Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Первая пятилетка (1928-1932 гг.)Стр 1 из 3Следующая ⇒
Оглавление Введение Глава 1. Глава 2. Первая пятилетка (1928-1932 гг.) Вторая пятилетка (1933-1937 гг.) Третья пятилетка (1938-1941 гг.) Четвертая пятилетка (1946-1950 гг.) Пятая пятилетка (1951-1955 гг.) Шестая пятилетка (1956-1960 гг.) Семилетка (1959-1965 гг.), восьмая пятилетка (1966-1970 гг.), девятая пятилетка (1971-1975) Десятая пятилетка (1976-1980 гг.) Одиннадцатая пятилетка (1976-1980 гг.) Двенадцатая пятилетка (1986-1990 гг.) Заключение Литература Приложение Введение
Моя работа посвящена пятилетним планам развития народного хозяйства СССР или проще говоря пятилеткам. Начало не самое интересное для реферата, но постойте, может я смогу привлечь ваше внимание к этой теме. Что мы знаем об СССР и его становлении? Это государство начавшее свое существование в 1922 году и прекратившее его в 1991. Началом становления СССР была революция 1917 года, повлекшая за собой смену власти. Радикальный переход от российской абсолютной монархии к временному правительству и затем к Коммунистической партии Советского Союза. Актуальность работы заключается в том, что СССР пятилетки повлияли не только на экономическое, но и на социально-общественную сферы, и это влияние я и буду рассматривать. Данный период нашей страны представляет собой огромное поле для изучения. Не зря сотни российских и зарубежных историков по сей день выпускают книги, описывающие то время, привнося свои суждения в них. Одной из таких книг стала В.М. Симчера "Развитие экономики России за 100 лет". Именно из нее я взяла статистические данные за время проведения пятилеток. Так же за дополнительной информацией я обратилась к учебному пособию "История мировой экономики". И еще одним незаменимым источником информации для меня стал сайт http://istmat. info <http://istmat.info/>. Целью работы я ставлю: выявление положительных, а также отрицательных сторон данного процесса. Добиться цели работы мне поможет рассмотрение двух задач: проанализировать экономические достижения и неудачи, которые испытала наша страна в годы пятилеток; рассмотреть итоги социально-экономического развития страны. пятилетка советский союз экономический Глава 1
Прежде всего нужно разобраться, что такое пятилетки. Пятилетки - это пятилетний план экономического и социального развития СССР - главная форма планирования развития народного хозяйства, совершенствования экономических и социальных отношений в стране, основа организации хозяйственной деятельности министерств и ведомств, всех звеньев управления.
По своему содержанию пятилетний план представляет собой комплексную взаимоувязанную программу развития народного хозяйства союзных республик, также всех производственных и непроизводственных отраслей в целях наиболее эффективного решения общегосударственных задач. Так же стоит заметить, что при разработке пятилетнего плана обеспечивается его соответствие с требованиями объективных экономических законов социализма: эти законы основываются на современных достижениях и перспективах развития науки и техники с учетом потребностей общественности и возможностей их удовлетворения. Пятилетние планы были утверждены в 1928 году. В пятилетках определяются следующие задачи: определение темпа роста производства, внедрение новейших технологий в народное хозяйство, развитие концентрации, расширение кооперированного производства, рациональное размещение производственных сил, развитие зарубежных экономических связей, мероприятия по повышению материального благосостояния и культурного уровня народа и решению имеющихся социальных проблем, а также действий по совершенствованию планирования и хозяйствования. Одними из важнейших требований к содержанию пятилетки относятся: повышение эффективности общественного производства за счет ускорения темпов роста технического прогресса, также финансовых и трудовых ресурсов; снижения себестоимости продукции; роста производительности труда; повышение производственных мощностей; сокращение затрат на сырье и топливо; сокращение материалов на единицу продукции; повышение качества продукции и услуг и др. особенностей. Цели и задачи пятилеток расписаны в годовых народно-хозяйственных планах с учетом экономического положения в стране, изменений потребностей общества, финансовых и материальных ресурсах. Пятилетний срок оказался оптимальным для среднесрочных поставленных планов, хотя некоторые пятилетки были выполнены раньше срока. Это объясняется сильной сплоченностью народа, желающего трудиться на благо своей страны. Добиться такого эффекта помогло проведение форсированной индустриализации и коллективизации. Установление тоталитарного режима. Подавление свободомыслия и инакомыслия.
Пятилетние планы разрабатывались в два этапа. Первый этап включает в себя разработку и прогнозирование основных направлений в развитии народного хозяйства на пять лет вперед. Задача состоит в том, чтобы выявить проблемы, с которыми можно столкнуться при реализации плана и исключить их еще до его реализации. В прогнозировании участвуют научные и технические учреждения, которые следят за такими показателями как рост населения, рост трудовых ресурсов, запасы полезных ископаемых. Предложения к проекту готовят союзные республики, производственные объединения, министерства, а также местные советские органы. Их предложения и составленные прогнозы по выполнению пятилетнего плана являют собой основу для разработки Государственным плановым комитетом Совета Министров СССР проекта основных направлений развития народного хозяйства СССР. Все полученные ранее данные вносятся в проект Директив съезда КПСС. Далее проект Директив рассматривается ЦК КПСС и выносится на обсуждение, после чего его результаты будут рассматривать на следующем съезде КПСС. Директивы являются программой, которая поможет осуществить экономическую политику партии, решить социально-экономические и научно-технические проблемы за пять лет. Второй этап заключается в том, чтобы распределить поставленные цели по времени их выполнения и разделить их между союзными республиками. Задания между министерствами и союзными республиками распределяет Госплан СССР. Он же и предоставляет сбалансированный пятилетний план правительству СССР. Далее проект находится в руках Советов Министров СССР, и уже они вносят изменения и поправки в пятилетний план, после чего отправляют его в Верховный Совет СССР, откуда уже план вступает в силу. Далее задачи проекта доводятся до исполнителей. Подведем итоги первой главы. Пятилетка - это сложноорганизованный проект направленный на улучшение социальной, экономической, технической, промышленной, а так же других сферах в СССР. От начала проекта и до стадии реализации пятилетний план постоянно проходит проверки различными ведомствами, отвечающими за успешное выполнение плана. Пятилетний план воплощает в себе экономическую и социальную политику КПСС. В следующей главе я представлю на подробное рассмотрение каждый пятилетний план. Отвечу на главный вопрос: "Чего удалось достичь СССР за годы пятилеток?". А также подробно представлю отчет о поставленных мною задачах.
Глава 2
Эту главу я начну с описания каждой пятилетки. Большее внимание я уделю первой, второй и третьей пятилетки, так как именно по моему мнению они являются основополагающими дальнейшему экономическому развитию. Именно года с 1929 по 1941 г. были одними из самых сложных в истории СССР. Это не только проблемы в хозяйственной сфере, но и проблемы в социальной. Хотя некоторые пятилетние планы и были выполнены раньше срока, не все задуманное КПСС смогло воплотить в жизнь. Сейчас и рассмотрим, что удалось добиться в первой пятилетке.
\ Заключение
Рассмотрев задачи в основной части, я перейду сразу к цели моего реферата - выявление положительных, а также отрицательных сторон данного процесса. Положительной стороной пятилетних планов я считаю тот огромный скачок в экономике, который был совершен за относительно короткий период времени. Мне сложно представить, что было бы не разверни СССР политику по ядерному вооружению вовремя. Благодаря промышленному и техническому подъему стал возможен запуск первого в мире спутника. Еще одним плюсом является рост знаний с 92,1 млн. человек (всего 151. 6 млн. на 1928 г.) до 287,4 млн. чел. (всего 288,0 млн. на 1990 г.). Отрицательные стороны - это сталинские репрессии. Несмотря на то, что это политическая сфера нежели экономическая, но в сталинских пятилетках этот фактор имел огромное влияние. На мой взгляд именно эти репрессии не дали СССР развиваться дальше. Сколько было потеряно ценных кадров из-за них, и это не только квалифицированные рабочие, но и профессора, доктора наука и т.д. Если бы отношение к людям в не партии было таким же как и к состоящим в ней, думаю, можно было бы избежать такого количества депортации и эмиграции "буржуазного" образованного населения, столь важного для развития страны. Из истории пятилеток я вынесла для себя то, что нужно смотреть на несколько ходов вперед. Рекомендацией будет вывод, что для одной и той же проблемы нужно сразу искать несколько альтернативных решений, так как в будущем она может повториться и полумеры не помогут с ней справиться. В заключение своей работы мне хотелось бы отметить, что период СССР пятилеток является одним из интереснейших периодов в истории России, не только с экономической, но и социальной точки зрения. Литература
1. Кузакова О.А., Бобко Е.И. История мировой экономики: Учеб. Пособие. - СПб.: СПбГИЭУ, 2011. 2. Симчера В.М. Развитие экономики России за 100 лет: 1900-2000. Исторические ряды, вековые тренды, периодические циклы. - М.: Экономика, 2007. . Николя Верт, История Советского Государства, 1900-1991 4. <http://krasnaya-zastava.ru/wiki/index.php/%D0%9F%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D1%8B_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F_%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%85%D0%BE%D0%B7%D1%8F%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0> . <http://www.ekoslovar.ru/331.html> . Котов Ф.И., Организация планирования народного хозяйства СССР, М., 1974.
. http://istmat. info <http://istmat.info/node/29014> 8. http://www.greatflags. su <http://www.greatflags.su/ekonomika-sssr/tretya-pyatiletka-1938-1942-sorvana-nachalom-voynyi.html> . "Промышленность СССР", 1957 . http://dic. academic.ru <http://dic.academic.ru/> . Г.К. Караваев. Строительство в СССР. Москва - 1967г. . Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия. 1969-1978. Приложение
Таблица №3 Производство отдельных видов машин и оборудования
Таблица №7 Объем капитальных вложений в народное хозяйство СССР в 1946 - 1958 гг.
Таблица №8 Ввод в действие основных фондов народного хозяйства в СССР, производственных мощностей и объектов в 1946-1958 гг.
Таблица №10 Так развивался СССР
Оглавление Введение Глава 1. Глава 2. Первая пятилетка (1928-1932 гг.) Вторая пятилетка (1933-1937 гг.) Третья пятилетка (1938-1941 гг.) Четвертая пятилетка (1946-1950 гг.) Пятая пятилетка (1951-1955 гг.) Шестая пятилетка (1956-1960 гг.) Семилетка (1959-1965 гг.), восьмая пятилетка (1966-1970 гг.), девятая пятилетка (1971-1975) Десятая пятилетка (1976-1980 гг.) Одиннадцатая пятилетка (1976-1980 гг.) Двенадцатая пятилетка (1986-1990 гг.) Заключение Литература Приложение Введение
Моя работа посвящена пятилетним планам развития народного хозяйства СССР или проще говоря пятилеткам. Начало не самое интересное для реферата, но постойте, может я смогу привлечь ваше внимание к этой теме. Что мы знаем об СССР и его становлении? Это государство начавшее свое существование в 1922 году и прекратившее его в 1991. Началом становления СССР была революция 1917 года, повлекшая за собой смену власти. Радикальный переход от российской абсолютной монархии к временному правительству и затем к Коммунистической партии Советского Союза. Актуальность работы заключается в том, что СССР пятилетки повлияли не только на экономическое, но и на социально-общественную сферы, и это влияние я и буду рассматривать. Данный период нашей страны представляет собой огромное поле для изучения. Не зря сотни российских и зарубежных историков по сей день выпускают книги, описывающие то время, привнося свои суждения в них. Одной из таких книг стала В.М. Симчера "Развитие экономики России за 100 лет". Именно из нее я взяла статистические данные за время проведения пятилеток. Так же за дополнительной информацией я обратилась к учебному пособию "История мировой экономики". И еще одним незаменимым источником информации для меня стал сайт http://istmat. info <http://istmat.info/>. Целью работы я ставлю: выявление положительных, а также отрицательных сторон данного процесса. Добиться цели работы мне поможет рассмотрение двух задач: проанализировать экономические достижения и неудачи, которые испытала наша страна в годы пятилеток; рассмотреть итоги социально-экономического развития страны. пятилетка советский союз экономический Глава 1
Прежде всего нужно разобраться, что такое пятилетки. Пятилетки - это пятилетний план экономического и социального развития СССР - главная форма планирования развития народного хозяйства, совершенствования экономических и социальных отношений в стране, основа организации хозяйственной деятельности министерств и ведомств, всех звеньев управления. По своему содержанию пятилетний план представляет собой комплексную взаимоувязанную программу развития народного хозяйства союзных республик, также всех производственных и непроизводственных отраслей в целях наиболее эффективного решения общегосударственных задач. Так же стоит заметить, что при разработке пятилетнего плана обеспечивается его соответствие с требованиями объективных экономических законов социализма: эти законы основываются на современных достижениях и перспективах развития науки и техники с учетом потребностей общественности и возможностей их удовлетворения. Пятилетние планы были утверждены в 1928 году. В пятилетках определяются следующие задачи: определение темпа роста производства, внедрение новейших технологий в народное хозяйство, развитие концентрации, расширение кооперированного производства, рациональное размещение производственных сил, развитие зарубежных экономических связей, мероприятия по повышению материального благосостояния и культурного уровня народа и решению имеющихся социальных проблем, а также действий по совершенствованию планирования и хозяйствования. Одними из важнейших требований к содержанию пятилетки относятся: повышение эффективности общественного производства за счет ускорения темпов роста технического прогресса, также финансовых и трудовых ресурсов; снижения себестоимости продукции; роста производительности труда; повышение производственных мощностей; сокращение затрат на сырье и топливо; сокращение материалов на единицу продукции; повышение качества продукции и услуг и др. особенностей. Цели и задачи пятилеток расписаны в годовых народно-хозяйственных планах с учетом экономического положения в стране, изменений потребностей общества, финансовых и материальных ресурсах. Пятилетний срок оказался оптимальным для среднесрочных поставленных планов, хотя некоторые пятилетки были выполнены раньше срока. Это объясняется сильной сплоченностью народа, желающего трудиться на благо своей страны. Добиться такого эффекта помогло проведение форсированной индустриализации и коллективизации. Установление тоталитарного режима. Подавление свободомыслия и инакомыслия. Пятилетние планы разрабатывались в два этапа. Первый этап включает в себя разработку и прогнозирование основных направлений в развитии народного хозяйства на пять лет вперед. Задача состоит в том, чтобы выявить проблемы, с которыми можно столкнуться при реализации плана и исключить их еще до его реализации. В прогнозировании участвуют научные и технические учреждения, которые следят за такими показателями как рост населения, рост трудовых ресурсов, запасы полезных ископаемых. Предложения к проекту готовят союзные республики, производственные объединения, министерства, а также местные советские органы. Их предложения и составленные прогнозы по выполнению пятилетнего плана являют собой основу для разработки Государственным плановым комитетом Совета Министров СССР проекта основных направлений развития народного хозяйства СССР. Все полученные ранее данные вносятся в проект Директив съезда КПСС. Далее проект Директив рассматривается ЦК КПСС и выносится на обсуждение, после чего его результаты будут рассматривать на следующем съезде КПСС. Директивы являются программой, которая поможет осуществить экономическую политику партии, решить социально-экономические и научно-технические проблемы за пять лет. Второй этап заключается в том, чтобы распределить поставленные цели по времени их выполнения и разделить их между союзными республиками. Задания между министерствами и союзными республиками распределяет Госплан СССР. Он же и предоставляет сбалансированный пятилетний план правительству СССР. Далее проект находится в руках Советов Министров СССР, и уже они вносят изменения и поправки в пятилетний план, после чего отправляют его в Верховный Совет СССР, откуда уже план вступает в силу. Далее задачи проекта доводятся до исполнителей. Подведем итоги первой главы. Пятилетка - это сложноорганизованный проект направленный на улучшение социальной, экономической, технической, промышленной, а так же других сферах в СССР. От начала проекта и до стадии реализации пятилетний план постоянно проходит проверки различными ведомствами, отвечающими за успешное выполнение плана. Пятилетний план воплощает в себе экономическую и социальную политику КПСС. В следующей главе я представлю на подробное рассмотрение каждый пятилетний план. Отвечу на главный вопрос: "Чего удалось достичь СССР за годы пятилеток?". А также подробно представлю отчет о поставленных мною задачах.
Глава 2
Эту главу я начну с описания каждой пятилетки. Большее внимание я уделю первой, второй и третьей пятилетки, так как именно по моему мнению они являются основополагающими дальнейшему экономическому развитию. Именно года с 1929 по 1941 г. были одними из самых сложных в истории СССР. Это не только проблемы в хозяйственной сфере, но и проблемы в социальной. Хотя некоторые пятилетние планы и были выполнены раньше срока, не все задуманное КПСС смогло воплотить в жизнь. Сейчас и рассмотрим, что удалось добиться в первой пятилетке. \ Первая пятилетка (1928-1932 гг.)
Задачи которые были поставлены в первой пятилетки заключались в повышение роста промышленной продукции на 136%, производительности труда на 110%, снижение себестоимости продукции на 35%. Также в завершение таких построек как Днепрогэс и Турксиб к 1930 г. Было решено построить свыше 1200 заводов (по словам одного из делегатов V съезда Советов, при утверждении этих планов создавалось впечатление, что Рыков сидит на огромном сундуке с деньгами и раздает заводы всем, кто пожелает). Преимущество отдавалось тяжелой промышленности, именно в нее вложили 78% бюджета. Несмотря на чрезмерное повышение производительности продукции, на шестнадцатом съезде партии было принято выполнить задуманное в четыре, а не пять лет. Следовало ожидать, что не всем планам было дано осуществиться. К 1930 году было заморожено строительство сотни объектов. Не хватало сырья, технического оборудования и рабочей силы. Из-за нехватки ресурсов было решено передать их распределение в руки административных структур. Именно они решали, какое предприятие и в какой очередности получит необходимые им материалы. Конечно, это привело к упадку многих предприятий, которые стояли в конце списка, так как не были задействованы главным образом в пятилетнем плане. Предприятия, которые первыми получали все им необходимое, такие как: металлургический комбинат в Кузнецке и Магнитогорске, тракторные заводы в Харькове и Челябинске и тд., являли собой пример всей стране в производстве. Система приоритетов сработала, но она не была выходом в сложившейся ситуации, скорее это была полумера, которая не дала развалиться экономике СССР в начале 30-ых г. двадцатого века. Еще одной проблемой являлся недобор квалифицированных кадров. Эту проблему себе создала сама партия. С 1928 по 1931 гг. была развернута кампания против "буржуазных специалистов". Такое решение было принято, чтобы укрепить власть своей партии в стране, так как почти 80% высшего руководства занимали свои посты еще при старой власти. В общей сложности за это время было "зачищено" около 300 тыс. рабочих. И это 300 тыс. квалифицированных рабочих. Власть на предприятия стала принадлежать главному директору (обязательно члену партии), и образование "таких" директоров обычно не превышало и начального. На ответственные посты выдвигались рабочие-коммунисты. Добавим ко всему этому массовые аресты устроенные из-за "саботажа на рабочих местах". Если предприятие не выполняло план, то ответственность ложилась не только на главу предприятия, но и на всех его работников. Из этого я делаю вывод, что на предприятиях создавалась атмосфера страха и гнета. Что же можно вынести положительного из первой пятилетки? А то что не смотря на потерю квалифицированных кадров, правительство партии создало учреждения по повышению квалификации рабочих. Так с 1928 по 1932 гг. число обучающихся на рабочих факультетах увеличилось с 50 тыс. до 285 тыс. Примерно 660 тыс. рабочих-коммунистов "отошли от станка" и заняли более высокие должности или же ушли на курсы повышения квалификации. КПСС обещала продвижение по службе тем рабочим-коммунистам, которые получат соответствующее образование, тем самым набирая более квалифицированных рабочих. Таким образом, кампания по выдвижению новых рабочих на ответственные посты, состоящих в коммунистической партии, прошла успешно. Ввиду этого изменилось лицо рабочего класса. Также исчезла безработица в рабочем классе. На промышленных и строительных предприятия число рабочих выросло с 3,7 млн. до 8,5 млн. В 1930 г. началась массовая миграция крестьян в города на предприятия, которая повлекла за собой новые проблемы. В общих чертах это понижение производительности труда, из-за новых неквалифицированных рабочих. Увеличение текучести кадров, погромы, производственный травматизм - все это влекло к бракованной продукции, в следствии чего к невыполнению пятилетнего плана. Но вовремя принятые меры смогли урегулировать проблему. Вновь были призваны специалисты старой школы. На предприятиях были введены внутренние паспорта, для сокращения текучести кадров и неявки на рабочее место и сдельная зарплата. Ужесточились меры наказания за прогулы. Это не весь список мер, которые вели к новому общественному строю для поднятия экономики государства. Как и было задумано пятилетний план был выполнен за 4 года и 3 месяца. На мой взгляд, не смотря на столь переменное экономическое положение в стране, первый пятилетний план смог добиться некоторых успехов, хоть и не тех, что были поставлены. В таблице указаны запланированные показатели до поправки, которая их увеличила в разы. (см. табл. №1.)
Таблица №1.
Плановый среднегодовой темп прироста на 1928 - 1932 гг. фактический составил 11,9, что в итоге составляет 41% выполнения плановых заданий. Стоит заметить еще три фактора: Производству товаров легкой промышленности не уделялось столько внимания и план был выполнен только на 70%. Объем капиталовложений в промышленность по отношению к валовому национальному продукту за пять лет увеличился в 3,5 раза. Правда, в ущерб уровню жизни народа. Также целью стояло увеличение производительности труда на 110%, но этот показатель не сдвинулся (по некоторым данным даже упал на 8%). Рассмотрев первый пятилетний план, я перейду ко второму.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.175.5.131 (0.077 с.) |