Глава 1. Правовая регламентация сроков в уголовном судопроизводстве 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Правовая регламентация сроков в уголовном судопроизводстве



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ СРОКОВ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

Правовое значение процессуальных сроков в уголовном процессе

Исчисление процессуальных сроков

Обязанность соблюдения сроков

ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ СРОКОВ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ

Понятие и отличие сроков в уголовном процессе от иных процессуальных сроков

Виды сроков

ГЛАВА 3. ПОРЯДОК СОБЛЮДЕНИЯ И ПРОДЛЕНИЯ СРОКОВ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ

Продление сроков предварительного расследования

Порядок и процедура продления срока содержания под стражей

Восстановление пропущенного срока

ГЛАВА 4. СУДЕБНЫЕ ИЗДЕРЖКИ

Понятие судебных издержек и их состав

Возмещение судебных издержек

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ


ВВЕДЕНИЕ

 

В уголовном судопроизводстве сроки играют огромную роль, они упорядочивают и организовывают деятельность всех участников уголовного процесса, помогают избежать хаоса при производстве отдельных действий и принятии решений. Кроме того, наличие сроков в уголовном судопроизводстве одно из главнейших условий реализации всех основных принципов уголовного процесса, перечисленных в главе 1 УПК ПМР.Установление процессуальных сроков и судебных издержек направлено на обеспечение своевременной защиты прав и законных интересов участников судопроизводства, быстрого и эффективного расследования, рассмотрение и разрешение уголовных дел.

Соблюдение установленных процессуальных сроков является одной из важнейших гарантий, обеспечивающих быстроту и эффективность расследования уголовных дел.

Международными нормами установлено право каждого на справедливое публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона, а так же на осуществление судопроизводства по уголовным и гражданским делам без неоправданной задержки.

Единственной сферой общественных отношений, где возможно столь острое вторжение государства в личную жизнь человека, является, пожалуй, уголовно-процессуальная деятельность. Поэтому проблема гарантий соблюдения прав и свобод личности в уголовном судопроизводстве приобретает совершенно особую значимость, а если учесть сложную политическую ситуацию складывающуюся вокруг относительно молодого и непризнанного Приднестровского государства, то соблюдение гарантий прав и свобод человека является наиболее эффективным индикатором демократического государства. К таким гарантиям можно отнести и соблюдение сроков уголовного судопроизводства. В УПК ПМР предусмотрены нормы, содержащие указания на сроки, в течение которых суд, прокурор, следователь, дознаватель обязаны произвести конкретные действия или принять решения. В связи с этим немаловажное значение приобретает исследование понятия и классификации сроков и судебных издержек, порядка исчисления сроков.

Совершенно очевидно, что процессуальные сроки пронизывают всю деятельность участников уголовного процесса. При регламентации того или иного действия (решения) законодатель в большинстве случаев оговорил и их сроки. Это специфическая область общественных отношений, где срок призван служить временным ограничителем.

Актуальность современного изучения процессуальных сроков и судебных издержек не вызывает сомнения. По мимо вышеизложенного следует отметить актуальность выбранной мною темы ввиду, принятия нового Уголовно-процессуального Кодекса ПМР. Данный Кодекс значительно отличается от Уголовно-процессуального Кодекса МССР, в том числе и регламентацией сроков уголовного судопроизводства и судебных издержек. В настоящее время действующий УПК ПМР подвергается большой критике со стороны ученых, дознавателей, следователей, прокуроров, судей, других практических работников и законодателей. В настоящее время Приднестровским высшим законодательным органом активно проводится так называемая «гармонизация» законодательства РФ и ПМР, хотя возможно в этом и есть необходимость с учётом сложившихся современных политических реалий, но всё же стоит отметить, что этот процесс довольно сложен и вызывает неоднозначные мнения приднестровских правоведов.

Тем самым актуальность исследования определена следующими факторами:

во-первых, проведением и углублением правовых реформ;

во-вторых, необходимостью осмысления и выявления специфики приднестровского уголовно-процессуального законодательства и практики его применения;

в-третьих, потребностью в теоретических обоснованиях предложений по совершенствованию уголовно- процессуального законодательства;

- в-четвёртых, необходимостью согласования теоретических разработок в области уголовно-процессуального законодательства и правоприменительной практики.

Цель работы состоит в изучении и отражение в работе действующего уголовно-процессуального законодательства в части касающейся процессуальных сроков и судебных издержек и связанных с его применением практических проблем:

уяснить понятие процессуальных сроков и судебных издержек в уголовном судопроизводстве;

определить их классификацию;

рассмотреть наиболее значимые процессуальные сроки, используемые на различных стадиях уголовного процесса;

определить проблемы, возникающие на практике, связанные с реализацией указанных процессуальных сроков и издержек;

сравнить сроки, определенные в действующем Уголовно-процессуальном Кодексе ПМР и сделать вывод об институте сроков в уголовном судопроизводстве, об имеющихся проблемах и способах их решений;

сравнить уголовно-процессуальное законодательство РФ и ПМР касаемо института судебных (процессуальных) издержек, которое в отличие от процессуальных сроков на данный момент существенно разнится.

Задачей дипломной работы является комплексное рассмотрение всех установленных сроков и издержек в уголовном судопроизводстве.

Объектом исследования являются закономерности правового установления, исчисления, регламентации, применение процессуальных сроков и судебных издержек регулирующих отношения возникающие на стадии возбуждения уголовного дела и последующего упорядочения действий участников уголовного производства, направленных на установление истины по делу, при этом соблюдая права и обязанности противоположных сторон.

Предметом исследования являются нормы права, закрепленные в соответствующих нормативно-правовых актах, доктринальные положения и научные точки зрения, а также практическая деятельность правоприменительных органов в процессе их воздействия на общественные отношения в сфере применения таких уголовно-правовых институтов как процессуальные сроки и судебные издержки.

Теоретической основой данного исследования явились прежде всего, нормативно-правовые акты, обзоры судебной практики, а также учебная литература по уголовному процессу отечественных авторов. Сюда следует отнести труды таких учёных как: Алексеев Н.С., Божьев В.П., Якупов Р.Х., Радченко В.И. и др., научно-практические комментарии к законам.


Виды сроков

целях решения указанных выше задач, уголовно-процессуальный институт сроков предусматривает их два вида:

) сроки, установленные законом и рассчитанные на все случаи возникновения однородных правоотношений;

) сроки, устанавливаемые органами (их должностными лицами), осуществляющими уголовное судопроизводство в рамках конкретных правоотношений.

Кроме того, представляется возможным классифицировать сроки в уголовном судопроизводстве по стадиям уголовного процесса:

) сроки на стадии возбуждения уголовного дела;

) сроки на стадии предварительного расследования:

) сроки при проведении предварительного следствия по уголовному делу;

) сроки при проведении дознания по уголовному делу;

) сроки на стадии подготовки к судебному заседанию;

) сроки на стадии судебного разбирательства;

) сроки на стадии производства по делу в кассационной инстанции;

) сроки на стадии производства по делу в апелляционной инстанции;

) сроки на стадии исполнения приговора;

) сроки на стадии производства по делу в надзорной инстанции;

) сроки при возобновлении производства по уголовному делу, ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

Такая их классификация уместна, так как сроки на каждой из стадий уголовного судопроизводства отличаются друг от друга не только по количественному признаку, но и по качественному. Это вызвано тем, что каждая из стадий уголовного процесса имеет свои отличительные, характерные только ей свойства и черты. Но не следует забывать и о том, что такая классификации сроков все же условна, так как все они имеют общие назначение - обеспечение скорейшего разбирательства по уголовному делу.

А.П. Гуляев предложил своеобразную классификацию сроков в несколько расширенном понимании и рассматривает их как гарантии:

а) быстроты судопроизводства;

б) прав и законных интересов участников процесса;

в) осуществления прокурорского надзора за соблюдением законов при производстве расследования.

Сроки, гарантирующие быстроту судопроизводства: разрешения вопроса о возбуждении уголовного дела (ст. З УПК ПМР), дознания (ст. 103 УПК ПМР), предварительного следствия (ст. 116 УПК ПМР), рассмотрения прокурором дела с обвинительным заключением (ст. 191 УПК ПМР - 5 суток) и др.

Сроки, гарантирующие права и законные интересы участников процесса: задержания и допроса подозреваемого (ст. 104-105 УПК ПМР), применения меры пресечения в отношении подозреваемого (ст. 73 УПК ПМР), предъявления обвинения и допроса обвиняемого (ст. 130-132 УПК ПМР), содержания под стражей (ст. 79 УПК ПМР) и др.

Сроки, гарантирующие осуществление прокурорского надзора за соблюдением законов в уголовном судопроизводстве: направление прокурору копии постановления о возбуждении уголовного дела (ч.3 ст. 95 УПК ПМР), о начале производства предварительного следствия (ст. 109 УПК ПМР) и др.

Эта классификация хотя и является условной, но она носит познавательный характер и вместе с тем, как представляется, наиболее точно отражает сущность процессуальных сроков.

В дальнейшем в своей работе, я постараюсь рассмотреть сроки на всех стадиях уголовного процесса и выделить их особенности.

. Сроки на стадии возбуждения уголовного дела.

На данный момент уголовного судопроизводства существуют сроки для рассмотрения сообщения о преступлении и принятия по нему решения, а также сроки, устанавливающие процессуальный порядок отказа в возбуждении уголовного дела и рассмотрения жалоб, подданных в связи с отказом в возбуждении уголовного дела.

Так в соответствии со ст.93 УПК «По поступившему заявлению или сообщению в срок не более пяти суток, а в исключительных случаях в срок не более двадцати суток должно быть принято одно из следующих решений:

) о возбуждении уголовного дела;

) об отказе в возбуждении уголовного дела;

) о передаче заявления или сообщения по подведомственности или подсудности».

Поскольку о возбуждении уголовного дела должен знать прокурор, для организации надзора, то следователь, дознаватель обязаны незамедлительно в течение 24 часов направить прокурору копию постановления о возбуждении уголовного дела (ч. З ст.95 УПК ПМР).

Пять суток - достаточно короткий срок, так как в этот период необходимо провести множество мероприятий. Но в то же время соблюдение данного срока дает возможность при проведении неотложных следственных действий собрать максимальное количество доказательств и создает предпосылки для раскрытия преступления «по горячим следам».

Однако этот срок может быть продлен до двадцати суток.

В случае отсутствия основания к возбуждению уголовного дела, а равно при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу, прокурор, следователь, орган дознания отказывают в возбуждении уголовного дела. Об отказе в возбуждении уголовного дела выносится мотивированное постановление, копия которого в течение 24 часов направляется прокурору, а также уведомляются лицо, организация, от которых поступило заявление или сообщение, а также потерпевший с разъяснением им прав обжаловать данное постановление (ч. 3 ст. 97 УПК ПМР).

. Сроки на стадии предварительного расследования.

В стадии предварительного расследования определены сроки: составления протокола задержания подозреваемого (не более 3 часов после доставления подозреваемого в ОВД); сообщения прокурору о задержании подозреваемого (в течение 12 часов с момента задержания); применения к подозреваемому меры пресечения: в случае избрания меры пресечения в виде заключения под стражу следователь, дознаватель обязаны обратиться с ходатайством в суд не позднее, чем за 8 часов до окончания срока задержания в порядке ст. 104 УПК ПМР; рассмотрения судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу; дознания и предварительного следствия, содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, рассмотрения ходатайства, уведомления надзирающих прокуроров о произведенных процессуальных действиях и т.д.

Согласно ст. 116 УПК предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий 2 месяцев со дня возбуждения уголовного дела. В этот срок включается время со дня возбуждения дела и до момента направления прокурору дела с обвинительным заключением или постановлением о передаче дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до прекращения или приостановления производства по делу. Следует отметить, что в ст. 116 УПК МССР, также был установлен срок предварительного следствия, равный 2 месяцам.

На основании ч.2 ст. 116 УПК ПМР, срок предварительного следствия, предусмотренный частью первой этой статьи может быть продлен до 12 месяцев районным, городским и приравненным к ним прокурором. Но по уголовному делу, расследование которого представляет особую сложность, срок предварительного следствия может быть продлен Прокурором ПМР или его заместителем свыше 12 месяцев.

Однако, как показывает следственная практика, норма, предусмотренная ч.2 ст. 116 УПК ПМР порой реализуется достаточно сложно, и следователи, часто не успевают провести все следственные действия и должным образом оформить процессуальные документы. Сложен также и порядок продления срока предварительного следствия: «В случае необходимости продления срока следствия следователь обязан составить об этом постановление и представить его соответствующему прокурору не позднее пяти суток до истечения срока предварительного следствия».

Представляется, что возможно возникновение обстоятельств, при которых необходимо продление срока предварительного расследования, но уже вышел срок представления прокурору соответствующего постановления.

Такое возможно в случае, когда следователь уже готов написать обвинительное заключение по уголовному делу, но внезапно возникают новые, ранее неизвестные доказательства по уголовному делу (например, на допросе свидетеля).

Основываясь на вышесказанном, я счёл бы целесообразным сократить вышеуказанный срок до минимума, либо вообще исключить ч.5 ст. 116 УПК ПМР.

3. Сроки при проведении дознания по уголовному делу.

Не менее важной формой предварительного расследования является дознание.

В соответствии со ст. 103 УПК ПМР дознания по делам, по которым предварительное следствие обязательно, должно быть закончено не позднее 15 суток со дня возбуждения дела. Однако этот срок не является обязательным в том смысле, что в случае выполнения всех обязательных неотложных следственных действий до окончания этого срока, дознаватель обязан передать дело следователю, не дожидаясь истечения данного срока или указаний прокурора.

Об обнаруженном преступлении и начатом дознании орган дознания обязан уведомить немедленно прокурора.

По делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, дознание должно быть закончено не позднее одного месяца со дня возбуждения уголовного дела, включая в этот срок составление обвинительного заключения либо постановления о прекращении или приостановлении дела.

Срок дознания, установленный частью второй настоящей статьи, может быть продлен прокурором, непосредственно осуществляющим надзор за производством дознания, но не более чем на один месяц.

В исключительных случаях срок производства дознания по делу может быть продлен по правилам, установленным ст. 116 УПК ПМР.

. Сроки при задержании подозреваемого.

Современная правовая доктрина прав и свобод человека исходит из того, что свобода отдельного человека не может быть абсолютной: она ограничивается законом в интересах обеспечения прав и свобод других лиц и в целях способствования общему благосостоянию.

В соответствии со статьей 29 Всеобщей декларации прав человека Конституция Приднестровской Молдавской Республики вводит институт ограничения прав и свобод, - но только в случаях, предусмотренных законом и только при наличии определенных оснований, перечень которых закреплен в самой Конституции: интересы государственной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

Право на свободу есть возможность совершать любые правомерные действия, не приносящие вреда другим лицам. Следовательно, свобода одного человека ограничивается только свободой других людей, и это находит свое выражение в законе. С другой стороны, в этом праве заложено и ограничение для свободы других людей, и особенно должностных лиц, обладающих правом применения мер принудительного характера. Ограничения этой свободы допускаются только на основе закона и в законных формах, все меры принуждения должны находиться под судебным контролем.

Статья 9 Международного пакта о гражданских и политических правах предусматривает следующую систему гарантий права человека на свободу:

а) никто не может быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей;

б) никто не должен быть лишен свободы иначе, как на таких основаниях и в соответствии с такой процедурой, которые установлены законом;

в) каждому арестованному сообщаются при аресте причины его ареста, и в установленные сроки сообщается о предъявляемых ему обвинениях;

г) каждое арестованное или задержанное по уголовному обвинению лицо в установленные сроки доставляется к судье и имеет право на судебное разбирательство в течение разумного срока или на освобождение;

д) каждому, кто лишен свободы вследствие ареста или содержания под стражей, принадлежит право на разбирательство его дела в суде, чтобы этот суд мог безотлагательно вынести постановление относительно законности его задержания и распорядиться о его освобождении, если задержание незаконно;

е) каждый, кто был жертвой незаконного ареста или содержания под стражей, имеет право на компенсацию, обладающую исковой силой. В соответствии с данными общими положениями действующее законодательство Приднестровской Молдавской Республики предусматривает конкретные гарантии права.

Исходя из всего, что заложено в международном законодательстве и нашло отражение в нашей Конституции, можно акцентировать свое внимание на том, что все эти нормы срочны.

А из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: охрана высших ценностей - свободы человека, ограничение этих свобод прежде всего устанавливается в срочности и установлении ведомственного контроля, межведомственного надзора и судебной проверки законности и обоснованности такого ограничения.

Так, Уголовно-процессуальный Кодекс устанавливает сроки содержания под стражей (ст. 79 УПК ПМР), порядок задержания лица по подозрению в совершении преступления (ст. 104 УПК ПМР).

Так, в соответствии со ст. 104 УПК ПМР орган дознания, следователь вправе задержать лицо, подозреваемое в совершении преступления.

После доставления подозреваемого в орган дознания, к следователю и прокурору в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания, в котором указывается дата и время составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы задержания. О произведенном задержании подозреваемого орган дознания, дознаватель или следователь обязан сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания.

По истечении 72 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если в отношении него не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо суд не отложил окончательное принятие решения в порядке, установленном п. З ч. 6 ст. 78 УПК ПМР.

Если определение суда о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо продлении срока содержания под стражей не поступит в течение 72 часов с момента задержания, то подозреваемый немедленно освобождается.

В России в соответствии с ч.2 ст.22 Конституции РФ, до судебного решения, лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. Эта норма Конституции РФ нашла свое отражение и в УПК РФ в ст.94. Это радикально новое положение в УПК РФ, в то время как УПК РСФСР определял данный срок в 72 часа. Такое изменение, по мнению российского законодателя, с которым я согласен, в большей степени удовлетворяет права и свободы человека и гражданина, гарантируемые Конституцией РФ, однако, вызывает немалые трудности у дознавателя, органа дознания, следователя, прокурора при проведении необходимых процессуальных действий и вынесении процессуальных решений за такой достаточно малый срок.

. Сроки при избрании мер пресечения.

В соответствии со ст.73 УПК ПМР при наличии достаточных оснований полагать, что обвиняемый скроется от следствия и суда или воспрепятствует установлению истины по делу, или будет заниматься преступной деятельностью, а также для обеспечения исполнения приговора лицо, производящее дознание, следователь, прокурор и суд в пределах, предоставленных им полномочий вправе применить в отношении обвиняемого одну из следующих мер пресечения: подписку о невыезде, личное поручительство или поручительство организаций, залог, заключение под стражу.

Согласно этой же статьи Уголовно-процессуального Кодекса мера пресечения может быть применена и в отношении лица, подозреваемого в совершении преступления, и до предъявления ему обвинения. В этом случае обвинение должно быть предъявлено не позднее десяти суток с момента применения меры пресечения. Если в этот срок обвинение не будет предъявлено, мера пресечения отменяется. Это установленная в законе гарантия против необоснованного ограничения прав человека, так как любая мера пресечения есть ограничении в правах человека. В том же случае, если у следствия нет оснований для привлечения лица в качестве обвиняемого по делу, то отпадают и правовые основы для применения меры пресечения.

По общему правилу содержание под стражей при расследовании преступлений не может превышать 2 месяцев. Это исходя из практики расследования уголовных дел оптимальный срок для окончания расследования несложного дела. Однако при расследовании многоэпизодных и относящихся к категории особо важных и трудных в расследовании дел, срок содержания под стражей может быть продлен судьей районного (городского суда) до 6 месяцев.

При невозможности окончить расследование дела и в этот срок, продление срока может быть осуществлено только в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений судьей того же суда до 12 месяцев. Дальнейшее продление содержания под стражей возможно только до 18 месяцев и только судьей Верховного суда ПМР. Дальнейшее продление срока содержания под стражей, не допускается ни под каким предлогом.


ГЛАВА 4. СУДЕБНЫЕ ИЗДЕРЖКИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В своей работе я постарался охватить достаточно широкий круг вопросов, связанных с процессуальными сроками и судебными издержками в уголовном судопроизводстве. Однако, учитывая большую емкость, в достаточной степени сложность и неоднозначность мнений учёных правоведов касаемо данного института уголовного процесса, все же есть некоторые проблемы, которые остались нераскрытыми в настоящей работе.

Сроки и издержки в уголовном судопроизводстве представляют собой один из наиболее значимых институтов уголовного процесса как минимум по двум весьма важным обстоятельствам. Во первых - установление процессуальных сроков и издержек направлено на обеспечение своевременной защиты конституционных прав и законных интересов участников судопроизводства, что важно и необходимо Приднестровскому государству заявляющему о себе как о демократическом, во вторых - способствует по возможности быстрому, эффективному, полному и всестороннему установлению истины по делу.

На практике, реализация положений института судебных издержек вызывает большие проблемы, особенно с введением в действие нового Уголовно-процессуального Кодекса ПМР, в котором вышеуказанный институт остался можно сказать на уровне УПК МССР и не претерпел так необходимых на практике изменений и дополнений таких, как в УПК РФ. В практической же деятельности орган дознания, следствия предпочитает самостоятельно за свой счёт, в необходимый момент, обеспечить например явку свидетеля к следователю или в суд, привлечь к сотрудничеству переводчика или эксперта, так как заинтересован в доведении уголовного дела до логического завершения, а к обвинительному заключению не всегда прилагает справку о видах и размерах понесённых издержек. Многие практикующие юристы полагают, что институт судебных издержек в ПМР не выполняет в должной мере функции правового инструмента и попросту говоря в основном не работает. Учитывая это, по моему мнению отечественному законодателю необходимо уделить внимание и этому правовому институту наряду с другим, и если учесть то обстоятельство, что в данный момент происходит интенсивная унификация законодательства ПМР и РФ, возможно для примера есть необходимость обратить внимание на последнее.

Для решения указанных проблем следовало бы подготовить соответствующие законопроекты о внесении изменений и дополнений не только в УПК ПМР, но и другие кодексы, а также другие нормативные правовые акты с целью унификации порядка и размеров возмещения субъектам процессуальной деятельности процессуальных издержек.

Конечно, для производства тех или иных действий или принятия процессуальных решений действующим УПК ПМР введена иная процедура, однако основные сроки для их производства остались прежние. К примеру, срок задержания по подозрению в совершении преступления составляет 72 часа, а процедура избрания меры пресечения в виде заключения под стражу значительно усложнилась в отличие от прошлого уголовно-процессуального законодательства.

Однако, в практической деятельности данный вопрос нашел свою регламентацию, поэтому при производстве следственных действий изменение сроков в ту или иную сторону не должно приводить к ущемлению конституционных прав и свобод человека.

Значительное число нарушений по реализации сроков возникает из-за отсутствия достаточного практического опыта должностных лиц органов, осуществляющих предварительное расследование. Такая проблема возникает, прежде всего, ввиду большой текучести профессиональных кадров вызванной рядом объективных причин.

В итоге, по завершении написания работы можно сделать следующие выводы:

. Установление процессуальных сроков и судебных издержек направлено на обеспечение своевременной защиты прав и законных интересов участников судопроизводства, быстрого и эффективного расследования, рассмотрения и разрешения уголовных дел;

. Процессуальные сроки делятся на две группы: установленные действующим процессуальным законодательством и сроки, устанавливаемые судом (судьей);

Процессуальные сроки определяются точной календарной датой, указанием на событие, которое обязательно должно наступить или периодом, в течение которого действие может быть совершено;

Контроль за соблюдением процессуальных сроков осуществляется прокуратурой и судом. Несоблюдение процессуальных сроков влечет неблагоприятные последствия, установленные действующим Уголовным и Уголовно-процессуальным кодексом ПМР: возвращение документов, отказ (невозможность) в совершении определенного процессуального действия, арестом, ограничением и лишением свободы.

Становится очевидным, что соблюдение соответствующих процессуальных сроков при выполнении процессуальных действий является обязанностью суда, участников уголовного процесса, других лиц, привлекаемых в уголовный процесс для выполнения определенных обязанностей.

Таким образом гармоничный, грамотно выверенный, отвечающий современным процессам, реалиям и тенденциям в уголовной практике Уголовно-процессуальный Кодекс ПМР, наряду с другими законами и нормативно-правовыми актами также обязан оказывать положительное влияние на развитие демократического государства с хорошим уровнем развития экономики, чего, к сожалению, еще пока не существует в нашем государстве.

Надеюсь, что в скором будущем институт сроков и издержек в уголовном процессе на должном уровне будет способствовать реализации положений указанных в ст. 2 УПК ПМР (Задачи уголовного судопроизводства).


БИБЛИОГРАФИЯ

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Приднестровской Молдавской Республики. Тирасполь. 2000 г.

2. Уголовный кодекс Приднестровской Молдавской Республики, введенный в действие Законом ПМР №139-З-III от 7 июня 2002 г. (САЗ 02-23).

3. Уголовно-процессуальный кодекс ПМР, введенный в действие Законом ПМР 17 июля 2002 г. №157-З-III (САЗ 02-29).

4. Гражданский процессуальный кодекс Приднестровской Молдавской Республики №156-З-III от 17 июля 2002 г. (САЗ 02-29).

5. Гражданский кодекс ПМР (САЗ 29 (III) от 22 июля 2002 г.).

6. Трудовой кодекс ПМР №161-З-III от 19 июля 2002 г. (САЗ 02-29).

7. Закон ПМР «О милиции», с изменениями и дополнениями. (СЗМР 95-3).

8. Конституция Российской Федерации. Москва. 2001 г.

9. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. №174-ФЗ (в ред. от 02.10.2007) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. №52. Ст. 4921.

10.Постановление Правительства РФ от 04.03.2003 №400 «О размере оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия и суда» // Собрание законодательства РФ. 2003.№28. Ст. 2925.

11.Постановление Совета Министров РСФСР от 14 июля 1990 г. №245 «Об утверждении Инструкции о порядке и размерах возмещения расходов и выплаты вознаграждения лицам в связи с их вызовом в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуру или суд» (в ред. 04.03.2003) // СП РСФСР. 1990. №18. Ст. 132; САПП РФ. 1993. №10. Ст. 847; СЗ РФ. 2003. №10. Ст. 905.

12.Всеобщая декларация прав человека. http://www.un.org

13.Международный пакт о гражданских и политических правах http://www.unrussia.ru

14.Конвенция о защите прав человека и основных свобод http://www.unrussia.ru

Научная и учебная литература

15.Алексеев Н.С. Уголовный процесс. М.: «Юристъ», 1995 г.

16.Божьев В.П. Уголовный процесс. Учеб. М., 2002 г.

17.Божьев В.П. Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РФ, М., 1998 г.

18.Гуляев А.П. Процессуальные сроки в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования. Учеб. М., 1976 г.

19.Гуценко К.Ф. Уголовный процесс. Учеб. М., 1997 г.

20.Калиновский К.Б. Уголовный процесс. Учебное пособие, СПб., 2003 г.

21.Кобликов А.С. Учебник уголовного судопроизводства. М., 1995 г.

22.Корепанова Т.Л. Процессуальные сроки как гарантии защиты прав и свобод личностей. Лекция. Домодедово, 2000 г.

23.Корепанова Т.Л. Виды процессуальных сроков и особенности их правового регулирования в российском уголовно-процессуальном законодательстве. Лекция. Домодедово, 2000 г.

24.Корепанова Т.Л. Процессуальные сроки как гарантии защиты прав и свобод личностей. Лекция. Домодедово, 2000 г.

25.Лупинская П.А. Уголовный процесс. Учеб. М., 2001 г.

26.Ожегов С.И. Шведова И.Ю., Толковый словарь русского языка. М., 2003г.

27.Радченко В.И. Комментарий УПК РФ, СПб., 2003 г.

28.Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса. Учеб. М., 1958 г.

29.Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства. Т.2, Учебное пособие, М., 1999 г.

30.Якупов Р.Х. Уголовно-процессуальные сроки (в досудебных стадиях): Учебное пособие, Горький, 1979 г.

31.Якупов Р.Х. Уголовный процесс. Учеб. М., 1998 г.

Периодические издания

32.Андреева О.И. «Журнал российского права», №2, 2005 г.

33.Быков В.М. Принципы уголовного процесса по Конституции РФ. Журнал «Российская юстиция» №8, 1994 г.

34.Гаршин В. Необходимо унифицировать порядок и размеры возмещения процессуальных издержек. // Журнал «Российская юстиция» №8, 2003 г.

35.Гранкин М. Журнал «Российская юстиция», №2, 1998 г.

36.Кобзарев Ф.Д. Взаимодействие основных участников уголовного судопроизводства. Журнал «Российская Юстиция» №12, 2003 г.

37.Никодимов А. Журнал «Российская юстиция», №6, 2004 г.

38.Тутынин И.Б. Взыскание процессуальных издержек при помощи наложения ареста на имущество. // Журнал «Исполнительное право» №4, 2006 г.

Интернет-ресурсы

39.Официальный сайт Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики http://www.vspmr.org

40.Официальный сайт ООН в Российской Федерации http://www.unrussia.ru

41.Официальный сайт ООН. Русский язык. http://www.un.org

42.Информационный интернет-ресурс Российского законодательства http://www.kodeks.ru

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ СРОКОВ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

Правовое значение процессуальных сроков в уголовном процессе

Исчисление процессуальных сроков

Обязанность соблюдения сроков

ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ СРОКОВ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ

Понятие и отличие сроков в уголовном процессе от иных процессуальных сроков

Виды сроков

ГЛАВА 3. ПОРЯДОК СОБЛЮДЕНИЯ И ПРОДЛЕНИЯ СРОКОВ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ

Продление сроков предварительного расследования

Порядок и процедура продления срока содержания под стражей

Восстановление пропущенного срока

ГЛАВА 4. СУДЕБНЫЕ ИЗДЕРЖКИ

Понятие судебных издержек и их состав

Возмещение судебных издержек

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ


ВВЕДЕНИЕ

 

В уголовном судопроизводстве сроки играют огромную роль, они упорядочивают и организовывают деятельность всех участников уголовного процесса, помогают избежать хаоса при производстве отдельных действий и принятии решений. Кроме того, наличие сроков в уголовном судопроизводстве одно из главнейших условий реализации всех основных принципов уголовного процесса, перечисленных в главе 1 УПК ПМР.Установление процессуальных сроков и судебных издержек направлено на обеспечение своевременной защиты прав и законных интересов участников судопроизводства, быстрого и эффективного расследования, рассмотрение и разрешение уголовных дел.

Соблюдение установленных процессуальных сроков является одной из важнейших гарантий, обеспечивающих быстроту и эффективность расследования уголовных дел.

Международными нормами установлено право каждого на справедливое публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона, а так же на осуществление судопроизводства по уголовным и гражданским делам без неоправданной задержки.

Единственной сферой общественных отношений, где возможно столь острое вторжение государства в личную жизнь человека, является, пожалуй, уголовно-процессуальная деятельность. Поэтому проблема гарантий соблюдения прав и свобод личности в уголовном судопроизводстве приобретает совершенно особую значимость, а если учесть сложную политическую сит



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.213.209 (0.142 с.)