Понятие банковского кредита, его функции, принципы и методы кредитования хозяйствующих субъектов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие банковского кредита, его функции, принципы и методы кредитования хозяйствующих субъектов



 

Коммерческие банки как вид кредитных организаций являются чрезвычайно значимым элементом рыночной экономики, выполняющим в ней во многом специфические, по-своему уникальные функции. Своеобразие их деятельности связано с природой предмета, с которым они имеют дело главным образом, с денежным материалом, рассматриваемым в качестве товара особого рода.

Кредит - это форма движения ссудного капитала, предоставление денег или товаров в долг, как правило, с уплатой процентов; стоимостная экономическая категория, неотъемлемый элемент товарно-денежных отношений. Возникновение кредита связано непосредственно со сферой обмена, где владельцы товаров противостоят друг другу как собственники, готовые вступить в экономические отношения.

Возможность возникновения и развития кредита связаны с кругооборотом и оборотом капитала. В процессе движения основного и оборотного капитала происходит высвобождение ресурсов. Средства труда используются в процессе производства длительное время, их стоимость переносится на стоимость готовой продукции частями. Постепенное восстановление стоимости основного капитала в денежной форме приводит к тому, что высвобождающиеся денежные средства оседают на счетах предприятий. Вместе с тем на другом полюсе возникает потребность в замене изношенных средств труда и достаточно крупных единовременных затратах.

Итак, кредит - это экономические отношения, возникающие между кредитором и заемщиком по поводу стоимости, предаваемой во временное пользование.

Таким образом, обеспечение эффективного развития сферы производства происходит путем обслуживания ее кредитной организацией, как на ее входе, так и на выходе (Рисунок 1). Так, банковский капитал обеспечивает мобилизацию и концентрацию денежных ресурсов экономических субъектов для предоставления их в качестве кредитов предприятиям. Кроме того, кредитными организациями выполняется функция финансовой (платное размещение свободных денежных средств на счетах в банке) и организационной (помощь в поиске партнеров, организация расчетов между субъектами хозяйствования, разного рода консультации по вопросам ведения бизнеса) поддержки оборота производственного капитала.

 

Рисунок 1 - Миссия кредитной организации.

 

Смысл партнерства коммерческого банка и клиента с позиций банка заключается в такой организации его деятельности, которая позволяет на основе глубокого изучения проблем (в том числе потенциальных) клиента разрабатывать и предлагать ранее не известные клиенту эффективные способы решения этих проблем и на этой основе обеспечивать получение дополнительного дохода. Часть этого дохода направлять на возмещение дополнительных затрат банка, связанных с разработкой новых банковских продуктов, и на увеличение прибыли, тем самым повышать конкурентную способность как клиента, так и банка.

Таким образом, миссия банка может быть сформулирована как развитие кредитной организации посредством обеспечения эффективного функционирования сферы производства.

В рассмотренных аспектах коммерческий банк (если отвлечься от его собственных средств, обычно относительно небольших) представляет собой посредническую организацию, оказывающую своим клиентам две фундаментальные услуги:

1) кредитные - двум разным группам клиентов, одна из которых сама кредитует банк, доверяя ему свои средства (пассивные кредитные операции банка), а другая кредитуется в банке, занимая у него деньги (активные кредитные операции банка). При этом одни и те же лица, перечисленные выше, могут (хотя это и не обязательно) в одно и то же (либо в разные периоды) времени выступать по отношению к банку кредитором и заемщиком (представление об этой стороне деятельности банка дает рис. 2);

2) расчетно-платежные (нередко в сочетании с кассовыми) -всем своим клиентам.

Функции коммерческих банков выражаются также в том, что они являются своего рода проводниками, или даже «поводырями», в сложнейшей системе рыночной экономики и мирохозяйственных связей для других участников рынка (для их денежных потоков) - производственных предприятий, организаций торговли, небанковского финансового сектора и населения.

 


Рисунок 2 - Схема посредничества банка в перемещении кредитных средств.

 

В то время как характерным признаком взаимодействия агентов рыночной экономики (в частности отношения «предприятие-предприятие», «банк-банк»), является стремление конкурентов ограничить информацию, касающуюся из внутренней среды, и партнерские отношения касаются преимущественно внешних сторон их деятельности, взаимоотношения «банк - предприятие» имеют несколько иной характер. Оно предполагает, прежде всего, наличие у партнеров обширных сведений финансового и производственного характера (особенностей производственных процессов в отраслевом разрезе). При данном взаимодействии кредитная организация и предприятие не просто оценивают друг друга, как обычных партнеров по бизнесу, по ряду основных параметров: ассортимент продукции, ценовая политика и штрафные санкции и т.д., - значимым является то, что они должны всесторонне анализировать финансовое состояние партнеров и выявлять потребности и предпочтения друг друга. В данном случае взаимодействие модифицируется: оно, в отличие от описанных выше партнерских отношений, преобразуется в задачу развития бизнеса друг друга (особенно это касается вектора взаимодействия «банк-предприятие», что в значительной степенью определяется миссией (предназначением) кредитной организации). Можно считать, что специфика взаимодействия кредитных организаций и предприятий проявляется в глубоком взаимопроникновении друг в друга с целью содействия развитию бизнеса.

Экономические интересы участников: банков и их клиентов - не могут совпадать полностью, поскольку первые по своей экономической природе - финансовые посредники, обслуживающие потоки денежных средств, которые в основном, не являются их собственностью, а вторые, наоборот, располагают собственностью, в основном, материального характера. Если для банка взаимоотношения с предприятием (как объектом кредитования, расчетно-кассового обслуживания), являются основным видом деятельности, то для предприятий - это значимое, но не приоритетное направление деятельности, лишь звено стратегии своего развития, элемент финансового расчета, поэтому поиск новых форм обслуживания, расширение продуктового ряда, активация взаимодействия, как правило, инициируется банком.

Немаловажной особенностью взаимодействия предприятий и банков является также специфика выбора ими партнеров. Банк, по сути, предоставляет свои услуги всем клиентам, выразившим желание обслуживаться в данном кредитном учреждении, но право выбора кредитной организации, принадлежит главным образом, предприятию. В этом заключается основное отличие характера взаимодействия банка и предприятия. Однако банк может, в зависимости от принятой ценовой стратегии, дифференцировано "отбирать" клиентов, устанавливая тарифы, исходя из степени предпочтительности партнера по бизнесу. Одна из стратегий банка состоит в том, что банк первоначально «стремится удовлетворять потребности более выгодного клиента в силу ограничения своих ресурсов и безграничной потребности в них своего клиента. [18, с.54]

 

Таблица 1 - Эффекты сотрудничества хозяйствующего субъекта с банком.

Хозяйствующий субъект Коммерческий банк
+ Доход от использования финансовых инструментов банка + Структурированная ресурсная база
+ Доход от использования финансовых инструментов рынка + Комиссионный доход
+ Доход за счет ускорения оборачиваемости денежных средств (оборачиваемости дебиторской задолженности; снижение кредиторской задолженности) + Заданная структура привлеченных заемных средств
+ Регулирование налоговой базы (налоговое планирование) + Повышение потенциала эффективности использования финансовых ресурсов
+ Финансовой инжиниринг + «Гудвил» в клиентской среде
+ Фондирование оборотных средств + Привлечение и удержание денежных потоков клиента за счет использования большего количества совершенных финансовых инструментов - «сращивание» банка и клиента
+ Оптимизация оборотного капитала и денежных потоков + Увеличение процентных доходов за счет оптимизированной структуры финансовых потоков
  + Диверсификация рисков

 

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что, кроме самого хозяйствующего субъекта, банк, как никто другой, действительно заинтересован в его развитии. В пользу такого утверждения можно привести следующие аргументы:

1) Что хорошо для клиента, то хорошо и для обслуживающего его банка.

2) Существуют хорошие способы удовлетворения коммерческим банком финансовых интересов клиента, среди которых: участие банка и клиента в совместных проектах и программах, в том числе инвестиционных, открытие банком филиала или иного подразделения «под клиента»; кредитование, кредитное страхование, «векселедательское» кредитование, организация и проведение финансового инжиниринга клиента; разработка для клиента индивидуальных банковских продуктов; организация и проведение финансового контроля клиента, консультирование по бухгалтерскому учету и отчетности, экспресс-диагностика финансового состояния, разработка бизнес-планов развития клиента; построение схем оптимизации движения денежных и товарных потоков клиента; структуризация капитала клиента; андеррайтинг; персональное обслуживание частных счетов работников клиента - юридического лица и др.

) Тесное сотрудничество хозяйствующего субъекта с банком несет им обоим ряд положительных аффектов по всем перечисленным выше направлениям.

банковский кредит заемный финансовый



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.205.109 (0.011 с.)