Как развивалась античная философия? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как развивалась античная философия?



 

Одним из важнейших явлений и результатов исторического развития Древней Греции стала древнегреческая философия. Возникнув в конце VII—начале VI столетий до н. э., философия до конца своего развития, пресекшегося в VI в. до н. э., оставалась характерным, своеобразным и значительным явлением культурной жизни античного общества. Философия, развивавшаяся в античной Греции, отражала своеобразие общественной системы, в которой она возникла. Умственное движение от VII до IV вв. до н. э. может быть охарактеризовано как путь от мифологии и религии к материалистически мыслящей науке.

Развитие древнегреческой философии начинается не в самой Греции, а на восточной окраине греческого мира — в ионийских городах западного побережья Малой Азии. В крупнейшем из основанных греками малоазиатских городов — Милете — последовательно жили три философа: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. Все представители милетской школы задавались вопросом о первоначале (по-гречески «архе») всего существующего, что указывает на отказ считать мир созданным богами. Фалес полагал, что все произошло из воды. Анаксимандр считал первоначалом «апейрон» (в переводе с греческого «беспредельное») — некое первовещество. Анаксимен признавал в качестве «архе» воздух. Все они были не только философами, но и исследователями природы, ведь в то время наука еще не выделилась в отдельную область знаний, и философия развивалась в неразрывной связи: зачатками не только научных, но и политических знаний, а также в связи с мифологией и искусством.

Дальнейшее развитие философии связано со школой пифагорийцев. Основателем этой школы, скорее похожей на религиозную общину, был Пифагор — также выходец с греческого востока, живший в IV в. до н. э. Главной заслугой Пифагора и его школы является философское осмысление числа и числовых закономерностей в окружающем мире. Хотя идеи этой школы были тесно связаны с религиозными представлениями и близки к мистике, деятельность пифагорейцев стимулировала развитие математики, которой впоследствии предстояло стать самостоятельной наукой.

Одним из крупнейших греческих философов был Гераклит Эфесский (около 554—483 гг. до н. э.). Этот мыслитель считал первоосновой всего существующего огонь. По его мнению, и в обществе, и в природе происходит вечная борьба, вечное движение.

Огромную роль в развитии древнегреческой философии сыграла элейская школа (по названию южно-италийского города Элея), деятельность которой приходится на конец VI—начало V в. до н. э. Наиболее значительный представитель этой школы — Парменид — впервые начал систематически пользоваться такими фундаментальными философскими категориями, как «сущее», «мышление», «бытие» и «небытие». Он же сформулировал исходный для всей философии принцип тождества бытия и мышления. По его мнению, между тем, что воспринимается чувствами, и тем, что постигается умом, лежит огромная пропасть. Реальным и истинным философ считал лишь то, что познается умом. Мир же, постигаемый чувствами, — иллюзия, «мнение», а не истина.

Интересным явлением, возникшим в греческой культуре в V столетии до н. э., было появление софистики. Как философское течение софистика не была достаточно однородной. Однако главной общей чертой мировоззрения софистов было утверждение об относительности всех человеческих понятий, этических норм и оценок. Один из софистов, Протагор, утверждал, что человек является мерой всех вещей. Софисты обучали приемам ораторского искусства, которые позволяли доказать что-либо вне зависимости от истинности доказываемых положений.

Наивысший расцвет греческой философии приходится на конец V—IV вв. и связан с именами Сократа, Платона и Аристотеля.

Сократ (около 470—399 гг. до н. э.) явился родоначальником диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов. Философия в понимании Сократа — не умозрительное рассмотрение природы, а учение о том, как следует жить. Цель его философии — самопознание как путь к постижению истинного блага. Один из принципов учения Сократа гласил: «Познай самого себя». Сократ излагал свое учение устно, поэтому главным источником информации о его философии являются сочинения его учеников Ксенофонта и Платона. Жизнь философа закончилась трагически: обвиненный в «поклонений новым божествам» и «развращении молодежи», Сократ был приговорен к смерти. Однако для последующих эпох Сократ стал воплощением идеала мудреца.

ученик Сократа, Платон (427—347 гг. до н. э.), после смерти учителя основал собственную школу — Академию. Платон учил,,0 преходящие и изменчивые вещи есть всего лишь подобие и 1Тражение их умопостигаемых прообразов — «идей». Познание, в представлении Платона, — это воспоминание («анамнесис») души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом. Побудительной причиной духовного восхождения философ считал любовь к идее («эрос»). Платоном было разработано и учение об идеальном построении государства. По Платону, каждому гражданину государства справедливость отводит определенную роль: действительно способные к управлению государством в силу природной одаренности и образования должны руководить, другим же двум сословиям следует заниматься военным делом, сельским хозяйством и ремеслом. Кроме того, Платон активно разрабатывал диалектику и наметил развитую неоплатониками схему основных ступеней бытия. В числе основных сочинений Платона следует назвать «Апологию Сократа», «Федон», «Федр» (учение об идеях), несколько книг: «Государства», «Теэтет» (теория познания), «Тимей» (натурфилософия).

Ученика Платона и одновременно критика некоторых его учений, Аристотеля (384—322), по праву называют энциклопедистом. В 335 г. Аристотелем был основан Ликей — перипатетическая школа. Чтение лекций философ проводил в аллеях окружавшего школу сада, прогуливаясь туда и обратно. Поэтому учеников Аристотеля стали называть «перипатетиками» (т. е. «прогуливающимися»). Интересно, что именно Аристотель был воспитателем Александра Македонского.

Сочинения Аристотеля посвящены самым разнообразным наукам: политике, биологии, физике, механике, математике, теории поэзии и театра и т. д. Аристотель был основателем формальной логики. Он же разработал стройную систему категорий философского осмысления всего существующего, которой философия пользуется до сих пор. В отличие от Платона Аристотель не отрицал реального существования материальных вещей, но и не отказывался от теории идей. Согласно разработанной им теории государства наилучшие формы государственной власти, это монархия, аристократия и «политика» (т. е. умеренная демократия). Сущность искусства философ видел в подражании мимесис»), задачу трагедии — в очищении духа («катарсис»), эллинистический период появляются новые философские учения: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм и неоплатонизм. В это время для философии характерно переключение внимания с решения универсальных задач на отдельного субъекта, его частичную жизнь и обеспечение личного счастья. Так, основатель скептицизма Пиррон полагал, что философ – это тот, кто стремится к счастью. Счастье же состоит в невозмутимости и отсутствии страданий. При этом единственный подобающий философу способ отношения к вещам может состоять только в воздержании каких либо суждений о них. Эпикур также понимал философию как деятельность, дающую людям посредством размышлений и исследований счастливую, безмятежную жизнь, свободную от человеческих страданий. Отсутствие страданий является у Эпикура главным признаком удовольствия. Однако это не значит, что человек должен предаваться любому виду удовольствия. Для выбора истинных наслаждений, говорил Эпикур, требуется благоразумие, которое философ почитал главной добродетелью.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.161.77 (0.007 с.)