Глава III. Коррупционные преступления против интересов государственной службы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава III. Коррупционные преступления против интересов государственной службы



 

Одной из наиболее распространенных форм коррупции в настоящее время является незаконное участие государственных служащих в коммерческой деятельности предприятий различных форм собственности.

При установлении признаков субъекта преступления необходимо подтвердить документальное участие должностного лица в учреждении организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность

Статья 224. Получение незаконного вознаграждения. То же деяние, совершенное неоднократно или связанное с получением вознаграждения в крупном размере, а равно путем вымогательства.

Анализ преступлений, совершаемых в сфере экономики, вынуждает еще раз вернуться к вопросу об административной преюдиции. Действующее уголовное законодательство отказалось от этого института, поскольку авторы УК 1997 г. отрицают возможность перерастания административного проступка в преступление, даже в том случае, когда правонарушение совершается вновь в течение года после наложения административного взыскания. Это объясняется тем, что, по их мнению, общественная опасность правонарушения незначительна, и не может достичь величины, присущей преступному деянию, даже в тех ситуациях, когда правонарушение совершается систематически.

Кроме того, следует иметь в виду, что большинство преступлений в сфере экономики являются новыми для законодательства Казахстана и казахстанцев, многие из которых добросовестно заблуждаются относительно общественной опасности своих действий.

Возвращение административной преюдиции в действующий УК позволит не только избежать указанных коллизий, но и явится действенным фактором профилактики экономических преступлений.

Анализ законодательства стран СНГ, правоохранительные органы которых сталкиваются с аналогичными преступлениями, позволяет сделать вывод, что нормы, предусматривающие ответственность за незаконное предпринимательство, не требуют специальных разъяснений для их применения. Так, в соответствии со ст.148 УК Украины "Нарушение порядка занятия предпринимательской деятельностью" лицо подлежит уголовной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения, если эти действия совершены в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения.

Одной из насущных бед нашего государства на протяжении ряда лет и до настоящего времени, является проблема исполнения доходной части бюджета. От него в конечном счете зависит и уровень социально-экономического развития государства в целом и уровень коррумпированности органов власти, потому что низовая коррупция процветает в основном из-за низкой заработной платы чиновников низшего и среднего звена.

В свою очередь исполнение доходной части бюджета не выполняется в связи с существующими достаточно высокими процентными ставками налогов и отчислений, что приводит подавляющее число предприятий к работе с так называемым "черным налом", т.е. не учитываемой денежной наличностью, а также ведению двойной бухгалтерии.

Ведение так называемой "двойной бухгалтерии" стало возможным из-за появления большого количества коммерческих структур, вся официальная деятельность которых сводится к предоставлению своего расчетного счета для обналичивания денежных средств других предприятий (о чем имеется масса опубликованных объявлений в СМИ). Пользуясь несовершенством отечественного законодательства о предпринимательской деятельности, многие дельцы занимаются этим бизнесом и не несут за это никакой ответственности. Практически все фирмы, живущие за счет обналичивания чужих денежных средств, существуют от двух месяцев до года, затем прекращают свое существование и благополучно регистрируют следующую фирму для тех же целей. Естественно, оставленные таким образом фирмы никто официально не закрывает, и они продолжают существовать в дальнейшем только на бумаге. Найти физических лиц, учредителей этих фирм достаточно проблематично, а в случае их обнаружения, оказывается, что они фирму якобы продали неизвестному лицу, передали ему все бухгалтерские документы и у них ничего нет. За неведение бухгалтерского учета и сохранности документации никакой ответственности до сих пор не предусмотрено. Не предусмотрены также вменение обязанности восстанавливать бухгалтерскую документацию и ответственность за ее невыполнение. Такая ситуация длится уже более 10 лет.

Сама процедура обналичивания не отличается от множества других гражданско-правовых отношений хозяйствующих субъектов и состоит в следующем: предприятие, имеющее средства на расчетном счету и желающее их обналичить, ищет фирму, специализирующуюся на обналичивании денежных средств, устно договаривается об определенном проценте за обналичивание, а затем составляется письменный договор (прикрытие) на проведение этой фирмой любых работ либо оказания любых услуг, к которому прилагаются все необходимые документы (протоколы согласования цены, технические задания, сметы и др.). В дальнейшем составляются акты выполненных работ и денежные средства перечисляются на расчетный счет фирмы, а затем снимаются под видом выплаты зарплаты, матпомощи, закупок товаров и т.д. и передаются наличными представителю предприятия, которое их перечисляло за вычетом определенного процента (обычно от 2 до 5%, а в последнее время и до 12%).

Все подобного рода перечисления предприятие естественно списывает на затраты, уменьшая прибыль и тем самым значительно уменьшая налогооблагаемую базу или сводят деятельность за отчетный период к убытку.

Полученные таким образом нигде не учтенные денежные средства руководитель предприятия либо его фактический хозяин (основной учредитель) затем использует по своему собственному усмотрению, а именно: часть использует на нужды предприятия (выдает неучтенную зарплату, закупает неучтенные товары и т.д.), а часть - кладет в свой собственный карман.

Во-первых, от этих действий страдает, прежде всего, государство, так как огромная часть денежных средств не поступает в бюджеты всех уровней, а также в различные государственные фонды (пенсионный и т.д.), так как предприятие не платит налоги на прибыль либо уплачивает минимальные суммы, не платит подоходный налог с причитающейся зарплаты и вышеназванные отчисления в государственные фонды.

Во-вторых, от этих действий страдают и граждане, ранее работавшие на этих предприятиях и увольняющиеся по разным причинам (выход на пенсию; собственное желание; в связи с сокращением штата; ликвидации и т.д.). Ведь при увольнении любому работнику выдается официальная справка предприятия за подписью руководителя и главного бухгалтера о зарплате работника за определенный период времени. Естественно, никакой руководитель и главный бухгалтер не будут указывать в ней сумму фактически полученной зарплаты, а укажут только "официальную", то есть ту, которая отражена в официальной отчетности и представляется всем контролирующим и проверяющим органам.

В связи с изложенным представляется целесообразным ввести дополнительные нормы, предусматривающие ответственность за обналичивание денежных средств и нарушение правил ведения бухгалтерского учета и отчетности, поместив их в главу 7 УК РК (Преступления в сфере экономической деятельности).


Заключение

 

На первый взгляд все не так уж и страшно по предоставленным мною фактам в курсовой работе. Необходимо найти принципы, предупреждающие должностные преступления, как явление. В нашей стране стало быть наиболее распространенной коррупция. В уголовно-правовом значении коррупция представляет собой предусмотренные уголовным законом общественно опасные деяния, субъектом которых являются должностные лица, и которые совершаются посредством использования должностных полномочий из корыстной заинтересованности и в целях личного обогащения. Эти деяния обоснованно, на наш взгляд, именовать коррупционными преступлениями. Они составляют наиболее опасное проявление коррупции. Повышение эффективности уголовно-правовой борьбы с преступлениями против интересов государственной службы, а также коррупционными преступлениями может быть обеспечено путем совершенствования действующего уголовного, гражданского законодательства и Конституции РК в разнообразных направлениях. Как мне кажется основными, первоочередными и неотложными из таких направлений являются:

. преобразование специальных норм о должностных преступлениях, в частности, с привилегированными составами, в специальные нормы с квалифицирующими составами либо составами, соответствующими по степени общественной опасности, отраженной в санкциях, основному;

. исключение из санкций статей об ответственности за должностные преступления всех основных видов наказания, кроме лишения свободы, причем на срок не ниже двух лет, а за преступление, предусмотренное ст.211 УК РК, - не ниже пяти лет;

. установление за совершение этих преступлений абсолютно определенных санкций и включением в санкции таких дополнительных наказаний, как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград и конфискация имущества;

. включение в Конституцию РК оговорки, согласно которой статус неприкосновенности неприменим в случаях совершения лицами, указанными в этих статьях, общественно опасных деяний, предусмотренных УК РК. Последнее направление может быть реализовано путем референдума.

Еще хотелось бы подробнее остановиться на таких явлениях должностных преступлений, как взяточничество, как мне кажется одним из страшных преступлений против интересов государственной службы. Предполагается, что принципы, касающиеся предупреждения взяточничества применяются как метод саморегулирования предприятий. Добровольное соблюдение этих принципов предприятиями не только будет способствовать обеспечению высоких стандартов честности в деловых контактах как между предприятием и государственными учреждениями, так и между самими предприятиями, но и будет защищать предприятия, которые являются жертвами попыток вымогательства. Взяточничество угрожает демократическим институтам и становится причиной глубоких экономических деформаций. Не знаю, придется ли мне исследовать проблему преступлений против интересов государственной службы на более высоком профессиональном уровне (допустим в своей дальнейшей деятельности), но хотелось бы, чтобы взяточничество, коррупция, халатность все менее бы преобладали в нашем молодом государстве.


Список используемой литературы

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ:

1. Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 г. (с изменениями от 7 октября 1998 г.)

. Уголовный кодекс Республики Казахстан (с изм. и допл. от 23.07.1999 г.).

. Закон Республики Казахстан "О государственной службе в РК” (с изм. и допл. от 23.07.1999 г.)

. Комментарий к Уголовному кодексу РК. Изд. "Жeti Жarfы".А., 1999.

. Уголовное право. Особенная часть. - М.: Юрист. 1996.

. Комментарий к Уголовному кодексу РК. Изд. "Жeтi Жaргы".А., 1999.

. Комментарий к Уголовному кодексу РК. Изд. "Жеті Жарғы".А., 1999.

. Уголовное право. Особенная часть. - М.: Юрист. 1996. С.419-420.

. Уголовное право. Особенная часть. М.: Юрист. 1996г. Ст.435.

. Уголовное право. № 4. 1999 г. Ст.3.

. Законность. № 6. 2000 г. Ст.2.

. Законность. № 6. 2000 г.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Гришковец А.А. Правовое регулирование государственной службы // 1998 - № А.В. Галахова. Должностные преступления. М., 1998 г.

. Крепицкий И. "Должностное лицо” в уголовном праве (эволюция понятия) // Законность - 1997 - № 10

. Лазарев Б.М. "Государственная служба" / М., 1993 г.,

. Максимов С.В. Коррупция. Закон. Ответственность. М.: "ЮрИнфор". 2000 г.

. Старилов Ю.Н. "Государственная служба" / Воронеж 1996

. Учебник для вузов, факультет юриспруденция. Анашкин, Москва, 2006 г.

. Юридический энциклопедический словарь, М. 1984 г.

. Заман (закон и время) - Алматы: 2005 г.

. Республиканский юридический научно-практический журнал "Фемида" - 2004г. Редактор Замира Борукеева.

. Старилов Ю.Н. "Государственная служба" / Воронеж 1996 г., стр.78

постановление Пленума Верховного Суда СССР "О квалификации преступлений по службе, совершенных контролерами исправительно-трудовых учреждений и следственных изоляторов" от 16.01.1986 г. - М.: СПАРК. 1992. С. 290.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.229.253 (0.015 с.)