Принципы построения вариативных программ для работы с художественно-одарёнными детьми 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы построения вариативных программ для работы с художественно-одарёнными детьми



 

Первоначально определимся, что речь идёт о детях, имеющих некие способности к художественному творчеству и в нашем случае - к изобразительному. Детский рисунок притягателен. Проход по любой художественной галерее объясняет этот феномен. Например, в портрете графини М.В. Воронцовой кисти Зарянко С.В., который искусствоведы называют портретом платья, невозможно отыскать ни одной композиционной ошибки, бросается в глаза техническое мастерство, но после положенного восхищения ловишь себя на мысли, что совсем не помнишь лица с портрета. Совсем другое - портрет А.П. Струйской, написанный Ф. Рокотовым, который вдохновил Н.А. Заболоцкого на создание поэтического шедевра! Детей и самых признанных художников объединяет в своём творчестве глубочайшая эмоциональная заинтересованность, отзывчивость, сопричастность к миру, ощущение себя, как его части. Очень похоже по настроению и наличию художественного замысла говорят художники и дети, например, о цвете, о форме, композиционных решениях.

Но в данном исследовании мы говорим также о наличии у ребёнка предрасположенности в зрительной, слуховой и двигательной сфере и, конечно, об особо развитой высшей нервной деятельности, где свою роль играют мнестические процессы и воображение.

Хрестоматийное определение воображение определяет его как способность человека свободно оперировать прежними впечатлениями, комбинировать их, создавая новые сочетания. Это не входит в противоречие с пониманием воображения, как способности придумывать нечто оригинальное на основе самых ординарных предметов. Эту точку зрения продемонстрировал Р. Эрнхейм в своей книге «Искусство и визуальное восприятие» [40, с. 144-145].

Следует отметить, что художественные способности есть у многих детей (в различных областях творчества), но реализуется он лишь у немногих и буквально у единиц трансформируется в профессию. У остальных постепенно под влиянием школьного образования непосредственность детского восприятия уходит, выстраивается шкала ценностей и оценок.

В преподавании изобразительного искусства детям всегда стояла проблема соотношения академического образования (рисунок, композиция и т.п.) с развитием творческого начала у юных художников. Известны, например, взаимоотношения автора картины «Явление Христа народу» А. Иванова со своим учителем из воспоминаний М. Иордана, который изводил ученика бесконечными придирками, упорно настаивая на строгом следовании канонам.

Действительно, как и возможно ли научить творческому воображению? Каждый человек в художественном произведении создаёт образ, отражающий его замысел, его чувства и переживания. Любой педагог и психолог знает, что этот образ будет адекватен эмоциональному состоянию ребёнка. Но никто не в состоянии предопределить цветовое, композиционное решение художественного произведения, по той простой причине, что это не мои переживания. Более того, педагог не может привнести соответствующее эмоциональное состояние в ребёнка.

По утверждению А.И. Савенкова существует две возможности создать адекватную программу для детей, имеющих способности [27 c. 111]:

. Ускорение процесса обучения, т.е. увеличение темпа обучения, который отражает их индивидуальные особенности развития. Этот подход достаточно эффективен при интеллектуальной одарённости, т.к. позволяет пройти программу учебного года по всем предметам. Но вот для представителей творческих и. в том числе, изобразительных одарённостей такой подход чреват целым рядом школьных проблем и трудностей, зато может быть реализован в рамках внешкольного или внеклассного обучения.

. Обогащение содержательной стороны обучения, которое происходит за счёт обогащенного изучения тем или даже целых предметов (этот подход реализуется в специализированных образовательных учреждениях, где отводится дополнительное количество часов и вводятся дополнительные предметы). Такой подход даёт возможность ребёнку заниматься интересующим его направлением в науке или совершенствоваться в каком-либо виде искусства. При этом в рамках школьного обучения есть возможность обучения и по предметам, которые не входят в сферу интереса вундеркинда. По замечанию Н.В. Зайцевой, такой подход позволяет ребёнку в значительно большей степени удовлетворить свои когнитивные запросы, позволяет учитывать и эффективно использовать их познавательную мотивацию [7., с. 28-29]. Но в то же время эти программы учитывают и индивидуальный темп развития. Конечно, и у данного подхода имеются недостатки - это, в первую очередь, объективные трудности использования данного подхода для организации обучения младших школьников, и, во-вторых, они не работают, сели речь идёт о детях с общей одарённостью.

Следует отметить, что по состоянию на 2012 г. в Российской Федерации было всего 4 специализированные школы (школы-интернаты) для обучения и развития одарённых детей. Они находятся в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске (при Академгородке) и в Екатеринбурге. Тем не менее, нельзя забывать и о специальных классах, а также о довольно мощном внеклассном движении, направленном на данную категорию детей.

В работах В.Э. Чудновского, как первоочередная формулируется задача развития творческого мышления. Часть образовательных программ, предназначенных для одарённых детей, направлено на развитие творческого, логического или критического мышления, умения нестандартно, креативно решать задачи. Эти программы могут создаваться под определённую форму (летние лагеря) или под определённое направление. Здесь поощряется выдвижение креативных, на первый взгляд, абсурдных идей, фантастических решений и подходов. В обучении одарённых детей широко используются новые материалы, инновационные техники. Естественно, что в ходе обучения развиваются навыки исследовательской работы, учат анализировать свою деятельность, используя различные критерии.

Другая часть образовательных программ направлена на развитие эмоционально-личностной сферы. Появление таких программ обусловлено отставанием одарённых детей в эмоциональном развитии. По авторитетному мнению А. Миллера пониженная самооценка, тревожность могут затруднить или даже заблокировать творческое мышление ребёнка [20, с. 99]. Именно поэтому в программах данного типа много внимания обращается на развитие настойчивости, целенаправленности, формировать навыки самопознания, понимания своих сильных и слабых сторон. Развивающие программы могут быть направлены как на развитие личностных характеристик, так и на формирование межличностных отношений, поведенческих шаблонов и т.д.

Говоря о развивающих или образовательных программах для массового контингента, следует отметить, что основным принципом её построения явлется многопредметность, что, впрочем, позволяет решить основные задачи традиционного обучения, об этом в своих исследованиях говорит Н.Б. Шумакова [36, с. 78-79].

Тот же автор формулирует 4 принципа, которые необходимо учитывать, при определении содержания воспитания и обучения для одарённых школьников [36, c. 81]. Эти принципы фактически неотделимы друг от друга:

. Гибкие содержательные рамки, которые делают возможным безболезненно включение тех или иных тематических разделов.

. Объемные содержательные единицы, изучение глобальных проблем.

. Междисциплинарный подход к изучению, который отвечает повышенным творческим воззрениям и формированию целостной картины мира.

. Интеграция тем и проблем для изучения внутри одной или разных областях знаний путём установления взаимосвязей содержательного характера.

Однако Э. Ландау выделяет ещё несколько принципов. Он добавляет очевидный принцип насыщенности содержания обучения, который провоцируется самим детьми за счёт их познавательной или творческой активности. Но в своей книге «Одарённость требует мужества: психологическое сопровождение одарённого ребёнка» [12, с. 108] вводится принцип проблемного характера обучения одарённого ребёнка.

Проблема взаимодействия с одарёнными детьми настолько интернациональна, что в 1975 г. был создан Всемирный совет по одарённым и талантливым детям (WCGTC). С 1988 г. в Европе работает международная неправительственная организация как Европейский комитет по образованию одарённых детей (Евроталант). Направления деятельности этих организаций многосторонен и нацелен на консолидацию усилий и опыта мирового психолого-педагогического сообщества по воспитанию и обучению этой категории детей. Согласно документам WCGTC перечень требований к программам обучения должен (даётся в изложении 7, с 109):

·   предоставлять возможность углублённого изучения выбранных учеником тем;

·   обеспечивать самостоятельное изучение, т.е. руководимое самим учеником;

·   целенаправленно формировать навыки исследовательской работы;

·   развивать творческое, критическое и абстрактно-логическое мышление;

·   стимулировать и поощрять продуцирование новых идей, разрушающих привычные стереотипы и взгляды, вне зависимости от сферы приложения;

·   поощрять создание работ с использованием инновационных техник, технологий, приёмов, способов и форм;

·   способствовать развитию самопонимания и самосознания, пониманию собственной нестандартности, а также пониманию индивидуальных особенностей других людей;

·   развивать умение оценивать результаты проделанной работы, используя для этого различные критерии, а также развивать навыки оценки собственных результатов и продуктов деятельности.

Как видно из приведённого перечня, российские педагоги и деятели культуры и общества имеют сходные подходы к проблеме создания специальных по содержанию программ для талантливых и одарённых детей. Основной проблемой российской школы представляется поиск новых образовательных форм для работы с этими детьми, а также отсутствие стабильности в системе образования.

Проанализировав научную и методическую литературу по проблеме обучения и развития одарённых и талантливых детей, изучив отечественный и зарубежный опыт, можно сформулировать в качестве выводов следующие положения:

. Наличие определённых или общих способностей к какому-либо виду деятельности или области знаний у ребёнка создаёт целый ряд проблем, как в семье, так и в социализации среди сверстников.

. Наиболее выраженные проблемы трудности начинаются вместе с началом организованного обучения.

. Трудности носят разносторонний характер: личностный, социальный, эмоциональный характер.

. Чрезвычайно важна позиция семьи, её мобильность и эмоциональная устойчивость

. Не менее важной представляется личность педагога, который, используя свои знания и умения, а также личностный качества, может найти подход к ребёнку. Особенно ценен в данном случае принцип «Не навреди!»

. И зарубежный, и отечественный опыт показывает, что данная категория детей требует к себе особого отношения, создания специальных условий для развития и обучения. Это касается и методов, и содержательной стороны обучения.

. Всемирный совет по одарённым и талантливым детям сформулировал перечень требований к программам для нестандартных детей, который позволяет учесть повышенную познавательную активность ребёнка, но также предусматривает эмоциональное и личностное развитие.

. Для детей с различными модальностями одарённости нуждаются в различных подходах при организации воспитания, т.к. требует развития у них совершенно разных черт характера и качеств личности.

. Подходы зарубежных и отечественных учёных и педагогов в определении подходов к воспитанию и развитию одарённых и талантливых детей во многом схожи.

. Развивающие программы для данной категории детей могут быть построены либо с учётом увеличения темпа изучения материала, либо за счёт расширения содержания.

Положения, выделенные в главе I и выводы, сделанные из материалов второй главы, лягут в основу организации работы педагога дополнительного образования с одарёнными детьми.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.91.84.219 (0.016 с.)