Управление Культуры Белгородской области 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управление Культуры Белгородской области



Управление Культуры Белгородской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Белгородский государственный институт искусств и культуры

Факультет «Дизайн»

Кафедра декоративно-прикладного искусства

 

 

Выпускная квалификационная работа

Разработка и выполнение в материале серии работ в технике горячего батика под девизом «Белгород - зеленая столица»

Специальность: 070801 Декоративно-прикладное искусство

Студентка Крамской Алисы Евгеньевны

Научный руководитель: Вильдяксова Е.С.

Рецензент: Таланова Л.В

 

Белгород 2012

 


Содержание

Введение

Глава I. Историко-культурологический аспект становления и развития художественной росписи ткани и её трансформация в современном творчестве

  История возникновения и развития художественной росписи ткани в странах Азии и Европы

Исторические аспекты развития художественной росписи ткани в России

Роль художественной росписи ткани в современном декоративно-прикладном искусстве

Глава II. Художественно-технологические этапы и приемы создания авторского проекта

Основные виды художественной росписи ткани. Характерные особенности росписи ткани в технике горячего батика

Технологические принципы и средства выполнения художественной росписи ткани в технике горячего батика

Художественно-технологические приемы выполнения авторского проекта

Заключение

Список литературы

Глоссарий


Введение

Декоративно-прикладное искусство - неотъемлемая часть культуры народа. Оно является одной из важнейших областей художественной культуры. Его характеризуют широта распространения, разнообразие видов, массовость и сила воздействия на духовную жизнь общества, неразрывная идейно-эстетическая связь с тенденциями своего времени. Произведения декоративно-прикладного искусства создаются ради удовлетворения как материальных, так и духовных потребностей человека. Будучи самостоятельной специфической формой художественного творчества, отражения и познания мира, эти произведения обладают возможностями не только отображать, используя специфический для них художественный язык, но и преобразовывать по законам красоты окружающую действительность. Они находятся рядом с человеком ежедневно, ежечасно и, следовательно, должны нести глубокое содержание, являться неисчерпаемым источником эстетических переживаний, эмоций.

Прикладное искусство не только продолжает жить в современном мире, но и находит новые формы, материалы, средства выразительности. Народные мастера, работают в традиции и сохраняют в своем творчестве проверенные временем и передаваемые из поколения в поколение правила и навыки. Современному художнику-прикладнику предоставлен огромный выбор различных материалов, он свободен в осуществлении творческих замыслов. Можно экспериментировать с материалом, формой, цветом, создавая всякий раз что-то совершенно новое.

Одним из интересных направлений декоративно-прикладного искусства является работа с тканью - роспись по шелку. Ничто так не ценится сейчас в декоративном искусстве, как свободное проявление авторского почерка, живое движение руки мастера. А роспись ткани даёт для этого большие возможности. Она открыта для запечатления непосредственных чувств и ощущений художника, легко откликается на декоративные поиски, на разнообразие живописных и графических манер.

Особое очарование вещам, предметам интерьера придает этот вид искусства. Пришедший к нам из самой глубины веков, он до сих пор не утратил своей актуальности. Древний и удивительно многообразный батик сейчас занимает достойное место среди других видов декоративного искусства и широко используется как для создания интерьерных работ, так и изделий, которые могут стать изысканным подарком. Дизайнеры одежды, интерьеров, художники обращаются к этой технике, создавая стильные и красивые сюжеты.

Сейчас понятие росписи по ткани разнопланово, оно включает не только восковую технологию многоэтапной окраски хлопка, но и узелковую разновидность этого вида творчества, и жгутовую, и китайскую сине-белую окраску шелка, и японскую многоцветную высокохудожественную роспись на шелке. Причем в современной художественной среде именно последняя технология является самой популярной.

В наше время человек стремится проявить свою индивидуальность во всем, что его сопровождает в жизни. В противовес массовой моде в своих предпочтениях он все больше и больше обращается к моде на эксклюзивные вещи, отражающие особенности личности своего хозяина. Волшебство, с которым под легким движением кисти мастера на ткани распускаются цветы, порхают бабочки, поют птицы, расстилается водная гладь или вырастают города, заставляет невольно поверить в чудо.

Работая в технике батика, художник прислушивается не только к себе, но и к ткани, так как она - непосредственный участник творческого процесса. Соприкасаясь с краской и водой, ткань сама творит неповторимые, удивительные, оригинальные эффекты, которые и делают батик таким самобытным.

Современные техники этого вида искусства весьма разнообразны. Батик вобрал в себя особенности и художественные приемы многих изобразительных искусств - акварели, пастели, графики, витража, мозаики. Значительное упрощение приемов росписи по сравнению с традиционными техниками и многообразие специальных средств позволяет расписывать различные детали одежды, предметы интерьера, картины на шелке даже тем, кто никогда раньше не занимался оформлением ткани.

Батик позволяет создать из шелкового платка настоящее произведение искусства. Изделия, расписанные в этой технике, есть в коллекциях всех лучших мировых модельеров. Возможность воплотить на ткани самые смелые фантазии сделала этот вид искусства необычайно популярным во всем мире, а любой предмет гардероба, выполненный в этой технике, это настоящее волшебство.

Всё вышесказанное даёт основание утверждать, что и на сегодняшний день тема исследования не потеряла своей актуальности.

Проблема исследования: определение условий и возможностей сохранения традиционных приёмов художественной росписи ткани в современном искусстве.

Решение данной проблемы составляет цельнашего исследования.

Объект исследования: художественная роспись ткани как вид декоративно-прикладного искусства.

Предмет исследования:разработка и выполнение в материале серии работ в технике горячего батика под девизом «Белгород - зелёная столица».

Гипотеза исследования: разработка и выполнение в материале изделий в технике горячего батика может выступать эффективным средством при изготовлении серии работ в этой технике при реализации следующих условий:

- если будет проведена систематизация представлений о декоративно-прикладном искусстве, в частности, художественной росписи ткани как о средстве организации жилого пространства;

если будет осуществляться использование исторического опыта художественной росписи ткани, в области декоративно-прикладного искусства;

если авторская серия работ, выполненная в технике горячего батика, сможет служить практическим и эстетическим элементом в нашей жизни;

если сохранение и развитие декоративно-прикладного искусства будет осуществляться через подготовку специалистов, передачи молодым художникам знаний и опыта, выработанных поколениями мастеров.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой нашего исследования нами сформулированы следующие задачи:

1. Проанализировать методическую, историческую искусствоведческую и специальную литературу по проблеме исследования с целью выявления основных этапов развития художественной росписи по ткани;

.   Проследить историю возникновения и развития искусства художественной росписи ткани. Рассмотреть виды и особенности росписи ткани;

3. Изучить технологические принципы выполнения художественной росписи ткани;

.   Ознакомиться с преемственностью традиционных приёмов и проанализировать современное развитие художественной росписи ткани;

5. Применить полученные знания для создания авторской работы;

.   Разработать и выполнить в материале серию работ в технике горячего батика.

Методологическую основу исследованиясоставляют исследования таких ученых, как В.И. Чуриловой, М.О. Синеглазова, Р.А. Гильман, С.Г. Давыдов, Л.В. Загребаевой и других по вопросам изучения художественной росписи ткани. Для более полного изучения темы нами были использованы работы и других авторов.

Решение поставленных задач и проверка достоверности гипотезы потребовали использования следующих методов исследования:

теоретический анализ методической и исторической литературы;

рассмотрение основных видов художественной росписи ткани;

–  поиск и изучение аналогов и прототипов;

–  разработка эскизов;

–  выполнение в материале авторской работы.

Практическая значимость дипломной работы заключается в теоретическом обобщении научно-исследовательских трудов в организации средового пространства средствами художественной росписи по ткани.

Структура дипломной работы.Дипломная работа состоит из содержания, введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложения.

Во введении разработан научный аппарат по данной теме.

В первой главе рассматриваются исторические особенности становления и развития искусства росписи ткани в разных странах, основные виды росписи ткани.

Во второй главе рассмотрены художественно-технологические этапы создания авторского проекта. В ней представлена разработка и выполнение в материале серии работ в технике горячего батика.

В заключении подведены итоги нашей исследовательской работы, сделаны выводы.

В приложении представлены эскизы, фотоматериалы, которые явились источником творчества, дополнительные материалы и визуальные элементы к дипломному проекту.

 


Заключение

 

Создание произведения искусства требует от создателя мастерства, знаний, фантазии, вкуса, определенных навыков. Для создания разработанной нами серии панно, мы использовали самые разнообразные материалы, наделенные различными качествами - цветом, фактурой, структурой и рисунком. Наши работы находятся в строгой взаимоподчиненности с человеком, эпохой, окружающей средой - интерьером или экстерьером.

Целью нашего исследования, было изучение исторического опыта художественной росписи ткани для дальнейшего его использования в процессе создания авторского проекта.

Изучив особенности росписи текстиля в современном ее применении, разработали и выполнили в материале пять панно в технике горячего батика под девизом «Белгород - зелёная столица».

В первом разделе дипломной работы была изучена историко-культурологическая, специальная литература и исследования ведущих мастеров техники батика. Рассматриваются исторические особенности становления и развития искусства росписи ткани в разных странах, Рассмотрев традиционные корни художественной росписи тканей, мы можем сказать, что многие страны внесли свой вклад в развитие художественной росписи тканей. На основании многих способов и техник росписи тканей, появившихся в разных странах, и выработались современные способы художественной росписи тканей. Уточнялись проблема, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования.

Во втором разделе дипломной работы были изучены технологические принципы и средства выполнения художественной росписи ткани, включающие в себя: подготовку ткани, выбор материала, организацию рабочего места, необходимые инструменты, красители, основные виды росписи ткани. Мы выяснили, что изобразительные средства - один из основных компонентов технологии работы художника, связывающий его творческий метод с используемыми материалами и приемами их обработки.

Так же нами были созданы эскизы к панно, из которых выбраны отдельные объекты для дальнейшей разработки. В технологической части мы выполнили «картон» с подробной разработкой рисунка в карандаше, который впоследствии перенесли на ткань. А так же мы обосновали выбор материалов, технологических методов обработки и оборудования применяемого в проекте. При изготовлении панно в технике горячего батика богатейшим источником вдохновения для нас выступили технология выполнения и стилевые особенности работ ведущих мастеров.

На этом этапе были изготовлены изделия.

Нами так же были проведены экономические расчеты приведенные в приложении.

В нашем дипломном проекте выполнены следующие задачи:

. Проанализирована историческая искусствоведческая литература проблеме исследования.

. Изучена техника и технология выполнения аналогов работ в технике горячего батика.

. Рассмотрены виды и особенности росписи ткани.

. Обратили внимание на современное развитие росписи ткани.

. Применили полученные знания для создания авторской работы.

. Выполнили в материале серию работ в технике горячего батика.

Поставленная цель: определить роль художественной росписи ткани в современном искусстве достигнута.

Данное исследование не является исчерпывающим, но может служить основой для продолжения изысканий по теме сохранение традиционных приёмов художественной росписи ткани в современном оформлении художественного текстиля.

 


Список литературы

 

1. Алпатова И.А. Узорные ткани. Русское декоративное искусство / И.А. Алпатова. - М., 1993. - 3 Т. - 312 с.

.   Алферов Л.Г. Технология росписи. Дерево. Металл. Керамика. Ткани. / Л.Г. Алферов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2001. - 352 с.

.   Арманд T. Орнаментация ткани. Руководство по росписи ткани / Под ред. Н.Н. Соболева. - М., 1998. - 197 с.

.   Бирюкова Н. Западноевропейские ткани XVI -XVIII вв. / Н. Бирюкова - М., 1998

.   Волков Н.Н. Композиция в живописи / Н.Н. Волков. - М.: Изобразительное искусство, 1997. - 240 с.

.   Волков Н.Н. Цвет в живописи / Н.Н. Волков. - М.: Изобразительное искусство, 1997. - 216 с.

.   Гильман Р.А. Художественная роспись тканей. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р.А. Гильман. - М.: Гуманитар. изд. центр «Владос», 2008. - 159 с.

.   Гурьева T.C. Опыты Л.В. Маяковской в оформлении тканей // B сб. трудов НИИХП: вып. 6. - М., 1999. - 267 с.

.   Давыдов С.Г. Батик. Техника. Приемы. Изделия / С.Г. Давыдов. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. - 184 с.

.   Дворкина И.А. Батик. Горячий. Холодный. Узелковый. - М.: Радуга, 2000

.   Дуглас Ш. Русский текстиль 1928-1932 / Ш. Дуглас // Великая утопия. Русский и советский авангард 1915-1932. -М., 1993.

.   Жоголъ Л.Е. Декоративное искусство в интерьерах общественных зданий / Л.Е. Жоголь. - Киев, 1992. - 349 с.

.   Жолобчук А. Я. Подарки из батика / Жолобчук А. Я.- М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. - 78,[2] с.: ил. - (Подарок своими руками).

.   Загребаева Л.В. Лоскутное шитье. Роспись тканей. Плетение шнуров / Авт.-сост. Л.В. Загребаева. - Мн.: Миринда, 2002. - 224 с.: ил. - (Ваш досуг).

.   Искусство батика. Энциклопедия художника. - М.: Внешсигма, 2001. - 111 с.

.   Кабанова О. Путешествие в технику горячего батика / О. Кабанова // Декоративное искусство СССР. - 1987. - № 1. - с.31-45.

.   Каплан Н. И., Митлянская Т. Б. Народные художественные промыслы: Учеб. пособие для сред. проф. - техн. учеб. заведений. - М.: Высш. школа, 1980. - 176 с., ил. - (Проф-техобразование. Декоративно-прикладное искусство).

.   Каптерова Т.П. Искусство Средневекового Востока / Т.П.Каптерова, Н.А. Виноградова. - М., 1989.

.   Кузнецова С.С. У истоков индонезийской культуры. М.: 1989г.

.   Лоскутное шитье. Роспись тканей. Плетение шнуров / под общ. ред. Л.В.Загребаева. - Мн.: Миринда, 2002. - 224 с.

.   Львова Е. П., Фомина Н. Н., Некрасова Л. М., Кабкова Е. П. Мировая художественная культура. От зарождения до XVII века. (Очерки истории). - СПб.: Питер, 2008. - 416 с.: ил.

.   Мамонтов С.П. Основы культурологии: М.: Олимп, 1999.

.   Махмутова Х.И. Предметы интерьера в технике батик и аппликация. Делаем сами. - М.: Эксмо, 2006. - 64 с.

.   Менди Саутен. Роспись по шелку / Руководство для начинающих. - Ростов: Феникс, 2005.

.   Миладинов П. Полезные советы и рецепты для всех / П. Миладинов. - М., 1988. - 213 с.

.   Миллер Д. Интерьер. Цвет и стиль / Д. Миллер. - М.: Ниола XXI век, 2001. - 240 с.

.   Пипер А. Роспись по ткани / А. Пипер. - М.: АРТ-РОДНИК, 2007. - 47 с.

.   Разина Т.М. Искусство художественных промыслов на современном этапе: Сб. науч.трудов НИИЗП/ Отв.ред. Т.М.Разина. - М., 1982. - 173 с.

.   Робинсон Р. Искусство батика: техники и образцы / Р. Робинсон. - М.: Ниола-Пресс, 2007. - 96 с.

.   Роспись по шелку // Валентина. - 1995. - № 1.

.   Рудин Н.Г. Художественное оформление тканей / Н. Г. Рудин. - М., 1995. - 175 с.

.   Рукоделие / под общ. ред. М.С. Левиной. - М.: Рольф, 2000. - 384 с.

.   Сараева Ю.С. Роспись по ткани / Ю.С. Сараева. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - 234 с.

.   Синеглазова, М.О. Батик / М.О.Синеглазова. - М.: Издательский дом МСП, 2004. - 267 с.

.   Синеглазова М.О. Распишем ткань cами / М.О. Синеглазова. - М.: Профиздат, 2000. - 312 с.

.   Смирнов Ф., Волков Р. Солнце в доме. Батик своими руками // Идеи вашего дома.- 1997.- №6.

.   Соболев K.H. Набойка в России / К.Н. Соболев. - М., 1997. - 293 с.

.   Соболев К. Н. Очерки по истории украшения тканей / К.Н. Соболев. - М., 1996. - 294 с.

.   Стоку С. Батик / Практическое руководство. - М: Ниола 21 век.

.   Тангус О.В. Технология росписи тканей / О.В. Тангус. - М., 1999. - 412 с.

.   Трубникова Л.А. Красотa ремесла и творчества / Л.А Трубникова. - Ростов н/Д., 2000. - 212 с.

.   Чурилова В.И. Техника художественной росписи тканей / авт.-сост. В.И. Чурилова. - М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. - 171, [5] c: ил., 32 л. ил. - (Секреты мастерства).

.   Якунина Л.И. Русские набивные ткани XVI-ХVП вв / Л.И. Якунина. - М., 1998. - 156 с.


Глоссарий

 

Ахроматический ряд - ряд светлотного диапазона от белого к черному, состоящий из девяти светлот. Каждый светлотный тон настолько темнее предыдущего, насколько светлее последующего.

Аэрограф - прибор для равномерного разбрызгивания краски. Может быть заменен пульверизатором или автомобильными аэрозолями.

Багет - рейка со сложным профилем для изготовления рам.

Бандан - название техники крашения ткани.

Батик - способ украшения ткани с помощью расплавленного воска. Родиной его считается Индонезия. В настоящее время словом батик обозначают практически все виды ручной росписи ткани.

Батик-штифт - или электрический карандаш, заправляется восковой массой, которая разогревается скрытой в стержне спиралью и вытекает через узкое отверстие выхода. Дает тонкие и точные линии узора. Имеет тот недостаток, что количество одноразово заправляемого воска очень мало и требует частого дополнения.

Водяная баня - устройство из двух подходящих по размеру емкостей, где в большую наливается вода, а во вставляемую в нее меньшую кладется нужное вещество (которое нужно поддерживать при постоянной температуре, не доводя до кипения). Используется для приготовления резерва и поддержания в горячем состоянии восковой массы для горячего батика.

Воронка - металлическая воронка на теплоизолирующей ручке и с узким отверстием внизу конуса. Применяется в горячем батике как аналог древнего прибора «чантинг».

Воск, восковая масса - специальный резервирующий состав для горячего батика, в который пчелиный или искусственный воск входит в качестве одного из компонентов.

Главные цвета - желтый, синий, красный и зеленый главными

называются потому, что все остальные цвета цветового круга являются их

производными.

Грунтовка - покрытие ткани специальным составом для меньшего впитывания красителя. Применяется чаще всего при свободной росписи.

Декоративная композиция - способ расположения на плоскости декоративных элементов, их взаимосвязь.

Загустки - специальные прозрачные пасты, к которым добавляют краситель и тем самым приготовляют пасты для печатания.

Запаривание - процесс закрепления красителей на ткани с помощью пара.

Зарисовка - стилизованное изображение природной или иной формы в целях дальнейшего использования в создании композиции.

Контрастные цвета - цвета, расположенные на противоположных концах диаметров цветового круга.

Кракле - сетка трещин, возникающая на ткани при работе в технике горячего батика. Иногда создается специально и используется как отдельный эффект.

Кубовая набойка - получила свое название от куба - чана с красителем индиго, в котором окрашивалась ткань с нанесенным набивным способом (печать) узором.

Мотив - основной элемент построения орнамента или декоративной композиции. В последней, часто является композиционным и эмоциональным центром.

Мочевина - химическое вещество, удобрение. В росписи ткани используется для создания специального эффекта.

Набойка - способ украшения ткани. Название свое получила от процесса работы, когда по доске с рисунком, наложенной на ткань, ударяли деревянными молотками для лучшего проникновения красителя в ткань.

Палантин - широкий шарф, накидка из ткани или меха.

Панно - декоративная композиция, часто заключенная в раму. Служит

эмоциональным и композиционным центром интерьера.

Подрамник - рама под холст или ткань. Основной особенностью является то, что все планки рамы имеют с внутренней стороны скос в направлении сверху-снаружи-вниз-внутрь. Это позволяет натянутой ткани практически не соприкасаться с деревом рамы.

Подсветка - прием, позволяющий проверить замкнутость контура в холодном батике, а также способ перевода рисунка на ткань.

Присыпка сухими красителями - один из дополнительных эффектов в росписи ткани.

Промывка участка росписи - удаление красителя с неправильно расписанного участка ткани с помощью большого количества воды или с использованием спирта.

Пяльца - круглая рамка для вышивания, состоящая из двух частей. В росписи используется в качестве рамки для небольших работ круглой формы. Ткань расписывают в пяльцах, тонируют наружную часть пялец и готовое панно вешают на стену.

Раппорт - минимальная площадь повторяющегося рисунка. В него входят сам мотив и расстояние до другого мотива. Повторение раппорта образует раппортную сетку.

Резерв - краткое название для резервирующей массы в холодном батике.

Родственные цвета - цвета, расположенные в одной четверти цветового круга.

Родственно-контрастные цвета - цвета, расположенные в половине круга.

Роспись по-сырому - роспись производится по влажной ткани или бумаге, что придает работе акварельность, мягкость цветовых переходов, дает возможность смешивать цвета непосредственно на ткани.

Ситец - хлопчатобумажная ткань, пришедшая из Индии. Сыграла большую роль в области украшения тканей в Европе.

Солевая техника - один из способов создания дополнительного эффекта в свободной росписи ткани.

Сухая кисть - один из приемов работы щетинной кистью, на которую набирается меньшее количество краски или восковой смеси (в батике), что позволяет каждой ворсинке провести свою собственную линию, отдельно от других.

Тампон - изготовленный из ваты или поролона инструмент для росписи больших плоскостей фона.

Трубочки - стеклянные трубочки с загнутым концом и резервуаром в нижней трети - инструмент для нанесения резерва при росписи в технике холодного батика.

Туаль - сильно блестящий натуральный шелк, чаще используемый для росписи шарфов.

Узулковый батик - бандан, способ окрашивания ткани с помощью узлов и жгутов, создающих узор.

Флаконы для резерва - пластмассовые флаконы с тонкой насадкой.

Флейтц - широкая плоская щетинная кисть. Используется как в художественных, так и в малярных работах.

Чантинг - прибор для нанесения на ткань раскаленной восковой массы. Используется в росписи в технике горячего батика. Представляет собой металлический резервуарчик с носиком. Вытекая через носик, воск оставляет на ткани линию, создающую орнамент. Если у чантинга два носика, один над другим, то он оставляет две параллельные линии, если носики расположены по четырем углам, прибором можно наносить четыре точки одновременно.

Шитый батик - условное название разновидности узелкового батика. Ткань собирается на нитку, как при наметывании, по линии узора и сильно стягивается. Краситель не проникает в образовавшиеся мелкие складки, и после крашения получается узор.

Эскиз - предварительный рисунок композиции, в котором выверены и согласованы все детали. В окончательном виде используется для увеличения в натуральную величину.

Управление Культуры Белгородской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.49 (0.103 с.)