Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теоретические аспекты изучения особенностей развития мелкой моторики у детей с нарушениями речиСтр 1 из 6Следующая ⇒
Введение
Труд как естественное наполнение жизни является необходимым условием существования человеческого общества. Он - основной источник духовного и материального богатства людей, главный критерий социального престижа человека, один из основных блоков в фундаменте всестороннего развития и воспитания личности. Трудовое воспитание дошкольников является важным звеном в системе воспитательной работы в дошкольном учреждении. Именно поэтому проблема трудового обучения представляет собой одну из наиболее значимых областей в педагогике и психологии. Большинство педагогов так или иначе ставили на первое место и признавали большое педагогическое значение занятий ручным трудом для развития детей. Многие авторы в своих исследованиях раскрывают развитие мелкой моторики рук средствами трудовой деятельности. Развитие мелкой моторики ребёнка- тонких движений кистей и пальцев рук в психологии, имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического развития ребёнка. Развитие мелкой моторики имеет значение в нескольких аспектах: в связи с развитием познавательных способностей; в связи с развитием речи; развитие собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий, в том числе письма. Процесс развития ребенка, в значительной степени - процесс развития движения. При ручном труде каждое движение ребенка дает ясный ощутимый результат, немедленно же оцениваемый. Сам процесс работы, ставит работающего в такое положение, из которого, он должен найти выход. Так постепенно и последовательно вырабатывается способность ориентироваться, выбирать наиболее удобный и требующих меньшей затраты сил путь. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное динамическое выполнение упражнений ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.
Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика. На всех этапах жизни ребенка движения рук очень важны. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека - от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. На занятиях по ручному труду дети овладевают элементарными приемами работы с различными материалами и инструментами. Изготовление поделок требует от ребенка ловких движений, и в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. В то же время развивается воля ребенка. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе трудового обучения постепенно образуется система специальных навыков и умений. Дидактические игры и упражнения по ручному труду могут быть использованы на занятиях воспитателем в ДОУ. Несмотря на то, что данной проблеме уделяется особое внимание в психолого-педагогических исследованиях, но все же остается актуальной. Проблемой изучения развития мелкой моторики рук на занятиях по трудовому воспитанию занимались, Н.А. Бернштейн[3], Л.И. Быкова[4], В.М. Волков[5], В.А. Иванов[6], Л.Х. Матвеев[16], Н.А. Ноткина[17], Е.Ф. Орехов, Т.Н. Сумищев [19].
Развитие мелкой моторики начинает формироваться ещё в младенческом возрасте. В дальнейшем эти функции играют весьма существенную роль в становлении познавательных способностей ребенка. Благодаря движениям рук и ног ребенок получает значительную часть информации о мире, а также совершенствуется зрительный анализатор. Сложные ручные движения входят в ряд первичных форм мышления и становятся его неотъемлемой частью у ребёнка, обеспечивая совершенствование интеллектуальной деятельности. В.П. Кащенко[8] писал, что ручной труд «должен занять доминирующее место среди остальных предметов - он является базисом всех наших воспитательных и образовательных воздействий на ребенка". Процесс развития ребенка, в значительной степени - процесс развития движения. При ручном труде каждое движение ребенка дает ясный ощутимый результат, немедленно же оцениваемый. Сам процесс работы, ставит работающего, в такое положение, из которого, он должен найти выход. Так постепенно и последовательно вырабатывается способность ориентироваться, выбирать наиболее удобный и требующих меньшей затраты сил путь. На занятиях по ручному труду дети овладевают элементарными приемами работы с различными материалами и инструментами. Изготовление поделок требует от ребенка ловких движений, и в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. В то же время развивается воля ребенка. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе трудового обучения постепенно образуется система специальных навыков и умений. В.А. Сухомлинский [20]писал: «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Актуальность данной темы заключается в том, что развитие моторики на занятиях по трудовому обучению дошкольников позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребёнка к школе. Это и обусловило выбор темы курсовой работы «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников с ОНР на занятиях по трудовому воспитанию» Цель исследования: Создать и апробировать систему занятий по развитию мелкой моторики у дошкольников с ОНР средствами ручного труда Объект исследования: Процесс развития мелкой моторики на занятиях по трудовому воспитанию Предмет исследования: Развитие мелкой моторики рук у дошкольников с ОНР на занятиях по трудовому воспитанию Гипотеза: развитие мелкой моторики рук у дошкольников с ОНР на занятиях по трудовому воспитанию будет эффективно при следующих условиях: Изучение литературы по проблеме Проведение диагностики Разработки и апробации системы работы Создание предметно- развивающей среды Задачи: 1. Изучение и анализ теоретической, практической литературы по проблеме. . Проведение диагностики и определение уровня развития мелкой моторики. . Подбор игры и упражнения для развития мелкой моторики на занятиях по ручному труду.
. Разработка систему занятий по ручному труду . Создание предметно-развивающей среды в ДОУ Методы исследования: - изучение психолого-педагогической и специальной методической литературы по проблеме; изучение речевых карт и личных дел детей; наблюдение; обследование мелкой моторики детей; беседы с детьми, родителями, воспитателями, логопедом. Этапы исследования Первый этап (сентябрь - ноябрь 2013 г.) проводился анализ теоретической литературы и определялась методика диагностики мелкой моторики у детей 5-6 лет с ОНР. Второй этап (декабрь 2013 г. - апрель 2014 г.) проводилась экспериментальная работа: констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты. Третий этап (май 2014 г.) выявлялась результативность проведенной экспериментальной работы и завершалось оформление курсовой работы.
Заключение В настоящее время на основе оценки неречевых нарушений разработаны приемы ранней диагностики ОНР. По мере роста ребенка в диагностике ОНР все большее значение начинают приобретать речевые симптомы: стойкие дефекты произношения, недостаточность произвольных артикуляционных движений, голосовых реакций, неправильное положение языка в полости рта, его насильственные движения, нарушения голосообразование и речевого дыхания, задержанное развитие речи, так и неречевая симптоматика, в частности развитие пространственного праксиса и мелкой моторики рук. Неразвитость моторики рук у детей с ОНР обусловлена тесным взаимодействием ручной и речевой моторики. Совершенствование ручной моторики активизации моторных речевых зон головного мозга и, вследствие этого, развитию речевой функции. Следует отметить, что важными проблемами изучения ОНР являются: - нейролингвистическое изучение различных форм общего недоразвития речи с учетом локализации поражения мозга; - разработка приемов ранней неврологической и логопедической диагностики у детей; - совершенствования методов логопедической работы в до речевом периоде и в первые годы жизни с детьми, имеющими перинатальное поражение мозга, и с детьми групп риска; - совершенствование методов логопедической работы с учетом формы ОНР; - усиления взаимосвязи в работе невропатолога и логопеда; - расширение аспекта психолингвистического изучения ОНР с точки зрения процесса порождения речи и нарушения реализации двигательной программы за счет несформированности операций внешнего оформления высказывания. Изучение взаимосвязи голосовых темпо-ритмических расстройств с семантическими нарушениями при разных формах дизартрии повысит эффективность логопедического воздействия.
Изучив проблему речевого развития в трудах различных исследователей, мы подвели итоги: - в детском возрасте характерными особенностями общего недоразвития речи являются: смешанные формы дизартрии, выраженные в легкой и средней степени; развитие речи происходит с задержкой; чаще страдает произношение сложных по артикуляции звуков (с-с`, з-з`, ц, ш, щ, ч, р-р`, л-л`); произношение звуков нечеткое, смазанное; речь малоинтонированная, невыразительная; темп речи может быть как ускоренным, так и замедленным; фонематическое восприятие недостаточно сформировано; бедность словаря; овладение письмом и чтением затруднено; почерк неровный, буквы несоразмерные. Неразвитость моторики у детей с ОНР обусловлено тесным взаимодействием ручной и речевой моторики. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и, вследствие этого, развитию речевой функции. Оно также важно для подготовки детей к овладению письмом. Проведя анализ работы, описанной в практической части мы подтвердили гипотезу нашего исследования о том, что коррекция нарушений мелкой моторики будет эффективна при следующих условиях: систематическая работа с детьми по коррекции имеющихся нарушений в развитии; взаимосвязь и преемственность в работе всех специалистов ДОО и родителей ребенка по преодолению нарушений мелкой моторики у ребенка с ОНР; использование различных организационных форм (фронтальных, подгрупповых и индивидуальных) и разнообразных средств и методов коррекции нарушений мелкой моторики на занятиях по трудовому воспитанию. Список литературы 1. Афонькин С. Учите детей мастерить. - М; «Просвещение», 2001. . Антакова-Фомина А.В. Примерное планирование уроков трудового обучения. Начальная школа № 1, № 7, 2002. . Бернштейн Н.А. Диагностика уровня развития воли и внимания детей // Диагностика интеллектуального развития учащихся. - Рига, 2001. . Быкова Л.И. Развиваем руки - чтобы учиться и писать и красиво рисовать.- Ярославль, «Академия развития», 2003. . Волков В.М. Логопедическая ритмика-М; «Просвещение» 2000.
. Иванов В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. - М. 2005. . Исенина Е.И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн.для воспитателя дет.садаМ.:Просвещение,2001. . Кащенко В.П. Совершенствование урока трудового обучения // Начальная школа, № 2, 2001. . Куцакова Л.В. Активизация творческой познавательной деятельности учащихся на уроках труда. // Начальная школа, № 7, 2005. . Кемпбел М. Диагностика уровня развития воли и внимания детей // Диагностика интеллектуального развития учащихся. - Рига, 2003. .Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. - М., Педагогика 2000.
. Куцакова Л.В. Примерное планирование уроков трудового обучения. Ж. Начальная школа № 1, № 7, 2000. .Конышева Н.М. Сенсорное воспитание ребенка в процессе конструктивной деятельности // Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М.,2001. . Листар Д. Начальная школа. Трудовое обучение. Поделки, модели, игрушки. Серия «Я иду на урок».- 2002. . Лиштван 3.В. Формирование тонких движений рук у детей с общим недоразвитием речи. // Дефектология,№ 1, 2003 . Матвеев Л.Х. Обучение и воспитание на занятиях в школьных мастерских. - М., Просвещение. 2000. . Ноткина Н.А. Развитие произвольных движений. - М., Просвещение, 2001. . Парамонова Л.А. Использование физических упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук при корреккции нарушении речи у учащихся начальных классов // Дефектология, № 3, 2004. . Сумищев Т.Н. Из опыта проведения уроки трудового обучения. Начальная школа. № 4, 2004. . Сухомлинский В.А. Опыт трудового воспитания в начальной школе./Сост. Богданова О.С.-М., ЛПН РСФСР, 2002. . Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.Ф. Основы логопедии. - М., 1989. . Харбин Р. Базисная программа развития ребенка-дошкольника. -2006. . Шумаков Ю.В., Е.Р. Шумакова. Развиваем руки - чтобы учиться и писать и красиво рисовать.- Ярославль, «Академия развития», 2001. .Швайко Г.С. игры и игровые упражнения для развития речи. - М.: «просвещение», 2001. Введение
Труд как естественное наполнение жизни является необходимым условием существования человеческого общества. Он - основной источник духовного и материального богатства людей, главный критерий социального престижа человека, один из основных блоков в фундаменте всестороннего развития и воспитания личности. Трудовое воспитание дошкольников является важным звеном в системе воспитательной работы в дошкольном учреждении. Именно поэтому проблема трудового обучения представляет собой одну из наиболее значимых областей в педагогике и психологии. Большинство педагогов так или иначе ставили на первое место и признавали большое педагогическое значение занятий ручным трудом для развития детей. Многие авторы в своих исследованиях раскрывают развитие мелкой моторики рук средствами трудовой деятельности. Развитие мелкой моторики ребёнка- тонких движений кистей и пальцев рук в психологии, имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического развития ребёнка. Развитие мелкой моторики имеет значение в нескольких аспектах: в связи с развитием познавательных способностей; в связи с развитием речи; развитие собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий, в том числе письма. Процесс развития ребенка, в значительной степени - процесс развития движения. При ручном труде каждое движение ребенка дает ясный ощутимый результат, немедленно же оцениваемый. Сам процесс работы, ставит работающего в такое положение, из которого, он должен найти выход. Так постепенно и последовательно вырабатывается способность ориентироваться, выбирать наиболее удобный и требующих меньшей затраты сил путь. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное динамическое выполнение упражнений ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д. Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика. На всех этапах жизни ребенка движения рук очень важны. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека - от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. На занятиях по ручному труду дети овладевают элементарными приемами работы с различными материалами и инструментами. Изготовление поделок требует от ребенка ловких движений, и в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. В то же время развивается воля ребенка. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе трудового обучения постепенно образуется система специальных навыков и умений. Дидактические игры и упражнения по ручному труду могут быть использованы на занятиях воспитателем в ДОУ. Несмотря на то, что данной проблеме уделяется особое внимание в психолого-педагогических исследованиях, но все же остается актуальной. Проблемой изучения развития мелкой моторики рук на занятиях по трудовому воспитанию занимались, Н.А. Бернштейн[3], Л.И. Быкова[4], В.М. Волков[5], В.А. Иванов[6], Л.Х. Матвеев[16], Н.А. Ноткина[17], Е.Ф. Орехов, Т.Н. Сумищев [19]. Развитие мелкой моторики начинает формироваться ещё в младенческом возрасте. В дальнейшем эти функции играют весьма существенную роль в становлении познавательных способностей ребенка. Благодаря движениям рук и ног ребенок получает значительную часть информации о мире, а также совершенствуется зрительный анализатор. Сложные ручные движения входят в ряд первичных форм мышления и становятся его неотъемлемой частью у ребёнка, обеспечивая совершенствование интеллектуальной деятельности. В.П. Кащенко[8] писал, что ручной труд «должен занять доминирующее место среди остальных предметов - он является базисом всех наших воспитательных и образовательных воздействий на ребенка". Процесс развития ребенка, в значительной степени - процесс развития движения. При ручном труде каждое движение ребенка дает ясный ощутимый результат, немедленно же оцениваемый. Сам процесс работы, ставит работающего, в такое положение, из которого, он должен найти выход. Так постепенно и последовательно вырабатывается способность ориентироваться, выбирать наиболее удобный и требующих меньшей затраты сил путь. На занятиях по ручному труду дети овладевают элементарными приемами работы с различными материалами и инструментами. Изготовление поделок требует от ребенка ловких движений, и в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. В то же время развивается воля ребенка. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе трудового обучения постепенно образуется система специальных навыков и умений. В.А. Сухомлинский [20]писал: «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Актуальность данной темы заключается в том, что развитие моторики на занятиях по трудовому обучению дошкольников позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребёнка к школе. Это и обусловило выбор темы курсовой работы «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников с ОНР на занятиях по трудовому воспитанию» Цель исследования: Создать и апробировать систему занятий по развитию мелкой моторики у дошкольников с ОНР средствами ручного труда Объект исследования: Процесс развития мелкой моторики на занятиях по трудовому воспитанию Предмет исследования: Развитие мелкой моторики рук у дошкольников с ОНР на занятиях по трудовому воспитанию Гипотеза: развитие мелкой моторики рук у дошкольников с ОНР на занятиях по трудовому воспитанию будет эффективно при следующих условиях: Изучение литературы по проблеме Проведение диагностики Разработки и апробации системы работы Создание предметно- развивающей среды Задачи: 1. Изучение и анализ теоретической, практической литературы по проблеме. . Проведение диагностики и определение уровня развития мелкой моторики. . Подбор игры и упражнения для развития мелкой моторики на занятиях по ручному труду. . Разработка систему занятий по ручному труду . Создание предметно-развивающей среды в ДОУ Методы исследования: - изучение психолого-педагогической и специальной методической литературы по проблеме; изучение речевых карт и личных дел детей; наблюдение; обследование мелкой моторики детей; беседы с детьми, родителями, воспитателями, логопедом. Этапы исследования Первый этап (сентябрь - ноябрь 2013 г.) проводился анализ теоретической литературы и определялась методика диагностики мелкой моторики у детей 5-6 лет с ОНР. Второй этап (декабрь 2013 г. - апрель 2014 г.) проводилась экспериментальная работа: констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты. Третий этап (май 2014 г.) выявлялась результативность проведенной экспериментальной работы и завершалось оформление курсовой работы.
Теоретические аспекты изучения особенностей развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.8.34 (0.063 с.) |