Аттестация государственных гражданских служащих 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аттестация государственных гражданских служащих



В большинстве государственных органов Московской области используется линейно-функциональная организация управления. Основу структуры составляет «шахтный» принцип построения и специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам организации. Структура таких органов предусматривает полный отказ от отраслевого принципа. Результаты работы каждой службы аппарата управления организации оцениваются показателями, характеризующими выполнение ими своих целей и задач.

Раньше действовал Закон Московской области от 26.05.1998г. № 18/98-ОЗ «Об аттестации государственного служащего Московской области» в редакции от 19.12.2001г., но он утратил силу в соответствии с принятием Закона Московской области от 11.02.2005г. № 39/2005-ОЗ (ред. от 03.04.2008г.) «О государственной гражданской службе Московской области» (вместе с «реестром должностей государственной гражданской службы Московской области) [6].

В соответствии с законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации") [2] государственная служба органов Московской области осуществляется на штатных государственных должностях, которые в свою очередь подразделяются на пять групп (ст.9): высшие должности гражданской службы - 1 группа; главные государственные должности гражданской службы - 2 группа; ведущие государственные должности гражданской службы - 3 группа; старшие государственные должности гражданской службы - 4 группа; младшие государственные должности гражданской службы - 5 группа.

Государственные должности гражданской службы так же подразделяются по категориям (руководители, помощники (советники), специалисты, обеспечивающие специалисты).

Система категорий и групп государственных должностей играет большую роль в улучшении всего управленческого процесса, расстановке кадров в соответствии с их заслугами, стажем и опытом работы по специальности, а также унификации заработной платы по должностям.

Аттестация государственных служащих Московской области проводится в соответствии со ст. 48 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" [2] и определяется Указом Президента Российской Федерации от 01 февраля 2005 г. № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации», а также Закона Московской области от 11.02.2005г. № 39/2005-ОЗ (ред. от 03.04.2008г.) «О государственной гражданской службе Московской области» (вместе с «реестром должностей государственной гражданской службы Московской области).

Определенного подхода требует к себе организация проведения аттестации. Существует и оправдывает себя принцип поэтапной организации аттестационной деятельности, включающей в себя: I этап подготовительный, II этап - информационно-разъяснительный, III этап -сама аттестация, IV этап - заключительный (таблица 2.1).

 

Таблица 2.1 Принцип поэтапной организации аттестации госслужащих Московской области

Этапы Циклы Мероприятия
I Подготовительный (предаттестация) • разработка принципов аттестации; • разработка методики проведения аттестации; • издание нормативных документов по подготовке и проведению аттестации (приказ, список аттестационной комиссии, методика проведения аттестации, план проведения аттестации, программа подготовки руководителей, инструкция по хранению персональной информации).
II Информационно -разъяснительный • проведение учебной сессии по процедуре аттестационных мероприятий (при использовании новой методики); • подготовка материалов аттестации;
III  Проведение аттестации (сама аттестация) • проведение заседаний аттестационной комиссии; • заполнение оценочных форм; • анализ результатов.
IV Заключительный (пост-аттестация) 1.Анализ результатов аттестации: • выявление работников, не удовлетворяющих требованиям должностей; • выявление работников, удовлетворяющих требованиям должностей; • оценка перспектив эффективной деятельности, карьерного роста служащих. 2. Сведение и обработка данных: • составление сравнительных таблиц; выделение групп риска (неэффективно работающих или работников с неоптимальным уровнем развития профессионально-важных качеств); • выделение групп роста (резерва); • подготовка рекомендаций по использованию данных аттестации. 3. Проведение собеседований по результатам аттестации: уточнение данных; внесение и анализ дополнительных данных по результатам собеседований. 4. Организация хранения данных: ввод результатов в формы хранения; разработка схем работы с информацией.

 

I этап - подготовительный (пред-аттестация) - это наиболее ответственный этап. Организационный период требует пристального внимания со стороны тех, кто готовит служебные характеристики, документы для работы аттестационной комиссии. Необходимо привести в соответствие с фактически сложившимся положением дел распорядок работы, правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции работников, положения об отделах и др. Важно ознакомить сотрудников с документами по аттестации, с критериями оценок, графиком проведения аттестации, выдать для заполнения бланки самооценок, анкеты, провести тестирование, разработать профессиональную модель служащего на данном рабочем месте, провести консультации с работниками и другие мероприятия" [27].

Аттестационная деятельность начинается, как правило, с издания административного правового акта об утверждении аттестационной комиссии. Количественный и качественный состав аттестационной комиссии по аттестации государственных служащих, замещающих государственные должности, утверждается распоряжением руководителя госоргана, принимающим решения о назначении на должность или об освобождении от должности государственных служащих.

В госоргане работает одна аттестационная комиссия, состав ее постоянно обновляется. Аттестационная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. В состав аттестационной комиссии включены представители кадровой и юридической служб. К работе комиссии привлекаются независимые эксперты (работники сторонних государственных служб: налоговых органов, таможни, пенсионного фонда и т.д.). Оценка экспертами качеств государственного служащего является одним из аргументов, характеризующих аттестуемого. Основное условие подбора компетентных членов комиссии в целях достижения наибольшей полноты и объективности оценки качеств аттестуемых чтобы квалификация оцениваемого работника независимо от занимаемой должности была выше (или, по крайней мере, равной) квалификации оцениваемого служащего.

Для выполнения этого условия соблюдаются следующие требования к членам комиссии: - хорошее знание функций, которые должен выполнять работник;

· глубокое, вдумчивое и полное ознакомление с аттестационными материалами;

- авторитет члена комиссии в коллективе по деловым, профессиональным и личностным качествам [28].

Следующим административно-правовым актом является распоряжение руководителя госоргана о подготовке и проведении аттестации. Оно состоит в составлении списков государственных служащих, подлежащих аттестации; графиков проведения аттестации; в разработке вопросников для аттестации; в представлении отзыва руководителя на аттестуемого, в ознакомлении с данным отзывом аттестуемого, а также в сроках представления результатов аттестации руководителю.

График проведения аттестации государственных служащих, замещающих государственные должности, утверждается распоряжением руководителя госоргана. Графики составляются из расчета, чтобы на одном заседании аттестационной комиссии было бы заслушано не более 8-10 аттестуемых работников.

График проведения аттестации доводится до сведения каждого аттестуемого государственного служащего не менее чем за месяц до начала аттестации. В графике указаны: а) наименование государственного органа, в котором проводится аттестация; б) дата и время проведения аттестации; в) дата представления в аттестационную комиссию необходимых документов [28].

Списки государственных служащих, не подлежащих аттестации составляются специалистом кадровой службы госоргана с учетом требований Положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, устанавливающим ограничения лиц, подлежащих аттестации. Так, аттестации не подлежат государственные служащие: а) замещающие государственную должность соответствующей группы менее года; б) достигшие предельного возраста, установленного для замещения государственной должности (мужчины, достигшие 60-летнего возраста, женщины, достигшие 55-летнего возраста); в) беременные женщины; г) находящиеся в отпуске по уходу за ребенком (аттестация указанных государственных служащих проводится не ранее чем через год после выхода из отпуска); д) в течение года с момента присвоения им квалификационного разряда, назначения на государственную должность по конкурсу и (или) по итогам государственного квалификационного экзамена, окончания повышения квалификации или переподготовки. На заседании аттестационной комиссии рассматриваются и утверждаются оба списка. Сведения о соответствии государственных служащих квалификационным требованиям по государственным должностям государственной службы готовятся кадровой службой госоргана и утверждаются его руководителем.

Для аттестационной комиссии готовятся следующие документы:

· Личный листок государственного служащего.

· Служебная характеристика.

· Описание профессионально-психологической модели для каждой категории служащих госоргана.

· Должностные обязанности служащего.

· Перечень показателей для оценки государственных служащих.

· Квалификационные требования по государственным должностям.

· Тесты для оценки личных качеств для каждой категории государственных служащих.

· Распоряжение руководителя о проведении очередной аттестации с указанием состава аттестационной комиссии и сроков ее проведения.

· График проведения аттестации.

· Аттестационный лист государственного служащего.

Подготовка необходимых документов для аттестационной комиссии включает подготовку и сдачу в аттестационную комиссию служебной характеристики государственного служащего [28].

На каждого подлежащего аттестации государственного служащего его непосредственным руководителем (руководителем отдела) подготавливается характеристика, которая затем утверждается вышестоящим руководителем. В характеристике, в первую очередь, отражается производственная деятельность работника, за предшествующий аттестации период, качество исполнения служебных обязанностей, компетентность в теоретических и практических вопросах, связанных с выполнением должностных обязанностей, учитывается инициативность и творческий подход при выполнении заданий, самостоятельность в принятии решении, оперативность и умение взаимодействовать с коллегами.

Для руководителей отделов госоргана Московской области, кроме того, критериями оценки деятельности являются способность подобрать и эффективно расставить работников в своем отделе, умение планировать работу и осуществлять контроль исполнения, видеть перспективу и вносить предложения по важнейшим вопросам деятельности отдела. Труд руководителя оценивается по показателям работы возглавляемого им территориального органа.

Характеристика содержит выводы о соответствии или несоответствии аттестуемого работника замещаемой государственной должности государственной службы, а также может включать предложения по присвоению квалификационного разряда, включению в резерв на выдвижение, направлению на повышение квалификации, изменению размера надбавки и т.д.

В аттестационную комиссию служебная характеристика сдается не позднее чем за две недели до начала проведения аттестации с тем, чтобы кадровая служба госоргана не менее, чем за неделю до начала аттестации ознакомила аттестуемого государственного служащего с представленной на него служебной характеристикой [28].

После ознакомления с характеристикой государственный служащий вправе внести на рассмотрение аттестационной комиссии дополнительные сведения о своей служебной деятельности за предшествующий период, написать заявление о своем несогласии с представленной на него служебной характеристикой, при этом аттестуемый служащий после ознакомления с характеристикой расписывается и ставит дату ознакомления. Несвоевременное ознакомление с характеристикой может привести к признанию аттестации государственного служащего недействительной.

Служебная характеристика государственного служащего и его аттестационный лист находятся в личном деле служащего и представляются в аттестационную комиссию при каждой последующей аттестации.

Кроме того, для объективной оценки служебной деятельности и организаторских способностей работника кадровая служба представляет в аттестационную комиссию необходимые сведения, такие как: стаж работы на управленческих должностях, стаж, выслуга лет, сведения о повышении квалификации и переподготовке, опыт работы по занимаемой должности и др. Эти сведения содержатся не только в личном листке работника, но накапливаются в личном деле в период служебной деятельности.

Заканчивается подготовительный этап формированием пакета документов для членов аттестационной комиссии по каждому аттестуемому государственному служащему. Он состоит из следующих документов:

а) должностная инструкция;

б) сведения о соответствии государственного служащего квалификационным требованиям по государственной должности государственной службы;

в) перечень нормативных актов, знание которых обязательно для аттестуемого сотрудника, утверждаемый руководителем госоргана;

г) служебная характеристика (при несогласии аттестуемого - дополнительные сведения, представленные служащим, его заявление о несогласии с характеристикой);

д) характеристика и аттестационный лист предыдущей аттестации [28]. документирование государственный гражданский служба

II этап. Информационно-разъяснительный. Он также считается важным в подготовке аттестации. В госоргане была проведена учебная сессия по процедуре аттестационных мероприятий с членами аттестационной комиссии. Были приглашены ученые-специалисты в области управления персоналом, которые рассказали о целях, методах проведения аттестаций, о новых подходах к аттестационной деятельности персонала государственной службы. Были рассмотрены новые методики оценки кадров.

С аттестуемыми также была проведена подготовительная работа, где для них были раскрыты цели и задачи проведения аттестации, их возможности, которые предоставляет аттестация для карьерного роста и развития потенциала.

Как показывает практика, важной частью информационно-разъяснительного этапа аттестации государственных служащих являются индивидуальные собеседования. В процессе собеседования руководитель оценивает работу государственного служащего и представляет результат своей оценки для обобщения и последующего принятия решения в аттестационной комиссии. Эта процедура способствует взаимному: личному общению начальника и подчиненного. В госоргане Московской области установлена такая система оценок, когда в ходе собеседования до сведения государственного служащего доводятся выводы, сделанные руководителем, в свою очередь у служащего есть возможность задавать вопросы и комментировать услышанное. Как правило, аттестационные собеседования проводятся руководителем не более чем с десятью-двенадцатью госслужащими в год. Таким образом, с каждым работником руководитель основательно беседует примерно один раз в два года. Это вполне достаточно, чтобы иметь возможность в ходе беседы получать наиболее реальную информацию о настроениях и претензиях к руководству со стороны сотрудников, если, конечно, таковые имеются.

В информационно-разъяснительный этап входит также подготовка необходимых материалов аттестации [27].

III этап. Проведение аттестации (сама аттестация). Аттестация государственного служащего проводится в присутствии аттестуемого государственного служащего на заседании аттестационной комиссии в день, установленный графиком. Для работника, отсутствующего по уважительной причине (болезнь, командировка), может быть назначен другой день аттестации. При неявке государственного служащего на заседание аттестационной комиссии без уважительной причины комиссия вправе провести аттестацию в его отсутствие. Заседание правомочно, если присутствует не менее двух третей членов комиссии.

Аттестация государственного служащего проводится в присутствии его непосредственного руководителя.

Аттестационная комиссия рассматривает представленные на государственного служащего документы, заслушивает сообщение государственного служащего, при необходимости - его руководителя, о служебной деятельности за предшествующий аттестации период. В беседе с аттестуемым члены аттестационной комиссии определяют соответствие уровня подготовки государственного служащего, суммы его знаний, имеющегося опыта, организаторских способностей, умения работать в коллективе требованиям, предъявляемым к замещаемой им должности.

Аттестационная комиссия в целях объективного проведения аттестации после рассмотрения представленных аттестуемым дополнительных сведении о его служебной деятельности за предшествующий период и его заявления о несогласии с представленной характеристикой вправе перенести аттестацию на очередное заседание комиссии [27].

В ходе аттестации ведется протокол, в котором фиксируется список присутствующих членов аттестационной комиссии, краткое сообщение аттестуемого служащего, заданные ему вопросы и ответы на них, оценка деятельности и результаты голосования, рекомендации аттестационной комиссии.

Решение аттестационной комиссии, ее рекомендации принимаются в отсутствие аттестуемого и его непосредственного руководителя открытым или тайным голосованием простым большинством присутствующих на заседании членов комиссии. Голосование проводится за каждую из оценок отдельно. Каждый член аттестационной комиссии имеет право голосовать по данному государственному служащему только один раз. При равенстве голосов решение принимается в пользу аттестуемого государственного служащего. Аттестационная комиссия дает государственному служащему одну из следующих оценок:

- соответствует замещаемой государственной должности;

- соответствует замещаемой государственной должности при условии выполнения рекомендаций аттестационной комиссии по его служебной деятельности, с повторной аттестацией через год;

- не соответствует замещаемой государственной должности.

Одновременно аттестационная комиссия вносит рекомендации о поощрении работника, об установлении, изменении или отмене надбавки за особые условия работы, о присвоении очередного квалификационного разряда, о включении в резерв на выдвижение, о понижении в должности или освобождении государственного служащего от замещаемой должности, а также о повышении квалификации, улучшении его работы. При этом указываются мотивы в соответствии с которыми даются рекомендации.

Оформляется аттестационный лист: в него вносятся вопросы к государственному служащему и краткие ответы на них, предложения, высказанные государственным служащим, результаты аттестации (оценка и рекомендации). Аттестационный лист подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании и принимавшими участие в голосовании [27].

Затем на заседание комиссии приглашается аттестуемый государственный служащий, которому сообщаются результаты аттестации. После ознакомления с записями результатов голосования и рекомендаций аттестационной комиссии он также подписывает аттестационный лист.

Другие документы по результатам аттестации не оформляются.

Аттестационный лист государственного служащего, прошедшего аттестацию, и его служебная характеристика хранятся в личном деле государственного служащего.

Результаты аттестации государственного служащего представляются руководителю госоргана не позднее чем через семь дней после ее проведения.

Правовое оформление результатов аттестации.

Окончательным решением аттестационной комиссии является право внести на рассмотрение руководителя мотивированные рекомендации по следующим вопросам: о повышении государственного служащего в должности, присвоении очередного квалификационного разряда, об изменении надбавки за особые условия службы (сложность, напряженность, специальный режим работы), о включении в резерв на выдвижение на вышестоящую государственную должность.

Также результатом аттестации госслужащего является присвоенная его знаниям, заслугам одна из трех оценок. Оценка выражается в том, что госслужащий: соответствует замещаемой государственной должности; соответствует замещаемой государственной должности при условии выполнения рекомендаций аттестационной комиссии по его служебной деятельности; не соответствует замещаемой государственной должности [27]. Материалы аттестации (протоколы заседании аттестационной комиссии, аттестационные листы и характеристики на прошедших аттестацию государственных служащих) в недельный срок передаются руководителю госоргана, принимавшему решение о проведении аттестации.

Руководитель с учетом результатов аттестации принимает одно из следующих решений:

· о повышении государственного служащего в должности;

· о присвоении государственного служащему очередного квалификационного разряда;

· об изменении государственному служащему надбавки за особые условия труда;

· о включении государственного служащего в резерв на выдвижение на вышестоящую государственную должность.

Руководитель может уволить государственного служащего в случае признания его аттестационной комиссией как не соответствующего замещаемой должности.

Эти решения принимаются не позднее чем через два месяца со дня аттестации государственного служащего. По истечении указанного срока уменьшение надбавки, перевод государственного служащего на другую должность, увольнение по результатам аттестации не допускается. Время болезни и отпуска государственного служащего не засчитывается в двухмесячный срок.

Решение руководителя госоргана оформляется в виде распоряжения (приказа).

IV (Заключительный этап) Подведение итогов аттестации. После проведения аттестации государственных служащих издается приказ (распоряжение или иной акт) руководителя госоргана Московской области, в котором анализируются результаты проведения аттестации, утверждаются мероприятия по проведению очередной аттестации и улучшению работы с кадрами [27].

После завершения аттестации проводится работа по подведению ее итогов: устанавливается общее число государственных служащих, прошедших аттестацию; составляется список служащих и, подлежащих повторной аттестации через год; и график повторной аттестации; уточняются возможные сроки аттестации служащих, освобожденных от прошедшей аттестации.

Аттестационный лист, служебная характеристика, распоряжение (приказ) о включении служащего в резерв, об увеличении надбавки и др. подшиваются в личное дело государственного служащего.

При этом в случае увольнения в приказе и трудовой книжке указывается, что увольнение произведено «по результатам аттестации». В других случаях указывается: «Уволен по несоответствию (указывается с какой конкретно должности). В соответствии с законодательством признание государственного служащего по результатам аттестации не соответствующим занимаемой должности может повлечь за собой несколько вариантов решения: а) оставить государственного служащего в прежней должности с последующим направлением на переподготовку или повышение квалификации (механизм данной процедуры требует скорейшей разработки на основе принципа нахождения в должности, обусловленного положительным результатом аттестации. Пока же данная мера видится малоэффективной и неубедительной с точки зрения возможности государственного служащего, оказавшегося в положении не соответствующего должности, после переподготовки резко «исправиться»; б) перевести государственного служащего на другую государственную должность (это должна быть должность с понижением статуса); в) уволить с государственной службы [28].

В случае принятия решения об увольнении государственного служащего руководитель госоргана Московской области не освобождается от обязанности его трудоустройства и может предложить государственному служащему работу, не связанную с исполнением обязанностей государственного служащего.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.130.31 (0.032 с.)