Основные виды художественной росписи ткани. Характерные особенности росписи ткани в технике горячего батика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные виды художественной росписи ткани. Характерные особенности росписи ткани в технике горячего батика



 

Ручная художественная роспись тканей на шелковых, вискозных и синтетических тканях производится тремя основными способами, каждый из которых имеет свои особенности оформления. Два из них - холодный и горячий батик - основаны на применении резервирующих составов.

В холодном батике резервирующий состав наносится на ткань в виде замкнутого контура, в пределах которого специальными красками в соответствии с эскизом расписывается изделие. Художественные особенности этого вида росписи определяются тем, что наличие обязательного цветного контура и использование этого контура для разнообразных орнаментальных разработок придают рисунку графически четкий характер. При этом количество цветов, применяемых для росписи, практически не ограниченно [7, c. 58].

Для нанесения на ткань контура рисунка применяют стеклянные трубочки.

Большое значение для качества наводки контура имеет наклон кончика трубочки: он должен быть загнут под углом 135°. Если он загнут под более тупым углом, то при работе трубочку приходится держать почти перпендикулярно к плоскости ткани. При этом напор резервирующего состава усиливается, что может привести к непредвиденному растеканию резервирующего состава по ткани (т. е. к браку).

В местах более медленного движения и в начале линии обычно получаются капли. Поэтому вести трубочку по ткани следует равномерно, а в начале работы быстро опускать на ткань, не дожидаясь образования капли. Отнимая трубочку от ткани, ее переворачивают носиком вверх, и резервирующий состав уходит из кончика. Противоположный конец трубочки должен быть слегка приподнят, чтобы резервирующий состав не пролился на ткань.

После того как контур наведен, рисунку дают просохнуть. Более чем на 24 часа оставлять незакрашенным наведенный рисунок на ткани не рекомендуется, так как в этом случае резервирующий состав дает ореол вследствие выделяющегося жира и краска при заливке не подходит вплотную к контурной наводке.

Заливка рисунка краской производится ватными тампонами, кистями или трубочками. При заливке необходимо обратить внимание на то, чтобы большие и малые участки рисунка получали одинаковое насыщение краской, в противном случае они все будут разной светлоты или на них появятся ореолы и разводы.

Приготовление резервирующего состава для холодного батика в граммах:

Рецепт 1

Резиновый клей 40

Бензин 450

Воск натуральный 10

Итого: 500

Рецепт 2

Резиновый клей 220

Бензин 250

Парафин 30

Итого: 500

Рецепт 3

Резиновый клей 215

Бензин 200

Вазелин технический 85

Итого: 500

Резиновый клей растворяют в бензине, затем добавляют остальные составные части и, помешивая, греют в кипятке до получения однородной массы. Бензин и резиновый клей огнеопасны, поэтому нагревание указанного состава на нагревательных приборах и тем более на открытом огне запрещается [7, c. 85].

Рецепт 4

Парафин 100

Канифоль 4

Резиновый клей 400-500

Бензин 500-400

Итого: 1000

Измельченный парафин заливают резиновым клеем, затем добавляют бензин и хорошо перемешивают. Приготовленную смесь расплавляют на водяной бане при температуре 95-97°С до получения однородной массы.

Подцветку резервирующего состава делают масляной краской, предварительно обезжиренной на пористой бумаге. Резервирующий состав необходимо хранить в плотно закрывающейся стеклянной или фарфоровой посуде. Для получения жидкой консистенции резервирующий состав следует разводить бензином за 18-20 часов до начала работы [7, c. 85].

Горячий батик является самым древним методом окрашивания ткани. Его отличительная черта состоит в многократном резервировании определенных мест рисунка горячим воском или парафином. В состав для резерва этого вида росписи входят лишь натуральные ингредиенты - пчелиный воск, но с развитием науки ему появилась масса альтернатив: парафин, стеарин, искусственный воск.

В основном образная выразительность в изделиях из текстиля, расписанных способом «горячий батик», достигается колористической гармонией. При этом разработка цвета бесконечно разнообразна по структуре, оттенкам, цветосочетаниям, достижимым только в этой технике.

Способы росписи ткани горячим батиком как никакие другие мобилизуют творческую фантазию художника, его профессиональное мышление и волю, дают большие возможности для его самовыражения.

В этом способе окрашивания текстиля необязательны контурные линии, поэтому в рисунке возможны мягкие переходы тонов. Соединение различных технических приемов нанесения резервирующего состава позволяет делать более тонкие и фантазийные разработки орнаментальных форм, в особенности цветочных; рисунки получаются менее графичны. При воспроизведении изделий способом горячего батика исполнитель должен обладать высоким мастерством рисовальщика, так как при тиражировании образцов он неизменно вносит что-то свое, индивидуальное.

В классическом варианте рисунок на ткани резервируют воском и окунают в емкость с краской, затем высушивают и вновь повторяют последовательность работы до тех пор, пока не закроется весь рисунок резервом. В настоящее время различают несколько способов работы в данной технике: батик в одно перекрытие, в два или несколько перекрытий, роспись от пятна.

Для традиционного батика применяют только хлопчатобумажные ткани, а узор наносится специальным инструментом - чантингом. Он позволяет наносить сложнейший традиционный узор из тонких линий и множества мелких точек. Затем ткань окрашивается последовательно в индиго и коричневый цвет.

Любым инструментом для резервирования начинают проводить линии не сразу по ткани, а с бумаги или клеенки, точно закрепленной на кромке изделия, так как в начальной точке соприкосновения инструмента с тканью обычно происходит утолщение линий. С помощью такой бумажной или клеенчатой подложки начинают и прерывают линии на ткани.

Нужно учесть, что пары парафина вредны, поэтому работать нужно в проветриваемом помещении, около форточки или в помещении, оборудованном специальной вытяжкой. Следите за подогревом резерва. Если во время подогревания воск дымит, это значит, что он перегрелся. Нормально нагретый резерв вытекает из леечки равномерно и не разливается, Перегретый резерв разливается на материале, а недостаточно нагретый не может глубоко в него войти и остается на поверхности в виде корочки.

В наше время применяется множество техник нанесения горячего воска. Резерв можно наносить при помощи кистей или специальных штампов или просто, капая его на ткань.

Нам хотелось привести более подробные примеры нанесения воска:

Многоцветный батик.

Многократное окрашивание возможно как при поверхностном окрашивании, так и при погружении батика в краску.

При поверхностном окрашивании после первого окрашивания на высохшую ткань наносят новый рисунок воском. Затем следует второй слой краски. В качестве узора получатся и белые участки, и участки, сохранившие цвет первой росписи, окруженные более темным цветом. Можно наносить резерв на ткань с уже нанесенными цветными пятнами, кругами, брызгами, и затем повторно расписывать батик.

При окрашивании батика путем опускания в краску сам процесс крашения нельзя повторять более 2-3 раз, потому что чистый парафин не выдерживает многократного использования и осыпается. Чтобы увеличить количество окрашиваний, в резерв добавляют канифоль.

Брызги резерва. Случается, что резерв капает на ткань, оставляя мелкие пятна. Это можно использовать как декоративный прием. Вы можете изобразить таким образом снежинки или звезды. Смочите крупную кисть в резерве, отожмите его излишек и, ударяя по ручке, нанесите брызги. Сначала можно потренироваться на небольшом кусочке.

Благодаря тому, что контурные линии здесь не обязательны, в рисунке возможны мягкие переходы тонов. В этом виде росписи ткани существует несколько разных способов работы:

. Простой батик (в одно перекрытие).

. Сложный батик (в два и более перекрытий).

. Работу от пятна.

Простой батик. Рисунок по шаблону наносят на ткань, потом покрывают краской. Получается контурный рисунок, геометрический или растительный орнамент.

Роспись способом сложного батика состоит из нескольких этапов, из которых каждый как бы повторяет роспись способом простого батика: после первого перекрытия фона и его высыхания снова наносят рисунок резервирующим составом и снова перекрывают всю поверхность натянутой на раму ткани. Перекрытия идут последовательно от светлого тона к темному.

Росписью от пятна обычно выполняются изделия, украшенные растительным орнаментом. Принцип работы тот же, что и в сложном батике, но вместо сплошных последовательных перекрытий всей ткани здесь на полотно в соответствии с эскизом наносят расплывчатые пятна разных цветов. По каждому из этих пятен идет соответствующая эскизу первоначальная прорисовка орнамента резервирующим составом, далее эти же пятна или соседние с ними участки фона перекрывают другим цветом, и снова идет дальнейшая дорисовка орнамента.

По окончании работы резерв снимается с ткани утюгом.

Виды орнаментов, характерных для росписи в технике горячего батика.

Не смотря на то, что Центральная Ява является одной из главных провинций Индонезии, дизайн батика зависит от региона (на Яве их 29), где он создается. Можно выделить несколько художественных элементов орнамента для повседневного, праздничного и традиционного батика в таких округах, как Джокьякарта, Суракарта и Пекалонган.

Существует четкое разделение орнаментов: геометрические элементы и не геометрические.

К геометрическим орнаментам относятся все традиционные геометрические рисунки:

–  ромбы (мотив «Kawung Prabu» - звездный узор),

–  треугольники («Parang Tumpal»);

–  полоски, окружности, диагонали (мотив «Parang» - это сочетание диагоналей и небольших штрихов),

–  различные четырехугольники (мотив «Ceplok» - рисунок из квадратов и линий),

–  кресты и более сложные геометрические фигуры (мотивы «Limar» и «Nitik» - сложный рисунок из геометрических фигур). Второй вид орнаментов, не являющийся геометрическим, тоже разделяется на подвиды:

–  различные цветочные узоры - это мотивы «Buketan», «Lunglungan» и «Semen».

–  Можно выделить наиболее популярный элемент «Kawung» - это рисунок из параллельных прямых с эллипсами, внутри которых могут быть кресты, точки или линии.

Также из существующих орнаментов можно выделить:

Купон - расположение орнамента на ткани вдоль одного края полотна с постепенным переходом в фон; иногда имеет отклик на противоположной стороне полотна.

Огурцы - мотив, пришедший из Индии, часто встречается в шалях и тканях традиционного направления. Представляет собой овальную форму с одним вытянутым и загнутым концом. Часто рисунок контура выполняется в виде гирлянды цветочных форм.

Изделия из горячего батика выглядят интересней, если на них выполнить эффект кракле. После окончания работы, когда вся поверхность покрыта резервом, изделие снимают с подрамника и осторожно сминают руками в разных направлениях, при этом на резерве образуются трещинки различной длины и толщины. После этого ткань снова натягивают на подрамник и широкой кистью или тампоном покрывают краской темного цвета (желательно такого цвета как фон или темнее). Она проникает в трещинки, образует на рисунке тонкую сеточку, которая эффектно смотрится, особенно на более светлых участках. Желательно, чтобы краска попадала только в трещинки, если она попадет на резерв, то ее вытирают чистым тампоном, чтобы при снятии резерва не остались на изделии ненужные капли краски.

Похожий эффект кракле можно еще достичь при помощи иголки. Для этого ткань не обязательно снимать с подрамника и сминать ее руками. Резерв, которым покрыта вся ткань, аккуратно царапается иголкой (нужно делать это осторожно, чтобы не повредить материю), и в образовавшиеся трещины кистью втирается краска. После высыхания ткани резерв снимается так же, как и в предыдущих случаях. Следует помнить, что резерв при горячем батике наносится на полностью высохшую ткань, он должен быть горячим и полностью пропитывать материю. Чем более тонкая ткань, тем более горячим должен быть резерв и наоборот.

Свободная роспись производится без применения резервирующих составов. Рисунок наносят на ткань различными красками свободными мазками, только окончательная отделка рисунка иногда производится при помощи холодного резерва. Здесь больше индивидуального творчества.

В этом виде росписи используют различные загустители, которыми либо покрывают ткань (грунтуют), либо загущают сами красители.

Можно выполнять свободную роспись и по грунтованной ткани (практически по любой), использую как достоинство эффекты затекания, размывок, мазков и т.д. Разные текстуры ткани, кисти и красители дают невообразимое количество вариантов цветовых сочетаний, изобретённых нюансов, стилистических изысков.

Существует несколько способов свободной росписи ткани.

Свободная акварельная роспись основана на применении солевого раствора или специальных акварельных грунтов. Натянутую на раму ткань пропитывают водным раствором поваренной соли или акварельным грунтом, а после высыхания расписывают красками. Так как солевой раствор ограничивает растекаемость краски по ткани, можно работать свободными мазками живопись выполняют по принципу акварельной живописи: от светлого к темному, от верхнего края к нижнему.

Лессировка.

Этот известный прием масляной и акварельной живописи с успехом можно использовать при росписи ткани. Строится он на том, что краски смешивают не на палитре, а на ткани, послойно накладывая одну на другую, что и приводит к изменению цвета. Прозрачные анилиновые красители как раз хорошо подходят для работы в такой технике.

Роспись ткани аэрографом.

Большими возможностями в создании интересного эффекта в росписи обладает аэрограф (усовершенствованный пульверизатор). При работе этим прибором на поверхности ткани получаются мелкие, словно тающие в тумане, силуэтные изображения. Один из основных приемов работы - распыление краски под углом. Это позволяет создавать плавные светотеневые переходы. Направляя, струю краски на трафарет под разными углами, вы моделируете форму мотива.

Способ скрытого резерва.

Эффект «скрытого резерва» (многослойная роспись). Не всегда хочется, чтобы работа выглядела как витраж. Иногда светлые контурные (резервные) линии разбивают целостность восприятия.

Тогда уместно использовать так называемый «скрытый резерв». Вначале расписываются светлые по тону участки плоскости, затем по ним проводится резерв, и расписываются плоскости более насыщенного цветового фона и т. д. Этот прием часто используется при росписи станковых панно.

Кроме вышеперечисленных видов батика, существует самый древний вид этого искусства, заимствованный европейцами у художников Индии - узелковый батик.

В Индии он широко распространен и по сей день. «Бандхей» («бандхана», «бандхини», «бандан»), что означает "обвяжи-окрась": на ткань выкладывают камешки и завязывают их в ткань, после чего ткань окрашивают. Для большей абстрактности рисунка используются камешки разного калибра, которые размещаются на ткани ассиметрично. Если необходимо получить геометрически правильный узор, тогда, соответственно, камешки одного калибра размещаются симметрично. Подобное творение можно дополнительно украсить. На острове Суматра, к примеру, батик украшают бисером, в Индии - крупными бусинами, в странах Африки - вышивкой, жемчугом и раковинами. Этот способ, без преувеличения, можно назвать межконтинентальным: его использовали в доколумбовой Америке, в Тибете, на Кавказе, на Ближнем Востоке и в Северной Африке [7, c. 71].

Один из его видов - техника «планги» - был распространен в Индии. Неокрашенное полотно покрывали по схеме узора очень маленькими узелками, крепко перевязывая нитью. Потом ткань окрашивали и удаляли нити, в результате образовывался узор из белых «горохов».

Окрашивая сухую ткань, можно получить более резкую границу красителя и неокрашенного полотна, если же ткань влажная (смоченная и хорошо отжатая) - более плавные границы перехода.

При необходимости подобным образом можно было окрасить ткань несколько раз, удаляя старые узелки и добавляя новые. С высушенной ткани убирали перевязочные нити, но не гладили готовое изделие, благодаря чему долгое время сохранялся эффект «жатости».

Все виды росписи тканей постоянно совершенствуются. Художники, работающие в этой области, находят все новые и новые художественные приемы, поэтому описанные здесь способы оформления тканей не могут, считаться исчерпывающими. Они являются лишь основой, на которой может строиться дальнейшее овладение искусством росписи тканей.

художественный роспись батик ткань



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 310; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.228.95 (0.036 с.)