Психические особенности протекания вожделенной и нежеланной беременности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психические особенности протекания вожделенной и нежеланной беременности



Психические особенности протекания вожделенной и нежеланной беременности


Введение

психологический гестационный беременность нежелательный

Проблема снижения рождаемости и депопуляции коренного населения в развитых странах на фоне высокого уровня жизни ставит в ряд приоритетных задач изучение социально - психологических аспектов деторождения и родительства. Неслучайно, тема психологии беременности, в последние несколько лет, стала активно разрабатываться в рамках социально-психологических исследований. Сейчас, когда деторождение уже не является единственной сферой самореализации женщины, важно понять, каким является внутреннее содержание переживания беременности, смысл и цель рождения ребёнка для современной женщины. Посредством каких социально-психологических факторов можно влиять на становление и развитие родительских ролей супружеской пары, превращать беременность в значимое жизненное событие, оптимизировать процессы протекания беременности и родов и способствовать формированию ценностно-смыслового отношения к материнству и родительству.

Обширное поле психологических описаний беременности не содержит пока целостной теории, основные положения которой можно применять в практической работе с семьей в процессе ожидания ребёнка и в разработке социально-психологических программ сопровождения беременности. В то же самое время, подготовка к родам и родительству, психологическая работа с беременными становится сейчас достаточно популярной. Различные школы материнства предлагают всевозможные программы психологического сопровождения беременности, не всегда обоснованные и эффективные. В настоящее время мы можем указать несколько основных подходов к проблеме психологического сопровождения беременности. Каждому из них соответствует свое понимание беременности и связанное с этим представление о целях и задачах решаемых психологом при работе с данной категорией клиентов. Однако нужно отметить, что наблюдается спутанность понятий, описывающих физический, психологический и духовный план человека и уровней рассмотрения данной проблемы. Назрела острая необходимость разработки комплексных моделей психологического сопровождения беременности, основанных на системных исследованиях психологических аспектов этого феномена изучения особенностей вожделенной и нежеланной беременности.

Большинство исследователей считают, что психологическая специфика беременности является социально-психологической и возникает как результат прошлых или актуальных отношений беременной со значимыми другими. В силу чего, модель сопровождения беременности, основанная на социально-психологическом подходе к данному феномену, может оказаться наиболее соответствующей задаче оптимизации процессов протекания беременности и родов, подготовке к материнству и родительству.

 


 

Особенности психологического протекания нежелательной беременности

Нежеланная беременность… Невеселая тема для раздумья и разговора. Тема эта тяжела всегда, независимо от того, какое решение принимается при наступлении такой беременности: прервать ее или сохранить. Сегодня наш разговор пойдет только о втором случае - женщина решается родить ребенка.

Прежде всего надо разобраться, почему сохраняется нежеланная беременность, ведь сейчас любая женщина может сделать аборт. Однако жизнь показывает, что причин для отказа от аборта всегда немало.

Для начала все случаи сохранения нежеланной беременности можно разделить на три группы:

Вожделенная беременность

Очевидно, что мотивы деторождения различаются в зависимости от того, находится ли будущий родитель в браке или вне брака, первый это брак или последующие, есть ли у него дети в предыдущем браке, о каком по счету ребенке идет речь. Мужчины и женщины также по-разному рассматривают эту ситуацию. Мужчины чаще говорят о продолжении рода, а женщины - о самореализации. Папы хотят иметь ребенка, который продолжит их начинания: наследует дело, фамилию, реализует отцовские устремления. Мамы с рождением ребенка связывают образование «полноценной» семьи, приобретение смысла жизни. Однако решающее влияние на то, почему люди хотят иметь детей, оказывают мировоззрение и личностные особенности. Разумеется, решение о рождении ребенка принимается под влиянием не одного, а целого комплекса мотивов. Хотя какой-то из них может превалировать и играть решающую роль.

Каждому стоит задуматься, почему он хочет иметь детей, и ответить на вопрос: «Зачем мне ребенок?» Возможно, что честный ответ на этот вопрос поможет вам разрешить или скорректировать те внутренние и внешние проблемы, которые возникают в семейной жизни. Естественно, что такими вопросами лучше озадачиться еще до появления ребенка на свет, но и после рождения малыша их осмысление может помочь родителям найти нужную линию поведения по отношению к собственному ребенку. Для этого приведенный ниже список основных мотивов зачатия дополнен подробно исследованными психологами последствиями, которые рано или поздно себя проявляют.

Естественно, что очень редко действует лишь одна причина, чаще всего это целый комплекс мотивов; одни из них являются ведущими, другие - второстепенными. [5]

Основные мотивы

Обратимся к наиболее типичным, по мнению психологов и социологов, мотивам, которые движут мужчинами и женщинами, задумывающимися о рождении ребенка. Попробуем разобрать каждый из этих популярных мотивов, осознав причину и следствие.

Требования близких родственников

Это мотив, близкий предыдущему. В качестве заинтересованных родственников могут выступать и жена, и муж, но чаще это старшее поколение, мечтающее о внуках. Будущие бабушки и дедушки всячески уговаривают, обещают личную помощь и материальную поддержку. Однако с появлением ребенка приоритеты и стремления новых пап и мам остаются прежними. Заниматься решением проблем, связанных с воспитанием ребенка, им совсем не хочется. Родив ребенка, они оказываются в еще большей зависимости - от родителей и их помощи, причем чаще всего эта помощь кажется недостаточной.

В конечном итоге рождение малыша для таких родителей связано не столько с радостными, сколько с неприятными переживаниями, что отражается на внутрисемейных отношениях. К тому же портятся отношения со старшим поколением, которое нередко обвиняют в том, что они заставили нарушить жизненные планы.

Манипулирование партнером

Хотя общественное мнение приписывает этот мотив женщине, в действительности и для мужчины он не является редкостью, просто выступает в несколько ином аспекте.

Женщина может стремиться забеременеть и женить на себе подходящего партнера. Как говорят - «привязать» к себе ребенком. Хотя иногда предпринимаемые усилия достигают желаемого результата, чаще наступает совершенно противоположный эффект. Мужчина, желающий внимания, вместо этого получает дополнительные заботы и всячески стремится от них уклониться. Муж также может пытаться окружить жену детьми и таким способом либо предотвратить ее уход к другому мужчине, либо соответствовать его представлениям о семейной жизни и распределении обязанностей.

Однако надежды на сохранение семьи ради детей довольно наивны и рассчитаны только на сверхответственных родителей. Гораздо чаще рождение малыша только усложняет ситуацию. [2]

Борьба с одиночеством

Боязнь человека остаться одному, без общества, является мощным стимулом для обзаведения потомством. Дети всегда будут требовать внимания и не дадут остаться наедине с собой, всегда можно будет заниматься их проблемами и не обращать внимания на свои. Отчаявшись стать нужной мужчине, женщина решает родить ребенка «для себя». «Ему-то я точно буду нужна», - рассуждает она.

Такие родители, с одной стороны, заботятся о малыше, а с другой - полностью подчиняют ребенка своей воле. Но как только дети вырастают и перестают подчиняться, родители оказываются в очень непростом положении. К сожалению, такие обстоятельства могут негативно сказаться на судьбе ребенка, поскольку помешают ему гармонично развиваться, приобрести собственные жизненные навыки и ориентиры.

Другие мотивы

Продолжение рода

Нередко люди рассматривают ребенка как свое продолжение, частичку себя, которая после смерти будет жить в детях, затем внуках и так далее. Всем хочется оставить после себя какой-то след в жизни и кажется, что ребенок - это самый доступный способ. Родители мечтают о том, что ребенок унаследует их лучшие качества, продолжит начатое дело.

Повышение самоуважения

Рождение ребенка рассматривается как следующий шаг в саморазвитии, очередной этап жизни, приобретение нового опыта, новых переживаний. Женщине представляется, что рождение и воспитание ребенка - основное ее предназначение. Соответственно, процесс вынашивания и рождение малыша - это достижение. Не говоря уже о том, что сама по себе способность быть отцом или матерью повышает самооценку.

Заключение

 

Человеческая специфика переживания беременности и родов социально-психологическая, так как индуцируется в процессе символически опосредованного взаимодействия женщины с полем культурных символов и значений и в процессе отношений со значимыми другими, в частности с ребенком и отцом вынашиваемого ребёнка.

Материнство имеет огромную социальную значимость и является одной из форм самореализации женщины. В процессе онтогенетического развития формируется материнская сфера личности женщины. Решающее значение для формирования материнской сферы в предшествующие беременности периоды онтогенеза, имеет взаимодействие женщины со своей матерью, а на этапе беременности - взаимодействие с вынашиваемым ребенком и партнёром - отцом ребёнка.

В результате работы над рефератом, сделаны следующие выводы:

. Беременность является заключительным этапом становления материнской сферы, связанным с интеграцией ранее сформированных компонентов материнской сферы и обретением личностного смысла в предстоящем материнстве.

. Беременность является жизненным событием, которое может переживаться и интерпретироваться обоими родителями на одном из выделенных уровней или в их единстве: как физиологический процесс, социальное поведение, событие в жизни семьи или личностно значимое событие.

. Самостановление в новом качестве и развитие субъекта события - беременной женщины, происходит посредством изменения системы отношений женщины к себе как матери, партнеру - отцу ребенка и вынашиваемому ребенку.

. Отношение женщины к родам и родительству взаимосвязано с особенностями отношений женщины со значимыми другими.

. Особенности ранних детско-родительских отношений связаны с особенностями отношения женщины к себе и партнеру - отцу ребенка. Наиболее значимым фактором, влияющим на отношение матери к ребенку на этапе раннего младенчества, во всех группах является самооценка женщины и ее удовлетворенность собой.

В психодиагностических целях рекомендуется выявлять личностные и социально-психологические особенности беременной женщины: самооценку будущей матери; особенности отношения женщины к себе ребенку и отцу будущего ребёнка; специфику ее отношения к материнству и родительству.

 


 

Список литературы

 

1. Авдеева Н.Н. Мещерякова С.Ю. Особенности психического развития ребёнка первого года жизни // Мозг и поведение младенца. М.: 2003. 277 с.

2. Агнаева Е. Х-М. Образ будущего ребёнка у беременной женщины. Дис. кан. психол. наук. Ростов н/Д.: 2001. 158 с.

.   Агнаева Е.М., Тащева А.И. Прогностические возможности образа будущего ребёнка у беременной женщины // Психологическая адаптация личности к условиям рыночной экономики. Ростов н/Д.: 2009. С. 159-168.

.   Антонов А.И. Кризис семьи и родительства // Проблемы родительства и планирования семьи. М.: Наука, 2012. С. 11-28.

.   Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980. 279 с.

.   Ариес Ф. Ребёнок и семейная жизнь при старом порядке. Екатеринбург: Из-во Уральского Университета, 1999. 415 с.

.   Баженова О.В., Баз Л.Л., Копыл О.А. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребёнка // Синапс. 2013. №4. С. 35-42.

.   Батуев А.С. Психофизиологическая природа доминанты материнства // Психология сегодня. Ежегодник Российского психологического общества, Т. 2. Вып. 4, М.: 2014 С. 150-151.

.   Брехман Г.И. Перинатальная психология, открывающиеся возможности // Сборник материалов конференции «Перинатальная психология в родовспоможении» СПб: 1997. С. 8-10.

.   Брусиловский А.И. Жизнь до рождения. М.: Знание, 1991. 315 с. 40! Брудный А.А. Психологическая герменевтика. М.: 1998. 280 с.

.   Брутман В.И., Варга А.Я., Сидорова В.Ю., Хамитова И.Ю. Семейные факторы девиантного материнства // Психологический журнал, 2000. Т. 24. №2. с. 14-35.

.   Брутман В.И. Психологические феномены, возникающие в связи с нежелательной беременностью // Психология сегодня. Ежегодник Рос. Психол. Общества. 2010. Т. 2. Вып. 4. М.: С. 150-151.

.   Захаров А.И. Влияние эмоционального стресса матери на течение беременности и родов // Материалы конференции «Перинатальная психология и родовспоможение». СПб.: 2007. С. 54-56.

.   Захаров А.И. Ребёнок до рождения. СПб.: 2008. 89 с.

.   Захаров А.И. Что нужно родителям до рождения ребёнка. СПб.: Образование, 1994. 67 с.

.   Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопросы психологии. 2000. №5. С. 18-27.

.   Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 2015. 427 с.

.   Смирнова Е.О. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения И Вопросы психологии. 2014. №3. С. 3 -14

.   Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 2011. 656 с.

Психические особенности протекания вожделенной и нежеланной беременности


Введение

психологический гестационный беременность нежелательный

Проблема снижения рождаемости и депопуляции коренного населения в развитых странах на фоне высокого уровня жизни ставит в ряд приоритетных задач изучение социально - психологических аспектов деторождения и родительства. Неслучайно, тема психологии беременности, в последние несколько лет, стала активно разрабатываться в рамках социально-психологических исследований. Сейчас, когда деторождение уже не является единственной сферой самореализации женщины, важно понять, каким является внутреннее содержание переживания беременности, смысл и цель рождения ребёнка для современной женщины. Посредством каких социально-психологических факторов можно влиять на становление и развитие родительских ролей супружеской пары, превращать беременность в значимое жизненное событие, оптимизировать процессы протекания беременности и родов и способствовать формированию ценностно-смыслового отношения к материнству и родительству.

Обширное поле психологических описаний беременности не содержит пока целостной теории, основные положения которой можно применять в практической работе с семьей в процессе ожидания ребёнка и в разработке социально-психологических программ сопровождения беременности. В то же самое время, подготовка к родам и родительству, психологическая работа с беременными становится сейчас достаточно популярной. Различные школы материнства предлагают всевозможные программы психологического сопровождения беременности, не всегда обоснованные и эффективные. В настоящее время мы можем указать несколько основных подходов к проблеме психологического сопровождения беременности. Каждому из них соответствует свое понимание беременности и связанное с этим представление о целях и задачах решаемых психологом при работе с данной категорией клиентов. Однако нужно отметить, что наблюдается спутанность понятий, описывающих физический, психологический и духовный план человека и уровней рассмотрения данной проблемы. Назрела острая необходимость разработки комплексных моделей психологического сопровождения беременности, основанных на системных исследованиях психологических аспектов этого феномена изучения особенностей вожделенной и нежеланной беременности.

Большинство исследователей считают, что психологическая специфика беременности является социально-психологической и возникает как результат прошлых или актуальных отношений беременной со значимыми другими. В силу чего, модель сопровождения беременности, основанная на социально-психологическом подходе к данному феномену, может оказаться наиболее соответствующей задаче оптимизации процессов протекания беременности и родов, подготовке к материнству и родительству.

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.169 (0.026 с.)