Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела в отношении отдельных категорий лиц
Производство по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц заключается в особом (усложненном) порядке принятия решения:[21] — о возбуждении уголовного дела, если оно возбуждается в отношении кого-либо из этих лиц; — о привлечении кого-либо из этих лиц в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении другого лица или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления. В ч. 1 ст. 447 УПК указан круг субъектов, в отношении которых принимается такое решение. Такими субъектами являются:[22] ▬ члены Совета Федерации и депутаты Госдумы, депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица органа местного самоуправления; ▬ судьи Конституционного Суда РФ, судьи федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мирового судьи и судьи конституционного (уставного) суда субъекта РФ, присяжного или арбитражного заседателя в период осуществления им правосудия; ▬ Председатель Счетной палаты РФ, его заместитель и аудиторы Счетной палаты Российской Федерации; ▬ Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации; ▬ Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, а также кандидат в Президенты Российской Федерации; ▬ прокурор, следователь, адвокат; ▬ член избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса. Таким образом, для возбуждения уголовного дела в отношении кого-либо из перечисленных лиц либо привлечения их в качестве обвиняемого необходимо решение прокурора соответствующего уровня, причем во многих случаях принятого на основании заключения коллегии судей или судьи. Для получения такого заключения прокурор должен обратиться в суд с представлением, где оно рассматривается в закрытом заседании в срок не позднее 10 суток со дня поступления. Рассмотрение представления происходит с участием, как самого прокурора, так и лица, в отношении которого оно внесено, а также защитника этого лица. В результате чего суд дает заключение о наличии или об отсутствии в действиях лица признаков преступления.[23]
Применительно к судьям, закон требует для возбуждения дела в отношении их или предъявления им обвинения не только судебного заключения о наличии в действиях судьи признаков преступления, но и согласия Конституционного Суда РФ либо квалификационной коллегии судей. Это мотивированное решение должно быть принято в срок не позднее 10 суток со дня поступления в суд представления Генерального прокурора РФ и заключения судебной коллегии о наличии в действиях судьи признаков преступления. Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» установлены гарантии деятельности этих лиц. В частности, член Совета Федерации, депутат Госдумы не могут быть привлечены к уголовной ответственности за высказывание мнения или выражение позиции при голосовании в соответствующей палате Федерального Собрания РФ и другие действия, соответствующие статусу члена Совета Федерации и статусу депутата Госдумы, в том числе по истечении срока их полномочий.[24] Следует подчеркнуть, что когда уголовное дело возбуждено в отношении указанных лиц с соблюдением определенных законом требований, тогда последующее решение о привлечении этих лиц в качестве обвиняемых принимается в общем порядке, т.е. самостоятельно следователем прокуратуры, расследующим дело, если не происходит изменение квалификации совершенного деяния. Когда же уголовное дело возбуждено в отношении другого лица тогда соблюдение приведенных выше требований для привлечения в качестве обвиняемого лица, указанного в ч.1 ст.447 УПК РФ, обязательно. Изменение в ходе расследования дела квалификации деяния, содержащейся в заключение судебной коллегии, которое может повлечь ухудшение положения лица, допускается только в порядке, установленном ст. 448 УПК РФ для принятия решения о возбуждении в отношении члена Совета Федерации, депутата Госдумы либо судьи уголовного дела или привлечения его в качестве обвиняемого. Изменение квалификации, которое может повлечь улучшение положения лица, производится по решению следователя.[25] УПК РФ регламентирует порядок действий, которые должны производиться после возбуждения уголовного дела в отношении Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, для лишения его неприкосновенности (ст. 448 УПК РФ). В этом случае Генеральным прокурором в Госдуму в течение 3х суток должно быть направлено соответствующее представление. В случае принятия Госдумой решения о даче согласия на лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, указанное решение вместе с представлением Генерального прокурора в течение 3х суток направляется в Совет Федерации. Решение Совета Федерации о лишении неприкосновенности Президента, прекратившего исполнение своих полномочий, должно быть принято в срок не позднее 3х месяцев со дня вынесения постановления Госдумы, о чем в течение 3х суток извещается Генеральный прокурор. Решение Госдумы об отказе в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, либо решение Совета Федерации об отказе в лишении неприкосновенности указанного лица влечет за собой прекращение уголовного преследования в соответствии с п. 6 ч.1 ст.27 УПК РФ.
2.3.1. Последние уточнения в порядок возбуждения уголовных дел против судей Госдума на заседании 12 марта 2010 приняла в третьем чтении пакет законов о совместных заседаниях высших судов и порядке возбуждения уголовных дел против судей. Поправки в статью 12 закона "Об арбитражных судах в РФ" предлагают ввести положение, согласно которому, в случае необходимости, могут проводиться совместные заседания пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и пленума Верховного Суда РФ. Поправки в статью 16 закона "О статусе судей в РФ" уточняют особый порядок возбуждения уголовных дел в отношении судей и привлечения их в качестве обвиняемых по уголовным делам. Предлагается возбуждать дела по мотивированному решению Конституционного Суда РФ либо квалификационной коллегии судей в десятидневный срок после поступления представления председателя Следственного комитета при прокуратуре (СКП) РФ, без получения заключения судебной коллегии о наличии в действиях судьи признаков преступления. Принятый закон устраняет существующие противоречия между законом "О статусе судей в РФ" и Уголовно-процессуальным кодексом РФ, говорится в пояснительной записке. Сейчас, в соответствии со статьей 16, согласие на возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо на привлечение его в качестве обвиняемого по уголовному делу дается соответствующей квалификационной коллегией судей после представления председателя СКП и заключения судебной коллегии о наличии в действиях судьи признаков преступления. Однако, согласно УПК, соответствующее решение принимается главой СКП с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей без получения заключения судебной коллегии о наличии в действиях судьи признаков преступления. Для устранения этого противоречия из статьи 16 закона "О статусе судей в РФ" исключается норма о заключении судебной коллегии о наличии признаков преступления в действиях судьи.[26]
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.22.244 (0.006 с.) |