группы


На контрольном этапе исследования у детей экспериментальной группы обнаружены отличные результаты по сформированности коммуникативно-речевых умений, в контрольной группе результаты практически не изменились.

Оптимальный уровень сформированности коммуникативно-речевых умений выявлен у 30% детей экспериментальной группы, в контрольной группе - 0%;

Высокий уровень показали - 40% детей экспериментальной группы и 20% детей контрольной группы.

Средний уровень сформированности коммуникативно-речевых умений показали 30% экспериментальной и 60% детей контрольной групп.

Низкий уровень в экспериментальной группе не обнаружен, в контрольной группе данный процент составил - 20%.


Заключение

Система дошкольного образования в настоящее время ориентирована на подход к ребенку как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении ее интересов и прав. Образовательная работа с детьми направлена на обеспечение условий, открывающих ребенку возможность самостоятельных действий по освоению окружающего мира. При данном подходе особую значимость приобретает проблема взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми, что доказывает актуальность исследуемой нами темы.

Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном детстве по двум взаимосвязанным направлениям.

Во-первых, совершенствуется ее практическое употребление в процессе общения ребенка со взрослыми и сверстниками.

Во-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления. Ребенок научается правильному произношению и правильному пониманию обращенной к нему речи, значительно увеличивается его словарный запас, он овладевает верным употреблением грамматических конструкций родного языка.

Дошкольник начинает выполнять все более сложные действия по просьбе взрослого, понимать и пересказывать все более сложные сказки и рассказы. Из ситуативной речь перерастает в контекстную, связную, а затем в объяснительную.

Ребенок овладевает речью практически, не осознавая ни закономерностей, которым она подчиняется, ни своих действий с ней. И только к концу дошкольного возраста он начинает осознавать, что речь состоит из отдельных предложений и слов, а слово состоит из отдельных звуков, приходит к «открытию», что слово и обозначенный им предмет - не одно и то же, т.е. со словом можно действовать как с заместителем предмета даже в его отсутствие, использовать как знак предмета.

При этом ребенок овладевает обобщениями различного уровня, содержащимися в слове, научается понимать причинно-следственные связи, содержащиеся как в предложении, так и в тексте. Например, он может закончить предложение, придумать конец рассказа или сказку по предложенной теме.

Согласно концепции М.И. Лисиной, на протяжении дошкольного возраста общение и взаимодействие детей со сверстниками проходят ряд последовательно усложняющихся стадий. На каждом этапе происходит качественное преобразование структуры коммуникативной деятельности. Одними из важных приобретений дошкольного возраста, возникающих в процессе контактов детей между собой, являются образы себя и другого человека.

Итак, цель курсовой работы выполнена, гипотеза нашла подтверждение, нами решены следующие задачи:

- Изучили психолого-педагогическую литературу по проблеме коммуникативно-речевой готовности детей к школе;

Изучили психолого-педагогические основы коммуникативно-речевой готовности детей к школе;

Изучили основы обучения детей грамоте;

Провели практическую работу по изучению проблемы коммуникативно-речевой готовности детей к школе как основе дифференцированного подхода при обучении грамоте;

Определили выводы и по проблеме исследования.

Курсовая работа имеет теоретическую и практическую значимость для педагогов ДОУ.

 


Список литературы

1.Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Академия, 2000.

.Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы. - М.: Просвещение, 1992.

.Бородич А.М. Методика развития речи у детей. - М.: Просвещение, 1994.

.Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 1991.

.Бухвостова С.С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста. - Курск: Академия Холдинг, 1996.

.Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. - М.: Просвещение, 1998.

.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Просвещение, 1991.

.Генинг М.Г., Герман Н.А. Обучение дошкольников правильной речи. - Чебоксары, 2000.

.Журова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду. - М.: Просвещение, 2004.

.Золотова Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. - М.: Просвещение, 2002.

.Карпова С.Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками. - М.: Просвещение, 1997.

12.Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание.-2003.-№4.

.Лазаренко О.И., Спорышева Е.Б. Конспекты занятий по формированию у детей 5 лет творческого мышления и культуры устной речи. - М.: Айрис-Пресс, 2008.

14.Максаков А.И. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. М.: Просвещение, 1999.

.Максаков А.И. Развитие правильной речи в семье. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.

.Мелехова Л.В. Речь дошкольника и ее исправления. - М.: Просвещение, 1997.

17.Парамонова Л.Г. Говори и правильно. - СПб.: Декото, 1996.

18.Подготовительная к школе группа в детском саду /Под ред. М.В. Залужской. - М.: Просвещение, 1995.

.Программа «Одаренный ребенок» (Основные положения). Науч. рук-ль Л.А. Венгер. - М.: Новая школа, 1995.

.Программа «Развитие» (Основные положения). Науч. рук-ль Л.А. Венгер. - М.: Новая школа, 1994.

21.Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. - М.: Владос, 2004.

22.Скворцова Л. Формирования у детей интереса к русскому фольклору// Дошкольное воспитание, 2007.

.Н.Г.Смольникова, Е.А. Смирнова. Методика развития речи дошкольников. - М.: Просвещение, 2005.

.Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). - М.: Просвещение, 2001.

.Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учись говорить правильно. Изд. 2-е. - М.: Просвещение, 1993.

.Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей 5-6 лет. - М.: Вентана-Граф, 2008.

.Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. - М.: Просвещение, 2003.

.Шевцова Е.Е., Воробьева Е.В. Развитие речи ребенка от года до семи лет. - М.: Сфера, 2008.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.233.150 (0.015 с.)