Основные направления государственной политики области регулирования АПК 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления государственной политики области регулирования АПК



 

Россия обладает огромным земельным фондом - 1707,5 млн.га, но земельные площади, используемые в сельском хозяйстве - пахотные земли, сенокосы, пастбища и многолетние насаждения (сады и виноградники), составляют лишь 209,0 млн.га. Тем не менее, после Китая и США, наша страна занимает 3 место в мире по площади сельскохозяйственных угодий.

Именно поэтому необходим постоянный контроль со стороны государства. Проблема регулирования АПК государством рассматривается через теорию и практику. Теоретическая сторона определяет принципы государственного регулирования воспроизводства в сельском хозяйстве, практическая - инструменты и направления в данной области.

Государственное регулирование в АПК представляет собой процесс прямого или косвенного воздействия государства на распределение ресурсов и формирование производственных пропорций в целях стабилизации и обеспечения его устойчивого развития. Государство здесь вступает как глава в общественных отношениях, а также субъект рыночных отношений.

Сущность государственного регулирования устойчивости воспроизводства в АПК раскрывается в его функциях.

Прежде всего, это функция формирования эффективных квалифицированных субъектов рыночных отношений - реальных собственников, предпринимателей, маркетологов, менеджеров, продавцов, покупателей и т. д. Весьма важна функция поддержания устойчивого спроса на продукты питания и их предложения.

Это достигается путем формирования и поддержание системы цен, обеспечивающих стимулирование предложения и спроса на потенциально конкурентоспособные продовольственные товары отечественных производителей. Государство, далее, поощряет создание системы инфраструктурного обеспечения для функционирования рынков земли, материально-технических ресурсов, капитала, продовольственных товаров.

Оно обеспечивает вхождение субъектов АПК в качестве равноправных продавцов и покупателей в систему мирового продовольственного рынка. Наконец, государственное регулирование содействует научному и кадровому обеспечению устойчивого воспроизводства в АПК.

Правительством РФ планируется поэтапная передача основного объема субсидирования сельского хозяйства с федерального на региональный уровень, что, однако, может привести к снижению общего уровня государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, созданию дополнительных региональных барьеров в реализации сельскохозяйственной продукции.

Необходимы определенные условия в данном случае, меры этих экономических условий для функционирования сельского хозяйства предусмотрены в проекте стратегии развития АПК и рыболовства до 2015 г., реализация которых должна осуществляться на базе федерального закона о развитии сельского хозяйства, проект которого еще находится в доработке.

Рассматривая проект, очевидно, что в нем сформулированы основные проблемы развития аграрного сектора. В нем определены основных направления их решения:

- развитие зернового экспорта; форсированное развитие животноводства в режиме импортозамещения на внутренних рынках;

-   повышение конкурентоспособности рыбохозяйственного комплекса;

    устойчивое развитие сельских территорий. Кроме того, намечены критерии их решения. В этих целях предусмотрено разработать и реализовать федеральные целевые программы: «Повышение эффективности и развитие ресурсного потенциала сельского хозяйства»; «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса».

Реализацию этих программ планируется осуществлять с привлечением средств федерального бюджета.

Диспаритет цен - главная беда в комплексе проводимых государственных мер по регулированию агропромышленного производства. Необходимы основные меры по преодолению их. В случае, если проблема диспаритета цен решена не будет, не зависимо от того, как и кем поддерживаются доходы сельскохозяйственных товаропроизводителей, бюджетные субсидии, средства, полученные ими в результате формирования возможного дополнительного спроса на сельскохозяйственную продукцию, будут изъяты из отрасли по каналам межотраслевых связей вследствие сложившейся неэквивалентности в отношениях сельского хозяйства с сопряженными отраслями экономики.

Одна из основных функций государственной поддержки - формирование устойчивого спроса на продукты питания и сельскохозяйственное сырье для промышленности с учетом их прогрессивной структуры, потребностей в зависимости от возраста, трудовой деятельности, региона проживания и платежеспособного спроса населения, ориентации перерабатывающей промышленности на использование в качестве сырья продукции сельхозпроизводителей России. В целях реализации данного, государство воздействует на формирование доходов основных групп населения, поддерживая при этом нужный уровень пенсий, пособий и т. д. для тех групп населения, которые уже не могут или еще не могут получать соответствующие доходы. В то же время государство обязано создать условия и возможности для эффективной занятости трудоспособного населения.

Создание инфраструктуры для устойчивого функционирования рынков земли, материально-технических ресурсов, капитала также является одной из основных функций государства в усилении поддержки эффективного функционирования аграрного производства. Необходимо стимулировать производство, что является одним из важных условий, которое выполняется государством. Важно оказать поддержку в организации экспорта конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции товаропроизводителей, а также создания механизма их защиты от подавления иностранными импортерами.

Государство может выполнить эти и другие функции поддержки эффективного аграрного производства, если система данной поддержки будет основано на реализации следующих принципов его организации - рисунок 1.

 

 

Рисунок 1 - Принципы государственного регулирования сельскохозяйственного производства

 

Рассмотрим принципы регулирования.

Принцип единства экономических и социальных целей достаточно важен: меры государственного регулирования должны ориентироваться как на решение проблем экономики, так и принимать во внимание приоритеты и ценности жителей села, населения, модели поведения различных групп, социально-психологические и особенности национального развития.

Другой принцип - сочетание индикативности и директивности в управлении сферой аграриев, который предполагает, что методы регулирования в условиях рыночной экономики распространяются на предприятия государственного сектора в случае, если возникнет необходимость (например - засуха, землетрясение, наводнение и пр.).

Принцип аграрного протекционизма. Он имеет два аспекта: внутриэкономический, который касается взаимоотношений аграрного комплекса с другими отраслями, и внешнеэкономический, который связан с экспортом и импортом сельскохозяйственных товаров. Закупка за рубежом продовольствия, комбикормов, семян, даже более лучшего качества, в условиях кризисных ситуаций оказывает негативное влияние на финансовое состояние отечественных сельскохозпроизводителей.

Однако рассматриваемы принципы зачастую нуждаются в дополнении.

Экономика России охарактеризована сложной комбинацией разных производств - крупных, с тенденцией к монопольным структурам, и мелких.

С одной стороны, устойчивой тенденцией является процесс концентрации производства, так как только крупные предприятия располагают большими материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами.

С другой стороны, в настоящее время происходит большой рост мелкого и среднего предпринимательства, особенно в сферах, которые не требуют больших вложений, объемов оборудования и трудовых ресурсов. Достаточно большое количество малых и средних предприятий существует в отраслях, связанных с производством потребительских товаров, в том числе и сельскохозяйственной продукции. Развитие предприятий предполагает использование разных форм собственности. Таким образом, очевидно, что государственное регулирование должно основываться на принципе равнозначной поддержки предприятий всех форм собственности.

Основным содержанием государственного регулирования производства в аграрном секторе является финансовая и материальная поддержка сельскохозяйственных предприятий со стороны государства. Однако, здесь важно исключить возможность использования такой поддержки на компенсацию убытков от неэффективного ведения производства. Поэтому целесообразно выделить такой важный принцип регулирования государства, как экономическое стимулирование эффективно работающих предприятий.

В целях защиты сельхозпроизводителя в экономическом плане, государство формирует и поддерживает систему цен, обеспечивающую стимулирование устойчивого предложения и спроса на продовольственные и другие продукты, товары. Эффективность выполнения этой функции зависит от мер преодоления диспаритета цен, неблагоприятного воздействия монопольных структур различных сфер АПК на сельское хозяйство.

Принципы государственного регулирования находят проявление в конкретных методах, направлениях и инструментах достижения поставленных целей.

Они объединятся в три группы: правовые, административно-организационные и экономические (рисунок 2).

 

Рисунок 2 - группы принципов государственного регулирования

 

К двум первым, основанным на использовании методов контроля и ограничения со стороны как центральных, так и региональных органов власти, относятся: контроль за соблюдением стандартов; система лицензирования производства, переработки и реализации зерна; установление квот и таможенных пошлин на экспорт и импорт зерна, а также продукты переработки зерна; установление в законодательном порядке норм и правил хозяйственной деятельности участников рынка; установление пороговых цен на зерно; определение приоритетных направлений развития отраслей и их инвестирования; установление соотношения между ценой на сырье и рентабельностью для перерабатывающих предприятий и др.

Экономические методы бывают: прямыми (бюджетным) и косвенными (денежно-кредитным).

В соответствии с ФЗ «О государственном регулировании агропромышленного производства», основными направлениями экономических метолов являются: формирование и функционирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; финансирование, кредитование, страхование, льготное налогообложение; защита интересов отечественных товаропроизводителей при осуществлении внешнеэкономической деятельности; развитие науки и осуществление научной деятельности в сфере агропромышленного производства; развитие социальной сферы села.

Рассмотренные направления образуют экономическое государственное регулирование сельскохозяйственного производства, которое в себя вбирает: финансово-кредитное регулирование; налоговое регулирование; ценовое регулирование.

Финансово-кредитное регулирование АПК сейчас является одним из главных звеньев государственного экономического регулирования АПК. Его назначение - распределение и использование финансовых и кредитных ресурсов национальной экономики.

Государственное финансирование АПК определяются ст. 3 Закона «О государственном регулировании агропромышленного производства», который предусматривает распределение средств федерального бюджета по трем направлениям: осуществление государственных целевых программ; бюджетная поддержка сельскохозяйственного производства; страхование.

По причине того, что задачи в области регулирования аграрного производства можно свести к обеспечению, необходимо рассматривать уровень доходности сельских товаропроизводителей, а также уровень развития сельских территорий, инструменты государственного регулирования аграрного производства можно условно разделить на две группы: инструменты по повышению эффективности сельскохозяйственного производства; инструменты по обеспечению социальной защищенности сельского населения и развитию социально-производственной инфраструктуры сельских территорий.

Итак, государственная поддержка АПК предполагает поддержку и эффективное использование средств государственной помощи.

Государству нужно создавать новые условия для становления, а также устойчивого поддержания паритета цен на сельскохозяйственные товары и промышленные средства производства для села, на средства для фондообразующих отраслей АПК, продукцию этих отраслей, на продукцию растениеводства и животноводства.

Кроме того, в государственных гарантиях нуждается реализация основных видов продовольственных товаров, поступающих в ценах ниже установленных, финансирование устойчивого воспроизводства и плодородия почв.

Сегодня, как никогда, нужно антимонопольное государственное регулирование, поддержка инновационно-инвестиционной деятельности по технико-технологическому состоянию АПК, помощь в воспроизводстве племенного скота, в развитии элитного семеноводства. Важна также экономическая защита сельхозтоваропроизводителей конкуренции импортеров продовольствия. И, кроме того, надо эффективно внедрять систему страхования результатов производства в АПК.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.195.81 (0.026 с.)