ГЛАВА 3. Проблемы правового регулирования института приемной семьи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ГЛАВА 3. Проблемы правового регулирования института приемной семьи



 

Приемные семьи существуют в России наряду с учреждениями различного профиля для детей, оставшихся без попечения родителей.

Обычная семья, часто с несколькими своими детьми, добровольно согласившаяся принять рожденного другими людьми ребенка на временное совместное проживание, нуждается в более внимательном и теплом к себе отношении.

Условия, процедура, ответственность и другие аспекты, связанные с пребыванием чужого ребенка в приемной семье, установлены главой 21 Семейного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.96 №829 «О приемной семье», законами субъектов Российской Федерации «Об оплате труда приемных родителей».

Однако, как показывает практика, для функционирования приемной семьи недостаточно только придания ей правового, статуса. На примере этих семей, впервые решившихся стать приемными, мы можем убедиться, что очень важным фактором, обеспечивающим успех (или неуспех) подобного начинания, является обеспечение позитивного общественного мнения и поддержки органами местного самоуправления и органами исполнительной власти семей, взявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставление им соответствующих льгот и преимуществ [29, с. 123].

Увеличение приемных семей в какой-то мере способствует решению такой социальной проблемы, как безработица. К сожалению, приемные семьи не получили широкого распространения. Поэтому Минобразования России в Письме от 22 мая 2002 г. «О проблемах приемных семей детских домов семейного типа» отмечает, что, как показывает практика, для функционирования приемной семьи недостаточно только придания ей правового статуса. Однако проблема состоит не только в этом. Существуют и другие факторы, тормозящие развитие института приемной семьи. Во-первых, это недоработка федерального законодательства, ограничивающего права приемных родителей в трудовой и социальной сферах. Во-вторых, законодательные акты, принятые на федеральном уровне, не обеспечены механизмом их реализации. В-третьих, ограничены финансовые ресурсы региональных бюджетов для оплаты труда приемных родителей. В-четвертых, отсутствует необходимый жилищный фонд для предоставления жилплощади приемным семьям.

Недостаточное использование приемной семьи на практике в немалой степени связано с недостаточной государственной поддержкой этого социального института.

Государственная поддержка приемной семьи должна выражаться прежде всего в предоставлении материальной помощи лицам, взявшим на себя заботу о ребенке. Однако, например, размер оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье, зависят от числа взятых на воспитание детей, что устанавливается законом субъекта РФ (п. 32 Положения о приемной семье), на территории которого создана приемная семья. Это тормозит создание и развитие приемных семей, так как не каждый регион России может гарантировать сегодня своевременное и достаточное финансирование приемной семьи. Думается, что должно быть федеральное финансирование таких семей. Целесообразно установить гарантированный минимум оплаты труда приемных родителей, для чего следовало бы внести изменения в п. 2 ст. 152 СК РФ, изложив его в следующей реакции: «Размер оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, устанавливаются в порядке и размере, определенных Правительством РФ. Субъекты РФ вправе устанавливать дополнительный размер оплаты труда приемных родителей и дополнительные льготы приемным семьям за счет средств бюджетов субъектов РФ».

Учитывая неоценимую социальную значимость воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьях граждан (под опекой (попечительством) в приемных семьях), Министерство образования неоднократно указывало на недопустимость насильственного перевода детского дома в разряд «приемных семей», нарушения норм материального обеспечения детей, находящихся в детских домах семейного типа, приемных семьях, под опекой (попечительством), рекомендовало проведение паспортизации [53, с. 199].

В целях совершенствования деятельности органов управления образованием по развитию семейных форм устройства рекомендуем регулярно проводить встречи родителей-воспитателей (приемных родителей) по проблемам организации жизни детского дома семейного типа (приемной семьи), семьи, материального обеспечения исполнения сторонами обязательств по договору о передаче ребенка (детей) на воспитание, в детский дом семейного типа (приемную семью), консультации по психолого-педагогическим вопросам воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, формированию взаимоотношений кровных и приемных детей, аутотренинги для родителей-воспитателей (приемных родителей).

Считаем необходимым внести изменения в статус многодетной семьи для приемной семьи, в которой 3 и более детей. Дополнить статью Закона Новосибирской области от 06.12.2007 года №206-КЗ «О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории НСО» следующим содержанием: включить приемного ребенка в состав семьи и считать семью, в которой трое детей и больше - многодетной.

Семья, в которой 3 детей и более по определению является многодетной, но она не признается таковой законом в том случае, если третий ребенок - приемный. Но в семье от этого меньше детей не становится. Для гармоничного развития ребенка очень важно благосостояние семьи, тем более, приемные дети зачастую имеют проблемы в развитии или проблемы со здоровьем, на решение которых требуется вложение дополнительных средств. В семье, где трое детей - распределение моральных, физических, эмоциональных ресурсов родителей на воспитание детей требуется столько же, как и в семье, где третий ребенок приемный. Поэтому семья нуждается в дополнительных льготах на очередь в детском саду, льготы на обучение и проезд детей всех без исключения.

Помимо этого, необходимо закрепить на законодательном уровне возможность получения бесплатного высшего и среднего специального образования для приемных и многодетных родителей, а для детей из таких семей обеспечить бесплатное обучение в государственных учреждениях дополнительного образования, в высших учебных заведениях.

Проблема воспитания ребенка сегодня является особенно актуальной на фоне кризисных тенденций института семьи и негативных тенденций в изменении показателей развития детей. При решении этой проблемы необходимо учитывать влияние семьи на здоровье ее членов в процессе выполнения таких функций, как рождение детей, их содержание и воспитание, формирование материальных условий для поддержания здоровья, организация семейного поведения.

Центральное место в формировании личности ребенка занимает семья. В семье ребенок получает первичные навыки в восприятии действительности, приучается осознавать себя полноправным представителем общества. Поэтому приемные и многодетные родители вынесли предложение, что для гармоничного развития семьи и детей в семье необходимо повысить общий образовательный уровень родителей. То есть дать возможность родителям получить доступное высшее образование. Бесплатное образование для многодетных и приемных родителей также повлияет на повышения имиджа многодетных и приемных семей, что сегодня актуально.

Государству нужно рассмотреть возможность оплаты труда многодетных матерей и начисления трудового стажа для последующего начисления пенсии и принять закон Новосибирской области «О дополнительном пенсионном страховании многодетных, приемных родителей и патронатных воспитателей», в котором необходимо закрепить систему дополнительного пенсионного обеспечения, обеспечивающего их социальную защищенность.

Многодетная семья воспитывает детей, растит будущих граждан России и зачастую матери не имеют возможности найти подходящую работу, полноценно занимаясь воспитанием детей. Предлагаем установить заработную плату многодетным и приемным матерям в целях поддержки и развития семьи, возможности полноценной отдачи семье и воспитании. Так труд многодетной матери - это, безусловно, нелегкий труд и за свой труд она обязана получать зарплату, ей должен идти стаж и начисляться пенсия. Исходя из нашей демографической ситуации на первом плане у многодетных матерей должно быть именно воспитание детей. Помимо материнского капитала, оплата труда многодетных матерей и то, что им будет идти трудовой стаж и начисляться пенсия, тоже явится положительным стимулом для рождения детей.

Считаем, что необходимо ввести льготы по налогообложению для многодетных и принимающих семей, повысить детские пособия до уровня прожиточного минимума на ребенка.

Мы предлагаем разработать и принять закон Новосибирской области или иные нормативные акты органов власти и местного самоуправления об установлении льгот по налогообложению при оказании благотворительной помощи детям, нуждающимся в государственной защите, а также лицам, осуществляющим в отношении их воспитательные функции. Введение данных льгот возможно путем внесения изменений в закон Новосибирской области «О налогообложении в НСО» или в соответствующие акты органов местного самоуправления.

Чтобы воспитать полноценную и гармоничную личность, требуется вложить немало средств, уделить внимание здоровью, воспитанию и развитию. Для многодетных родителей большой проблемой стоит многочасовые очереди в медучреждениях, в социальных учреждениях. И очень жаль, что это время тратится не на воспитание детей, а на просиживание в очередях.

Значительное облегчение в прохождении необходимых процедур было бы в законодательно закрепленном их порядке - внеочередном прохождения всех административных и социально обслуживающих процедур.

В свете всего изложенного выше мы считаем возможным выделить следующие специфические признаки приемной семьи, позволяющие отграничить ее как от опеки (попечительства), так и от усыновления и состоящие в том, что приемная семья: является самостоятельным институтом семейного права; является самостоятельной формой устройства ребенка на воспитание в семью; устанавливается только по договору о приемной семье, содержание которого, а также условия и порядок его прекращения прямо предусмотрены законом; предусматривает передачу в одну приемную семью не только братьев и сестер, но и всех детей, являющихся родственниками, вне зависимости от степени родства.

Кроме того, от института опеки и попечительства над ребенком приемная семья отличается: особым субъектным составом приемных родителей, прямо указанным в законе (только супруги или отдельное лицо); возможностью приема в семью до 8 детей; исключительно договорным и возмездным характером; наличием особо оговоренных законом Правил создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье.

От института усыновления приемная семья отличается в первую очередь такими признаками, как: договорный характер, профессиональный характер, срочность, возмездность.

Вместе с тем с институтом усыновления приемную семью сближает как особый субъектный состав «родителей», прямо указанный в законе (только супруги или отдельное лицо), так и то, что в обоих случаях законодатель явно стремился к установлению юридической связи, более или менее близкой к той, которая существует между кровными родителями и детьми.

На основании перечисленного выше мы считаем возможным определить приемную семью как в узком, так и в широком смыслах. При этом в узком смысле ее следует рассматривать как институт семейного права и одновременно как форму устройства ребенка на воспитание в семью, осуществляемую по договору о приемной семье. В широком смысле приемная семья представляет собой, на наш взгляд, институт семейного права и одновременно форму устройства ребенка (детей) на воспитание в семью, осуществляемую по возмездному договору о приемной семье, направленному на установление между ребенком (детьми) и приемными родителями (супругами или отдельным лицом, имеющими профессиональную подготовку в сфере работы с детьми) временной юридической связи, подобной той, которая существует между биологическими родителями и детьми.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, в выпускной квалификационной работе проведен анализ юридических аспектов института приемной семьи на различных этапах его развития с целью совершенствования правового регулирования.

Традиционными формами устройства детей, оставшихся без попечения родителей, являются усыновление и опека. СК РФ впервые закрепил в законодательстве такую форму устройства ребенка, как приемная семья.

Вместе с тем помещение беспризорных детей, больных и других лиц, нуждающихся в домашнем уходе, в частные семьи производилось и прежде. Такое устройство называлось патронажем, правовые предпосылки которого уходят в эпоху царствования Екатерины II. Чаще всего на патронаж передавались маленькие дети - воспитанники детских приютов. Семье, принявшей ребенка, выплачивалось пособие. Передача несовершеннолетнего на патронаж в семью осуществлялась на условиях, определяемых губернскими управами и лицами, берущими его на воспитание в свою семью.

Рассмотрены особенности правового регулирования института приемной семьи. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Рассмотрен порядок образования приемной семьи и содержание ребенка переданного в приемную семью

Так же в выпускной квалификационной работе проанализированы проблемы функционирования приемной семьи, как формы воспитания детей оставшихся без попечения родителей. В России существует феномен социального сиротства. 90% детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, - социальные сироты, т.е. дети-сироты при живых родителях

Анализ проблемы сиротства привел к пониманию того, что условия, в которых живут эти дети, тормозят их умственное развитие, искажают развитие личности.

Приоритетной формой семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, бесспорно является усыновление (удочерение) ребенка. Мало того, усыновление (удочерение), по мнению Л.Ю. Михеевой, является индивидуальной формой семейного воспитания и носит бессрочный характер. Причем такое устройство предполагает возникновение длительных, более того, пожизненных отношений ребенка с посторонними людьми.

К сожалению, не все нуждающиеся дети могут быть усыновлены (удочерены). Практика показывает, что больше шансов на усыновление (удочерение) у здоровых детей раннего возраста. Больные дети и дети, перешагнувшие порог младенческого возраста, остаются невостребованными и продолжают жить в детских домах либо усыновляются иностранными гражданами и навсегда покидают Россию.

Иные индивидуальные формы семейного воспитания - опека (попечительство), приемная и патронатная семья - носят срочный характер и являются временным устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью.

Приемными родителями могут стать совершеннолетние граждане, как состоящие в браке, так и не состоящие в браке, желающие взять на воспитание оставшегося без попечения родителей ребенка. Препятствием к этому являются только предусмотренные законом обстоятельства (ст. 153 СК РФ).

Приемные родители, в отличие от опекунов (попечителей), состоят в договорных отношениях с органом опеки и попечительства и получают вознаграждение за выполнение своих обязанностей. Кроме того, между детьми и приемными родителями в принципе должны возникнуть более тесные связи, чем между подопечными детьми и опекунами (попечителями), на что указывает само наименование субъектов приемной семьи: «приемные родители» и «приемный ребенок».

В приемную семью передаются несовершеннолетние дети, общее число которых в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, восемь человек (п. 2 Положения о приемной семье). Срок, на который дети помещаются в приемную семью, указывается в договоре о передаче ребенка в приемную семью (п. 15 Положения о приемной семье).

Для выявления проблем функционирования приемной семьи, как формы воспитания детей оставшихся без попечения родителей, необходимо провести анализ особенностей современного правового регулирования института приемной семьи.

Приемная семья является возрожденной формой семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Она обеспечивает детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, их право на семейное воспитание. Но законодательное оформление приемная семья получила только в связи с принятием Семейного кодекса РФ. Между тем в России издавна было принято брать детей-сирот на воспитание в чужие семьи

Приемная семья является самостоятельной формой семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее основу, как показывает практика, составляют супруги, пожелавшие взять чужих детей в семью на воспитание. Как правило, это заботящиеся друг о друге и о своих близких лица, которые осознают свою ответственность за судьбу чужих детей. Они понимают сложность и ответственность своей роли как приемных родителей. Взаимоотношения между приемными родителями, а также между приемными родителями и приемными детьми в будущем могут стать моделью семьи приемного ребенка. В силу этого очень важен подбор приемных родителей.

В приемную семью можно передавать сразу несколько детей. Это могут быть как родные братья и сестры, так и чужие друг другу дети, которые в приемной семье становятся родными. Проживая в семье, дети быстрее развиваются и обучаются. Быстрее исчезают имеющиеся недостатки в их развитии. Они учатся проявлять заботу друг о друге и помогать друг другу. Подобные качества во многих случаях отсутствуют у ребенка, воспитывающегося в родной семье, но не имеющего братьев или сестер. Такие качества очень важны в жизни ребенка. И для каждого человека, особенно для несовершеннолетнего, важно иметь свой дом, где его любят и всегда ждут. Каждый ребенок хочет жить в таких условиях, в которых живет большинство его сверстников.

Свой дом и нормальные условия жизни для ребенка могут создать приемные родители. В приемной семье ребенок получает обычное семейное воспитание и содержание. Ребенок проживает в такой семье, как правило, до совершеннолетия. Приемная семья дает возможность максимально приблизить воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к реальной жизни. Она формирует у детей навыки преодоления трудных жизненных ситуаций, психологическую защиту и правильное поведение при стрессах, а также морально-этическую установку на создание собственной стабильной семьи, что важно и для некоторых взрослых граждан, прежде всего для тех, кто видит в воспитании детей свое призвание, кто небезразличен к судьбе обездоленных детей и считает, что у него хватит сил, умения и опыта воспитывать чужих детей. Для некоторых граждан воспитание чужих детей может стать профессией, основной работой и заботой. Ведь граждане, взявшие в семью приемных детей, получают за свой труд заработную плату, которая может быть единственным источником их существования.

В приемной семьи необходимо создание таких условий, чтобы приемный ребенок находился как можно дольше в отношениях с приемными родителями, не менял этих родителей и тем самым имел надежду, что существующие связи сохранятся в будущем, по достижении им совершеннолетия. Поскольку отношения между приемными родителями и приемными детьми строятся на основании договора, истечение срока действия договора либо достижение ребенком совершеннолетия прекращают действие договора. Однако прекращение правовых отношений между приемными родителями и приемным ребенком не означает, что прекращаются фактические связи между ними. Практика показывает, что эти связи сохраняются. Совершеннолетние дети остаются проживать с приемными родителями, хотя никакой правовой поддержки ни такие дети, ни приемные родители не получают, что представляется неправильным.

Приемным же родителям даже такого права не дано. Однако они продолжают делить со своими воспитанниками и хлеб, и кров. Между ними практически складываются родственные отношения, и препятствовать этому было бы неправильно. Поэтому следует узаконить эти отношения, предусмотреть права и обязанности уже взрослых приемных детей и престарелых приемных родителей. Необходимо было бы предусмотреть при определенных условиях обязанность бывших приемных детей содержать нетрудоспособных и нуждающихся приемных родителей, если бывший воспитанник в состоянии оказывать материальную помощь.

Воспитание оставшихся без попечения родителей детей в приемной семье имеет большое значение. В такой семье воспитывается полноценная личность, подготовленная к выполнению различных социальных ролей. В приемной семье ребенок, как правило, вырастает трудолюбивым, умеющим обслуживать себя и помогать другим, т.е. полноценным гражданином. При этом содержание такого ребенка обходится гораздо дешевле, чем содержание детей в государственных детских учреждениях. Ведь приемные родители выполняют функции многочисленного обслуживающего персонала таких учреждений.

Дети, попадающие в дома ребенка, в детские дома и школы-интернаты, как правило, имеют непростые показатели в своем анамнезе. У них могут быть отклонения в физическом и психическом развитии. Нередко выявляется задержка умственного развития, искажение развития личности (от эмоциональной сферы до жизненной перспективы), нарушение половой идентификации и др. Зачастую у этих детей появляется склонность к наркотизации и криминогенности.

Дети, лишенные родителей, нуждаются в особом профессиональном попечительском отношении к ним. Ребенку нужен друг, способный к настоящему пониманию, - тот человек, который поможет правильно ориентироваться в жизни. Попечительская, психологически обоснованная помощь должна состоять в умении создать правильную позицию по отношению к людям, в умении снять позицию потребительства, негативизма, отчуждения не только к известным взрослым и детям, но и к людям вообще.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 730; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.187 (0.023 с.)