Роль художественной росписи ткани в современном декоративно-прикладном искусстве 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль художественной росписи ткани в современном декоративно-прикладном искусстве



 

Сегодня батик в России находится на высоком профессиональном уровне, с ярко индивидуальным техническим и художественным подходом, что находит свое отражение в регулярных выставках этого вида искусства, где московские художники по праву являются законодателями моды.

В наши дни батик занимает ведущее место в ряду декоративных искусств. Он соединяет особенности таких традиционных художественных техник, как акварель, графика, витраж, мозаика. Батик широко используется в дизайне интерьеров, прекрасно сочетаясь с различными стилистическими и цветовыми решениями. Батик позволяет создавать эксклюзивные ткани, востребованные и мастерами высокой моды, и модельерами, создающими более демократичную одежду.

Хотя современный батик, и сохраняет традиции узоров и орнаментов традиционного явайского искусства, он несет линейное изображение листьев, цветов и птиц. Такой батик обычно зависит от воли художника, а не от методических рекомендаций. Заметно это так же по цветовой гамме, используемой современными мастерами, которые уже не зависят от традиционных, созданных вручную, красок, ведь химические красители способны дать любой цвет и оттенок, который им нужен.

На Яве до сих порсохранилась древнейшая форма резервирования, которой пользуются до сих пор при создании особой церемониальной ткани. Резервом здесь служит специально приготовленная рисовая паста, которую наносят с помощью бамбуковой палочки. Ткань берут только ручного прядения, краска приготовляется из корня растения Morinda citrifolia, окрашивание происходит в несколько стадий и длится несколько дней. После удаления пасты остаются простые, в основном геометрические, реже - фигуративные изображения.

Дизайнеры мира моды смело представили изделия с ручной росписью на суд зрителей. Они многое сделали для того, чтобы продвинуть индонезийский батик в его традиционных и современных формах.

По традиции продаваемый батик был 2,25 м в длину и из него шили традиционные одежды кэин, панжан и саронг. Саронг представляет собой прямоугольный кусок хлопчатобумажной ткани с печатным рисунком, который традиционно носят, обернув вокруг тела. Сегодня из него создают очень интересную одежду в виде шарфов, шалей, платьев и юбок, удивляющих формой и стилем.

В настоящее время батик используется не только в производстве одежды, но и в изготовлении мебельной обивки, тяжелых холщевых панно на стены, скатертей и других аксессуаров интерьера. Техника батика распространена среди многих известных художников, делающих батик для дома и офисов.

Горячий батик очень кропотливая работа, требующая аккуратности и внимательности. Но на сегодняшний день обучение этому искусству стало доступным благодаря мастер-классам и видеоурокам, которые без труда можно найти на специализированных сайтах по рукоделию.

Роспись ткани высокого качества очень дорога, а её производство сильно ограничено. Однако в мире машинных технологий интерес к рукодельным материалам становится все выше.

Одно из запоминающихся качеств этого индонезийского вида творчества - это стиль, украшения и цвет, которые вошли в культуры многих других стран. Прослеживая историю этой страны, можно заметить, что повлияли на историю росписи ткани и технологии её создания контакты с зарубежными торговцами или правителями колоний.

В одних странах батик развивался интенсивно и потому стал национальным искусством, а в других он лишь сохранил статус старинного ремесла. В последнее время потребители все больше понимают ценность ручной работы. Проводятся модные показы, семинары, выставки и конференции, посвященные этой технике. Целью таких собраний является развивать этот древний вид искусства во всем мире и презентовать любителям батика новые техники, открывать новых талантливых художников и рассказывать о применении батика в повседневной жизни.

Кроме того, батик давно признали очень полезным хобби: это не просто интересно, батик развивает творческие навыки у детей и людей с ограниченными возможностями. Поэтому батик все больше привлекает людей таких профессий, как педагоги, художники и дизайнеры.

В странах Азии батик является традиционной одеждой. Его одевают на все торжественные праздники, будь это свадьба или день рождения. Сейчас батик в этих странах носят пожилые люди, да и молодежь приобщается. В России пока батик используется только в роли аксессуаров или картин. Однако потихоньку в нашей стране перенимаются тенденции из Европы и Азии, и на модных показах батик становится приятным дополнением.

На данный момент множество людей носят работы, выполненные в технике батика. Хорошо, что батик становится вновь популярным, но проблема заключается в том, кто помогает развиваться этому виду искусства. Это не люди Индонезии или правительство, это работа малайцев. В настоящее время малайцы носят одежду, созданную с помощью техники батика, кроме того, все магазины и склады заполнены батиком. Батик распространен не только на территории Индонезии, но и за границей. Однако такой батик, приобретенный на рынке сбыта в Малайзии, уступает по качеству оригинальному, «штучному» изделию.

«Горячий батик» в основном применяется для создания авторских панно и обладает неограниченными живописными и фактурными возможностями. Батик - это культурное наследие, которое жители Индонезии и Малайзии сохраняли на протяжении сотен лет. Между этими странами шла активная борьба за право считаться фаворитом в этом виде искусства.

Журнал «Harper Bazaar Magazine» свидетельствует о том, что в мире развития батика доминирует Индонезия. Жители Индонезии носят батик, потому что такая одежда хорошо пропускает воздух. В последнее время можно заметить интересную тенденцию: индонезийцы начали поддерживать свою продукцию - сначала музыку, затем фильмы, а сейчас и батик.

Если говорить о последних новостях в мире моды, нужно упомянуть о том, что фирма «Adidas» выпустила ограниченную партию одежды и аксессуаров, выполненную в технике батика. Коллекция имела большой успех и нашла своих покупателей.

Существует так называемый «экспериментальный» горячий батик включает в себя целый ряд технических приемов:

Роспись валиками расплавленным воском;

«Штамп» расплавленным воском;

«Поливка» расплавленным воском;

«Шибори».

Эти приёмы позволяют создавать незабываемые абстрактные композиции особенно при создании утилитарных изделий, авторские ткани, платки, шали, постельное белье, гардины.

Художники, работающие в технике горячего батика.

Современный художник, используя язык художественного материала, создает свои новые формы, наполненные смыслом. Увиденные работы заставляют нас мыслить, создавать свои произведения.

Если раньше художники придерживались сложившихся традиционных сюжетов, то современные дизайнеры пытаются уйти от стереотипов и создать что-то совершенно новое, таким образом, и появляются новые технологии в этом виде искусства.

Работы современных художников - это произведения искусства, которые можно увидеть на выставках, в художественных галереях. Выставочная деятельность - это своеобразная творческая лаборатория художника. Она связана с поиском новых художественных идей, нового пластического языка, которым художник выражает свои мысли, чувства, представления о красоте, свое отношение к миру.

Рассматривая творчество художников, мы разделили их на две группы: западные и российские.

.   Западные художники:

–  Сью Дроун - талантливая художница и преподаватель батика на протяжении 16 лет. История ее карьеры очень интересна. Она была искусствоведом, работающим с неполноценными и нетрудоспособными людьми в государственной школе (Laconia State School) в штате Нью-Гэмпшир. После получения степени магистра в области Арт-терапии она работала детским и семейным психологом по борьбе с бытовым насилием в Лонг-Айленде. Когда родился сын, Сью с мужем переехала в штат Мэн (Maine), где и занялась батиком всерьез. Она решила устроиться в школу на неполную занятость, а в свободное время занималась разработкой коллекции одежды под названием «Alexander’s Rags». После нескольких лет работы, она начала воплощать свои идеи в жизнь, коллекция называлась «Sunfire batik». Батик ее становился очень популярным. В особенности всем нравились мотивы природы и рисунки для детей.

–  В течение многих столетий при изготовлении батика мастера отдавали предпочтение пчелиному воску, воскам растительного и животного происхождения, и лишь сравнительно недавно начали использовать парафин. Все эти составы легко устраняются с хлопковой ткани в процессе кипячения, но с шелка, окрашенного кислотным красителем, их можно удалить только сухой химической чисткой с применением тетрахлорэтилена - токсичного вещества, использование которого строго регулируется Агентством по охране окружающей среды США. Весьма вероятно, что в будущем использование тетрахлорэтилена будет запрещено, и мастерам батика придется либо найти другой способ удаления воска с шелка, либо использовать альтернативный материал для резервирования. Художник Дороти Боуэн применяет для резервирования соевый воск с 2002 года. Этот метод имеет много преимуществ: испарения нетоксичны, температура плавления ниже и воск смывается с ткани теплой водой с синтраполом (моющим средством). Соевый воск в перспективе может стать альтернативным материалом для резервирования, тем не менее его не рекомендуется использовать при окрашивании тканей методом погружения. Дороти Боуэн написала замечательную работу, посвященную составам, в которых мастера батика могут использовать соевый воск, обладающий уникальными свойствами, тем самым предохраняя себя от вредного воздействия паров парафина и тетрахлорэтилена.

–  Можно выделить работы интересной современной художницы из Сан-Диего Лиса Бэби. Она создала новую и довольно оригинальную технику батика - «pancake batter batik». За основу она взяла муку, хотя это нельзя считать новым способом, так как африканские племена использовали именно такую методику. Но на этом сходство заканчивается. Требуется много времени на создание и скрепление отдельных элементов работы, кроме того, использовались особые офисные печати. Лиса создает удивительные произведения современного искусства, ее работы живут отдельной жизнью.

–  Сюзан Иткин - художница, создающая картины и элементы декора в технике батика. У неё есть потрясающий магазин, в котором продается одежда, украшенная техникой батика. По ее словам, каждая картина батик является уникальной, как отпечаток пальца человека или форма листа дерева. Каждый раз краска может лечь по-иному, окончательный результат является неожиданным даже для самого художника. Сюзан живет в северном Нью-Джерси с мужем и двумя детьми. Она продает свои работы в Нью-Йорке с 2003 года. Совсем недавно ее работы были выставлены в музее науки и искусства в Нью-Джерси (Belskie Museum of Art and Science).

–  Халид Шамсуддин Аршад начал заниматься росписью тканей в 19 лет. Он увлекся батиком как формой искусства и больше не переставал заниматься этим ремеслом. Уже тогда он знал, что батик - его будущее. Когда ему было двадцать, Халид стал батик-дизайнером, известным своим стилем ручной росписи парео. В 1988 году популярность батика в стране начала расти. Халид вместе с женой открыли второй и третий бутики, на этот раз в столице Куала Лумпур. К сожалению, в 1993 году производство батика претерпело значительный упадок. Одной из причин послужило то, что повышенный интерес в индустрии моды вызывал в то время корейский шелк. В результате Халиду пришлось закрыть свой бизнес в Куала Лумпур. В 2003 году индустрия батика начала восстанавливаться, была проведена выставка «Малазийский батик в мировой индустрии». Халид получил определенную выгоду, принимая участие в посвященных батику мероприятиях. Примерно в то же время некоторые из расписанных им парео носили финалистки конкурса мисс Англия в Лестере. Эти последние достижения принесли Халиду мировое признание его таланта.

. Российские художники.

–  Ксения Ефимова. Родилась 4 марта 1982 года. Окончила Художественно-промышленную школу (1998), Академию Архитектуры и искусства по специальности "художник декоративно-прикладного искусства" (2005), Международную школу дизайна (2008). Работает как дизайнер интерьеров и художник по росписи тканей.

–  Ирина Минаева. Родилась в 1975 г. В 1997 г. закончила Южноукраинский Государственный Педагогический Университет (г. Одесса). Основные направления в творчестве: графика, батик. С 2008 г. член Международной Гильдии Батика. В последнее время увлеклась фотографией. Картины художницы находятся в частных коллекциях Украины.

–  Никитина Галина Владимировна. Родилась в городе Уфе. В 1979 г. закончила худ. школу, в 1982 г. художественное училище по классу "лаковая миниатюра". С 1987 по 1993 г. обучалась в УрГУ имени Горького на факультете искусствоведение. С 2008 г. состоит в Московском Союзе художников (секция декоративных искусств). Все работы выполнены на высоком техническом уровне и обладают неповторимым цветовым решением, часть работ находятся в частных коллекциях России, Канады, Германии. Постоянная участница выставок г. Москвы.

–  Самаринкина Алиса Валериевна. Родилась в 1977 году. Работает в техниках батик, керамика. В 1993 году - поступила в Самарское художественное училище им. Петрова-Водкина. С 1996 года участник всех областных выставок. В 1998 - окончила обучение.2001 год -работа в творческой группе на ЭТПК (Эксперементально-творческий комбинат им. Воронцово). 2005 год-окончила Самарский государственный университет, факультет ИЗО и ДПИ. Участница многих всероссийских и международных выставок. Член союза дизайнеров и союза художников России, международной ассоциации АИАП ЮНЕСКО. Награждена дипломом Академии художеств Российской федерации, медалью-орденом второй степени за заслуги перед Отечеством.

Изучив историко-культурологические и художественно-выразительные особенности росписи ткани, мы остановили свое внимание на живописности техники горячего батика, характере выразительных особенностей и яркости цвета, изящности работы в целом. Эти особенности, которые будут подчеркивать достоинства изделия, мы взяли за основу решения проектной задачи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.228.95 (0.015 с.)