Причины школьной дезадаптации учащихся начальных классов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Причины школьной дезадаптации учащихся начальных классов



 

 


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

.ДЕЗАДАПТАЦИЯ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Понятие адаптации и дезадаптации в психологии

Показатели,формы,степени,факторы дезадаптации

2.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

2.1 Особенности младшего школьного возраста

2.2 Специфика учебной деятельности в начальных классах, мотивация к школе

Причины школьной дезадаптации

3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ И ВЫЯВЛЕНИЮ ПРИЧИН ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Цель, задачи и методы констатирующего эксперимента

Изучение уровня адаптации учащихся первого класса

Выявление причин дезадаптации учащихся первого класса

Заключение

Список литературы

Приложения:

.Сведения о состоянии здоровья детей.

. Общие сведения о ребенке.

.Анкета для определения школьной мотивации учащихся начальных классов (Н.Г.Лусканова).

. Уровень школьной мотивации (результаты исследования сентября).

.Тест «Оценка уровня школьной мотивации».

.Опросник для учителя, направленный на изучение социально-психологической адаптации детей к школе (Н.Г. Лусканова).

.Сводная таблица «Уровень социально-психологической адаптации детей» (по анкете для учителя).

. Уровень социально-психологической адаптации(по ответам учителя).

.Сводная таблица «Уровень социально-психологической адаптации детей» (по анкете родителей)

. Уровень социально-психологической адаптации (результаты исследования среди родителей)

. Методика «Несуществующее животное» (М.З.Друкаревич)

. Уровень развития эмоциональной сферы (методика «Несуществующее животное», сентябрь 2010г, апрель 2011г).

13.Методика «Графический Диктант» (Д.Б.Эльконин)

. Результаты исследования методика «Графический диктант» (Д.Б.Эльклнин)

 (сентябрь 2010г, апрель 2011г).

.Опросник для родителей, направленный на изучение социально-психологической адаптации детей к школе (Н.Г.Лусканова).

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Поступление ребёнка в школу - это принципиально новый этап его жизни. Первый год обучения в школе является не только одним из самых сложных этапов в жизни ребенка, но и своеобразным испытательным сроком для родителей: именно в этот период требуется их максимальное участие в жизни ребенка, а также при отсутствии психологически грамотного подхода, сами родители нередко становятся виновниками школьных стрессов у детей.

Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Для детей представляют трудности очень многие стороны учебного процесса. Им сложно высиживать урок в одной и той же позе, сложно не отвлекаться и следить за мыслью учителя, сложно делать все время не то, что хочется, а то, что от них требуют, сложно сдерживать и не выражать вслух свои мысли и эмоции, которые появляются в изобилии. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебой. Поэтому необходимо время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям.

Адаптация к школе - многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация (к учителям и их требованиям, к одноклассникам). Все составляющие взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них сказываются на успешности обучения, самочувствии и состоянии здоровья первоклассника, его работоспособности, умении взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и выполнять школьные правила.

При легкой адаптации дети в течение двух месяцев вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей. У них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них все же отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября трудности, как правило, преодолеваются. При более длительном периоде адаптации дети не могут принять новую ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Они могут играть на уроках, выяснять отношения с товарищем, они не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы. У этих детей адаптация заканчивается к концу первого полугодия. И у отдельных детей адаптация связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, они с большим трудом усваивают учебные программы. На таких детей чаще всего жалуются учителя, что они "мешают" работать в классе. Эти факторы говорят о дезадаптации ребенка к школе. Школьная дезадаптация- это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе, которые проявляются в виде нарушений учебной деятельности, поведения, конфликтных отношений с одноклассниками и взрослыми, повышенного уровня тревожности, нарушений личностного развития. Изучением вопроса школьной дезадаптации занимались психологи Н.Н. Заведенко, Г.М. Чуткина, А.С. Петрухин (9).

Цель исследования: изучить причины школьной дезадаптации учащихся начальных классов.

Объект исследования: адаптация младших школьников как психолого-педагогическая проблема. Предмет исследования: причины школьной дезадаптации детей младшего школьного возраста.

Для реализации поставленной цели нам представляется решить ряд задач:

.Дать характеристику понятиям адаптации и дезадаптации.

. Выявить особенности младшего школьного возраста.

. Рассмотреть специфику учебной деятельности учащихся начальных классов.

. Выявить уровень школьной адаптации учащихся первого класса.

. Изучить причины дезадаптации учащихся первого класса.

Гипотеза исследования: мы считаем, что на уровень адаптации в младшем школьном возрасте влияют следующие факторы:

.состояние здоровья детей;

.социальные факторы (состав семьи, образование родителей);

.уровень школьной зрелости.

Практическая значимость нашего исследования заключается в том, что полученные результаты могут использоваться родителями, классным руководителем, психологом, могут явиться основой для разработки программ обучения педагогов технологиям использования элементов психофизиологической коррекционной программы в учебно-воспитательном процессе.

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.42.208 (0.006 с.)