Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 2. Экспериментальное исследование воображения детей старшего дошкольного возраста
Констатирующий эксперимент
В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста МОУ ДО "Центр развития ребенка - д/с №345", общеразвивающего вида. Количество испытуемых 30 человек, по 15 человек из экспериментальной и контрольной групп. Целью констатирующего эксперимента было выявление уровня развития творческого воображения, логического мышления и памяти у детей дошкольного возраста. Для этого была использована методика Е. Торренса "Неполные фигуры". Тест креативности. Цель: определить, насколько высок уровень развития творческого воображения у детей исследуемой группы. Оборудование: бланк N1 (см. Приложение 1) Ход занятия: Детям было предложено следующее задание. Инструкция: На листе изображены геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг. Дорисуйте их так, чтобы получилось осмысленное изображение какого-либо предмета. Причем дорисовывание может проводиться, как внутри контура фигуры, так и за ее пределами при любом удобном, для ребенка, повороте листа и изображении фигуры, т.е. использовать каждую фигуру в разных ракурсах. Качество рисунков с точки зрения их художественности, соблюдения пропорций и т.д. при анализе не учитывается, поскольку в первую очередь нас интересует сам замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей. Обработка результатов (см. Приложение 1): Все работы детей можно поделить на 4 подгруппы: подгруппа - оригинальные изображения во всех 3х случаях. подгруппа - оригинальные изображения в 2х случаях. подгруппа - оригинальные изображения в одном случае. подгруппа - нет оригинальных изображений. Подсчитывалось также общее количество оригинальных изображений по каждой группе. При подсчете оригинальных изображений по группе учитывалась не только индивидуальность образного решения, но и вариативность воплощения изображения разными детьми. Вывод: Полученные результаты показали, что в экспериментальной группе присутствуют работы в основном 3, 4 подгруппы. Оригинальных изображений выполнено мало (2 рисунка). В контрольной группе детей также мало оригинальных изображений (3 рисунка). Наиболее часто встречаются в созданных детьми обеих групп изображениях образы:
Круг - солнце, шарик; Квадрат - телевизор, портфель, дом; Треугольник - елка, дом, человек. Методика "Домик" используется для определения развития произвольности внимания у детей шестилетнего возраста (см. Приложение 2). Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему надо предложить проверить, все ли у него верно. Если он увидит неточности в своем рисунке, и захочет их исправить, то экспериментатор должен это зарегистрировать. Кроме того, по ходу выполнения задания нужно фиксировать отвлекаемость ребенка, а также отметить, если он левша. В группу с относительно хорошим развитием произвольности следует отнести детей, получивших не более 1 балла. Тест: "Лишний предмет" направлен на оценку образно-логического мышления (см. Приложение 3). Если ребенок 6-7 лет правильно находит лишний предмет и называет обобщающее слово как минимум в 4 карточках - это хороший уровень развития образно-логического мышления. Итак, рассмотрев организацию и методы исследования перейдем к анализу результатов экспериментального исследования. Формирующий эксперимент
Далее с детьми экспериментальной группы проводили формирующий эксперимент, целью которого было развитие творческого воображения в процессе изобразительной деятельности. Для этого использовались следующие методики: ) упражнение "Три краски" 2) модифицированный тест Роршаха ) упражнение "Волшебники" (Н.А. Сакович "Практика сказкотерапии с детьми дошкольного и младшего школьного возраста") Упражнение "Три краски". Цель: развитие фантазии, образного мышления, художественное восприятия и воображения у детей. Оборудование: краски и бумага. Ход занятия: Ребенку предлагали взять три краски, по его мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист. Потом ответить на вопросы: На что похож рисунок? Какое название вы дали бы своей картине? Обработка результатов отражена в таблице 1.
Таблица 1. Результаты проведения методики "Три краски"
человек - 4 названия 7% человека - по 3 названия 20% человек - по 2 названия 33% человек - по 1 названию 40% Модифицированный тест Роршаха. Цель: развить у детей творческое воображение; научить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными объектами, образами. Оборудование: 10 карточек с пятнами различной конфигурации. Ход занятия: Дети должны указать на сходство чернильного пятна, с каким либо объектом, образом. В результате проведенного занятия выделяются три типа ответов у детей: одни не могут найти сходства чернильного пятна с каким-либо объектом, другие указывают на сходство с одним объектом, третьи могут установить сходство с несколькими объектами. Нужно учить детей выделять целое, часть из пятна. Обработка результатов представлена в Таблице 2.
Таблица 2. Результаты проведения модифицированного теста Роршаха
человек - 4 названия. человека - по 3 названия. человек - по 2 названия. человек - 1 название. В результате анализа ответов детей были определены уровни развития воображения (Таблица 3).
Таблица 3. Уровни развития воображения у детей экспериментальной группы
Упражнение "Волшебники" Цель: развитие воображения на базе чувств и эмоций. Оборудование: краски, бумага, фигурки волшебников. Ход занятия: Детям предлагали две совершенно одинаковые фигуры "волшебников". Задача детей нарисовать эти фигуры, превратив одного в доброго, а другого в злого "волшебника". Обработка результатов представлена в таблице 4.
Таблица 4. Определение уровней развития воображения детей согласно упражнению "Волшебники"
Дети попытались передать свои чувства переживания добра и зла в образах, у многих получились очень интересные рисунки. В этих образах достаточно просто отличить доброго волшебника от злого. Таким образом, в результате формирующего эксперимента была сделана попытка развития воображения у дошкольников из экспериментальной группы через фантазию ("Три краски"), образное мышление (тест Роршаха) и эмоции ("Волшебники") посредством изобразительной деятельности.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.212.145 (0.008 с.) |