Выявление причин дезадаптации учащихся первого класса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выявление причин дезадаптации учащихся первого класса



 

Результаты констатирующего эксперимента, проведенного в сентябре, показали, что низкий уровень адаптации присутствуют у 5 детей (15%). Эти дети имеют низкие показатели учебной активности, успеваемости, трудности во взаимоотношениях со сверстниками и учителем, у этих учащихся низкий уровень мотивации, недостаточный уровень развития произвольной и эмоциональной сферы. Имеют низкий уровень социально-психологической адаптации, по мнению классного руководителя.

Если сопоставить полученные данные, то эти дети не отличаются от других детей группой здоровья (имеют вторую группу здоровья), анализируя социальные причины, мы видим, что за исключением одного ребенка, все остальные проживают и воспитываются в полных семьях. Таким образом, мы предполагаем, что причины могут быть связаны с периодом поступления ребенка в школу. Эти дети должны достичь определенного уровня физического и интеллектуального развития, а также социальной адаптации, что позволит им соответствовать традиционным школьным требованиям. Также для развития школьной зрелости оцениваются в первую очередь рост, масса тела и интеллект. Однако при оценке школьной зрелости необходимо учитывать и социально-психологическую готовность ребенка к школьному обучению. К сожалению, социальной зрелости, которую к тому же не легко оценить, не уделяется достаточного внимания. В результате в школу поступает достаточно много детей, которым хотелось бы скорее играть, чем заниматься уроками. У них низкая работоспособность, внимание еще неустойчиво и с предлагаемыми учителем заданиями они справляются плохо, они не в состоянии соблюдать школьную дисциплину.

Наше исследование повторно было проведено в апреле. Мы использовали анкету для определения уровня мотивации, методики «Графический диктант» и «Несуществующее животное». Установили, что уровень адаптации к школе повысился у 3 детей: повысился уровень мотивации к учебной деятельности, детей стали больше интересовать уроки, общение со сверстниками. Таким образом, количество детей, которые в начале года не адаптировались (5 детей) из них к концу года перешли на средний уровень адаптации 3 человека.

Низкий уровень адаптации выявлен у 2 школьников. Об уровне эмоционального благополучия можно судить по рисункам детей, из которых видно, что учащиеся неуверенны в себе (линии слабые), боятся признания со стороны окружающих (рисунок маленького размера, в углу листа) и не пытаются контактировать со сверстниками (присутствуют шипы, углы), школа их по-прежнему привлекает внеучебной деятельностью. Выяснилось, что со здоровьем у детей проблем нет (группа здоровья вторая), один ребенок воспитывается в неполной семье (одна мама), образование у родителей среднее и высшее.

Итак, первоначально было установлено, что в 1 классе из 30 детей имели трудности в адаптации к школе (признаки дезадаптации)-5 человек (15%).Мы пытались выяснить причины проблем с адаптацией. Мы обратили внимание на группу здоровья детей, состояние семьи (полная, неполная) выяснилось, что только у одного из этих детей семья неполная (ребенок воспитывается мамой), что частично подтверждает нашу гипотезу, также мы узнали данные об образовании родителей, из которых видно, что образование у всех родителей либо высшее, либо среднее. Оказалось, что эти дети не отличаются от остальных по состоянию здоровья, социальные факторы (под которыми мы рассматриваем состав семьи, образование родителей) также не оказывают влияния на адаптацию по результатам нашего исследования (хотя 1 ребенок, имеющий признаки дезадаптации воспитывается в неполной семье). На наш взгляд необходимо более детальное изучение состояния здоровья детей, а также возможно дополнительное изучение социальных факторов, таких как стиль воспитания в семье, взаимоотношение ребенка с остальными членами семьи.

Предположив, что причина дезадаптации детей в том, что ребенок лично не готов к школе, мы провели исследование повторно в апреле и установили, что признаки дезадаптации наблюдаются у 2 из 5 детей. Как выяснилось эти дети помимо низких показателей по тестам, не очень успешны в учебе (преобладает оценка удовлетворительно), недисциплинированны, не всегда усидчивы на занятиях. Мы считаем, что все-таки признаки объясняются школьной незрелостью, т.е ребенок личностно не готов к обучению в школе.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась частично: проявились социальные факторы (а именно семья) и причиной школьной дезадаптации явилась школьная незрелость.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Дезадаптацию безусловно следует отнести к одной из наиболее серьезных проблем, требующих как углубленного изучения, так и неотложных поисков ее разрешения на практическом уровне. Пусковым механизмом этого процесса является резкое изменение условий, привычной жизненной среды, наличие стойкой психотравмирующей ситуации. Вместе с тем индивидуальные особенности и недостатки в развитии человека, которые не позволяют ему выработать адекватные новым условиям формы поведения, также имеют немалое значение в развертывании процесса дезадаптации.

Под школьной дезадаптацией подразумевается совокупность психологических нарушений, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным. Основными диагностическими критериями выявления ранней школьной дезадаптации являются: несформированность внутренней позиции школьника, низкий уровень интеллектуального развития, высокая устойчивая тревожность, низкий уровень учебной мотивации, неадекватная самооценка, трудности в общении с взрослыми и сверстниками.

Целью исследования являлось изучение причин школьной дезадаптации учащихся начальных классов.

Для реализации поставленных задач была изучена и проанализирована специальная литература, которая позволила узнать особенности младшего школьного возраста, рассмотреть специфику учебной деятельности младших школьников, выявить уровень адаптации детей к школе, изучить причины дезадаптации младших школьников.

Нами была выдвинута гипотеза, из которой следовало, что на уровень адаптации в младшем школьном возрасте могут влиять следующие факторы: состояние здоровья детей; социальные факторы (состав семьи, образование родителей); уровень школьной зрелости.

Мы провели исследование для выявления уровня адаптации учащихся первого класса и попытались изучить разные аспекты адаптации. Для изучения уровня адаптации мы подобрали и провели методики, направленные на изучение развития эмоциональной сферы («Несуществующее животное»), на уровень сформированности произвольной сферы (Графический диктант»), на выявление уровня мотивации (по анкете учащихся). Уровень социально-психологической адаптации мы выявляли по результатам ответов родителей и учителя. Также мы узнали состояние здоровья детей и социальные факторы (состав семьи, образование родителей). Своим первоначальным исследованием мы выявили, что не все дети адаптировались (наблюдаются признаки дезадаптации). Нам не удалось выявить все факторы, влияющие на признаки дезадаптации.

Мы попытались повторно провести исследование и воспользовались ранее предложенными методиками. Оказалось, что неадаптированных детей осталось только двое из пяти. Выяснилось, что один из этих детей воспитывается в не полной семье, и мы не можем просмотреть стиль воспитания этого ребенка.

Таким образом, мы считаем, что причиной школьной дезадаптации является школьная незрелость. Ребенок не может переступить ступень от дошкольника к школьнику. На первом месте у него остается игра, а школа его привлекает внеучебной деятельностью. С этими учащимися необходимо провести дополнительное исследование, воспользоваться психофизиологической коррекционной программой по преодолению школьной дезадаптации, применить различные тренинговые упражнения.

 


 

 Список литературы

 

1. Беседина М.В. В гостях у школы: Почему младшим школьникам трудно адаптироваться к условиям школы ∕∕ Школьный психолог, 2000, № 34

2. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. пособие для студентов высш. Учеб. заведений ∕ Г.В. Бурменская, Е.И. Захаров, О.А. Карабанова и др. - М: Академия, 2002. -416с.

.   Воинов В.Б. К проблеме психофизиологической оценки успешности адаптации детей к школьным условиям ∕∕ Мир психологии.- 2002. - № 1.

4. Выгодский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991. - 480с.

5. В.С. Возрастная психология. - М., 1997. - 432с.

.   Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова Е. М. и др. Рабочая книга школьного психолога∕ Под.ред. И.В. Дубровиной М. 1991

.   Дубровина И.В, Е.Е. Данилова, А.М.Прихожан. Психология/Под.ред. И.В.Дубровиной- М:Академия, 2008.-464с.

 

.   Заваденко Н.Н. Петрухин, Манелис, Т.Ю. Успенская, Н.Ю. Суворинова и др. Школьная дезадаптация: психоневрологическое и нейропсихическое исследование.-1996-421с.

.   Заведенко Н.Н. Петрухин А.С, Чуткина Г.М и д.р. Клинико-психологическое исследование школьной дезадаптации. Неврологический журнал.-1998-№6.

.   Клепцова Е.Д. Влияние индивидуально-типических особенностей педагога на процесс адаптации школьника ∕∕ Начальная школа. - 2007. - №4

.   Ковалева Л.М., Тарасенко Н.Н. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников в школе∕∕ Начальная школа. - 1996 - №7.

.   Коган В.В. Психогенные формы школьной дезадаптации∕∕ Вопросы психологии. - 1984. -№ 4

.Коломинский Я.Л., Березовин Н.А. Некоторые проблемы социальной психологии. - М.: Знание, 1977.

. Коломинский Я.Л., Панько Е.И. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1988,234с.

. Кондратьева С.В. Учитель-ученик. - М.: 1984.

. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. - М: ПЕР СЭ, 2002 - 192 с.

. Кучма В.Р. Как сохранить здоровье детей в процессе обучения ∕∕ Здоровье детей. - 2006 -№1

. Мухина. В.С. Возрастная психология. - М., 1997. - 432с.

.Матвеева О. Программа «Солнышко» для социально-психологической адаптации детей в начальной школе ∕∕ Школьный психолог. - 2004. - №6

. Немов Р.С. Психология.-М.-2003.-608с.

.Обухова Л.Ф. Возрастная психология.-М.:Педагогическое общество России,2001.-442с.

.Прихожан, В.В. Зацепин. - М.,1999. - 320с.

. Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. - М.: ЛНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1997.

.Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. - М.: Изд-во АН СССР, 1958. - 556 с.)

25. Столяренко Л.Д. «Основы психологии». - Изд. 19-е. - Ростов н/Д, «Феникс», 2008г. - 703 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.86.180.90 (0.013 с.)