Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Контрольный этап исследования ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
Цель: Выявить уровень сформированности коммуникативно-речевой готовности у детей экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе исследования. Определить эффективность комплексного использования методик, занятий и коррекционных игр. Контрольный этап исследования проходил в марте 2009 года, в эксперименте участвовали экспериментальная и контрольная (по 10 детей), МОУ ДОУ №31. За основу взяли методику Н.Г. Смольниковой, Е.А. Смирновой [23, с.22]. Нами были выделены следующие умения и уровни: 1. Собственно речевые умения: вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими); поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении, переспрашивать; доказывать свою точку зрения; выражать отношение к предмету разговора - сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать; высказываться логично, связно; говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога. . Умения речевого этикета. В речевой этикет включаются: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др. . Умение общаться в паре, группе из 3 - 5 человек, в коллективе. . Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы. . Неречевые (невербальные) умения - уместное использование мимики, жестов. Уровни: Оптимальный уровень - 5 баллов; Высокий уровень - 4 балла; Средний уровень - 3 балла; Низкий уровень - 1-2 балла. Результаты, полученные на контрольном этапе исследования, занесли в таблицы 3 и 4.
Таблица 3 - Умения, обнаруженные на контрольном этапе исследования у дошкольников экспериментальной группы
Таблица 4 - Умения, обнаруженные на контрольном этапе исследования у дошкольников контрольной группы
Полученные уровни сформированности коммуникативно-речевых умений на контрольном этапе исследования у детей экспериментальной и контрольной групп, занесем в диаграммы 3 и 4.
Диаграмма 3 - Уровни сформированности коммуникативно-речевых умений на контрольном этапе исследования у детей экспериментальной группы
Диаграмма 4 - Уровни сформированности коммуникативно-речевых умений на контрольном этапе исследования у детей контрольной группы На контрольном этапе исследования у детей экспериментальной группы обнаружены отличные результаты по сформированности коммуникативно-речевых умений, в контрольной группе результаты практически не изменились. Оптимальный уровень сформированности коммуникативно-речевых умений выявлен у 30% детей экспериментальной группы, в контрольной группе - 0%; Высокий уровень показали - 40% детей экспериментальной группы и 20% детей контрольной группы. Средний уровень сформированности коммуникативно-речевых умений показали 30% экспериментальной и 60% детей контрольной групп. Низкий уровень в экспериментальной группе не обнаружен, в контрольной группе данный процент составил - 20%. Заключение Система дошкольного образования в настоящее время ориентирована на подход к ребенку как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении ее интересов и прав. Образовательная работа с детьми направлена на обеспечение условий, открывающих ребенку возможность самостоятельных действий по освоению окружающего мира. При данном подходе особую значимость приобретает проблема взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми, что доказывает актуальность исследуемой нами темы.
Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном детстве по двум взаимосвязанным направлениям. Во-первых, совершенствуется ее практическое употребление в процессе общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Во-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления. Ребенок научается правильному произношению и правильному пониманию обращенной к нему речи, значительно увеличивается его словарный запас, он овладевает верным употреблением грамматических конструкций родного языка. Дошкольник начинает выполнять все более сложные действия по просьбе взрослого, понимать и пересказывать все более сложные сказки и рассказы. Из ситуативной речь перерастает в контекстную, связную, а затем в объяснительную. Ребенок овладевает речью практически, не осознавая ни закономерностей, которым она подчиняется, ни своих действий с ней. И только к концу дошкольного возраста он начинает осознавать, что речь состоит из отдельных предложений и слов, а слово состоит из отдельных звуков, приходит к «открытию», что слово и обозначенный им предмет - не одно и то же, т.е. со словом можно действовать как с заместителем предмета даже в его отсутствие, использовать как знак предмета. При этом ребенок овладевает обобщениями различного уровня, содержащимися в слове, научается понимать причинно-следственные связи, содержащиеся как в предложении, так и в тексте. Например, он может закончить предложение, придумать конец рассказа или сказку по предложенной теме. Согласно концепции М.И. Лисиной, на протяжении дошкольного возраста общение и взаимодействие детей со сверстниками проходят ряд последовательно усложняющихся стадий. На каждом этапе происходит качественное преобразование структуры коммуникативной деятельности. Одними из важных приобретений дошкольного возраста, возникающих в процессе контактов детей между собой, являются образы себя и другого человека. Итак, цель курсовой работы выполнена, гипотеза нашла подтверждение, нами решены следующие задачи: - Изучили психолого-педагогическую литературу по проблеме коммуникативно-речевой готовности детей к школе; Изучили психолого-педагогические основы коммуникативно-речевой готовности детей к школе; Изучили основы обучения детей грамоте; Провели практическую работу по изучению проблемы коммуникативно-речевой готовности детей к школе как основе дифференцированного подхода при обучении грамоте; Определили выводы и по проблеме исследования. Курсовая работа имеет теоретическую и практическую значимость для педагогов ДОУ.
Список литературы 1.Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Академия, 2000. .Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы. - М.: Просвещение, 1992.
.Бородич А.М. Методика развития речи у детей. - М.: Просвещение, 1994. .Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 1991. .Бухвостова С.С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста. - Курск: Академия Холдинг, 1996. .Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. - М.: Просвещение, 1998. .Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Просвещение, 1991. .Генинг М.Г., Герман Н.А. Обучение дошкольников правильной речи. - Чебоксары, 2000. .Журова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду. - М.: Просвещение, 2004. .Золотова Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. - М.: Просвещение, 2002. .Карпова С.Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками. - М.: Просвещение, 1997. 12.Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание.-2003.-№4. .Лазаренко О.И., Спорышева Е.Б. Конспекты занятий по формированию у детей 5 лет творческого мышления и культуры устной речи. - М.: Айрис-Пресс, 2008. 14.Максаков А.И. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. М.: Просвещение, 1999. .Максаков А.И. Развитие правильной речи в семье. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. .Мелехова Л.В. Речь дошкольника и ее исправления. - М.: Просвещение, 1997. 17.Парамонова Л.Г. Говори и правильно. - СПб.: Декото, 1996. 18.Подготовительная к школе группа в детском саду /Под ред. М.В. Залужской. - М.: Просвещение, 1995. .Программа «Одаренный ребенок» (Основные положения). Науч. рук-ль Л.А. Венгер. - М.: Новая школа, 1995. .Программа «Развитие» (Основные положения). Науч. рук-ль Л.А. Венгер. - М.: Новая школа, 1994. 21.Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. - М.: Владос, 2004. 22.Скворцова Л. Формирования у детей интереса к русскому фольклору// Дошкольное воспитание, 2007. .Н.Г.Смольникова, Е.А. Смирнова. Методика развития речи дошкольников. - М.: Просвещение, 2005. .Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). - М.: Просвещение, 2001. .Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учись говорить правильно. Изд. 2-е. - М.: Просвещение, 1993. .Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей 5-6 лет. - М.: Вентана-Граф, 2008. .Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. - М.: Просвещение, 2003. .Шевцова Е.Е., Воробьева Е.В. Развитие речи ребенка от года до семи лет. - М.: Сфера, 2008.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.233.150 (0.015 с.) |