Нормативно-правовая база антикоррупционной политики рф 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормативно-правовая база антикоррупционной политики рф



 

Национальную правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и другие нормативные правовые акты.

Роль этих источников права в правовом регулировании отношений по борьбе с коррупцией не равнозначна. Это связано с тем, что иерархия нормативных правовых актов российского законодательства зависит не только от субъекта их принятия, но и от того, какие методы правового регулирования предусмотрены в том или ином правовом акте.

Правовую основу противодействия коррупции составляет набор источников права, различающийся в зависимости от тех методов правового воздействия, которые в них содержатся.

Неоспоримым является тот факт, что значение коррупции как антисоциального явления устанавливается нормами конституционного и международного права.

Значительную роль здесь играет Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. Данный международный акт констатирует, что коррупция угрожает верховенству закона, демократии и правам человека, подрывает принципы надлежащего государственного управления, равенства и социальной справедливости, препятствует конкуренции, затрудняет экономическое развитие и угрожает стабильности демократических институтов и моральным устоям общества.

Вышеуказанная Конвенция определяет объект воздействия коррупционного поведения. Конституция Российской Федерации придает перечисленным благам и сферам общественных отношений статус основ конституционного строя и содержания прав и свобод человека и гражданина.

Таким образом, всем видам коррупционного поведения присваивается качество правонарушений с высокой степенью общественной опасности, что и должно найти отражение в различных отраслях законодательства, в первую очередь в уголовном законодательстве.

Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию предлагает государствам-участникам перечень типов противоправного поведения, которые представляется признать в национальном законодательстве в качестве уголовно наказуемых деяний коррупционного характера. К ним предлагается отнести:

активный подкуп национальных публичных должностных лиц;

пассивный подкуп национальных публичных должностных лиц;

подкуп членов национальных публичных собраний;

подкуп иностранных публичных должностных лиц;

подкуп членов иностранных публичных собраний;

активный подкуп в частном секторе;

пассивный подкуп в частном секторе;

подкуп должностных лиц международных организаций;

подкуп членов международных парламентских собраний;

подкуп судей и должностных лиц международных судов;

злоупотребление влиянием в корыстных целях;

отмывание доходов от преступлений, связанных с коррупцией;

правонарушения в сфере бухгалтерского учета.

Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г. конкретизирует и уточняет данный перечень уголовно наказуемых деяний.

)   Нормативное регулирование в сфере противодействия коррупции:

2) Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию от 27.01.1999, ратифицирована Федеральным законом от 25.07.2006 № 125-ФЗ <http://conventions.coe.int/Treaty/rus/Treaties/Html/173.htm>;

)   Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции, принята 31.10.2003 резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН, ратифицирована Федеральным законом от 08.03.2006 № 40-Ф <http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/corruption.shtml>З;

)   Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации <http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102088054&intelsearch=79+%F4%E7>»;

)   Федеральный закон Российской Федерации от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции <http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?992846>»;

)   Федеральный закон от 03.12.2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам <http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201212040012>»;

)   Федеральный закон от 07.05.2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами <http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201305080003>»;

)   Указ Президента Российской Федерации от 12.08.2002 № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих <http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?727388>»;

)   Указ Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 557 «Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей <http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1013370>»;

)   Указ Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера <http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1013468>»;

)   Указ Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению <http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1026875>»;

)   Указ Президента Российской Федерации от 21.09. 2009 г. № 1066 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации»; <http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102132592&intelsearch=1066+%F4%E7>

)   Указ Президента Российской Федерации от 01.07.2010 №821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов» <http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102132592&intelsearch=1066+%F4%E7>;

)   Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2010 г. №925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции <http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1290712>»;

)   Указ Президента Российской Федерации от 13.03.2012 №297 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции <http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201203130002>»;

)   Указ Президента Российской Федерации от 02.04.2013 г. №309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции <http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?3563173>»;

)   Указ Президента Российской Федерации от 02.04.2013 г. №310 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам <http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201304020004>»;

)   Указ Президента Российской Федерации от 11.04.2014 г. №226 «О национальном плане противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы <http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201404110019>»;

)   Указ Президента Российской Федерации от 06.06.2013 г. №546 «О проверке достоверности сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, о расходах по каждой сделке по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг и акций, представляемых кандидатами на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, а также политическими партиями в связи с внесением Президенту Российской Федерации предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации <http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102165705&intelsearch=546+%F4%E7>»;

)   Указ Президента Российской Федерации от 08.07.2013 г. №613 «Вопросы противодействия коррупции <http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201307080004>»;

)   Указ Президента Российской Федерации от 23.06.2014 №460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации <http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201406240039>»;

)   Постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 г. №96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов <http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102136170&intelsearch=%CE%E1+%E0%ED%F2%E8%EA%EE%F0%F0%F3%EF%F6%E8%EE%ED%ED%EE%E9+%FD%EA%F1%EF%E5%F0%F2%E8%E7%E5+%ED%EE%F0%EC%E0%F2%E8%E2%ED%FB%F5+%EF%F0%E0%E2%EE%E2%FB%F5+%E0%EA%F2%EE%E2+%E8+%EF%F0%EE%E5%EA%F2%EE%E2+%ED%EE%F0%EC%E0%F2%E8%E2%ED%FB%F5+%EF%F0%E0%E2%EE%E2%FB%F5+%E0%EA%F2%EE%E2>»;

)   Постановление Правительства Российской Федерации от 08.09.2010г. №700 «О порядке сообщения работодателем при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение 2 лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы <http://government.consultant.ru/page.aspx?1297185>»;

)   Постановление Правительства Российской Федерации от 13.03.2013 №208 «Об утверждении Правил представления лицом, поступающим на работу на должность руководителя федерального государственного учреждения, а также руководителем федерального государственного учреждения сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей <http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201303160001>»;

)   Постановление Правительства Российской Федерации от 09.01.2014 г. №10 «О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации <http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201401100002>»

Правовую основу противодействия коррупции составляют также нормативные правовые акты национального законодательства, устанавливающие то или иное поведение в качестве противоправного. В первую очередь речь идет об уголовном законодательстве, тем более что в указанных выше международных Конвенциях речь идет об уголовно-правовых методах борьбы с коррупцией в связи с особым характером общественной опасности данного социального явления. Именно этот вид антикоррупционного законодательства выступает в качестве краеугольного камня всей борьбы с коррупцией.

Анализ действующего Уголовного кодекса РФ показывает, что перечисленные в определении понятия «коррупция» составы уже получили отражение в уголовном законодательстве.

Это ст. 201 "Злоупотребление полномочиями"; ст. 204 "Коммерческий подкуп"; ст. 285 "Злоупотребление должностными полномочиями"; ст. 290 "Получение взятки"; ст. 291 "Дача взятки".

Эти составы содержатся в главах УК РФ, объединяющих преступления против интересов службы: гл. 23 "Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях"; гл. 30 "Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления".

Особенностью отечественного законодательства в сфере борьбы с коррупцией является то, что коррупционное поведение закрепляется в качестве не только уголовных правонарушений (преступлений), но и административных, хотя международные акты относят коррупцию к уголовно наказуемым деяниям как правонарушения с высокой степенью общественной опасности.

Именно поэтому вместе с принятием Федерального закона "О противодействии коррупции" были внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ, который был дополнен ст. 19.28 "Незаконное вознаграждение от имени юридического лица". Объективной стороной указанного состава выступает незаконная передача от имени или в интересах юридического лица должностному лицу либо лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное оказание ему услуг имущественного характера за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, действия (бездействия), связанного с занимаемым ими служебным положением.

Субъектом данного административного правонарушения выступает юридическое лицо, в интересах или от имени которого осуществляется незаконное вознаграждение должностных лиц либо лиц, осуществляющих управленческие функции. Данный состав направлен на наказание тех юридических лиц, в интересах которых совершаются преступления коррупционного характера. Социальное назначение этого правила в том, чтобы сделать экономически невыгодным и затратным использование коррупционных способов достижения корпоративных целей. Использование административно-правовых методов выступает логическим дополнением уголовно-правовой политики в области противодействия коррупции.

В отличие от уголовного законодательства административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Однако представляется, что установление мер административной ответственности за коррупционные правонарушения является прерогативой только Российской Федерации.

Такая позиция обусловлена предметами ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях, к которым относится установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Определение коррупционности того или иного типа поведения выступает явной прерогативой Российской Федерации.

Правовую основу противодействия коррупции составляют и нормы, определяющие порядок выявления, пресечения, раскрытия, расследования коррупционных правонарушений.

Так как основная масса коррупционных правонарушений закреплена в качестве преступлений в Уголовном кодексе РФ, то, следовательно, и расследование данных деяний должно регламентироваться уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, которое находится в исключительном ведении федерального центра и может иметь только "законную" форму, т.е. содержится в Уголовно-процессуальном кодексе РФ от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ

Что касается административных правонарушений коррупционной направленности, то порядок производства по делам об административных правонарушениях указан Кодексом РФ об административных правонарушениях в качестве предмета ведения Российской Федерации.

В структуре правовой основы противодействия коррупции важную роль играют нормативные акты, содержащие меры по предупреждению коррупции, по выявлению и устранению ее причин.

Указанная цель реализуется посредством административно-правового регулирования, так как профилактическая антикоррупционная деятельность государства выражается в основном в совершенствовании запретов, ограничений, обязанностей в сфере государственной и муниципальной службы. В силу изложенного правовую основу противодействия коррупции составляют законодательные акты о различных видах службы, нормативные акты, определяющие статус лиц, замещающих государственные должности. Этими актами могут быть как федеральные законы, законы субъектов Федерации, так и подзаконные нормативные акты.

Следует отметить, что в последние годы в ряде субъектов Российской Федерации были приняты Законы о противодействии коррупции.

Так, например, в Пермском крае приняты следующие нормативные акты:

1) Закон Пермского края от 11.11.2013г. № 239-ПК «О Контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности Пермского края, лиц, замещающих муниципальные должности в муниципальных образованиях Пермского края, государственных гражданских служащих Пермского края, муниципальных служащих в Пермском крае и иных лиц их доходам» <http://www.admin.permkrai.ru/upload/pages/489/dat_1419829526770.docx>(docx, 21.3 kB)

)   Закон Пермского края от 06.10.2009г. № 497-ПК «О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Пермского края, должностей государственной гражданской службы Пермского края, гражданами, замещающими государственные должности Пермского края, и государственными гражданскими служащими Пермского края сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера». <http://www.admin.permkrai.ru/upload/pages/489/dat_1419829157694.docx> (docx, 32.1 kB)

)   Закон Пермского края от 30.12.2008 г. №382-ПК «О противодействии коррупции в Пермском крае» <http://www.admin.permkrai.ru/upload/pages/489/dat_1404367581757.doc> (doc, 81.9 kB)

)   Указ Губернатора Пермского края от 03.07.2009 г. №27 «Об отдельных мерах по реализации нормативных правовых актов РФ в сфере противодействия коррупции» <http://www.admin.permkrai.ru/upload/pages/489/dat_141162314921.docx> (docx, 19.7 kB)

)   Указ губернатора Пермского края от 10.03.2010 г. №11 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Пермского края, руководителя Администрации губернатора Пермского края» <http://www.admin.permkrai.ru/upload/pages/489/dat_1419830267486.docx> (docx, 26.1 kB)

)   Указ губернатора Пермского края от 18.03.2010 г. №12 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Пермского края, и государственными гражданскими служащими» <http://www.admin.permkrai.ru/upload/pages/489/dat_1419830358608.docx> (docx, 30 kB)

)   Указ губернатора Пермского края от 04.06.2010 г. №37 «Об утверждении порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов губернатора Пермского края, правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края» <http://www.admin.permkrai.ru/upload/pages/489/dat_1404367679795.doc> (doc, 62.5 kB)

)   Указ губернатора Пермского края от 24.08.2010 г. №59 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Пермского края и урегулированию конфликта интересов и о внесении изменений в отдельные указы губернатора Пермского края» <http://www.admin.permkrai.ru/upload/pages/489/dat_1411623133496.docx> (docx, 43.4 kB)

)   Указ губернатора Пермского края от 25.02.2011 г. №14 «Об утверждении порядка проведения антикоррупционного мониторинга в Пермском крае» <http://www.admin.permkrai.ru/upload/pages/489/dat_1404367705693.doc> (doc, 65 kB)

)   Указ губернатора Пермского края от 07.07.2011 г. №54 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения заместителей председателя Правительства Пермского края, руководителей исполнительных органов государственной власти Пермского края» <http://www.admin.permkrai.ru/upload/pages/489/dat_1419830033547.docx> (docx, 26.6 kB)

)   Указ губернатора Пермского края от 19.07.2012 г. №44 «О мерах по реализации отдельных положений законодательства РФ в сфере противодействия коррупции на муниципальной службе в Пермском крае» <http://www.admin.permkrai.ru/upload/pages/489/dat_1419830110179.docx> (docx, 35 kB)

)   Указ губернатора Пермского края от 28.12.2012 г. №110 «О представлении гражданами, замещающими должности глав муниципальных образований Пермского края, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» <http://www.admin.permkrai.ru/upload/pages/489/dat_1419830416906.docx>.

)   Указ губернатора Пермского края от 22.10.2013 г. №117 «О рассмотрении вопросов, касающихся соблюдения лицами, замещающими отдельные государственные должности Пермского края, ограничений и запретов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами» <http://www.admin.permkrai.ru/upload/pages/489/dat_140436777777.doc> (doc, 53.2 kB)

)   Указ губернатора Пермского края от 22.10.2013 г. №118 «О порядке рассмотрения вопросов, касающихся соблюдения главами муниципальных образований Пермского края ограничений и запретов, исполнения ими обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ "О противодействии коррупции» и другими федеральными законами» <http://www.admin.permkrai.ru/upload/pages/489/dat_1404367791254.doc> (doc, 51.2 kB)

)   Указ губернатора Пермского края от 30.05.2014 № 96 «Об утверждении Порядка сообщения лицами, замещающими государственные должности Пермского края и должности государственной гражданской службы Пермского края, о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации» <http://www.admin.permkrai.ru/upload/pages/489/dat_1404367813953.doc> (doc, 104.4 kB)

)   Постановление Правительства Пермского края от 15.02. 2013 г. №64-п «Об утверждении Положения о представлении лицом, поступающим на должность руководителя государственного учреждения Пермского края, и руководителем государственного учреждения Пермского края сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей» <http://www.admin.permkrai.ru/upload/pages/489/dat_1404367841830.doc> (doc, 352.3 kB)

)   Постановление Правительства Пермского края от 26.04.2013 г. №348-п «Об утверждении Правил проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей государственных учреждений Пермского края, и лицами, замещающими данные должности» <http://www.admin.permkrai.ru/upload/pages/489/dat_1404367852506.doc> (doc, 37.4 kB)

законодательство коррупция чиновник борьба


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.123 (0.036 с.)