Рассмотрение дел о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рассмотрение дел о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления



 

В соответствии с КонституциейРФ Конституционный Суд РФ дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

На основании статьи 93 Конституции РФ возбуждение процедуры импичмента Президента принадлежит Государственной Думе. Она должна выдвинуть обвинение Президенту в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения должно быть принято двумя третями голосов от общего числа депутатов по инициативе одной трети депутатов и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.

Обвинение, выдвинутое Государственной Думой, должно быть подтверждено заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления. Заключением Конституционного Суда РФ должно быть подтверждено соблюдение установленного порядка выдвижения обвинения.

И лишь после положительного заключения Конституционного Суда Совет Федерации решает вопрос об отрешении Президента РФ от должности. Решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должно быть принято двумя третями голосов от общего числа членов палаты не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

Обращение с запросом о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления направляется в Конституционный Суд РФ Советом Федерации.

Запрос допустим, если обвинение выдвинуто Государственной Думой и имеется заключение Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков соответствующего преступления. Запрос направляется в Конституционный Суд РФ не позднее месяца со дня принятия Государственной Думой решения о выдвижении обвинения.

В данной категории дел Конституционный Суд проверяет не сущность и содержание предъявленного Президенту обвинения, не характер совершенного им правонарушения, а лишь соблюдение, самой процедуры выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

В соответствии с частью второй статьи 109 ФКЗ"О Конституционном Суде РФ" заключение должно быть дано Конституционным Судом не позднее десяти дней после регистрации запроса.

По итогам рассмотрения дела Конституционный Суд РФ дает одно изследующих заключений:

) о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения;

) о несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Заключение Конституционного Суда вступает в силу немедленно после его оглашения в Конституционном Суде.

В случае принятия Конституционным Судом РФ решения о несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления предусмотренное Конституцией РФ рассмотрение обвинения прекращается.

При положительном заключении Конституционного Суда процедура импичмента в Совете Федерации продолжается.

1.8 Рассмотрение дела о даче заключения о соблюдении требований, предусмотренных Конституцией РФ, до назначения Президентом РФ референдума РФ

 

Референдум в РФ назначает Президент РФ. До принятия такого решения Президент РФ в течение 10 дней со дня поступления к нему документов и приложенных к ним материалов направляет их в Конституционный Суд РФ с соответствующим запросом. Конституционный Суд проверяет соблюдение требований, предусмотренных Конституцией РФ, и в течение месяца направляет Президенту РФ соответствующее решение, которое подлежит незамедлительному опубликованию.

Правом на обращение в Конституционный Суд РФ обладает лишь Президент РФ в случае, определенном статьей 10 ФКЗ"О референдуме РФ".

Конституционный Суд РФ проверяет не только соблюдение требований, предусмотренных Конституцией РФ, как сказано в статье 23 ФКЗ"О референдуме РФ", но и соблюдение требований, предъявляемых к референдуму и процедуре его подготовки (до назначения Президентом РФ), предусмотренных ФКЗ "О референдуме РФ". Поэтому статья 23 Закона о референдуме предписывает представлять Президенту РФ в Конституционный Суд соответствующие документы и материалы.

В случае признания Конституционным Судом РФ соблюдения требований, предусмотренных Конституцией РФ, Президент РФ обязан назначить референдум не позднее 15 дней со дня поступления к нему решения Конституционного Суда. В случае отрицательного решения Конституционного Суда Российской Федерации все процедуры, предусмотренные Федеральным конституционным законом "О референдуме Российской Федерации", прекращаются.

 


 

Заключение

 

Создание Конституционного Суда и наделение его полномочиями специального органа конституционного контроля - очень прогрессивный шаг в истории нашего государства и права.

Однако государственно-правовые реалии неустанно развиваются, так же как и современное российское общество. В связи с этим необходимым представляется и дальнейшее совершенствование правового регулирования конституционного судопроизводства в России. Сейчас уже законодатель объективно осознает потребность некоторых обновлений. Так осенью прошлого года введены многие новшества как в структуру и компетенцию Суда, так и в процессуальные моменты его деятельности. В частности наш орган конституционного контроля перенял удачный опыт западных коллег и ввел институт письменного судопроизводства, протекающего без проведения слушаний. Это, по нашему мнению, позволит разгрузить Конституционный Суд, в который с каждым годом поступает все больше и больше жалоб, запросов, ходатайств, ускорить процесс рассмотрения некоторых дел, что также несомненно является положительным моментом, который с пониманием восприняли судьи Конституционного Суда.

На наш взгляд, необходимо более детально регламентировать реальный механизм выполнения решений Конституционного Суда России. Нужна разработка ряда положений в этой сложной области конституционного судопроизводства. Ответственность за невыполнение, ненадлежащее выполнение, воспрепятствование исполнению решений Конституционного Суда в нынешнем Законе закреплена в достаточно общем виде: если акт не соответствует Конституции, то положения его не могут применяться судами, должностными лицами и другими (статья 87 Закона 1994 года), а отменит законодатель неконституционный акт или нет - это его право. Представляется, целесообразным включение в Закон 1994 года основных норм, касающихся санкций за невыполнение предписаний Конституционного Суда РФ и урегулировать порядок отмены законодателем неконституционных актов.

Конституционный Суд - достаточно молодой и развивающийся институт. Он только начинает завоевывать авторитет и уважение в обществе. Его решения играют одну из важнейших ролей в построении российского правового государства. Думается, сила государства заключается и в уверенности граждан в обязательной защите своих конституционных прав и свобод, а наличие реально работающего Конституционного Суда, позволит укрепить эту уверенность. Неукоснительное исполнение решений Конституционного Суда - задача всех правоприменителей, ее выполнение будет способствовать укреплению конституционного строя и в целом государства, основанного на строгом соблюдении законов, где права и свободы человека будут действительно высшей ценностью.

 


 

Список использованной литературы

 

1.Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ,от 30.12.2008 №7-ФКЗ)Ч.4 ст.125.

.Витрук, Н.В. Конституционное правосудие в России (1991-2001 гг.). Очерки теории и практики / Н.В. Витрук.- М.: Городец-издат, 2001.- 508 с.

.Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс. М.: Юристъ, 2005.- 527 с.

.Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Л.В. Лазарева.- М.: Новая правовая культура, 2009.- 692 с.

.Конституционный судебный процесс: Учебник для вузов / Под ред. М.С. Саликова.- М.: НОРМА, 2003.- 416 с.

.Кряжков В.А. Конституционная юстиция в Российской Федерации / В.А. Кряжков, Л.В. Лазарев.- М.: БЕК, 1998.- 462 с.

.Митюков, М.А. Письменное разбирательство в конституционном судопроизводстве: Россия и опыт зарубежных стран / М.А. Митюков, С.Н. Станских // Государство и право. - 2005. - № 10. - С.5-13.

.Назарова И.С. Конституционное судопроизводство: на материалах деятельности Конституционного Суда Российской Федерации: Автореферат дис....канд. юрид. наук. М., 2003. 156 с.

.Несмеянова С.Э.Конституционный судебный контроль в Российской Федерации: проблемы теории и практики. Екатеринбург: Изд-во Ур-ГЮА, 2004. 278 с.

.Овсепян, Ж.И. Правовая защита конституций. Судебный конституционный контроль в зарубежных странах / Ж.И. Овсепян.- Ростов н/Д, 1992.- 345 с.

.РайковаН.С. Принцип состязательности и равноправия сторон в конституционномсудопроизводстве // Государственная власть и местное самоуправление.- 2006.- N 2.- С.16-21.

.Страшун Б.А. Научно-практическая конференция «Судебный конституционный контроль в России: уроки, проблемы и перспективы» (Обзор) // Государство и право. 1997. № 5. С. 5.

.Судебная власть./ Под ред. И.Л. Петрухина. - М.: Проспект. 720 с.

.Цибульский, В.В. Понятие конституционного судопроизводства, его соотношение с иными видами производств / В.В. Цибульский // Закон.- 2008.- N 5. С.14-19.

.Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ,от 30.12.2008 №7-ФКЗ)Ч.4 ст.125.

.Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 24.06.1994 г. // СЗ РФ от 25.07.1994N 13. Ст. 1447. (в ред. ФКЗ от 03.11.2010 г. №7-ФКЗ)

.Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26.02.1997 №1-ФКЗ// СЗ РФ №9, 1997. Ст.1011-1012.

.Федеральный конституционный закон «О референдуме РФ» от 28.06.2004 №5-ФКЗ (в ред. от 24.04.2008)// СЗ РФ 05.07.2004 №27. Ст.2710.

.ФЗ «О международных договорах РФ» от 15.07.1995 №101-ФЗ// СЗ РФ №29, 1995.Ст. 2757

.ФЗ «О Прокуратуре РФ» от 17.01.1992 №2202-1(ред. от 07.02.2011)// Российская газета 18.02.1992 №39.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.175.182 (0.01 с.)