Проблемы обучения грамматике английского языка у школьников начальных классов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы обучения грамматике английского языка у школьников начальных классов



Проблемы обучения грамматике английского языка у школьников начальных классов

 


Проблемы обучения и организации учебного материала

 

Отбор и организация грамматического материала

 

Коммуникативная цель обучения грамматике в средней школе позволяет сформулировать основное требование к объему грамматического материала, подлежащего усвоению в средней школе: он должен быть достаточным для пользования языком как средством общения в заданных программой пределах и реальным для усвоения его в данных условиях.

Если иметь в виду, что создание грамматических навыков сопряжено с затратой значительного количества времени для выполнения упражнений, то овладеть всеми явлениями иностранного языка до степени автоматизированного пользования ими в условиях школьного обучения иностранному языку маловероятно. Необходимы определенные, весьма значительные ограничения в отборе грамматического материала и, прежде всего, тех грамматических явлений, которыми учащиеся должны владеть активно - в продуктивных и рецептивных видах речевой деятельности. Завышение объема активно усваиваемого грамматического материала, как свидетельствует практика, отрицательно сказывается на качестве владения им: учащиеся недостаточно прочно владеют самыми элементарными явлениями морфологии и синтаксиса. Поэтому возможно и целесообразно ограничивать объем материала, в частности грамматического, с учетом конкретных условий обучения иностранному языку.

Основными требованиями к объему грамматического материала, подлежащего усвоению в средней школе, являются:

·         Его достаточность для пользования языком как средством общения в заданных программой пределах и реальность для усвоения его в данных условиях.

Основными принципами отбора в активный грамматический минимум являются: 1) принцип распространенности в устной речи, 2) принцип образцовости, 3) принцип исключения синонимических явлений. В соответствии с этими принципами в активный минимум включаются только те явления, которые являются совершенно необходимыми для продуктивных видов речевой деятельности.

Основными принципами отбора в пассивный грамматический минимум являются: 1) принцип распространенности в книжно-письменном стиле речи, 2) принцип многозначности. В соответствии с этими принципами в пассивный минимум включаются наиболее распространенные явления книжно-письменного стиля речи, имеющие ряд значений.

Крайне важен принцип функциональности организации грамматического материала. Грамматические явления не должны изучаться в отрыве от лексического материала.

 

Методические особенности формирования грамматических навыков

 

Параграф: анализ учебника

 

Данный учебно-методический комплекс ориентирован для учеников третьего класса (то есть второго года обучения английскому языку в школе, в моем случае это 3-й класс) школ с углублённым изучением английского языка. Учебно-методический комплект «New Round-Up 1» автора Вирджинии Эванс состоит из учебника, звукового пособия на диске CD и книги для учителя.

Учебное пособие полностью соответствует потребностям педагогического процесса. Тематика предлагаемого материала удовлетворяет программным требованиям в полной мере, усвоения знаний происходит хорошо - путём обеспечения высокого уровня взаимодействия всех компонентов УМК (вариативность заданий и, следовательно, видов речевой деятельности) и применения эффективных методов управления процессом усвоения: своевременного контроля уровня усвоения знаний после выполнения ряда эффективных упражнений на закрепление изученного материала.

Учёт индивидуальных(темы учебных материалов соответствуют вкусам и интересам среднестатистического третьеклассника) и возрастных (адекватный уровень сложности заданий и насыщенности учебного материала, адаптированность содержания для облегчения восприятия детьми девяти-десяти летнего возраста) особенностей осуществлён в полной мере с необходимым упором на потенциальные возможности учащихся, а также с опорой на их интеллектуальный уровень и уровень обучения. При этом разнообразие приёмов работы и видов учебной деятельности создаёт оптимальные условия для самостоятельной работы учащихся.

Обеспечение высокого уровня мотивации к процессу обучения осуществляется путём стимулирования познавательной активности с помощью наглядности изложения учебного материала. Учёт коммуникативных потребностей учащихся производится путём различных вариантов учебного материала, актуальности и разнообразия его содержания, а также упражнений и заданий на развитие коммуникативных навыков с применением диалоговой и монологовой речи.

Масштабное использование средств оформления учебника (красочные иллюстрации, наглядность и содержание таблиц, богатый иллюстрационный материал, аудио материал) великолепно служит для развития всех языковых навыков. Даже хороший для восприятия тип и размер шрифта обеспечивает привлекательность познавательных процессов в ходе изучения английского языка.

Содержание курса полностью соответствует требованиям государственного стандарта общего образования по иностранным языкам и программе по английскому языку для общеобразовательной школы.

Структура учебника свидетельствует о высокой степени охвата всех видов речевой деятельности в связи с высоким уровнем вариативности заданий. Учебник состоит из 19 разделов (Units 1-19), 9 шагов внутри этих разделов, Revision с 9-ю уроками «повторение» к этим 19-ти разделам, а также список грамматических терминов и фонетической таблицей. Каждый раздел (Unit) состоит из нескольких частей: упражнения «послушай и повтори»; различные письменные упражнения на выбор верного ответа, заполнение пропусков и таблиц, ответы на вопросы, подбор пары; чтение; игры или аудио песни. Это соответствует учебной нагрузке по иностранному языку для этого уровня и возраста.

Такая структура обеспечивает максимальный охват всех видов речевой деятельности, способствует использованию учащимися ресурсов как активного, так и пассивного словарного запаса и придаёт динамичность учебному процессу.

Красочные рамки и таблицы четко представляют основные грамматические правила, а упражнения и игры хорошо сочетаются с системным изучением грамматики и превращают это изучение в увлекательное занятие. Тренировочные тесты выявляют индивидуальные трудности учащихся.

Учебно-методический комплекс написан в русле эксплицитного подхода и дедуктивного метода обучения грамматики.

В соответствии с замыслом автора, учебник разделен на разделы (Units) и отдельно Revision (повторение), а также список грамматических терминов и фонетическую таблицу.

В разделах (Units 1-19) подаётся новый грамматический материал, лексический минимум к уроку и соответствующие упражнения на закрепление нового материала, которые также могут быть выполнены как в устной, так и в письменной форме. Аудио диск дополняет каждый раздел и позволяет прослушивать лексику и верно повторять.

Каждый раздел отражает определенную тему грамматики и содержит разное количество упражнений, нацеленных на формирование языковых навыков и развитие речевых умений. В конце каждого раздела учебника предусмотрено игровое задание, нацеленное на закрепление пройденного раздела и запоминание. Все виды работ, используемые в учебнике, наиболее полно охватывают цели учебного процесса и виды речевой деятельности.

Каждый раздел содержит упражнения «послушай и повтори» и песенки или стихи, предназначенные для заучивания наизусть. Запись этих материалов в исполнении профессиональных дикторов имеется на звуковом пособии и может быть использована как для постановки произношения и интонации, так и для аудирования.

Каждый раздел предлагает упражнения на развитие навыков говорения и умения логически оформлять мысли на иностранном языке (разыграй сценку, опиши картинку, задания «говорим»). Эти задания идеально подходят для достижения воспитательной цели учебного процесса (ставятся проблемные вопросы, затрагиваются спорные темы, происходит обмен мнениями и делаются выводы на основе аргументированности суждений участников дискуссии); активизируются ресурсы пассивного лексического запаса, применяются на практике грамматические знания.

Письменные упражнения позволяют развивать орфографические навыков и письменную речь. Упражнения закрепляют грамматический и лексический материал и также способствуют развитию умения осуществлять самоконтроль в процессе самодиктанта (внутреннего проговаривания фиксируемого на бумаге), а также тренируют зрительную и моторную память. Кроме того, на мой взгляд многократное «прописывание» новых лексических единиц существенно способствует эффективному их закреплению и включению в активный словарь учащихся.

Материалы раздела идеально соответствуют требованиям по достижению всех четырёх целей учебного процесса: практической (формирование и развитие лексических, грамматических и фонетических навыков по теме урока, развитие умений читать, говорить, писать и воспринимать на слух - в процессе выполнения заданий этого раздела могут быть задействованы все четыре вида речевой деятельности), развивающей (развитие произвольной и непроизвольной памяти - при пересказе текста; мышления - при выполнении заданий, предусматривающих обсуждение прочитанного; внимания - при ответах на вопросы; воображения - если требуется придумать продолжение истории; умения логически оформлять мысли на иностранном языке - при выполнении всех вышеперечисленных заданий; а также имитации, интонационного слуха, фонетических и фонематических навыков, усидчивости и сообразительности), воспитательная (в зависимости от тематики текста), образовательная (например, обучение работе со словарём, получение новых общих знаний в процессе осмысления и усвоения содержания текста).

Revision (повторение) содержит непосредственно письменные упражнения без аудио компонента для каждого из разделов (Units 1-19) учебника. Эти упражнения нацелены на повторение и закрепление изученного материала и последующую проверку учителем (ответы даны в книге для учителя). Revision состоит из 9 Повторений. Повторение 1 содержит упражнения, предназначенные для повторения и закрепления пройденного материала Units 1-2. Каждое следующее Повторение включает в себя упражнения на отработку предыдущих разделов и следующего. Таким образом материал неоднократно отрабатывается и это позволяет изучать следующие темы не забывая предыдущие.

 


Заключение

обучение урок грамматика английский

Материал в учебнике представлен последовательно и отличается разнообразием. Тексты учебника способствуют формированию социо-культурной компетенции учащихся. Сюжетное построение учебника позволяет не только раскрыть темы, определенные программой, и предусмотреть необходимые речевые ситуации, но и решить ряд воспитательных задач. Данный комплекс сочетает в себе увлекательные игры с серьезными грамматическими упражнениями.

Это идеальное учебное пособие для тех, кто начинает изучать английский язык. Основные правила представлены в учебнике в виде красочных таблиц. Учащиеся осваивают грамматику при помощи занимательных, прекрасно иллюстрированных игр и письменных заданий. Учебно-методическое пособие разработано с учетом возрастных особенностей учащихся, оно дает четкие инструкции и доступно объясняет грамматические правила, поэтому учащиеся могут использовать его дома самостоятельно без помощи учителя. Книга же для преподавателя включает ответы на все упражнения, контрольные работы с ответами, а также аудиозаписей.

Единственным минусом, на мой взгляд, является отсутствие текстов для чтения и пересказа и заданий к этим текстам. Возможно это обусловлено уровнем знаний, хотя и для этого уровня грамматики и лексики можно разработать тематические тексты.

 


Список литературы

 

1. Берман И.М. Методика обучения английскому языку. - М.: Высшая школа, 1970.

2. Витлин Ж.А. Современные проблемы обучения грамматике иноязычных языков // Иностранные языки в школе, 2000. - №5

.   Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Высшая школа, 1982. Дегтерева Т.А. Как подготовить интересный урок иностранного языка. - М.: ВШП и АОН, 1963.

.   Куприянова Г.В. Групповая и самостоятельная работа учащихся при освоении грамматики // Иностранные языки в школе, 2001. - №6.

.   Мухина B.C. Возрастная психология: феномен развития, детство, отрочество. - М.: Академия, 2002.

.   Пассов Е.И., Кузовлев В.П., Царонова В.П. Учитель иностранного языка. Мастерство и личность. - М.: Просвещение, 1993.

.   Розенталь Д.Э., Теленкова М.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов. - М., 1976.

.   Савченко О.Ю. «Игры на уроках английского языка». ИЯШ 1 1991

.   Салистра И.Д. Очерки методов обучения иностранным языкам. - М.: Высшая школа, 1966.

.   Сергеева О.Е. Использование символов в работе с дошкольниками для формирования лексических и первичных грамматических умений в иностранном языке // Иностранные языки в школе, 2002. - №6.

.   Слободчиков В.А. Контроль в обучении иностранному языку в средней школе. - М.: Просвещение, 1986.

.   Тылызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М.: Академия, 1999.

Проблемы обучения грамматике английского языка у школьников начальных классов

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.147.87 (0.021 с.)