Повышение эффективности бюджетных расходов в городе Кузнецке 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Повышение эффективности бюджетных расходов в городе Кузнецке



муниципалитет местный самоуправление бюджет

Проводимая в Российской Федерации бюджетная реформа, предусматривающая переход на новый уровень бюджетного планирования, реформирование бюджетного процесса, межбюджетных отношений, реструктуризацию бюджетной сети, а также кардинальные изменения в действующем бюджетном законодательстве определяют необходимость активного вовлечения органов местного самоуправления города Кузнецка в процесс перехода на новый уровень методологии и технологий в бюджетном управлении, становления высокоэффективной бюджетной сферы, повышения эффективности расходования бюджетных средств.

В результате реализации мероприятий долгосрочной целевой программы "Совершенствование управления бюджетным процессом в городе Кузнецке Пензенской области на 2009-2011 годы" система управления муниципальными финансами в городе Кузнецке была существенно модернизирована. Тем не менее, на сегодняшний день перед органами местного самоуправления города Кузнецка стоит ряд важных задач. В связи с этим актуальными становятся проблемы оптимизации внутренних ресурсов, определения и внедрения в практику бюджетного планирования и финансирования технологий результативного бюджетного планирования и управления [5,9].

В основе проблемных аспектов сложившейся системы управления в органах местного самоуправления города Кузнецка лежит комплекс факторов, частью которого являются проблемы эффективности расходования бюджетных средств и предоставления муниципальных услуг, качества управления муниципальными финансами.

Обоснованность проведения реформы, направленной на повышение эффективности расходов бюджета города Кузнецка, связана с необходимостью решения комплекса проблем системного характера.

Среднесрочное бюджетное планирование остается недостаточно увязанным с стратегическими целями и задачами. Методы программно-целевого подхода применяются в управлении преимущественно для решения комплексных проблем социально-экономического развития города. Несмотря на наличие разработанной нормативной правовой базы по реализации долгосрочных программ расходов субъектов бюджетного планирования, практика использования данного прикладного инструментария в определенной степени ограничена.

В силу того, что отсутствует четкая и прозрачная привязка результатов текущей деятельности к целям и задачам субъектов бюджетного планирования, возникают затруднения в проведении объективной оценки потребности в предоставлении муниципальных услуг и четком планировании деятельности органов местного самоуправления города Кузнецка и муниципальных учреждений.

В свою очередь, это приводит к тому, что сегодня невозможно достоверно оценить в какой степени выделение финансовых ресурсов главным распорядителям средств бюджета города Кузнецка и муниципальным учреждениям позволяет им продвигаться в достижении поставленных перед ними целей и задач, какие направления расходования бюджетных средств являются более приоритетными на среднесрочную перспективу, какие муниципальные услуги и в каком объеме необходимо оказать населению, какие действия необходимо предпринять органам местного самоуправления города Кузнецка для повышения удовлетворенности юридических и физических лиц предоставляемыми муниципальными услугами.

Обозначенная проблема усугубляется рядом факторов в сфере управления финансами города Кузнецка, в том числе:

наличием недостаточной взаимоувязки финансового обеспечения и фактических результатов деятельности муниципальных учреждений и предприятий города Кузнецка;

отсутствием четких методологических оснований для проведения оценки эффективности расходов, что существенно сокращает возможности органов местного самоуправления города Кузнецка по повышению результативности их осуществления;

неполной реализацией комплекса мероприятий, направленных на реструктуризацию сети подведомственных учреждений, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;

несовершенством системы контроля качества предоставляемых муниципальных услуг.

Данные проблемные аспекты формируют необходимость в системной и последовательной реализации комплекса управленческих решений, обеспеченных соответствующими ресурсами и системой контроля за результатами реализации. Наиболее оптимальным, с точки зрения соблюдения данных условий, является максимальное расширение применения программно-целевого метода, обеспечивающего в установленном порядке наличие четко закрепленных результатов реализации системы взаимосвязанных мероприятий и привлечение необходимого финансового обеспечения.

Главной целью долгосрочной целевой программы «Повышение эффективности бюджетных расходов в городе Кузнецке на 2011 - 2013 годы» является создание условий для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления города Кузнецка по выполнению муниципальных функций и обеспечению потребностей граждан в муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития города [5,7].

Достижение цели Программы требует последовательной реализации системы задач и мероприятий, интегрированных в рамках следующих ключевых направлений повышения эффективности бюджетных расходов:

обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета города Кузнецка;

внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов местного самоуправления города Кузнецка;

развитие новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг (реструктуризация бюджетного сектора);

повышение эффективности распределения бюджетных средств;

оптимизация функций муниципального управления, повышение эффективности их обеспечения;

реформирование муниципального финансового контроля и развитие внутреннего контроля;

внедрение мероприятий по повышению энергетической эффективности в бюджетном секторе города Кузнецка;

развитие информационной системы управления муниципальными финансами, способствующей повышению прозрачности деятельности органов местного самоуправления города Кузнецка.

Обеспечение достижения цели Программы требует решения комплекса задач, определяющих основные (ключевые) направления повышения эффективности расходов бюджета города Кузнецка:

Направление 1. "Обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета города Кузнецка", определяется следующей системой задач:

повышение финансовой гибкости, ликвидности, платежеспособности и сбалансированности бюджета города Кузнецка;

снижение долговой нагрузки на бюджет города Кузнецка;

повышение эффективности использования муниципального имущества.

Направление 2. "Внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов местного самоуправления города Кузнецка", определяется следующей системой задач:

повышение доли расходов, осуществляемых программно-целевым методом;

переход к программной структуре бюджета города Кузнецка, проведение оценки эффективности реализации программ, финансируемых за счет средств бюджета города Кузнецка, с закреплением процедуры возможной корректировки программ с учетом фактически достигнутых результатов в ходе их реализации.

Направление 3. "Развитие новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг (реструктуризация бюджетного сектора)", определяется следующей системой задач:

выявление неэффективных муниципальных учреждений с целью последующего изменения их типа, участие негосударственных организаций в предоставлении муниципальных услуг;

совершенствование правового положения муниципальных учреждений;

прогноз сводных (отраслевых) показателей муниципальных заданий для целей их использования в процессе бюджетного планирования;

создание системы управления качеством предоставляемых муниципальных услуг;

повышение ответственности муниципальных учреждений за качество и объем оказываемых услуг.

Направление 4. "Повышение эффективности распределения бюджетных средств", определяется следующей системой задач:

повышение качества и объективности планирования бюджетных ассигнований;

совершенствование ведения реестра расходных обязательств, в том числе в части методов расчета объемов бюджетных ассигнований; внедрение нормативов финансовых затрат на оказание муниципальных услуг (работ).

Направление 5. "Оптимизация функций муниципального управления, повышение эффективности их обеспечения", определяется следующей системой задач:

оптимизация функций органов местного самоуправления города Кузнецка и численности муниципальных служащих города Кузнецка;

переход к осуществлению юридически значимых действий в электронной форме;

мониторинг качества финансового управления главных распорядителей бюджетных средств.

Направление 6. "Реформирование муниципального финансового контроля и развитие внутреннего контроля", определяется следующей системой задач:

организация внешнего контроля за эффективностью использования бюджетных ассигнований;

развитие систем внутреннего контроля, осуществляемого главными распорядителями средств бюджета города Кузнецка.

Направление 7. "Внедрение мероприятий по повышению энергетической эффективности в бюджетном секторе города Кузнецка", определяется следующей системой задач:

обеспечение закупки наиболее энергоэффективных товаров для муниципальных нужд;

принятие мер по сокращению потребления каждого энергоресурса более чем на 3 процента по отношению к уровню 2009 года в течение 5 лет, (начиная с 1 января 2010 года);

заключение муниципальных контрактов на оказание энергосервисных услуг;

проведение энергетических обследований;

осуществление типовых мероприятий в области повышения энергоэффективности, определенных по результатам энергетических обследований.

Направление 8. "Развитие информационной системы управления муниципальными финансами, способствующей повышению прозрачности деятельности органов местного самоуправления города Кузнецка", определяется следующей системой задач:

развитие единой информационной системы управления общественными финансами - электронного бюджета (в том числе модернизация уже имеющихся информационных баз (системы планирования и исполнения бюджета, формирования и ведения реестра расходных обязательств, сводной бюджетной росписи, реестра муниципальных контрактов), создание технологии их взаимоувязки между собой, интеграция существующих и создаваемых информационных ресурсов в системе электронного бюджета);

повышение объема и регулярности обновления общедоступной информации о муниципальных финансах;

обеспечение публичности информации о плановых и фактических результатах деятельности организаций муниципального сектора, а также условий для осуществления общественного контроля за принятием решений в сфере муниципальных финансов [5,7].

Сбалансированность бюджета города Кузнецка является важным условием осуществления полномочий органов местного самоуправления по исполнению своих полномочий и является необходимым условием решения задач, поставленных Программой.

Проведение предсказуемой и преемственной бюджетной политики будет служить важнейшей предпосылкой для обеспечения стабильности и соответствовать долгосрочным целям социально-экономического развития города и повышения качества жизни его населения.

Для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления города Кузнецка необходимо установление и соблюдение принципов ответственной бюджетной политики, к которым относятся:

консервативность и высокая степень надежности экономического прогнозирования;

формирование бюджетов с учетом долгосрочного прогноза основных параметров бюджетной политики города Кузнецка, основанных на реалистичных оценках;

ограничение бюджетного дефицита и муниципального долга;

полнота учета и прогнозирования финансовых и других ресурсов, которые могут быть направлены на достижение целей муниципальной политики (включая, в том числе, бюджетные ассигнования, налоговые льготы, гарантии и имущество);

планирование бюджетных ассигнований исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств;

совершенствование прогнозирования кассового исполнения бюджета города Кузнецка с установлением ответственности главных распорядителей бюджетных средств за качество и соблюдение показателей кассового плана.

В городе Кузнецке существует разветвленная сеть бюджетных учреждений, которая была сформирована в принципиально иных социально-экономических условиях и в течение многих лет не претерпела сколько-нибудь значительных изменений.

Основное количество муниципальных учреждений сосредоточено в сфере образования, здравоохранения и культуры. В существующем правовом статусе у них практически отсутствуют стимулы к оптимизации и повышению эффективности собственной деятельности, а финансирование из бюджета города осуществляется вне зависимости от объема и качества оказываемых услуг.

В рамках реализации вышеуказанного закона в городе Кузнецке проведена оценка определения нового типа муниципальных учреждений, которая послужила основой при принятии решения об изменении их типа, чтобы минимизировать те риски, которые могут возникнуть при переводе их в новую модель.

При осуществлении такого анализа оценке подлежали следующие показатели:

виды предоставляемых учреждением муниципальных услуг;

параметры контингента получателей муниципальных услуг;

общий объем финансового обеспечения деятельности учреждения;

доля доходов от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности, связанной с оказанием муниципальных услуг учреждением, в общем объеме финансирования;

размер средней заработной платы персонала учреждения;

наличие предложений об оказании аналогичных предоставляемых муниципальными учреждениями муниципальных услугах со стороны организаций негосударственной формы собственности;

оценка юридической возможности изменения организационно-правовой формы существующих муниципальных учреждений в иные формы юридических лиц, а также определение объема необходимых ресурсов для осуществления мероприятий по изменению организационно-правовой формы муниципальных учреждений[5,8].

В целях реализации программы эффективности бюджетных расходов необходимо провести сравнительную оценку потребности в предоставляемых и фактически предоставленных муниципальных услугах в разрезе социально значимых отраслей - образования, культуры, здравоохранения.

Создание системы учета потребности в предоставляемых муниципальных услугах и учета результатов оценки при формировании расходов на очередной финансовый год обеспечит повышение эффективности социальных расходов городского бюджета, а ежегодная инвентаризация состояния материально-технической базы муниципальных учреждений выявит уровень соответствия ее требованиям к качеству предоставления муниципальных услуг.

В целях реализации поставленных задач, а также в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ в городе Кузнецке утверждено Положение о порядке формирования и финансового обеспечения выполнения муниципального задания муниципальными учреждениями города Кузнецка. Грамотное формирование требований к содержанию муниципального задания будет способствовать установлению обоснованных нормативов финансирования соответствующих муниципальных услуг, формируемых исходя не из достигнутого объема финансирования, а из обусловленных законом регламентов, норм и правил, мер пожарной безопасности, потребностей потребителей услуг.

В целях наиболее эффективного применения инструмента муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), управлением финансов города Кузнецка разработаны и утверждены:

- приказ <consultantplus://offline/main?base=RLAW021;n=48087;fld=134> управления финансов города Кузнецка (согласованный отделом экономики предпринимательства и муниципального заказа администрации города Кузнецка) от 26.04.2011 N 34-Б «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию муниципальных заданий муниципальным учреждениям города Кузнецка и контролю за их выполнением»;

приказ <consultantplus://offline/main?base=RLAW021;n=47121;fld=134> управления финансов города Кузнецка от 24.03.2011 N 16-Б «Об утверждении методических рекомендаций по расчету нормативных затрат на оказание муниципальными учреждениями города Кузнецка муниципальных услуги нормативных затрат на содержание имущества муниципальных учреждений города Кузнецка»;

приказ <consultantplus://offline/main?base=RLAW021;n=51209;fld=134> управления финансов города Кузнецка от 29.03.2011 N 20-Б «Об утверждении форм соглашений о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетным учреждением и на возмещение нормативных затрат на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) автономным учреждением».

Система мониторинга и контроль за исполнением муниципальных заданий позволят:

обеспечить соблюдение качественных и количественных параметров, указанных в муниципальном задании;

оценить степень удовлетворенности получателей муниципальных услуг качеством их оказания;

выявить и устранить ошибки и неточности по исполнению муниципального задания;

повысить эффективность использования бюджетных средств.

Кроме того, реализацию муниципальных заданий и требования к качеству муниципальных услуг можно будет использовать для решения вопроса о допуске организаций иных форм собственности к предоставлению соответствующих муниципальных услуг, что позволит оптимизировать действующую сеть муниципальных учреждений и создать конкурентный рынок муниципальных услуг.

 


Заключение

 

Из приведенного анализа становления местного самоуправления в России можно сделать вывод, что с формально-правовой точки зрения в настоящее время серьезных препятствий для реализации местной властью своих функций нет. Более того, уже сформированы все необходимые структуры и институты. Однако на практике местное самоуправление работает малоэффективно и недостаточно востребовано государством. Основными причинами этого являются:

отсутствие целостной системы государственного территориального управления;

неточность в определении компетенции уровней власти;

недостаточное понимание сущности местной власти и ее возможностей;

противодействие усилению местной власти со стороны региональных элит в связи с конкуренцией при распределении ресурсов и полномочий;

слабость экономической и финансовой базы муниципальных образований;

несогласованность и недостаточная проработанность законодательства;

недостаточная подготовленность кадров;

недостаточный уровень научно-методического и информационного обеспечения;

недостаточно рациональная территориальная организация;

неоптимальные структуры органов управления;

непроработанность и неэффективность механизмов контроля за деятельностью местного самоуправления как со стороны государства, так и со стороны населения.

Объективные проблемы местного самоуправления нередко усугубляются субъективными факторами, в частности, неумением или нежеланием соответствующих должностных лиц вырабатывать согласованные решения, направленные на взаимодействие федеральных, региональных и муниципальных органов власти в интересах населения.

Если некоторые из вышеперечисленных причин могут быть устранены в достаточно короткий срок путем принятия и реализации политических решений, облеченных в форму закона, устранение других, в силу объективных обстоятельств, потребует длительного времени. Долгосрочные причины могут быть устранены только в результате целенаправленной просветительской работы среди населения, создания научной школы, подготовки кадров.

Учитывая повышение требований к организации деятельности органов власти, в городе Кузнецке предполагается продолжить реализацию административной реформы.

Так, необходимо провести анализ действующих положений об органах местного самоуправления города Кузнецка и осуществить их корректировку и доработку в части выделения и нормативного закрепления перечня муниципальных услуг, поскольку на сегодняшний день отсутствуют единые подходы к их выделению. Практическим результатом данной работы должны стать разработка и утверждение административных регламентов исполнения соответствующих муниципальных услуг.

Для повышения эффективности выполнения возложенных на органы местного самоуправления функций необходимо дальнейшее выявление внутренних резервов оптимизации численности муниципальных служащих, в том числе за счет передачи ряда функций органов управления, не отнесенных к основному виду деятельности, на исполнение специализированным организациям, создаваемым для обслуживания одновременно нескольких органов, повышения мотивации исполнительных органов местного самоуправления города Кузнецка в отношении оптимизации численности и сокращения расходов на их содержание и т.д. В этих целях целесообразно разработать и утвердить соответствующий план мероприятий, выполнение которого должно привести к оптимизации численности муниципальных служащих области, а также расходов на содержание органов местного самоуправления города Кузнецка.

Решение поставленной задачи предполагается обеспечить посредством реализации следующих мероприятий:

совершенствование положений об органах местного самоуправления города Кузнецка в части выделения и нормативного закрепления перечня муниципальных услуг;

разработка административных регламентов исполнения муниципальных услуг органами местного самоуправления города Кузнецка;

разработка и утверждение плана мероприятий по оптимизации структуры, численности и расходов на содержание органов местного самоуправления города Кузнецка.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.187.233 (0.051 с.)