Технологические принципы и средства выполнения художественной росписи ткани в технике горячего батика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технологические принципы и средства выполнения художественной росписи ткани в технике горячего батика



 

Приспособлениями и инструменты для росписи ткани способом горячего батика несколько сложнее, чем в других видах росписи. Прежде всего, это металлическая кружка с двойным дном, в котором помещается обычная электролампочка. Эта кружка служит для разогревания резервирующего состава.

При использовании чертежного рейсфедера в качестве инструмента для горячего батика, прежде всего, необходимо насадить его на удобную деревянную ручку, а между лезвиями от кончика до винта аккуратно заправить плотную полоску ваты. Эта полоска ваты увеличивает запас резерва в рейсфедере. Чтобы дольше сохранить тепло и увеличить емкость рейсфедера, его иногда обертывают немного выше кончика марлей. Перед началом работы для устранения возможности попадания капель парафина на ткань горячий рейсфедер обтирают тряпочкой. Рейсфедеры быстро остывают, поэтому работающий с ним обычно греет одновременно два рейсфедера и пользуется ими попеременно [42, c. 9].

Так же для нанесения резерва необходимы так называемые ножи и каталки, медные воронки с отверстиями разных диаметров. Воронки, так же как и ножи и каталки, должны надеваться на деревянные ручки. Для свободной росписи, кроме приспособлений и инструментов, применяемых в холодном батике (подрамники, ткань, анилиновые красители), необходимо добавить круглые и плоские щетинные кисти. Помимо этого художники используют стеклянные и деревянные трубочки различных размеров, разнообразные формочки для краски, соль и мочевину для создания всевозможных эффектов.

В художественной росписи можно использовать различные ткани: из целлюлозных волокон, такие как хлопок, лен, вискозный шелк; различные виды натурального шелка; ацетатный шелк; ткани из полиэфирных волокон, такие как лавсан, теторон; ткани из полиамидных волокон, такие как капрон, нейлон; ткани из полиакриловых волокон, такие как нитрон, акрилан. Однако чаще всего для росписи применяют хлопчатобумажные и шелковые ткани.

Для занятий художественной росписью тканей необходимо светлое, хорошо проветриваемое помещение. Каждое рабочее место представляет собой стол-тумбочку с двумя или большим количеством отделений. Здесь хранятся ткань и необходимые для росписи приспособления. Размер верхней крышки стола 1 м2. На этот стол укладывается деревянная раздвижная рама - пяльцы, состоящая из четырех брусков с утопленными в пазах крючками. Крючки на раме служат для накалывания ткани, а потому должны иметь острые кончики и не выступать над брусками рамы. Крючки и бруски рамы покрываются химически стойким лаком для предотвращения ржавления и загрязнения. После накалывания и натяжения ткани на раму ее положение фиксируется винтами-барашками, делающими раму устойчивой [7, с. 54].

Хотелось бы остановиться на инструментах и оборудовании более подробно:

Подрамники - применяются для качественного натяжения расписываемой ткани. Рама состоит из четырех деревянных брусков сечением 35х20 мм.

Самый простой и удобный способ закрепления ткани на раме, работать с канцелярскими кнопками. Однако у них есть большой недостаток при натяжении влажной ткани, особенно когда она пропитана соляной загусткой для свободной росписи, кнопки покрываются ржавчиной, плотно входят в ткань, и на этом месте, после снятия кнопок, возможны разрывы. В этом случае необходимо пропитывать кнопки специальным химически стойким лаком. Если нет такой возможности, раму нужно сделать на 7-10 см больше нужного размера, чтобы потом линию накопления ткани убрать по всему периметру. В тех случаях, когда ткань не снимают с рамы до конца работы, ее можно прибить маленькими нержавеющими гвоздиками. Это возможно при выполнении работы с холодными резервами, не требующими окончательной тепловой температурной обработки или запарки изделия.

Натягивать на раму можно влажную и сухую ткань. Если работа будет выполняться свободной росписью, то лучше натянуть сырую ткань. Для горячего и холодного батика ткань может быть сухой. Начинать натягивать лучше с середины верхней рейки, растягивая ткань только по рейке. Причем работать лучше симметрично, от центральной кнопки ткань на 7-8 см прикрепляется влево и вправо, далее натягивается на нижнюю рейку; точно так же от середины, но здесь производится довольно сильная натяжка и по долевой основной нити, вместе с растяжкой по утку. Затем натягиваются боковые стороны [7, c. 57].

Чантинг - считается чисто яванским изобретением. Это небольшой медный контейнер (иногда называемый восковой ручкой или пером) с привязанной короткой бамбуковой ручкой. Чантинг наполняется расплавленным воском, и его используют для создания рисунка на ткани. Обычно он составляет порядка 11 см в длину.

В чантинг воск заливают ложкой, чем воск горячее и жиже, тем лучше. Его наносят быстрыми движениями, пока он не застыл, так как придется снова подогревать. Перед началом работы инструмент необходимо "расписать" на бумаге так, как "расписывают" новую шариковую ручку. Нижнее отверстие чантинга должно хорошо выпускать воск. Нанесенные с его помощью восковые контуры создают барьер, сквозь который краситель не попадает на соседнюю плоскость. Если в местах, покрытых воском, ткань не потемнеет, значит воск не прошел в поры ткани, он застыл. Работу лучше прекратить, так как такой воск все равно отслоится от ткани. Горячий воск должен хорошо пропитать волокна ткани, иначе во время окраски краситель попадет на те участки рисунка, которые на этом этапе раскрашивать не предполагалось.- это контейнер, который содержит расплавленный воск. Чаще всего она делается из чугуна или керамики. Он помещается над небольшим кирпичом, углём или горелкой. Воск постоянно находится в расплавленном состоянии во время работы художника.

Кисти - лучше иметь мягкие - белка, колонок, ушной волос для работы по ткани. Минимальный набор - три штуки: тонкая №3 для росписи мелких деталей, средняя (№ 10-12) и толстая (№ 20) для росписи фона.

Нельзя оставлять кисти в воде даже во время работы: мягкий волос загибается, кисть теряет форму и становится непригодной для работы.

Горячий воск на большие плоскости ткани наносят широкими щетинными кистями, лучше взять плоские щетинные кисти №5 и №10. Для покрытия больших участков пригодятся флейцы - плоские кисти шириной 2-3 см.

Формочки для краски - применяют для составления колера для росписи определенного цвета и тона.

Ткань - предпочтение отдается китайскому не аппретированному 100 % шелку различной плотности. При выборе ткани необходимо обращать внимание на её качество. Очень важно, чтобы краситель легко пропитывал ткань. Для определения пригодности ткани для росписи необходимо капнуть чистой водой на край ткани.

Ткани, на которых исполняется роспись, не должны иметь ткацких дефектов, например узлов, петель, утолщенных ниток, блесен.

При росписи большое значение имеет ткацкое переплетение ткани, ее толщина и плотность. От этих показателей зависит густота резерва и ширина резервной линии, которую наносят на ткань. Например, при других одинаковых условиях, чем меньшую связь имеют между собой нитки основы и утка, тем шире должна быть контурная линия, нанесенная резервом. Чем толще и плотнее ткань, тем реже должен быть резерв, шире линия и наоборот [7, с. 54].

Наилучшими для росписи являются тонкие гладкие ткани полотняного переплетения. Однако расписывать можно и ткани саржевого, сатинового, мелкоузорчатого переплетения. Роспись тканей способом горячего батика и свободную роспись делают на таких же тканях. Но в этом случае менее важное значение имеют переплетения, толщина, плотность и пушистость ткани [42, c. 29].

Из хлопчатобумажных тканей для росписи рекомендуются батист, шифон, маркизет. Они тонкие, легкие и не имеют на своей поверхности значительной пушистости.

Из искусственных тканей для росписи применяются отбеленные и светло-закрашенные ткани, изготовленные из вискозных волокон и комплексных вискозных, ацетатных и триацетатных ниток. Роспись не вызовет особых затруднений.

Наилучшими для росписи являются ткани из натурального шелка. Они тонкие, не имеют на поверхности пушистости, краски, на них хорошо растекаются и равномерно покрывают плоскость рисунка без ореолов, пятен, затеканий. Из этих тканей в росписи применяют: туаль, крепдешин, креп-жоржет, креп-шифон. Лучше всего краски растекаются на туали, крепдешине и хуже на креп-жоржете и креп-шифоне. Линии резервов при этом можно исполнять любой толщины, начиная с наитончайших [42, c. 30].

В работе можно использовать ткани, бывшие в употреблении, одноцветные и с набивным рисунком, но они требуют более тщательной обработки и подготовки. Во всяком случае, как новые ткани, так и старые требуют всех этапов подготовки. Как это было в Древнем Китае, сегодня художники-батикисты работают на хорошо подготовленной поверхности.

Резервирующий состав - применяется для создания резервирующей линии, которая служит непреодолимым барьером для красителя в процессе росписи, что позволяет создавать по заданному рисунку замкнутые «витражные» пространства, различные по цвету и тону.

Варианты резерва для горячего батика:

–  Фабричная восковая масса фирмы «Кройль» 500 г;

–  Парафин или стеарин 250 г; искусственный воск 230 г; технический вазелин 20 г;

–  Парафин или стеарин 400 г; натуральный воск 100 г.

Рецепты приготовления горячего резерва в граммах:

Рецепт 1

Парафин 250

Воск искусственный 250

Итого: 500

Рецепт 2

Парафин 250

Воск искусственный 230

Вазелин технический 20

Итого: 500

Рецепт 3

Парафин 350

Вазелин технический 150

Итого: 500

Рецепт 4

Парафин 400

Воск натуральный 100

Итого: 500

Рецепт 5

Парафин 500

Вазелин технический 250

Воск натуральный 250

Итого: 1000

Для приготовления резерва понадобится маленькая электроплитка и кастрюля или банка из толстой жести. Куски воска или парафина помещают в банку, которую в свою очередь ставят на паровую баню [7, c. 85].

Большую эластичность резерву придают добавки разогретой на паровой бане канифоли (1-4 г) или воска (смешивают с парафином в пропорции 1:2).

Массу расплавляют на пару до однородности, наносят в соответствии с замыслом, после остывания окрашивают.

Краски - используются специальные для росписи по шелку и делятся на два вида:

краски закрепляются паром (профессиональные)

краски, которые закрепляются утюгом (для хобби).

Вся работа и роспись тканей основана на большей или меньшей способности красок растекаться по ткани. Поскольку в состав краски входят вещества, способствующие лучшему растеканию и высыханию ее, работать с ней надо быстро и уверенно, обладая определенными навыками.

Хорошо сколорированная гамма цветов является основой художественного произведения. Поэтому перед началом работы необходимо проверить наличие красок, подобрать их по тонам, соответствующим образцу-эталону, и, если надо, путем смешения красок добиться нужных оттенков. Пробы красок производят на небольших отрезках тканей, по качеству соответствующих тем, на которых мастер будет работать.

В художественной росписи тканей используются органические красители, хорошо растворимые в воде и спирте, обладающие высокой кроющей способностью, имеющие большую гамму чистых и ярких красок. Растворы таких красителей должны легко растекаться на ткани, глубоко пропитывать ее и закрепляться без предварительной подготовки ткани [42, c. 34].

Для текстильной промышленности в основном применяются синтетические красители, однако для определенных целей, например в производстве гобеленов или в ручной росписи тканей, художники предпочитают натуральные красители, которые получают из природных материалов. [7, c. 32].

Естественные красители бывают растительного и животного происхождения. Растительные красители содержатся в корнях, листьях, древесине, коре деревьев, а также в плодах и цветах различных растений. Большинство красителей, извлеченных путем вываривания в воде, могут окрашивать различные ткани, а также кожу и различные текстильные волокна. Большинство из них отличается высокой устойчивостью, прочностью в стирке и при воздействии солнечного света [7, c. 32].

Синтетические красители делятся на основные, кислотные, активные (проционовые) и прямые красители.

Основные красители способны окрашивать без всякой предварительной обработки белковые волокна - натуральный шелк, шерсть в слабокислом или нейтральном растворе. Они химически взаимодействуют с белковыми волокнами, а с целлюлозными волокнами значительной связи не имеют. Окраски этими красителями отличаются чистотой и яркостью. Основные красители хорошо растворимы в воде и в спирте. Однако они не прочны к свету и мокрой обработке [42, c. 34].

Темными красителями (субстантивные) окрашивают без предварительной обработки целлюлозные волокна в нейтральной или слабощелочной среде и белковые волокна в слабокислом растворе. По прочности они превосходят основные и кислотные красители, но по яркости им уступают.

Кислотными красителями также без всякой предварительной обработки окрашивают белковые волокна в слабокислой или нейтральной ванне. С целлюлозными волокнами они связи не имеют. Имеется возможность окрашивать капрон. Кислотные красители имеют красивую гамму, несколько уступающую основным.

Активные красители хорошо растворимы в воде, яркие, высокопрочные, просты в технике крашения. Прочно окрашивают целлюлозные волокна, натуральный шелк и капрон.

При необходимости можно смешивать между собой растворы красителей, только одного и того же класса. Смешивать растворы красителей различных классов не рекомендуется во избежание выпадения их в осадок [42, c. 35].

Введение в растворы спирта сообщает им хорошую растекаемость на ткани. Однако прямые красители мало растворимы в спирте. Для них берут спирта не более 100-150 г/л, при избытке спирта они способны выпадать в осадок. Поэтому работать с растворами прямых красителей, вследствие их плохой растекаемости на ткани, трудно. Для лучшего растворения в них можно добавлять соду в количестве 0,5 г/л. [42, c. 37].

После окрашивания необходимо удалить с ткани резервный состав. Для этого нам понадобились утюг, бумага и газеты. Парафин легко удаляется, если прогладить батик утюгом через газету.

Многообразие приемов ручной росписи позволяет получать на ткани яркие многоцветные узоры любой сложности, применительно как для метровой ткани, так и для штучных, эксклюзивных изделий. С помощью техники художественной росписи тканей можно создавать декоративные ткани, шарфы, платки, галстуки, расписывать повседневную одежду, а также создавать картины.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.20.56 (0.037 с.)