Порядок приема на работу некоторых категорий работников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Порядок приема на работу некоторых категорий работников



 

Для отдельных категорий российских и иностранных граждан установлены специальные требования при приеме на работу.

Рассмотрим порядок приема работников, принятых по совместительству, а также иностранных работников.

Совместители

 

Регулируют трудовые отношения лиц, работающих по совместительству, нормы главы 44 ТК РФ (см. ст.282):

"Совместительство - выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время.

Заключение трудовых договоров о работе по совместительству допускается с неограниченным числом работодателей, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Работа по совместительству может выполняться работником как по месту его основной работы, так и в других организациях".

Иными словами, выполняемая работником работа считается совместительством, если:

трудовой договор заключен с работником, уже состоящим в трудовых правоотношениях;

по этому трудовому договору выполняется другая работа, кроме основной, причем эта работа является регулярной и оплачиваемой и выполняется работником в свободное от основной работы время.

Статьей 282 ТК РФ предусмотрены два вида совместительства:

внутреннее - работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени у своего работодателя. Внутреннее совместительство возможно при наличии в организации свободных вакансий;

внешнее - работа за пределами своего рабочего времени у другого работодателя (ст.98 ТК РФ).

Работа на условиях внешнего совместительства не требует дополнительных разрешений, кроме разрешения для руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации, если для них федеральными законами, учредительными документами установлены особенности регулирования труда (сг.276, 281 ТК РФ).

При оформлении на работу по совместительству необходимо заключить письменный трудовой договор. К трудовым договорам с совместителями применяются общие требования, установленные ТК РФ для трудовых договоров (главы 10 и 11 ТК РФ). При заключении трудового договора в нем, наряду с другими условиями, в обязательном порядке должно быть указано, что работа является совместительством. Срок трудового договора о работе по совместительству устанавливается по соглашению сторон.

В соответствии с положением ст.283 ТК РФ при приеме на работу по совместительству в другую организацию работник обязан предъявить работодателю паспорт или иной документ, удостоверяющий личность. При приеме на работу по совместительству, требующую специальных знаний, работодатель имеет права потребовать от работника предъявления диплома или иного документа об образовании или профессиональной подготовке либо их надлежаще заверенных копий, а при приеме на тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда - справку о харакгере и условиях труда по основному месту работы.

При оформлении на работу совместителя рекомендуется формировать его личное дело в порядке, предусмотренном ддя ведения кадрового делопроизводства. В личном деле, кроме документов, перечисленных в ст.283 ТК РФ, должны содержаться: копия трудового договора, приказ о приеме на работу и другие документы, определяющие характер трудовых отношений между работодателем и совместителем.

Для лиц, работающих по совместительству, законодатель установил предел продолжительности рабочего времени, устанавливаемого работодателем, - не более четырех часов в день и 16 часов в неделю (ст.284 ТК РФ). Исключение установлено лишь в отношении медицинских работников организаций здравоохранения, проживающих и работающих в сельской местности и в поселках городского типа: по решению Правительства РФ продолжитёльность их работы по совместительству может увеличиваться (ст.350 ТК РФ).

Согласно ст.282 ТК РФ не допускается работа по совместительству лиц в возрасте до восемнадцати лет, на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасны мi условиями труда, если основная работа связана с такими же условиями, а также в других случаях, установленных федеральными законами.

Согласно ст.276 ТК РФ руководитель организации может занимать оплачиваемые должности в других организациях только с разрешения уполномоченного органа юридического лица, либо собственника имущества организации; либо уполномоченного собственником лица (органа).

В настоящее время действует ряд законов, запрещающих работу по совместительству, кроме научной, преподавательской (педагогической) и иной творческой деятельности:

) Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" - членам Правительства РФ;

) Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" - муниципальным служащим;

) Закон РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей Российской Федерации" - судьям и др.

Кроме того, ограничения на работу по совместительству установлены для руководителей охранных предприятии и охранников - Закон РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".

Иностранные работники

 

С принятием Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-а "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон о правовом положении иностранных граждан) существенно изменилось правовое регулирование трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.

В соответствии с законодательством Российской Федерации иностранным гражданином признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства. Лицом без гражданства признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства иностранного государства.

К категории иностранных граждан, законно находящихся ~ территории Российской Федерации, относятся:

иностранные граждане, постоянно проживающие в Росси экой Федерации, - лица, получившие вид на жительство;

иностранные граждане, временно проживающие в Росси: экой Федерации, - лица, получившие разрешение на временно проживание;

иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации, - лица, прибывшие в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание.

На территории Российской Федерации правила, установленные ТК РФ, законами, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных ими либо с их участием, работников международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ст.11 ТК РФ).

В целях проведения государственной политики Российской Федерации по привлечению иностранной рабочей силы, обеспечения приоритетного права граждан Российской Федерации на занятие вакантных рабочих мест Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. N 2146 утверждено Положение о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы. Данное Положение определяет условия и порядок выдачи разрешений на привлечение в Российскую Федерацию иностранной рабочей силы, а также подтверждений иностранным гражданам на право трудовой деятельности на территории Российской Федерации.

Иностранные граждане имеют право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных законодательством.

Иностранные граждане могут осуществлять трудовую деятельность на территории Российской Федерации на основании трудового договора либо гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).

Кроме того, действующим законодательством предусмотрена возможность для иностранного гражданина осуществлять трудовую деятельность на территории Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица (ПБОЮЛ) в случае, если он имеет выданные в установленном порядке:

разрешение на постоянное проживание в Российской Федерации;

свидетельство о его регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;

разрешение на работу - документ, подтверждающий право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.

Пунктом 1 ст.32 Закона о правовом положении иностранных граждан определено, что контроль за трудовой деятельностью иностранных работников осуществляется федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел (Федеральная миграционная служба), его территориальными органами во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции.

В настоящее время с органами внутренних дел при осуществлении названных контрольных функций активно взаимодействуют федеральные органы по труду и занятости, налоговые органы, работники государственного санитарно-эпидемиологического надзора, местных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности зависит от их статуса. Иностранные граждане, имеющие разрешение на временное проживание или вид на жительство, могут быть приняты на работу в порядке, предусмотренным для граждан Российской Федерации. На работодателя или заказчика работ (услуг) не налагаются обязанности по получению разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранные граждане, временно или постоянно проживающие на территории Российской Федерации, не должны получить разрешение на работу.

Иностранный гражданин может получить разрешение на работу, если он достиг 18-летнего возраста и зарегистрирован в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя или привлекается в качестве иностранного работника по трудовому договору или гражданско-правовому договору на выполнение работ (оказание услуг) в пределах численности, установленной в разрешении на привлечение и использование иностранных работников, выданном работодателю или заказчику.

Пунктом 4 ст.13 Закона о правовом положении иностранных граждан установлено, что разрешительный порядок трудоустройства в Российской Федерации не распространяется на следующие категории иностранных граждан:

постоянно проживающих в Российской Федерации;

временно проживающих в Российской Федерации;

являющихся работниками дипломатических представительств, консульских учреждений иностранных государств в российской Федерации, международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;

являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт в Российскую Федерацию технического оборудования;

являющихся журналистами, аккредитованными в российской Федерации;

обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул;

обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и работающих в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, в которых они обучаются;

приглашенных в Российскую Федерацию в качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия преподавательской деятельности в учреждениях профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждениях).

Кроме того, указанный порядок трудоустройства иностранных граждан не распространяется и на граждан Республики Беларусь, которые в соответствии с Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 25 декабря 1998 г. "О равных правах граждан" имеют равные с гражданами Российской Федерацией право на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-правовых гарантий на территории Российской Федерации.

На всех остальных граждан государств - участников СНГ распространяется установленный в Российской Федерации разрешительный порядок осуществления трудовой деятельности.

При устройстве на работу иностранные граждане, относящиеся к этим категориям, должны предъявить следующие документы:

документ, удостоверяющий личность;

разрешение на временное проживание или вид на жительство;

миграционную карту с отметками о въезде на территорию Российской Федерации и о регистрации по месту жительства.

Иностранный гражданин, получивший разрешение на временное проживание, имеет право работать только на территории того субъекта Российской Федерации, в котором ему разрешено проживание.

На иностранных граждан, временно или постоянно проживающих на территории Российской Федерации, распространяются ограничения на право осуществления трудовой деятельности, установленные для всех категорий иностранных граждан.


Заключение

 

Основной задачей трудового законодательства является согласование целей экономики и защиты личности, прав и свобод, достижение оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений (ст.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ)).

В ст.15 ТК РФ установлено общее определение понятия "трудовые отношения", используемого в трудовом законодательстве:

Трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Основными задачами трудового законодательства согласно ТК РФ являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений.

Права и обязанности, приведенные в ст.21 ТК РФ, имеют все работники, независимо от каких-либо условий трудовых отношений, в том числе от того, является ли работодатель физическим или юридическим лицом.


Литература

 

1. Конституция Российской Федерации

. Трудовой кодекс Российской Федерации

. Постановление правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225 "О трудовых книжках"

. Алексеев В.Н. Государство и право М. Наука 2003 - с.168

. Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России Учебник 3 издание перераб. Доп. М.: Юрист, 2001 - 496 с.

. Гривцов Ю.М. Правовые отношения и осуществления права Ростов на Дону "Феникс" 2004 - 302 с.

. Новиков Е.А. Образцы трудовых договоров М., 2007 - с.107, 171

. Семенихин В.В. Прием и увольнение работников М., 2006 - с.7, 13, 31



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.17.128 (0.027 с.)