Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела в отношении отдельных категорий лиц 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела в отношении отдельных категорий лиц



Производство по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц заключается в особом (усложненном) порядке принятия решения:[21]

— о возбуждении уголовного дела, если оно возбуждается в отношении кого-либо из этих лиц;

— о привлечении кого-либо из этих лиц в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении другого лица или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления.

В ч. 1 ст. 447 УПК указан круг субъектов, в отношении которых принимается такое решение. Такими субъектами являются:[22]

▬ члены Совета Федерации и депутаты Госдумы, депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица органа местного самоуправления;

▬  судьи Конституционного Суда РФ, судьи федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мирового судьи и судьи конституционного (уставного) суда субъекта РФ, присяжного или арбитражного заседателя в период осуществления им правосудия;

▬ Председатель Счетной палаты РФ, его заместитель и аудиторы Счетной палаты Российской Федерации;

▬ Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации;

▬ Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, а также кандидат в Президенты Российской Федерации;

▬ прокурор, следователь, адвокат;

▬ член избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса.

Таким образом, для возбуждения уголовного дела в отношении кого-либо из перечисленных лиц либо привлечения их в качестве обвиняемого необходимо решение прокурора соответствующего уровня, причем во многих случаях принятого на основании заключения коллегии судей или судьи. Для получения такого заключения прокурор должен обратиться в суд с представлением, где оно рассматривается в закрытом заседании в срок не позднее 10 суток со дня поступления. Рассмотрение представления происходит с участием, как самого прокурора, так и лица, в отношении которого оно внесено, а также защитника этого лица. В результате чего суд дает заключение о наличии или об отсутствии в действиях лица признаков преступления.[23]

Применительно к судьям, закон требует для возбуждения дела в отношении их или предъявления им обвинения не только судебного заключения о наличии в действиях судьи признаков преступления, но и согласия Конституционного Суда РФ либо квалификационной коллегии судей. Это мотивированное решение должно быть принято в срок не позднее 10 суток со дня поступления в суд представления Генерального прокурора РФ и заключения судебной коллегии о наличии в действиях судьи признаков преступления.

Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» установлены гарантии деятельности этих лиц. В частности, член Совета Федерации, депутат Госдумы не могут быть привлечены к уголовной ответственности за высказывание мнения или выражение позиции при голосовании в соответствующей палате Федерального Собрания РФ и другие действия, соответствующие статусу члена Совета Федерации и статусу депутата Госдумы, в том числе по истечении срока их полномочий.[24]

Следует подчеркнуть, что когда уголовное дело возбуждено в отношении указанных лиц с соблюдением определенных законом требований, тогда последующее решение о привлечении этих лиц в качестве обвиняемых принимается в общем порядке, т.е. самостоятельно следователем прокуратуры, расследующим дело, если не происходит изменение квалификации совершенного деяния. Когда же уголовное дело возбуждено в отношении другого лица тогда соблюдение приведенных выше требований для привлечения в качестве обвиняемого лица, указанного в ч.1 ст.447 УПК РФ, обязательно.

Изменение в ходе расследования дела квалификации деяния, содержащейся в заключение судебной коллегии, которое может повлечь ухудшение положения лица, допускается только в порядке, установленном ст. 448 УПК РФ для принятия решения о возбуждении в отношении члена Совета Федерации, депутата Госдумы либо судьи уголовного дела или привлечения его в качестве обвиняемого. Изменение квалификации, которое может повлечь улучшение положения лица, производится по решению следователя.[25]

УПК РФ регламентирует порядок действий, которые должны производиться после возбуждения уголовного дела в отношении Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, для лишения его неприкосновенности (ст. 448 УПК РФ). В этом случае Генеральным прокурором в Госдуму в течение 3х суток должно быть направлено соответствующее представление. В случае принятия Госдумой решения о даче согласия на лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, указанное решение вместе с представлением Генерального прокурора в течение 3х суток направляется в Совет Федерации. Решение Совета Федерации о лишении неприкосновенности Президента, прекратившего исполнение своих полномочий, должно быть принято в срок не позднее 3х месяцев со дня вынесения постановления Госдумы, о чем в течение 3х суток извещается Генеральный прокурор. Решение Госдумы об отказе в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, либо решение Совета Федерации об отказе в лишении неприкосновенности указанного лица влечет за собой прекращение уголовного преследования в соответствии с п. 6 ч.1 ст.27 УПК РФ.

2.3.1. Последние уточнения в порядок возбуждения уголовных дел против судей

Госдума на заседании 12 марта 2010 приняла в третьем чтении пакет законов о совместных заседаниях высших судов и порядке возбуждения уголовных дел против судей.

Поправки в статью 12 закона "Об арбитражных судах в РФ" предлагают ввести положение, согласно которому, в случае необходимости, могут проводиться совместные заседания пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и пленума Верховного Суда РФ.

Поправки в статью 16 закона "О статусе судей в РФ" уточняют особый порядок возбуждения уголовных дел в отношении судей и привлечения их в качестве обвиняемых по уголовным делам.

Предлагается возбуждать дела по мотивированному решению Конституционного Суда РФ либо квалификационной коллегии судей в десятидневный срок после поступления представления председателя Следственного комитета при прокуратуре (СКП) РФ, без получения заключения судебной коллегии о наличии в действиях судьи признаков преступления.

Принятый закон устраняет существующие противоречия между законом "О статусе судей в РФ" и Уголовно-процессуальным кодексом РФ, говорится в пояснительной записке.

Сейчас, в соответствии со статьей 16, согласие на возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо на привлечение его в качестве обвиняемого по уголовному делу дается соответствующей квалификационной коллегией судей после представления председателя СКП и заключения судебной коллегии о наличии в действиях судьи признаков преступления.

Однако, согласно УПК, соответствующее решение принимается главой СКП с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей без получения заключения судебной коллегии о наличии в действиях судьи признаков преступления.

Для устранения этого противоречия из статьи 16 закона "О статусе судей в РФ" исключается норма о заключении судебной коллегии о наличии признаков преступления в действиях судьи.[26]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.22.244 (0.006 с.)