Теоретические аспекты изучения особенностей развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические аспекты изучения особенностей развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи



Введение

 

Труд как естественное наполнение жизни является необходимым условием существования человеческого общества. Он - основной источник духовного и материального богатства людей, главный критерий социального престижа человека, один из основных блоков в фундаменте всестороннего развития и воспитания личности.

Трудовое воспитание дошкольников является важным звеном в системе воспитательной работы в дошкольном учреждении.

Именно поэтому проблема трудового обучения представляет собой одну из наиболее значимых областей в педагогике и психологии.

Большинство педагогов так или иначе ставили на первое место и признавали большое педагогическое значение занятий ручным трудом для развития детей. Многие авторы в своих исследованиях раскрывают развитие мелкой моторики рук средствами трудовой деятельности. Развитие мелкой моторики ребёнка- тонких движений кистей и пальцев рук в психологии, имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического развития ребёнка. Развитие мелкой моторики имеет значение в нескольких аспектах:

в связи с развитием познавательных способностей;

в связи с развитием речи;

развитие собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий, в том числе письма.

Процесс развития ребенка, в значительной степени - процесс развития движения. При ручном труде каждое движение ребенка дает ясный ощутимый результат, немедленно же оцениваемый. Сам процесс работы, ставит работающего в такое положение, из которого, он должен найти выход. Так постепенно и последовательно вырабатывается способность ориентироваться, выбирать наиболее удобный и требующих меньшей затраты сил путь.

Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное динамическое выполнение упражнений ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.

Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика.

На всех этапах жизни ребенка движения рук очень важны. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека - от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

На занятиях по ручному труду дети овладевают элементарными приемами работы с различными материалами и инструментами. Изготовление поделок требует от ребенка ловких движений, и в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. В то же время развивается воля ребенка.

Ручной труд способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе трудового обучения постепенно образуется система специальных навыков и умений. Дидактические игры и упражнения по ручному труду могут быть использованы на занятиях воспитателем в ДОУ.

Несмотря на то, что данной проблеме уделяется особое внимание в психолого-педагогических исследованиях, но все же остается актуальной.

Проблемой изучения развития мелкой моторики рук на занятиях по трудовому воспитанию занимались, Н.А. Бернштейн[3], Л.И. Быкова[4], В.М. Волков[5], В.А. Иванов[6], Л.Х. Матвеев[16], Н.А. Ноткина[17], Е.Ф. Орехов, Т.Н. Сумищев [19].

Развитие мелкой моторики начинает формироваться ещё в младенческом возрасте. В дальнейшем эти функции играют весьма существенную роль в становлении познавательных способностей ребенка. Благодаря движениям рук и ног ребенок получает значительную часть информации о мире, а также совершенствуется зрительный анализатор. Сложные ручные движения входят в ряд первичных форм мышления и становятся его неотъемлемой частью у ребёнка, обеспечивая совершенствование интеллектуальной деятельности.

В.П. Кащенко[8] писал, что ручной труд «должен занять доминирующее место среди остальных предметов - он является базисом всех наших воспитательных и образовательных воздействий на ребенка".

Процесс развития ребенка, в значительной степени - процесс развития движения. При ручном труде каждое движение ребенка дает ясный ощутимый результат, немедленно же оцениваемый. Сам процесс работы, ставит работающего, в такое положение, из которого, он должен найти выход. Так постепенно и последовательно вырабатывается способность ориентироваться, выбирать наиболее удобный и требующих меньшей затраты сил путь.

На занятиях по ручному труду дети овладевают элементарными приемами работы с различными материалами и инструментами. Изготовление поделок требует от ребенка ловких движений, и в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. В то же время развивается воля ребенка.

Ручной труд способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе трудового обучения постепенно образуется система специальных навыков и умений. В.А. Сухомлинский [20]писал: «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Актуальность данной темы заключается в том, что развитие моторики на занятиях по трудовому обучению дошкольников позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребёнка к школе. Это и обусловило выбор темы курсовой работы «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников с ОНР на занятиях по трудовому воспитанию»

Цель исследования:

Создать и апробировать систему занятий по развитию мелкой моторики у дошкольников с ОНР средствами ручного труда

Объект исследования:

Процесс развития мелкой моторики на занятиях по трудовому воспитанию

Предмет исследования:

Развитие мелкой моторики рук у дошкольников с ОНР на занятиях по трудовому воспитанию

Гипотеза: развитие мелкой моторики рук у дошкольников с ОНР на занятиях по трудовому воспитанию будет эффективно при следующих условиях:

Изучение литературы по проблеме

Проведение диагностики

Разработки и апробации системы работы

Создание предметно- развивающей среды

Задачи:

1. Изучение и анализ теоретической, практической литературы по проблеме.

. Проведение диагностики и определение уровня развития мелкой моторики.

. Подбор игры и упражнения для развития мелкой моторики на занятиях по ручному труду.

. Разработка систему занятий по ручному труду

. Создание предметно-развивающей среды в ДОУ

Методы исследования:

- изучение психолого-педагогической и специальной методической литературы по проблеме;

изучение речевых карт и личных дел детей;

наблюдение;

обследование мелкой моторики детей;

беседы с детьми, родителями, воспитателями, логопедом.

Этапы исследования

Первый этап (сентябрь - ноябрь 2013 г.) проводился анализ теоретической литературы и определялась методика диагностики мелкой моторики у детей 5-6 лет с ОНР.

Второй этап (декабрь 2013 г. - апрель 2014 г.) проводилась экспериментальная работа: констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты.

Третий этап (май 2014 г.) выявлялась результативность проведенной экспериментальной работы и завершалось оформление курсовой работы.

 


Заключение

В настоящее время на основе оценки неречевых нарушений разработаны приемы ранней диагностики ОНР.

По мере роста ребенка в диагностике ОНР все большее значение начинают приобретать речевые симптомы: стойкие дефекты произношения, недостаточность произвольных артикуляционных движений, голосовых реакций, неправильное положение языка в полости рта, его насильственные движения, нарушения голосообразование и речевого дыхания, задержанное развитие речи, так и неречевая симптоматика, в частности развитие пространственного праксиса и мелкой моторики рук.

Неразвитость моторики рук у детей с ОНР обусловлена тесным взаимодействием ручной и речевой моторики. Совершенствование ручной моторики активизации моторных речевых зон головного мозга и, вследствие этого, развитию речевой функции.

Следует отметить, что важными проблемами изучения ОНР являются:

-  нейролингвистическое изучение различных форм общего недоразвития речи с учетом локализации поражения мозга;

-  разработка приемов ранней неврологической и логопедической диагностики у детей;

-  совершенствования методов логопедической работы в до речевом периоде и в первые годы жизни с детьми, имеющими перинатальное поражение мозга, и с детьми групп риска;

-  совершенствование методов логопедической работы с учетом формы ОНР;

-  усиления взаимосвязи в работе невропатолога и логопеда;

-  расширение аспекта психолингвистического изучения ОНР с точки зрения процесса порождения речи и нарушения реализации двигательной программы за счет несформированности операций внешнего оформления высказывания. Изучение взаимосвязи голосовых темпо-ритмических расстройств с семантическими нарушениями при разных формах дизартрии повысит эффективность логопедического воздействия.

Изучив проблему речевого развития в трудах различных исследователей, мы подвели итоги:

-  в детском возрасте характерными особенностями общего недоразвития речи являются: смешанные формы дизартрии, выраженные в легкой и средней степени; развитие речи происходит с задержкой; чаще страдает произношение сложных по артикуляции звуков (с-с`, з-з`, ц, ш, щ, ч, р-р`, л-л`); произношение звуков нечеткое, смазанное; речь малоинтонированная, невыразительная; темп речи может быть как ускоренным, так и замедленным; фонематическое восприятие недостаточно сформировано; бедность словаря; овладение письмом и чтением затруднено; почерк неровный, буквы несоразмерные.

Неразвитость моторики у детей с ОНР обусловлено тесным взаимодействием ручной и речевой моторики. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и, вследствие этого, развитию речевой функции. Оно также важно для подготовки детей к овладению письмом.

Проведя анализ работы, описанной в практической части мы подтвердили гипотезу нашего исследования о том, что коррекция нарушений мелкой моторики будет эффективна при следующих условиях:

систематическая работа с детьми по коррекции имеющихся нарушений в развитии;

взаимосвязь и преемственность в работе всех специалистов ДОО и родителей ребенка по преодолению нарушений мелкой моторики у ребенка с ОНР;

использование различных организационных форм (фронтальных, подгрупповых и индивидуальных) и разнообразных средств и методов коррекции нарушений мелкой моторики на занятиях по трудовому воспитанию.


Список литературы

1. Афонькин С. Учите детей мастерить. - М; «Просвещение», 2001.

. Антакова-Фомина А.В. Примерное планирование уроков трудового обучения. Начальная школа № 1, № 7, 2002.

. Бернштейн Н.А. Диагностика уровня развития воли и внимания детей // Диагностика интеллектуального развития учащихся. - Рига, 2001.

. Быкова Л.И. Развиваем руки - чтобы учиться и писать и красиво рисовать.- Ярославль, «Академия развития», 2003.

. Волков В.М. Логопедическая ритмика-М; «Просвещение» 2000.

 

. Иванов В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. - М. 2005.

. Исенина Е.И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн.для воспитателя дет.садаМ.:Просвещение,2001.

. Кащенко В.П. Совершенствование урока трудового обучения // Начальная школа, № 2, 2001.

. Куцакова Л.В. Активизация творческой познавательной деятельности учащихся на уроках труда. // Начальная школа, № 7, 2005.

. Кемпбел М. Диагностика уровня развития воли и внимания детей // Диагностика интеллектуального развития учащихся. - Рига, 2003.

.Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. - М., Педагогика 2000.

. Куцакова Л.В. Примерное планирование уроков трудового обучения. Ж. Начальная школа № 1, № 7, 2000.

.Конышева Н.М. Сенсорное воспитание ребенка в процессе конструктивной деятельности // Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М.,2001.

. Листар Д. Начальная школа. Трудовое обучение. Поделки, модели, игрушки. Серия «Я иду на урок».- 2002.

. Лиштван 3.В. Формирование тонких движений рук у детей с общим недоразвитием речи. // Дефектология,№ 1, 2003

. Матвеев Л.Х. Обучение и воспитание на занятиях в школьных мастерских. - М., Просвещение. 2000.

. Ноткина Н.А. Развитие произвольных движений. - М., Просвещение, 2001.

. Парамонова Л.А. Использование физических упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук при корреккции нарушении речи у учащихся начальных классов // Дефектология, № 3, 2004.

. Сумищев Т.Н. Из опыта проведения уроки трудового обучения. Начальная школа. № 4, 2004.

. Сухомлинский В.А. Опыт трудового воспитания в начальной школе./Сост. Богданова О.С.-М., ЛПН РСФСР, 2002.

. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.Ф. Основы логопедии. - М., 1989.

. Харбин Р. Базисная программа развития ребенка-дошкольника. -2006.

. Шумаков Ю.В., Е.Р. Шумакова. Развиваем руки - чтобы учиться и писать и красиво рисовать.- Ярославль, «Академия развития», 2001.

.Швайко Г.С. игры и игровые упражнения для развития речи. - М.: «просвещение», 2001.

Введение

 

Труд как естественное наполнение жизни является необходимым условием существования человеческого общества. Он - основной источник духовного и материального богатства людей, главный критерий социального престижа человека, один из основных блоков в фундаменте всестороннего развития и воспитания личности.

Трудовое воспитание дошкольников является важным звеном в системе воспитательной работы в дошкольном учреждении.

Именно поэтому проблема трудового обучения представляет собой одну из наиболее значимых областей в педагогике и психологии.

Большинство педагогов так или иначе ставили на первое место и признавали большое педагогическое значение занятий ручным трудом для развития детей. Многие авторы в своих исследованиях раскрывают развитие мелкой моторики рук средствами трудовой деятельности. Развитие мелкой моторики ребёнка- тонких движений кистей и пальцев рук в психологии, имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического развития ребёнка. Развитие мелкой моторики имеет значение в нескольких аспектах:

в связи с развитием познавательных способностей;

в связи с развитием речи;

развитие собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий, в том числе письма.

Процесс развития ребенка, в значительной степени - процесс развития движения. При ручном труде каждое движение ребенка дает ясный ощутимый результат, немедленно же оцениваемый. Сам процесс работы, ставит работающего в такое положение, из которого, он должен найти выход. Так постепенно и последовательно вырабатывается способность ориентироваться, выбирать наиболее удобный и требующих меньшей затраты сил путь.

Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное динамическое выполнение упражнений ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.

Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика.

На всех этапах жизни ребенка движения рук очень важны. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека - от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

На занятиях по ручному труду дети овладевают элементарными приемами работы с различными материалами и инструментами. Изготовление поделок требует от ребенка ловких движений, и в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. В то же время развивается воля ребенка.

Ручной труд способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе трудового обучения постепенно образуется система специальных навыков и умений. Дидактические игры и упражнения по ручному труду могут быть использованы на занятиях воспитателем в ДОУ.

Несмотря на то, что данной проблеме уделяется особое внимание в психолого-педагогических исследованиях, но все же остается актуальной.

Проблемой изучения развития мелкой моторики рук на занятиях по трудовому воспитанию занимались, Н.А. Бернштейн[3], Л.И. Быкова[4], В.М. Волков[5], В.А. Иванов[6], Л.Х. Матвеев[16], Н.А. Ноткина[17], Е.Ф. Орехов, Т.Н. Сумищев [19].

Развитие мелкой моторики начинает формироваться ещё в младенческом возрасте. В дальнейшем эти функции играют весьма существенную роль в становлении познавательных способностей ребенка. Благодаря движениям рук и ног ребенок получает значительную часть информации о мире, а также совершенствуется зрительный анализатор. Сложные ручные движения входят в ряд первичных форм мышления и становятся его неотъемлемой частью у ребёнка, обеспечивая совершенствование интеллектуальной деятельности.

В.П. Кащенко[8] писал, что ручной труд «должен занять доминирующее место среди остальных предметов - он является базисом всех наших воспитательных и образовательных воздействий на ребенка".

Процесс развития ребенка, в значительной степени - процесс развития движения. При ручном труде каждое движение ребенка дает ясный ощутимый результат, немедленно же оцениваемый. Сам процесс работы, ставит работающего, в такое положение, из которого, он должен найти выход. Так постепенно и последовательно вырабатывается способность ориентироваться, выбирать наиболее удобный и требующих меньшей затраты сил путь.

На занятиях по ручному труду дети овладевают элементарными приемами работы с различными материалами и инструментами. Изготовление поделок требует от ребенка ловких движений, и в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. В то же время развивается воля ребенка.

Ручной труд способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе трудового обучения постепенно образуется система специальных навыков и умений. В.А. Сухомлинский [20]писал: «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Актуальность данной темы заключается в том, что развитие моторики на занятиях по трудовому обучению дошкольников позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребёнка к школе. Это и обусловило выбор темы курсовой работы «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников с ОНР на занятиях по трудовому воспитанию»

Цель исследования:

Создать и апробировать систему занятий по развитию мелкой моторики у дошкольников с ОНР средствами ручного труда

Объект исследования:

Процесс развития мелкой моторики на занятиях по трудовому воспитанию

Предмет исследования:

Развитие мелкой моторики рук у дошкольников с ОНР на занятиях по трудовому воспитанию

Гипотеза: развитие мелкой моторики рук у дошкольников с ОНР на занятиях по трудовому воспитанию будет эффективно при следующих условиях:

Изучение литературы по проблеме

Проведение диагностики

Разработки и апробации системы работы

Создание предметно- развивающей среды

Задачи:

1. Изучение и анализ теоретической, практической литературы по проблеме.

. Проведение диагностики и определение уровня развития мелкой моторики.

. Подбор игры и упражнения для развития мелкой моторики на занятиях по ручному труду.

. Разработка систему занятий по ручному труду

. Создание предметно-развивающей среды в ДОУ

Методы исследования:

- изучение психолого-педагогической и специальной методической литературы по проблеме;

изучение речевых карт и личных дел детей;

наблюдение;

обследование мелкой моторики детей;

беседы с детьми, родителями, воспитателями, логопедом.

Этапы исследования

Первый этап (сентябрь - ноябрь 2013 г.) проводился анализ теоретической литературы и определялась методика диагностики мелкой моторики у детей 5-6 лет с ОНР.

Второй этап (декабрь 2013 г. - апрель 2014 г.) проводилась экспериментальная работа: констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты.

Третий этап (май 2014 г.) выявлялась результативность проведенной экспериментальной работы и завершалось оформление курсовой работы.

 


Теоретические аспекты изучения особенностей развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.8.34 (0.063 с.)