Глава 2. Экспериментальное исследование воображения детей старшего дошкольного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Экспериментальное исследование воображения детей старшего дошкольного возраста



Констатирующий эксперимент

 

В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста МОУ ДО "Центр развития ребенка - д/с №345", общеразвивающего вида. Количество испытуемых 30 человек, по 15 человек из экспериментальной и контрольной групп.

Целью констатирующего эксперимента было выявление уровня развития творческого воображения, логического мышления и памяти у детей дошкольного возраста. Для этого была использована методика Е. Торренса "Неполные фигуры".

Тест креативности.

Цель: определить, насколько высок уровень развития творческого воображения у детей исследуемой группы.

Оборудование: бланк N1 (см. Приложение 1)

Ход занятия:

Детям было предложено следующее задание.

Инструкция: На листе изображены геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг. Дорисуйте их так, чтобы получилось осмысленное изображение какого-либо предмета. Причем дорисовывание может проводиться, как внутри контура фигуры, так и за ее пределами при любом удобном, для ребенка, повороте листа и изображении фигуры, т.е. использовать каждую фигуру в разных ракурсах.

Качество рисунков с точки зрения их художественности, соблюдения пропорций и т.д. при анализе не учитывается, поскольку в первую очередь нас интересует сам замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей.

Обработка результатов (см. Приложение 1): Все работы детей можно поделить на 4 подгруппы:

подгруппа - оригинальные изображения во всех 3х случаях.

подгруппа - оригинальные изображения в 2х случаях.

подгруппа - оригинальные изображения в одном случае.

подгруппа - нет оригинальных изображений.

Подсчитывалось также общее количество оригинальных изображений по каждой группе. При подсчете оригинальных изображений по группе учитывалась не только индивидуальность образного решения, но и вариативность воплощения изображения разными детьми.

Вывод:

Полученные результаты показали, что в экспериментальной группе присутствуют работы в основном 3, 4 подгруппы. Оригинальных изображений выполнено мало (2 рисунка). В контрольной группе детей также мало оригинальных изображений (3 рисунка).

Наиболее часто встречаются в созданных детьми обеих групп изображениях образы:

Круг - солнце, шарик;

Квадрат - телевизор, портфель, дом;

Треугольник - елка, дом, человек.

Методика "Домик" используется для определения развития произвольности внимания у детей шестилетнего возраста (см. Приложение 2).

Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему надо предложить проверить, все ли у него верно. Если он увидит неточности в своем рисунке, и захочет их исправить, то экспериментатор должен это зарегистрировать. Кроме того, по ходу выполнения задания нужно фиксировать отвлекаемость ребенка, а также отметить, если он левша.

В группу с относительно хорошим развитием произвольности следует отнести детей, получивших не более 1 балла.

Тест: "Лишний предмет" направлен на оценку образно-логического мышления (см. Приложение 3).

Если ребенок 6-7 лет правильно находит лишний предмет и называет обобщающее слово как минимум в 4 карточках - это хороший уровень развития образно-логического мышления.

Итак, рассмотрев организацию и методы исследования перейдем к анализу результатов экспериментального исследования.

Формирующий эксперимент

 

Далее с детьми экспериментальной группы проводили формирующий эксперимент, целью которого было развитие творческого воображения в процессе изобразительной деятельности. Для этого использовались следующие методики:

)   упражнение "Три краски"

2) модифицированный тест Роршаха

)   упражнение "Волшебники" (Н.А. Сакович "Практика сказкотерапии с детьми дошкольного и младшего школьного возраста")

Упражнение "Три краски".

Цель: развитие фантазии, образного мышления, художественное восприятия и воображения у детей.

Оборудование: краски и бумага.

Ход занятия:

Ребенку предлагали взять три краски, по его мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист. Потом ответить на вопросы:

На что похож рисунок?

Какое название вы дали бы своей картине?

Обработка результатов отражена в таблице 1.

 

Таблица 1. Результаты проведения методики "Три краски"

И.Ф. ребенка Названия картин Количество названий
1. Юля К. Лес, жаркий день 2
2. Илюша Л. Полка, пляж 2
3. Кристина М. Бумага цветная 1
4. Дима С. Торт, разные конфеты 2
5. Сережа Л. Водопад, летний день 2
6. Ира П. Разноцветные ленты 1
7 Влад Г. Лес, жаркий день, пляж 3
8. Оля С. Канавы, пасмурный день 2
9. Слава К. Луна, ночь, ракета в небе 3
10. Илюша Ф. Самолет в небе 1
11. Данил М. Парк, листопад, осень 3
12. Алена С. Поле цветов 1
13. Дима П. Трактор в поле 1
14. Вадик К. Лес, занавес, овраг, закат 4
15. Саша З. Разноцветные мелки 1
Всего:   29

 

человек - 4 названия 7%

человека - по 3 названия 20%

человек - по 2 названия 33%

человек - по 1 названию 40%

Модифицированный тест Роршаха.

Цель: развить у детей творческое воображение; научить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными объектами, образами.

Оборудование: 10 карточек с пятнами различной конфигурации.

Ход занятия:

Дети должны указать на сходство чернильного пятна, с каким либо объектом, образом. В результате проведенного занятия выделяются три типа ответов у детей: одни не могут найти сходства чернильного пятна с каким-либо объектом, другие указывают на сходство с одним объектом, третьи могут установить сходство с несколькими объектами. Нужно учить детей выделять целое, часть из пятна.

Обработка результатов представлена в Таблице 2.

 

Таблица 2. Результаты проведения модифицированного теста Роршаха

Ф. и. ребенка Название картины Количество названий
1. Юля К. Фонтан, башня 2
2. Илюша Л. Букет, дерево, мороженное 3
3. Кристина М. Цветок, жук 2
4. Дима С. Барышня 1
5. Сережа Л. Бабочка, салют 2
6. Ира П. Птица, рыба 2
7 Влад Г. Божья коровка, жук 3
8. Оля С. Заяц, медведь 2
9. Слава К. Филин, лягушка 2
10. Илюша Ф. Куст 1
11. Данил М. Факел 1
12. Алена С. Ракета, голубь 2
13. Дима П. Паук 1
14. Вадик К. Павлин 1
15. Саша З. Перо, цыпленок, корабль, самолет 4
Всего   28

 

человек - 4 названия.

человека - по 3 названия.

человек - по 2 названия.

человек - 1 название.

В результате анализа ответов детей были определены уровни развития воображения (Таблица 3).

 

Таблица 3. Уровни развития воображения у детей экспериментальной группы

Высокий Средний Низкий
20% 47% 33%

Упражнение "Волшебники"

Цель: развитие воображения на базе чувств и эмоций.

Оборудование: краски, бумага, фигурки волшебников.

Ход занятия:

Детям предлагали две совершенно одинаковые фигуры "волшебников". Задача детей нарисовать эти фигуры, превратив одного в доброго, а другого в злого "волшебника".

Обработка результатов представлена в таблице 4.

 

Таблица 4. Определение уровней развития воображения детей согласно упражнению "Волшебники"

Уровни Число человек Соотношение, %
Высокий 4 32
Средний 8 54
Низкий 3 30

 

Дети попытались передать свои чувства переживания добра и зла в образах, у многих получились очень интересные рисунки. В этих образах достаточно просто отличить доброго волшебника от злого.

Таким образом, в результате формирующего эксперимента была сделана попытка развития воображения у дошкольников из экспериментальной группы через фантазию ("Три краски"), образное мышление (тест Роршаха) и эмоции ("Волшебники") посредством изобразительной деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.212.145 (0.008 с.)