Банковское дело в России начала XX века 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Банковское дело в России начала XX века



 

Острая нужда в наличных деньгах и полученные от промышленного кризиса дефициты были главной причиной изменения в кредитной политике коммерческих банков. Важную роль в смягчении отрицательного воздействия кризиса на экономику сыграл Государственный банк, резко увеличивший кредитование промышленности. Согласно Уставу 1894 г. выделение Госбанком ссуд для промышленности допускалось лишь в форме производственных и целевых кредитов, причем их сумма для одного предприятия не должна была превышать 500 тыс. руб. Соблюдая эти требования, Госбанк в 1898 г. выделил на кредитование промышленности всего 13 млн. руб. Однако прекращение кредитования предприятий коммерческими банками заставило правительство использовать ресурсы Госбанка для спасения отечественной промышленности. За три года мировой войны (1914-1917 гг.) приток средств во вклады и на текущие счета в коммерческих банках возрос в 2,5 раза. Важнейшими причинами подобного явления были: инфляция в результате перевода промышленности и сельскохозяйственного производства на военные рельсы, роста военных расходов госбюджета, активного использования печатного станка, отмены свободного размена банкнот на золото и др.

Участие банков в промышленной деятельности продолжало возрастать путем реализации новых выпусков акций. На 1 января 1917 г. в России действовало 52 акционерных коммерческих банка, из них 15 петроградских, 7 московских, 30 провинциальных. Общая сумма их капиталов составляла 883,5 млн. руб., доля иностранного капитала в основных капиталах банков была значительной - 26,3%. Наиболее важную часть пассивов дореволюционных коммерческих банков составляли вклады. Они привлекались из разных источников. В их числе были капиталы рантье, учреждений и разных обществ, которые не могли заниматься хозяйственной деятельностью, средства населения и бюджетных отраслей государственного казначейства. Вклады делились на срочные и бессрочные (до востребования). Самым распространенным видом бессрочных вкладов были простые текущие счета, с которых вкладчик мог получать деньги или вносить их в банк по собственному усмотрению в любое время. Открывались и условные текущие счета, выдача денег с которых производилась с уведомлением об изъятии за 5-7 дней. После Октябрьской революции 1917 г. банковская система страны подверглась существенным преобразованиям. Их содержание и направленность определялись идеологическими и экономическими концепциями партии большевиков. Одним из решающих элементов воззрений большевиков был постулат о неизбежности отмирания товарно-денежных отношений при переходе к социализму. В то же время предполагалось, что сохранит свое значение принцип распределения по труду. Поэтому было сформулировано требование наладить в переходный к безденежным отношениям период строжайший учет и контроль за мерой труда и потребления. В качестве же инструмента такого контроля Ленин рассматривал банк - единый, крупнейший из крупнейших, государственный, с отделениями в каждой волости, при каждой фабрике, полагая, что такой банк означает общегосударственное счетоводство, общегосударственный учет производства и распределения продуктов. Сразу после Октября большевики энергично приступили к реализации идеи единого банка. Сначала они овладели Государственным банком, поставив его на службу Советскому государству, В начале декабря 1917 г. упраздняются ипотечные банки - Государственный дворянский земельный банк и Крестьянский поземельный банк. В конце того же месяца был принят декрет “О национализации банков”, которым банковское дело объявлялось государственной монополией, а все существовавшие частные банки и банкирские конторы подлежали объединению с Государственным банком. Чуть позже, в конце января 1918 г., акционерные капиталы бывших частных банков передаются Госбанку на основе полной конфискации. Объединенный с бывшими частными банками Госбанк стал называться Народным банком РСФСР. В последующем было принято еще несколько законодательных актов, решивших судьбу остальных звеньев банковской системы страны. В октябре 1918 г. ликвидируются общества взаимного кредита. В декабре того же года национализируется Московский народный (кооперативный) банк, который был слит с Народным банком республики. Одновременно ликвидируются городские общественные банки и частные земельные банки. Наконец, в апреле 1919 г. Совнарком прекратил деятельность функционировавших в пределах РСФСР иностранных банков. В итоге страна получила своеобразный "единый банк" в лице Народного банка РСФСР. Основное внимание он вынужден был уделять организационным вопросам, таким, как принятие на баланс активов и пассивов национализированных банков. В ряде случаев эта работа нарушалась из-за того, что то или иное учреждение банка, оказавшись на территории, контролируемой белым движением, подвергалось денационализации.

Что касается выполнения сугубо банковских операций, то Народный банк РСФСР не успел как следует развернуть свою деятельность. Это произошло вследствие усиливавшейся инфляции, а еще больше из-за политики "военного коммунизма". Подрыв и свертывание товарно-денежных отношений в государственном секторе народного хозяйства привели к резкому сужению сферы кредитования и расчетов. По этой причине уже к концу 1919 г. Народный банк РСФСР фактически прекратил свои операции. Декретом СНК от 19 января 1920 г. он был упразднен. Многие считали это важным этапом перехода к безденежным отношениям. Однако жизнь отвергла эти нелепые ожидания. Уже в ходе гражданской войны обнаружилась несостоятельность политики "военного коммунизма", и в начале 1921 г. было объявлено о переходе к новой экономической политике (НЭПу), включая замену продразверстки продналогом, после внесения которого крестьянин мог свободно распоряжаться своей продукцией. Практически это означало необходимость восстановления товарно-денежных отношений, создания рынка, укрепления рубля, а также воссоздания банковской системы. Иными словами, речь шла о переходе к рыночной экономике. И естественно, что одним из первых шагов на этом пути стало (в октябре 1921 г.) решение об учреждении Государственного банка. Постепенно увеличивая сеть своих учреждений, Госбанк уже через год имел 116 филиалов. Казалось бы, можно было ожидать дальнейшего роста числа его филиалов - низового звена "единого банка" с охватом всех районов страны. Однако именно в этот период (конец 1922 г.) принимается решение о создании специальных, вспомогательных банков - отраслевых, территориальных, а также банков с участием иностранного капитала.

В течение 1922-1925 гг. создаются: акционерные банки - Промышленный банк, Электробанк, Внешторгбанк и Среднеазиатский банк; кооперативные банки - Всекобанк и Украинбанк; коммунальные банки - Цекомбанк и местные коммунальные банки; система сельскохозяйственного кредита - Центральный сельскохозяйственный банк, республиканские банки и общества сельскохозяйственного кредита; общества взаимного кредита. К октябрю 1925 г. в стране насчитывалось 1211 банковских учреждений (без кредитных кооперативов). Из них на долю спецбанков приходилось 752 учреждения (62%), тогда как Госбанк имел 459 учреждений (38%). Однако во второй половине 20-х годов в связи с отказом от НЭПа и переходом к формированию командно-административной системы управления экономикой вновь была реанимирована идея "единого банка". В итоге дальнейшее развитие банков было подчинено именно этой идее. Реализация нового варианта "единого банка" потребовала прежде всего коренной перестройки сложившейся в период НЭПа системы специальных банков. Она была проведена в период с 1927 по 1932 г. Начало было положено постановлением ЦИК и СНК СССР от 15 июня 1927 г. О принципах построения кредитной системы, которым предусматривалось ограничение круга деятельности специальных банков и усиление централизованного руководства ими со стороны Госбанка СССР. Теперь специальные банки, сформировавшиеся в годы НЭПа в качестве коммерческих и широко привлекавшие клиентуру из разных отраслей хозяйства, в перспективе должны были ограничить свою деятельность операциями по долгосрочному кредитованию и финансированию капитальных вложений. Но пока на них возлагалось: на Промбанк - долгосрочное и краткосрочное кредитование государственной промышленности (за исключением предприятий, кредитующихся в Госбанке), на Электробанк - долгосрочное и краткосрочное кредитование электрохозяйства; на систему сельскохозяйственного кредита во главе с Центральным сельскохозяйственным банком - долгосрочное и краткосрочное кредитование сельского хозяйства; на кооперативные банки - кредитование всех видов кооперации (за исключением кооперативных организаций, кредитующихся в Госбанке), на Цекомбанк и местные коммунальные банки - долгосрочное и краткосрочное кредитование коммунального и жилищного хозяйства, а на местные банки - кредитование промышленных и торговых предприятий местного значения.

Этим же постановлением на Госбанк было возложено непосредственное руководство всей банковской системой. Конкретно это означало, что представители Госбанка стали участвовать в советах и ревизионных органах банков и кредитных учреждений с участием государственного капитала. Госбанк получил право непосредственного наблюдения за использованием банками открываемых им кредитов и за их направлением в конкретные отрасли народного хозяйства в соответствии с правительственными директивами. Постановлением от 15 июня 1927 г. был реализован принцип "ОДИН КЛИЕНТ - ОДИН БАНК". Это означало, что клиенты, как правило, должны были пользоваться краткосрочным кредитом и сосредоточивать свои свободные средства в одном определенном банке в соответствии с характером своей организации и хозяйственной деятельности. Краткосрочные операции спецбанков постепенно свертывались. Сформированная в СССР к началу 30-х годов в общих чертах командно-административная система управления экономикой потребовала скорейшего завершения централизации банковской системы. В этих целях в 1930-1932 гг. была проведена кредитная реформа, принципиально изменившая характер кредитных отношений в стране и создавшая систему банков, не имевшую аналогов. Ее идейная направленность определялась все той же мыслью о "едином банке". Во второй половине 50-х годов серьезные преобразования коснулись специальных банков. Коротко суть преобразований сводилась к сокращению количества банков. С января 1957 г. прекратил операции Торгбанк. Это было вызвано прежде всего тем, что несколько ранее была ликвидирована промысловая кооперация, предприятия которой составляли значительную часть клиентуры данного банка. Остававшуюся клиентуру передали Цекомбанку и Сельхозбанку. Спустя некоторое время Сельхозбанк и Цекомбанк с системой коммунальных банков также были упразднены (Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 апреля 1959 г. "О реорганизации системы банков долгосрочных вложений").

Функции упраздненных банков были переданы Госбанку и Промбанку, причем последний был реорганизован во Всесоюзный банк финансирования капитальных вложений - Стройбанк СССР. Все долгосрочные операции, выполнявшиеся Цекомбанком и местными коммунальными банками, перешли к Стройбанку, а операции по краткосрочному кредитованию и осуществление расчетно-кассовых операций коммунальных предприятий и организаций жилищного хозяйства были переданы отделениям Госбанка. Также Госбанку были переданы практически все операции ликвидированного Сельхозбанка. Исключение составили операции по финансированию капитальных вложений в хлебопродуктовые предприятия и организации, перешедшие к Стройбанку. Тем самым Сельхозбанк, длительное время являвшийся отраслевым банком долгосрочных вложений, оказался включенным в состав Госбанка, который с конца 20-х годов формировался исключительно в качестве центра краткосрочного обслуживания народного хозяйства.

В 1962 г. Государственному банку СССР были переданы сберегательные кассы, которые до того находились в системе Министерства финансов СССР. Благодаря этому значительные ресурсы в форме вкладов населения перешли в распоряжение Госбанка и стали использоваться им в интересах кредитования народного хозяйства. Каждый из оставшихся трех банков представлял собой сложную централизованную систему с разветвленной сетью учреждений на местах.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.180.76 (0.007 с.)